Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Фотографы любят путешествовать. Потому что происходит смена обстановки, обнаруживаются новые сюжеты и необычная фактура, появляется вдохновение и проч. Из всех видов транспорта, пожалуй, только самолет вызывает в последнее время множество обсуждений. Что сдавать в багаж, что брать в ручную кладь, как поступать с аккумуляторами? В этом материале я постараюсь коснуться большинства важных моментов - при этом замечу, что выводы я сделал по результатам собственного полетного опыта за много лет.

Автор: Александр Бахтурин

image_15

Чтобы сразу развеять самые жуткие страхи, сразу отметить, что с фототехникой можно летать на самолетах: это не запрещается. Другое дело, ее количество и правила провоза конкретной авиакомпании и досмотра конкретного аэропорта. Поскольку я не могу комментировать всех авиаперевозчиков, то дам общие рекомендации.

История вопроса

Правила нынешней безопасности авиаперевозок (теперь к ним бодро присоединяются и другие виды транспорта) изначально были заложены Администрацией транспортной безопасности (Transportation Security Administration, TSA), которая является структурным подразделением Министерства внутренней безопасности (Department of Homeland Security), обеспечивающим безопасность пассажиров в Соединенных Штатах. Организация TSA была создана как реакция на события 11 сентября 2001 года. Собственно, все остальные авиакомпании и аэропорты мира взяли эти правила за основу при создании своих регламентов безопасности.

Подготовка к полету

Прежде чем отправиться в аэропорт, я захожу на сайт авиакомпании, регистрируюсь, чтобы получить посадочный талон, и внимательно изучаю правила, касающиеся провоза электронного оборудования. Затем захожу на сайт аэропорта и также изучаю правила досмотра пассажиров и багажа. Конечно, лучше это сделать не накануне, а за несколько дней. Но ознакомиться с требованиями нужно заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Ручная кладь

Далее вы должны решить, какую аппаратуру сдадите в багаж (сдаваемый багаж), а какую возьмете с собой в салон самолета (ручная кладь). Багаж имеет две характеристики: габариты и масса. Ручная кладь — только габариты. Исключение составляют лоукостеры, которые не ограничивают массу, но ограничивают габариты. Например, если заявлено 10 кг, то не обратят внимание на ваши 11,5 кг. Хотя если больше 12 - могут появиться вопросы.

В любом случае настоятельно рекомендую камеру с тяжелым объективом повесить себе на шею, а сумку с ручной кладью отдать на взвешивание.

К слову, десятилетие назад я разработал фотожилет, который фактически является кофром для фототехники, и он может в нагруженном состоянии весить до 12 кг. Так вот, на весовом контроле к верхней одежде, в том числе к моему фотожилету, вопросов не возникает. Тяжелые вещи висят на плече или находятся в фотожилете. Соответственно, сумка взвешивается в полупустом состоянии. Её можно наполнить уже в стерильной зоне.

При прохождении контроля службы безопасности я просто снимаю фотожилет и кладу его в отдельный ящик. И опять-таки, вопросов к нему, как к одежде, никогда не возникает. У меня только одно требование: фотожилет должен иметь надежно закрываемые карманы, чтобы ничего не выпало.

Правда, по некоторым новым рекомендованным правилам, в карманах верхней одежды ничего быть не должно, следовательно, перевозка фототехники в фотожилетах также может быть запрещена. Но я с этим пока не столкнулся.

Некоторые авиакомпании добавляют, что в результате усиления мер безопасности в аэропортах провоз фотоаппаратуры допустим только в сдаваемом регистрируемом багаже. Спорить с этим бесполезно, и все зависит от конкретной ситуации. Просто имейте в виду.

В любом случае я не рекомендую возить фототехнику в собранном виде, поскольку так она занимает много места. А если вас попросят установить объектив на камеру, можно возразить, что «у вас пыльно». Как правило, это работает, потому что сотрудники аэропорта понимают, что перед ними квалифицированный специалист. Но они действительно имеют право увидеть электронное оборудование включённым и лежащим в отдельных лотках для каждого гаджета.

Если вы являетесь членом творческого и/или профессионального союза, то не стесняйтесь заявить от этом. Например, прикрепите к вашей фотосумке соответствующую символику: Русское географическое общество, Русское фотографическое общество, Российский фотосоюз, Союз фотохудожников России, Союз архитекторов России, Royal Photographic Society, Leica Historical Society of America, Magnum Photos, Wedding and Portrait Photographers International и проч. Наконец, постарайтесь сразу продемонстрировать камеру с внушительным объективом. На непосвященных людей это оказывает моментальный и нужный фотографу эффект.

image_16

 Упаковка багажа

Дополнительные объективы, зарядные устройства, вторая (третья) камера — все это укладывается в регистрируемый багаж. Желательно в упаковке, защищающей от ударов, вибрации, пыли и влаги. И техника должна быть размещена среди вещей так, чтобы они создавали амортизационный слой на случай, если ваш багаж будут кидать нерадивые грузчики. Если сделано все правильно, то техника внутри лежит плотно, фактически находится в подвешенном состоянии. В моей практике были случаи, когда трескались бленды (фиксируются на объективе перевёрнутыми - отчего не зря называются защитными), но техника оставалась живой, и за многие годы ничего не вышло из строя. Наконец, багаж нужно обязательно обмотать пленкой, сейчас эта услуга есть практически в каждом аэропорте — так будет надежнее.

Блоки питания электроники в вашем багаже не должны выглядеть хаотичным клубком из проводов, иначе они привлекут повышенное внимание сотрудников безопасности аэропорта. Это должны быть аккуратно смотанные (забухтованные) провода, зафиксированные липучкой и помещенные в отдельный пакет. В этом случае никаких ассоциаций провода не вызовут.

Если вы используете беззеркальную камеру и адаптируемую к ней оптику, то не соединяйте в единую «трубу» адаптерные кольца - они тоже «плохо» выглядят на рентгеновском снимке. Все прекрасно знают, что в настоящее время провозу жидкостей уделяется особое внимание: ограниченный объем, специальная тара, все емкости с жидкостью в ручной клади упаковываются в прозрачный пластиковый пакет, который опечатывается после сканирования, и так далее.

Чистящие жидкости для фотооптики подпадают (!) под эти ограничения, поэтому их лучше положить в багаж, и то в минимальных количествах. Пользуйтесь сухими чистящими системами — оставьте в ручной клади клапанную грушу и чистящий карандаш.

Аккумуляторы

К сожалению, до сих пор во всем мире не сформированы единые требования к провозу Li-Ion-аккумуляторов. Единых правил просто нет как среди аэропортов, так и авиакомпаний. Одни требуют помещать их в сдаваемый багаж, другие - в ручную кладь. В любом случае будьте готовы к тому, что вас попросят предъявить аккумуляторы, потребуют переложить и проч.

Кассета/холдер для элементов питания типоформата АА, изготовленная из прозрачного пластика, на рентген-контроле выглядит как...магазин с патронами, а пакет с аккумуляторами - как взрывное устройство. Поэтому не удивляйтесь, что вас попросят показать, что находится внутри багажа.

Поскольку сотрудники безопасности аэропорта имеют право попросить вас продемонстрировать работоспособность электроники — фотокамеры, ноутбука, планшета и проч., советую держать запасной аккумулятор, USB-зарядник и минимум необходимых кабелей в ручной клади.

Габаритное оборудование

А как провозить габаритные аксессуары, например, штативы и стойки для света? С собой имеет смысл брать легкий штатив, который помещается в чемодан. Притороченные к кофру/рюкзаку штативы, даже компактные, торчащие из ручной клади моноподы - не приветствуются (их терпят, но не любят) ни службами безопасности аэропорта, ни авиаперевозчиками. Все остальное дополнительное оборудование следует арендовать на месте, и этим лучше озаботиться заранее.

Ну, а если вы все же везете с собой, например, осветительное оборудование, то оно оформляется как специальный негабаритный багаж, так же как горные лыжи, сноуборды и проч. Кстати, имеются специальные кейсы для ламп, стоек и фонов. Сверху размещается наклейка: «Опасно, не ронять, стекло».

Психологическая подготовка

Отдельно следует остановиться на поведении (психологии) пассажира, который готовится к полету на самолете. Не нужно думать, что сотрудники безопасности внимательно изучают только ваши вещи. И вас они тоже изучают, причем заранее, до того момента, как вы подошли к пункту досмотра. Не важно, как это делается — с помощью персонала или видеокамер наблюдения: важно понимать, что ваше внутреннее состояние может вызвать вопросы. Вам нужно знать свои права и не иметь намерения нарушать правила, и тем более закон. Однако у людей перед любой долгой поездкой может появляться состояние волнения. Чтобы этого хоть как-то избежать, советую приезжать в аэропорт пораньше.

Сканеры

Отдельно следует сказать про воздействие сканеров на фототехнику (про пленку в этой статье ничего говорить не будем). Цифровая фототехника в выключенном состоянии и карты памяти не боятся рентгеновского исследования системы транспортной безопасности. Но магнитное поле новейших аппаратов объёмного (вихревого) сканирования может оказываться причиной сбоев в аппаратуре.

Аппараты вихревого сканирования (следует отличать от аппаратов линейного сканирования) поступили в эксплуатацию в 2011–2017 годах. Они представляют собой круглую камеру, в которой сканирующий луч «вращается» вокруг багажа. Надо сказать, что такой сканер опасен для включенной техники, в которой установлены аккумуляторы. Они не взорвутся, но самой аппаратуре будет причинен ущерб.

Потому при прохождении контроля безопасности я рекомендую извлечь из цифровой камеры блок питания и положить его в ручную кладь или в карман жилета. Карты памяти лучше поместить в прозрачный пакет со статическим экранированием (в таких продаются жёсткие диски) и поместить в карман одежды. Когда потребуют показать личные вещи, то карты памяти следует отдавать только под ручной досмотр. Если они попадут в вихревое поле сканера, то процессор карты может выйти из строя.

В случае с вихревым сканерами ситуацию не спасет даже использование рентгенозащитных средств. Более того, когда имеется рентгенозащитный пакет, то система сканера (автоматически) увеличивает мощность, которая фокусируется именно в ту точку, где есть защита.

image_17

Таможенный контроль

Если вы выезжаете в зарубежную страну или возвращаетесь из-за границы домой, то на таможенном контроле могут возникнуть вопросы к вашей технике. Как в ту, так и в другую сторону.

Сразу отмечу, что чеки с собой иметь совершенно не обязательно. Техника находится в личном пользовании. А то, что она выглядит как новая, означает, что фотограф аккуратно с ней обращается.

В некоторых случаях могут попросить заполнить бланк декларации примерно с такой формулировкой: «Данная аппаратура является моей личной и не будет продаваться». В моей практике было всего три случая, когда я ее заполнял. Однако по возвращении никто у меня ее не спрашивал. Заикаться о презумпции невиновности - вредно.

Наконец, если вы приобрели в другой стране фототехнику в личное пользование, то упаковочную коробку рекомендую сложить плоско и положить в чемодан. Карт памяти можно провезти много с объяснением: «Я много снимаю».

Съемка в полете

Не секрет, что многие люди любят снимать во время полета. В то же время все прекрасно помнят, как перед взлетом и посадкой командир воздушного судна объявляет о необходимости отключить на это время все электронные приборы. Тем не менее некоторые несознательные граждане игнорируют это требование, якобы ничего страшного не произойдет.

Следует отметить, что запрет на использование электронных приборов, в том числе цифровых фотокамер, существует не просто так. Любой человек, знакомый с авиационной безопасностью, скажет, что раз не разрешают - значит, нельзя.

Еще раз подчеркну: если командир воздушного судна приказал выключить электронные приборы, значит, это надо сделать. В случае сбоя работы приборов (или при усталости психики экипажа) воздушного судна проблемы будут не только у этого горе-фотографа, но у всех пассажиров. Поэтому лучше не рисковать.

Во время самого полета на борту многих самолетов работает внутренняя защищенная сеть Wi-Fi, она специально выделена для использования пассажирами и не может повлиять на электронику воздушного судна.

Другой момент связан, собственно, с процессом фотосъемки во время полета, когда вы хотите запечатлеть членов своей семьи или друзей. Ситуации бывают разные, но иногда в кадр попадают посторонние люди, и они могут оказаться недовольны вашими действиям. Компактная камера, в силу своей внешней "несерьёзности", вызывает много меньше вопросов.

Спорить не нужно, скорее следует предупредить о ваших намерениях. Сразу указывайте, что вы хотите сфотографировать «вот его». Улыбайтесь, показывайте сделанные кадры, чтобы убедить пассажиров. Поверьте, если фотограф действительно хороший и обаятельный, многие люди сами попросятся к нему в кадр...

В противном случае на ваши действия могут пожаловаться командиру воздушного судна. Вам сделают замечание, инцидент будет зафиксирован в бортовом журнале. А что произойдет потом, можно только догадываться.

Заключение

Надеюсь, у фотографов, которые дочитали статью до конца, не пропало желание летать самолетами. Действительно, проблем много, но все они решаются. Наконец, не нужно изначально настраивать себя на худшее. Главное — позитивное настроение. С ним вам будет максимально легко подняться в небо.

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика12 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Практика3 года назад
Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть из...
Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Практика11 лет назад
В этой статье мы продолжим разговор о цветовой гармонии и композиции. Совершенно очевидно, что в фот...
Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Практика2 года назад
Начинающие фотографы зачастую боятся работать в студии, ведь существует столько нюансов, которые важ...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика2 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика2 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Практика3 года назад
Ночная уличная и городская фотография на самом деле может быть не такой сложной. Помощниками здесь м...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен,...

Практика10 лет назад
Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он пока...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: Auto ISO выписывает страховку

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: Auto ISO выписывает страховку

Практика9 лет назад
Съемка репортажей со спортивных и других мероприятий является одним из наиболее сложных жанров, треб...
Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Практика8 лет назад
Больше всего Сергей любит фотографировать медведей. Он один из немногих фотографов, кому удалось под...
Как белый снег сделать белым

Как белый снег сделать белым

Практика2 года назад
Зиму я люблю меньше, чем осень или лето. И дело не в холоде. По части холода как раз всё наоборот. Е...
Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Практика3 года назад
Будь то сияющая оранжевым светом сфера, возвышающаяся над горизонтом, или очертания серебристого мес...
Перелет, паспорт, камера: 10 лучших советов по трэвел-фотографии

Перелет, паспорт, камера: 10 лучших советов по трэвел-фотографии

Практика5 лет назад
Куда вы планируете отправиться этим летом? Неважно, чего именно вы хотите, — провести время на пляже...
Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить