Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть изображения, оказавшаяся вне фокуса. Эффект боке — правильно произносить это слово с ударением на второй слог — лучше всего проявляется на фотографиях с множеством мелких ярких огней, например уличных фонарей ночью. Но этот термин относится не только к ярким округлым бликам, он обозначает качество любой размытой части изображения.

Автор: James Paterson

image_38

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/10 сек., f/1.8 и ISO 100.

Создание фотографий с такими размытыми участками — один из самых эффектных приемов, который можно использовать при съемке. Он позволяет «растворить» отвлекающие элементы, привлечь внимание к важным частям изображения и превратить ненужные детали изображения в восхитительно мягкие цвета и тона.

Именно поэтому боке уже давно является одним из самых впечатляющих визуальных приемов в арсенале фотографа. Современные смартфоны с двумя объективами способны имитировать эффект боке, но только с помощью специального программного обеспечения. Крошечные объективы и датчики смартфонов не способны обеспечить малую глубину резкости, необходимую для создания естественного боке.

Этот оптический эффект может возникнуть только благодаря объективам и датчикам, которыми оснащены полноценные камеры, и ничто не может сравниться с настоящим, естественным эффектом боке. Раньше многие фотографы считали, что для создания правильного эффекта размытия заднего плана необходима цифровая зеркальная камера, однако такие беззеркальные камеры, как Canon EOS R6, которая использовалась для создания этих кадров, идеально подходят для этой цели, а беззеркальные модели камер начального уровня, например Canon M50 или EOS M6 Mark II, практически ни в чем им не уступают. Все потому, что основное значение имеет объектив, а не камера.

В этой статье мы рассмотрим некоторые основные приемы съемки, навыки работы с камерой и необходимое оборудование, которые помогут сделать ваши фотографии еще притягательнее благодаря завораживающему эффекту боке. Это не просто размытие заднего плана — это еще и создание эффектных бликов, поиск подходящего освещения и формирование композиции из деталей в кадре, которые будут отлично смотреться при размытии.

image_39

Лучшие объективы для создания эффекта боке

Для создания красивого эффекта боке вам понадобится светосильный, то есть оснащенный широкой максимальной диафрагмой объектив — лучше всего выбрать модель со значением f/2.8 или меньшим f-числом. Это одна из основных причин, по которой стоит включить в свой арсенал светосильный фикс-объектив (с фиксированным фокусным расстоянием), даже если это фокусное расстояние уже покрывается одним из ваших зум-объективов. Фикс-объектив с широкой максимальной диафрагмой, такой как Canon RF 50mm F1.8 STM, который использовался для создания этих кадров, позволяет с легкостью размывать фон, превращая детали в красивые светящиеся огоньки. Стандартный объектив с максимальной диафрагмой f/4–5.6 или больше позволяет размыть задний план, однако не сможет создать настолько качественный эффект боке. Конечно, широкая максимальная диафрагма означает, что объектив пропускает больше света, что также бывает полезно в условиях недостаточного освещения, когда появляется возможность максимально творчески подойти к созданию боке.

Однако есть и другая причина, которую следует учитывать, хоть она и не так важна. Объективы по-разному создают эффект размытия, и некоторые из них создают более приятное боке, чем другие. Обычно объектив с большим количеством лепестков диафрагмы создает более привлекательное округлое боке, поскольку каждая точка света повторяет форму диафрагмы. Эффект минимален, если вы снимаете с открытой диафрагмой, то есть с максимальным значением диафрагмы (наименьшим f-числом), поддерживаемым объективом; в таком случае отверстие всегда будет круглым, но невозможно всегда фотографировать только с такими параметрами. Вы можете узнать о том, сколько лепестков диафрагмы у вашего объектива, в прилагаемом к нему руководстве или в технических характеристиках объектива. Семь лепестков прекрасно подходят для создания красивого боке, но девять — еще лучше.

Выбор оптимального значения диафрагмы для создания эффекта боке
Выбор диафрагмы оказывает огромное влияние на то, как будет выглядеть эффект боке на ваших фотографиях. Чем шире диафрагма (чем меньше f-число), тем меньше будет глубина резкости, а значит и задний план изображения будет более размытым. Попробуйте фотографировать в режиме приоритета диафрагмы (Av) или ручном режиме и установить широкую диафрагму (с меньшим f-числом).
Рассмотрим различия между съемкой со значением диафрагмы f/1.8 и f/8. С более широкой диафрагмой f/1.8 фон размывается полностью (фото1). Напротив, при съемке со значением диафрагмы f/8 задний план получается более детализированным и отвлекает внимание от объекта (фото2)

image_40

фото1

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/1.8 и ISO 100.

image_41

фото2

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/8 и ISO 1250.

Оптимальные настройки камеры для создания боке

Режим приоритета диафрагмы позволяет выбрать широкую диафрагму для малой глубины резкости, которая необходима для создания эффекта боке на заднем плане.

В режиме приоритета диафрагмы необходимо также выбрать значение ISO — попробуйте начать с ISO 100 и посмотрите, подходит ли значение выдержки для ваших нужд. В ручном режиме (M) с включенным режимом Авто ISO можно установить значение диафрагмы и выдержки, после чего камера подберет подходящее значение ISO. Секрет заключается в том, чтобы выбрать широкую диафрагму и достаточно короткую выдержку, чтобы обеспечит резкость областей изображения, попавших в фокус, при съемке с рук (попробуйте значение около 1/200 сек.).

Изменение расстояния для более эффектного боке

Увеличение расстояния между объектом съемки и фоном позволит усилить размытие заднего плана. Другим важным аспектом является расстояние между объектом и камерой. Чем ближе к объекту расположен объектив, тем меньше будет глубина резкости. Это означает, что участки фона быстрее окажутся вне фокуса. Обратите внимание, как на наших фотографиях цветы на переднем плане находятся точно в фокусе, а цветы на заднем плане — уже вне фокуса. Чтобы увеличить область размытия, переместите объект ближе к камере и дальше от фона.

image_42

фото1

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/1.8 и ISO 100.

image_43

фото2 

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/1.8 и ISO 100.

На фото1 объект съемки находится на достаточно близком расстоянии от фона, которым выступает кирпичная стена. При таком положении форма кирпичей по-прежнему различима, хотя задний план размыт. Увеличение расстояния между объектом съемки и фоном приводит к усилению размытия заднего плана - фото2.

Выбор оптимального фокусного расстояния для создания боке
Большее фокусное расстояние усиливает эффект размытия заднего плана. Это связано с тем, что угол обзора получается более острым, поэтому в кадр попадает меньший участок фона. Именно поэтому зум-телеобъективы более эффективны, если необходимо изолировать объект и превратить задний план в размытый фон без деталей. Поэтому если вы хотите усилить эффект размытия, сделайте несколько шагов назад и воспользуйтесь функцией зума (или смените объектив) для увеличения фокусного расстояния.

image_44

фото1

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 32 мм, 1/200 сек., f/6.3 и ISO 2000.

image_44

фото2

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 105 мм, 1/200 сек., f/7.1 и ISO 3200.

Обратите внимание на отличия между результатами съемки в двух крайних положениях диапазона зумирования объектива 24–105 мм. При использовании широкоугольного положения диапазона (в данном случае 32 мм) большая часть фона находится в фокусе, поэтому на изображении много отвлекающих зрителя объектов (фото1). Стоит сделать шаг назад и использовать приближение, установив крайнее положение диапазона фокусных расстояний объектива (105 мм), и перспектива сожмется, усиливая эффект размытия фона (фото2)

Как создать эффект боке на переднем плане

Считается, что эффект боке — это в первую очередь красивый фон, но не менее эффектно он смотрится и на переднем плане. Благодаря созданию композиции с элементами, находящимися вне фокуса на переднем плане, вы можете привлечь внимание зрителя к основному объекту. Таким образом, если поднести камеру близко к листве или опустить ниже к земле, то передний план получится размытым. Подобные мягкие детали создают ощущение глубины и являются отличным способом привнести яркие размытые пятна цвета в вашу композицию.

image_46

фото1

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/160 сек., f/1.8 и ISO 100.

image_47

фото2

Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/500 сек., f/1.8 и ISO 100.

Съемка в непосредственной близости от изгороди, обвитой плющом, позволяет запечатлеть размытые листья в левой части кадра и усилить ощущение глубины (фото1). Съемка с нижнего ракурса позволяет добиться не только эффекта размытия поверхности перед объектом съемки, но и визуально «отодвигает» задний план для усиления эффекта боке (фото2)

Как создать яркий эффект боке
Один из самых ярких способов создания боке в фотографии — это использование маленьких ярких источников света на темном фоне или при слабом освещении. Этот впечатляющий эффект легко создать в различных условиях, будь то солнце, пробивающееся сквозь ветви дерева, оживленная улица после наступления темноты, красочные аттракционы или свечи на торте. Если вы хотите попробовать самостоятельно создать этот эффект, начните с гирлянд. Расположите их в кадре на заднем или переднем плане (или на обоих сразу). Находясь вне фокуса, огни гирлянды превращаются в красивое боке.

image_48

image_49

Как придать боке желаемую форму

При съемке с широкой диафрагмой (ее максимальным значением) у вас должно получиться боке округлой формы, поскольку круглым будет и отверстие в объективе. В остальных случаях форма боке определяется количеством лепестков диафрагмы в объективе — как правило, чем больше лепестков, тем более круглой становится диафрагма при открытии и, следовательно, тем более округлым будет боке. На практике эффект боке может быть округлым или шестиугольным — если вы хотите увидеть, какой формы получится боке у вас, просто снимите объектив с камеры, поднесите его к свету и посмотрите сквозь него.

Но почему бы не провести эксперимент и не изменить форму боке? Нужно всего лишь вырезать шаблон и прикрепить его к передней части объектива. Ниже, представлены примеры, как простой кусочек картона превращает обычное боке в множество разноцветных звездочек и снежинок.

image_34

image_36

image_37

Попробуйте сами: создайте натюрморт с эффектом боке

Мы рассмотрели, как огоньки, находящиеся вне фокуса, создают притягательный эффект боке, если выбран подходящий режим съемки. Здесь мы расскажем о простой конфигурации, которую можно попробовать дома для создания натюрморта с эффектом боке. Поставьте объект на зеркальную поверхность, затем расположите смятые листы фольги на заднем плане (но не слишком скомканные — пары сгибов будет достаточно, для того чтобы свет рассеивался, а не просто отражался).

image_50

image_51

Направьте настольную лампу на фольгу и используйте дополнительное освещение, чтобы осветить объект (мы использовали светодиодную панель, но подойдет и обычная лампа). Расположите камеру вблизи от объекта, включите режим приоритета диафрагмы, установите широкую диафрагму — лучше выбрать значение около f/1.8 — и снимайте с низкого ракурса для создания невероятно красивого эффекта боке.

Источник: Canon

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика10 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика1 год назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика1 год назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Создание «планеты» из обычной фотографии

Создание «планеты» из обычной фотографии

Практика10 лет назад
Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них бы...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика1 год назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Практика6 лет назад
Каждую неделю мне приходится общаться со множеством людей, которые хотят научиться снимать (я препод...
Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Практика2 года назад
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу созд...
Я МАГИСТРАТУРА NIKON. Новогодняя съемка

Я МАГИСТРАТУРА NIKON. Новогодняя съемка

Практика4 года назад
Совсем скоро, меньше через месяц, наступит Новый год. И все с нетерпением ждут этого праздника, этой...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика1 год назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Свадебный день с Артуром Погосяном

Свадебный день с Артуром Погосяном

Практика1 год назад
Как снимать свадьбы так, чтобы запомниться? Как запечатлеть традиционные моменты праздника в своем с...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

Практика4 года назад
Лес порадует не только свежим воздухом и сочными оттенками, но и интересными сюжетами для фотографий...
Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Практика2 года назад
За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое и...
Снимаем циферблат: какое установить время?

Снимаем циферблат: какое установить время?

Практика5 лет назад
При предметной съёмке часов в числе прочих возникает и такой вопрос: какое время выставлять на цифер...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Даниил Конторович: Сейчас я практически всегда ношу с собой камеру OM-D E-M1 с этим зумом...

Я снимаю на Olympus. Фотограф Даниил Конторович: Сейчас я практически всегда нош...

Практика8 лет назад
Прежде всего хочу поблагодарить компанию Olympus за возможность познакомиться и несколько месяцев по...
Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Практика1 год назад
Фотографы, от начинающих до самых опытных, постоянно ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы до...
Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить