Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько многообразна природа, настолько широка гамма чувств, которые способна пробудить качественная работа фотографа. В то же время за таким результатом кроется тяжелый труд автора. Снимок — всего мгновение, но его поиск и ожидание может длиться годами. И ещё есть такая особенность жанра. В определении «хорошести» практикующие фотографы плохо сходятся. В истоках wildlife photo - документальная анималистика. Последователи-ортодоксы плохо приемлют порывы своих коллег, для которых образы природы – источник фантазий и поле применения самых разных творческих приемов. Но куда бы вы ни двинулись в своих порывах, некоторые общие советы и комментарии могут пригодиться.

Автор: Виктор Тяхт (Instagram, Facebook)

a9520dc1c376b3f42ebc0eca880a6764

«Болотная сова». Ставропольский край, 2020. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/800 с, f/6.3, ISO 640, f=600 мм

Выбор первой камеры и объектива

Если вы начинающий с нуля, то никаких специальных, относящихся именно к дикой фотографии, советов быть не может. С нуля и начинаем: композиция, свет, ритм, технологические штудии, чем ISO отличается от диафрагмы и проч. Чаще ходите в музеи и пытайтесь понять, чем вам нравятся те или иные картины. Ни в коем случае не гонитесь за топовой техникой. Это всё от лукавого, и за большие деньги камеру с кнопкой «шедевр» не купишь.

Если имеется некоторый опыт, но захотелось специально заняться природной тематикой, тоже не бегите покупать новую камеру. Новый опыт покажет, чего вам недостает со старой. А вот по объективам, да, могут потребоваться апгрейды.

Следует помнить, что природная фотография многообразна по своим жанрам: анималистика (сильно разная!), макро, пейзаж, подводная съемка. Если вас прельщает карьера многостаночника, безусловно, придется вложиться в технику. Но очень рекомендую не распыляться. Чем уже специализация, тем больше шансов выйти на хороший уровень. Кроме того, реальность и трудозатраты на получение привлекательного кадра может охладить ваш пыл неофита. Так что точно не торопитесь. В эту касту просто за деньги не попадают.

Один совет могу дать ответственно. Первый телевик берите с зумом. Даже если позже дорастете до объектива 600/4, стандартный зум типа 100-400 под разные сюжеты все равно будете носить с собой - не откажетесь от него.

01

«Щур». Горно-Алтайск, 2021. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/320 с, f/6.3, ISO 500, f=600 мм

К популярному тезису «снимает фотограф, а не фотоаппарат» все привыкли и считают его чуть ли не символической и... бессодержательной мантрой. В то же время хорошо известен такой случай.

Фотограф дикой природы Игорь Шпиленок как-то провел целый год на Камчатке без возможности выехать. За это время утопил почти всю свою фототехнику, кроме очень простой камеры и приличного 300-мм объектива. И вот с этим комплектом он отснял за год такие материалы, которые потом легли в основу книги, ставшей бестселлером.

Следующий совет. Только осознав на основе конкретных примеров, чего именно вам не хватает в камере или объективе, начинайте копить деньги на обновки.

Я фототехнику никогда не топил, но в процессе погружения в фотографию поменял несколько камер и объективов, следуя именно этому алгоритму. Сейчас мой основной комплект: Sony Alpha 7 III, объективы Sony FE 200–600 мм f/5.6–6.3 G OSS и Sony FE 90 мм F2.8 Macro OSS и обязательная на все случаи жизни камера Sony RX10M4 с несменным объективом, который представляет собой мощный зум экв. f=24-600 мм. От «десятки» никогда не откажусь, а по остальному хозяйству желательный апгрейд для себя уже знаю. И сразу скажу, что иногда камера RX10 принципиально необходима по своим характеристикам, а иногда способна заменить комплект другого ценового диапазона без какого-либо ущерба для качества.

02

«Ушастые круглоголовки». Харбинский заказник, Калмыкия, 2021. Этот снимок можно сделать только на камеру Sony RX10М4. Параметры съемки: 1/3200 с, f/6.3, ISO 400, экв. f=600 мм

Планирование и ожидание кадров

Дикая природа — всегда неожиданные съемочные ситуации. В то же время нужно привыкнуть к железобетонному правилу планирования. Это сложно, но подобная практика проверена и перепроверена. Большинство действительно удачных кадров сделано именно так. Слово «удача» в смысле «повезло» вообще отправляется в бан. Выигрыш в лотерею возможен, и такое-таки может случиться, но ждать именно его не следует.

Первое дело - объекты. Не гоняйтесь за птичкой. Пусть она сама прилетит и сядет, куда вам нужно. Я соседствовал на расстоянии вытянутой руки с зайцами, лисами, сайгаками, пеликанами, водяным пастушком, тетеревами и еще много с кем. Как так? Знание – сила. Или учитесь сами, или покупайте это умение у опытных гидов и консультантов. Правда, их не очень много в России. И главное не дергайтесь. Природа суеты не любит.

Не стыдитесь начинать с копирования – это правильный ход. Я сам практиковал такое в пору своего ученичества. Выбирал автора и разбирался до мельчайших деталей в том, как он это делает. Да и сейчас, увидев необычное представление обычной модели, стараюсь сначала повторить (если понравилось), а уже потом брать на вооружение. Только не замахивайтесь сразу на монстров фотодела. Начните, например, с приятеля, у которого что-то получается лучше. Не брезгуйте простыми сюжетами. Работайте первым делом на околице «своей деревни». Потом применяйте накопленный опыт в каких-нибудь занзибарах.

03

«Силуэтные сайгаки на рассвете». Меклетинский заказник, Калмыкия, 2020. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/5000 с, f/6.3, ISO 800, f=394 мм

Будущее изображение полезно представить себе в виде основных элементов и их расположения. Даже лучше нарисовать в самом упрощенном схематическом виде. Да, для этого следует заранее узнать о своем герое, а сделать это лучше всего не по книгам и рассказам бывалых (хотя это тоже крайне желательно), а при общении с ним. В самом начале творческого пути можете делать даже мысленные рисунки. Именно такой подход поможет найти нужные сюжеты и подстроиться под них.

Рисунок нужен даже для простейшего сюжета с птичкой на веточке. На какой именно она сидит, с каким фоном, при каком освещении и в каком углу кадра (по центру очень редко бывает хорошо!). Подобный подход гораздо результативнее, чем просто бродить с камерой. Возьмите за правило во время фотоохоты искать хоть какие-то сюжеты и иметь в запасе план их представления, чтобы в нужный момент оставалось просто реализовывать задуманное.

Я много раз снимал сайгаков. Милые создания. Но стоило отстреляться в дежурных позициях и получить нескольких очевидных мизансцен, как возникал вопрос: «Что делать?».

Перед очередной поездкой у меня был уже расширенный список сюжетов: контрастные, но чуть подсвеченные силуэты на рассвете; плотное стадо антилоп с акцентом на глаз одной из них; широкий угол при возможно близком прыжке сайгака. Три фотографии, приведенные ниже, это те сюжеты, которые я специально искал и к которым готовился. Хотя, следует отметить, они не отражают в точности первоначальный набросок.

04

«Сайгаки». Меклетинский заказник, Калмыкия, 2019. Sony RX10M4, 1/2500 с, f/6.3, ISO 400, экв. f=600 мм

Полная готовность фототехники

Удивительно, но от множества опытных фотографов слышал истории про забытые дома карты, разряженные аккумуляторы и проч. Поэтому, придумав сюжет и отправившись на его поиски, обязательно будьте готовы непосредственно к съемочному процессу. Звучит это странно, но множество «страшных историй» про несостоявшийся кадр заставляет написать про это отдельно.

Со мной однажды случился вообще анекдотический случай. Я готовился к фотосессии с бобром в очень привлекательном окружении. Нашел место, разобрался, как падает свет и как пойдет волна, когда появится бобёр, представил геометрию упавших деревьев и определил наилучшую точку съемки. Солнце опускалось в самую выгодную позицию - всё складывалось идеально. Вдруг из воды появляется бобёр. Точно в том самом месте. А камера... лежала от меня в пяти метрах.

Несколько секунд он смотрел на меня удивленно: «Ну вот я, что ж ты, дурень, не фотографируешь?». Обиженно ударил хвостом (пошли те самые круги с отражением теплого света) и скрылся под водой. С тех пор я стараюсь во время фотоэкспедиций всегда держать камеру при себе. Всегда - без исключений. Но и без таких анекдотов ситуации могут случиться самые неприятные, поэтому перед каждым выходом всегда проверяйте свой фоторюкзак. Отсутствие поляризационного фильтра может сгубить нужный кадр на воде. Без отражателя макросъемка в контражуре будет сильно отличаться от запланированного результата.

Один телеобъектив с минимальной дистанцией фокусировки 2 метра будет вами проклят, когда в 1 метре из-под земли вылезет ласка (и у меня был такой случай). И уж, конечно, карты памяти и аккумуляторы проверяйте всегда - не ленитесь.Наконец, нужно мыслить не отдельными снимками, а сериями, полноценными фотопроектами. И все это следует продумывать заранее и только потом отправляться на съемку.

07

«Степной кот». Меклетинский заказник, Калмыкия, 2021. Этот снимок, наверное, самый ценный, который я сделал в 2021 году. Хотя, может быть, с изобразительной точки зрения здесь мало привлекательного. Кот доставил мне невероятную радость, которая бывает не только от фотоснимка, но и от самого факта увиденного. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/3200 с, f/6.3, ISO 800, f=600 мм.

Несколько лет в ожидании одного кадра

Все фотографы хорошего уровня готовы ко многим часам-дням-неделям ожидания своего кадра. Некоторые проекты растягиваются на несколько лет. Неудачи анализируются, подготовка повторяется на новом уровне, и снова - на место, чтобы повторить попытку. Наверное, эта готовность – один из характерных признаков серьезного природного фотографа. Да, еще и готовность принять тот факт, что при абсолютной технической готовности зверь может просто не появиться.

У меня богатый опыт сидения в засидках. И, скажу честно, совершенно этим не напряжен. Не в этот раз, так в следующий... А награда за терпение обязательно будет.

Например, в 2021 году мы получили от инспектора заповедника в Калмыкии очень ценную наводку на нору степного кота. Разделить ожидание я пригласил двух коллег. Они продержались пару дней. На третий (и последний перед отъездом) я остался у норы один. Фактически собственным телом удерживал палатку при порывах ураганного ветра. И свершилось. Давно желаемый и казавшийся недоступным при своей скрытности кот, наконец, показался из-под земли.

08

«Удод и зеленая щурка». Дагестан, 2021. Чтобы снять этого кадр, мне потребовалось в общей сложности 25 часов. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/4000 с, f/6.3, ISO 800, f=600 мм

Еще один пример терпеливой работы с сюжетом, когда хотелось сделать именно задуманный кадр. В Дагестане мне удалось оказаться около крупной колонии зеленых щурок как раз во время их подготовки к гнездованию. В первый день за четыре часа подходящего для съемки света я реализовал программу-минимум. Лежа на животе, отпортретировал щурок во всех видах и заснял все полетные ракурсы. Одновременно пытался найти интересные сюжеты. В результате подсмотрел два.

Один оказался очень редким – охота сокола на щурок. В течение последующих пяти дней постоянно держал его в голове, но... ничего не вышло. Второй кадр нарисовал себе в деталях. Над полем одновременно роилось более сотни щурок, пролетающих над гнездами. Иногда самцы были с пищей, ритуальным подношением для самок. И одновременно на это же поле прилетал удод, хотя скорее всего две или три разные птицы. Мне захотелось поймать в кадр обеих ярких птичек.

Всякий раз при появлении удода я ловил его в правый нижний угол кадра, при этом мониторил вторым глазом появлении поблизости летящей щурки и в нужный момент включал серийную съемку. Итоговый результат почти точь-в-точь соответствует замыслу. Сколько выстрелов ушло вхолостую – даже не берусь оценить. А всего на кадр ушло суммарно 25 часов.

09

«Летучая дачная мухоловка (мухоловка-пеструшка) на десятый год съемки». Московская область, 2020. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/2000 с, f/7.1, ISO 3200, f=600 мм

Фотограф как натуралист

По мере погружении в фотоанималистику вы найдете локации для съемок в те периоды, когда нет возможности отправиться в далекие экзотические места. Для меня это соседний парк в Москве и дачный участок в Подмосковье.

Уже давно сложился список любимцев, про повадки которых я многое знаю. Также сформировался набор возможных сюжетов, которые я хочу отснять. Это весенний прилет и токование гоголя; летающие мухоловки у гнезда; весеннее пение яркой трещотки в еще безлиственном лесу; дятлы с вылетевшими птенцами; полевые мыши под кормушками и ласки, этими мышами питающиеся, и проч.

Конечно, год на год не приходится. Некоторые из сюжетов мне удается поймать раз в пять лет. В любом случае ожидаемое поведение подарит вам очень хороший шанс. Но не ленитесь проверить в нужное время, есть ли условия для съемки такого ожидаемого поведения.

Обязательно превратите время без фотоаппарата в подготовительный период. Наблюдайте, особенно в тех самых ближних локациях, что и когда происходит. Лично мне удавалось даже заснять поведенческие сюжеты, удивительные для специалистов. В свое время пытался собрать статистику. Оказалось, что более трети моих фотографий, попавших в финалы всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, именно из парка и с дачи.

10

«Лиса, съемка с нижнего ракурса». Харбинский заказник, Калмыкия, 2021. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/4000 с, f/6.3, ISO 500, f=400 мм

Экстремальные условия нижнего ракурса

Давайте разберём для примера одну из технических рекомендаций. Правило, которое де-факто стало законом. Снимайте ниже, еще ниже… и еще ниже (это относится, конечно, к наземным моделям). Когда фотограф-анималист отправляется на съемку, он всегда должен быть готов к тому, чтобы... упасть в грязь.

Животных, а тем более небольших, интереснее снимать с нижнего ракурса. Всегда следует находиться на уровне героя. Если поленитесь опуститься, то, как правило, получится откровенная ерунда. Более того, иногда приходится даже закапываться в землю, чтобы получить нужный угол съемки. Типичный пример на картинке (см. ниже). Она никакая не выдающаяся, но сделана правильно. Лисичка была добра и почти не реагировала на автомобиль. Однако из окна машины получалось совсем уж скучно. Пришлось потихоньку вылезать и прятаться в глубокой колее. Так и был реализован правильный ракурс.

Так что выбирайте экипировку с учетом возможности собственного приземления. И не жалуйтесь, что коленки не гнутся. Работайте с ними (коленками), как и с чисткой матрицы, регулярно.

11

«Желтые суслики». Меклетинский заказник, Калмыкия, 2021. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/1600 с, f/8, ISO 1000, f=400 мм

Как выбирать визуальные ориентиры

Начинающим фотографам следует забыть популярную (среди них) фразу «Я так вижу!». Существуют вполне объективные понятия о композиции и гармонии, и оспаривать это бесполезно. Не запрещено, конечно, но у зрителей и слушателей, поверьте, не будет никакого желания выслушивать дилетанта. Гораздо продуктивнее найти пример для подражания.

Не стоит стесняться повторять то, что делают другие фотографы. В принципе, это очень хороший прием. Пускай будет получаться не так хорошо, как у лидеров, зато ты всегда будешь стремиться к качеству в правильном направлении.

И еще раз повторю: анализируйте любые попадающиеся на глаза картинки. Например, чтобы оценить их «неправильность», по сравнению с канонами, и понять, чем эта «неправильность» может быть художественно оправдана.

Другой аспект. Мы живем в мире, где много мусорной информации, которая буквально атакует ваше восприятие, не предоставляя реперных точек качества. У этого визуального контента нет оценки, или эта оценка бывает абсурдной. Часто нет контекста, без которого оценивать контент просто нельзя.

Поэтому ищите образцы в компетентных проверенных источниках. Особенно увлекательно изучать результаты лучших мировых фотоконкурсов по дикой природе, сравнивать их, выделять модные тренды и вечные ценности. Там вы сможете увидеть интересные и совершенно невероятные вещи. Некоторые решения вам будут непонятны, и на начальном этапе к ним нужно просто присмотреться. Понимание или осознанное отвержение придут позже.

12

«Зеленая щурка». Дагестан, 2021. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/2500 с, f/6.3, ISO 400, f=600 мм

Фототуризм: за и против

В фотоанималистике есть один спорный момент, связанный с подготовкой съемочного сюжета. Одни фотографы считают, что правильно самостоятельно изучать повадки животных, искать места их обитания, ждать и проч. Другие фотографы, как правило, состоятельные, пропускают этот этап и прибегают к услугам профессионалов, которые для них проводят всю подготовительную работу и просто привозят в нужное место к определенному времени. В результате им остается только ждать в засидке, когда появится животное, или приезжать к нему на встречу в джипе. На известные и каталогизированные пейзажные точки вас тем более уверенно привезут перед наступлением режимного времени, причем с точностью до нескольких минут.

Некоторые брезгуют таким фототуризмом, другие, наоборот, не видят для себя другой возможности. Здесь я совершенно не ригорист и ничего плохого в грамотно подготовленных фототурах не вижу (только учтите, и здесь встречаются жуликоватые типы).

В какой-то степени участие помощников часто совершенно необходимо, и это никак не низводит пользователя в низшую касту. Ведь у меня в руках камера, разработанная и изготовленная огромным коллективом людей. Фактически я пользуюсь их инженерными услугами, и меня это нисколько не смущает. Так почему должны смущать услуги профессиональных биологов, рейнджеров и фотографов-анималистов, которые создают все условия для успешной фотосъемки?

Только будьте готовы: в турах по каталогу чаще всего будут доступны те стандартные сюжеты, которые сняты многократно. И даже признак высшего мастерства – сделать в обстановке повторяемых условий свой оригинальный кадр.

13

«Заяц-толай». Сайлюгемский национальный парк, Горный Алтай, 2021. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/4000 с, f/6.3, ISO 1600, f=600 мм

Состояние естественной свободы

Другой спорный вопрос касается съемки животных в пределах населенного пункта. Многие фотографы-анималисты полагают, что животных нужно снимать строго за пределами городов. На мой взгляд, единственное требование заключается в том, что животное должно находиться в состоянии естественной свободы. Иными словами, зоопарк - нет, домашние животные — нет. Но, если лось зашел в город или белый медведь – на окраину поселка, возникает очень интересный и достойный внимания сюжет. Примечательно, что тема взаимоотношения человека с природой (в том числе с дикими животными) все в большей степени присутствует в конкурсах и на выставках. И здесь российские фотографы часто упускают интереснейшие возможности, стремясь убрать из кадра любые признаки «неправильного» окружения.

Уважительное отношение к природе

Большинство активно работающих отечественных фотографов-анималистов входит в Союз фотографов дикой природы России. Все они разные, но объединяет их одно качество — уважение к природе. И пускай вас не смущает эта пафосная фраза. Если фотограф не испытывает подобного чувства, такое отношение рано или поздно проявится в работах - в них появится фальшь. А если о пренебрежении правилами общения с живым миром станет известно, его просто исключат из сообщества.

Фотограф действительно может внести реальный вклад в защиту природы. Самый яркий тому пример — Игорь Шпиленок. Именно его фотоработы послужили окончательным толчком для создания в 1987 году заповедника «Брянский лес». А сейчас сотрудники природоохранных территорий (парки, заповедники и проч.) часто сами приглашают фотографов-анималистов. Почему? Да потому что, когда мы появляемся с фотокамерами и мощными телеобъективами, браконьеры пугаются, что их застукают. Конечно, это не самое радикальное средство борьбы с ними, но все же...

14

«Аргали». Сайлюгемский национальный парк, Горный Алтай, 2021. Sony Alpha 7 IIISony FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS, 1/1250 с, f/6.3, ISO 1000, f=600 мм

Продолжая природоохранную тему, следует сказать, что фактически частью определения фотографа дикой природы стало следование заповеди «Не навреди». Мы лучше других видим, насколько природа уязвима. И речь вовсе не о бездействии, а о крайней осторожности при общении с природой, особенно при взаимодействии с ней. Не знаете о последствиях – лучше повремените, разузнайте у специалистов, какое влияние окажут ваши действия.

К примеру, не следует лезть в гнезда с неоперенными птенцами, да и вообще туда лучше не лезть. Нужно очень умеренно применять звуковые приманки (кстати, в некоторых странах есть даже определенный запрет). Не стоит устраивать без соответствующих консультаций приманочные кормежки для крупных хищников. Следует контролировать допустимое расстояние приближения к зверю.

И еще в обязательный набор приличий для меня входит неприемлемость обмана как своих коллег, так и публики. Врать вообще нехорошо, а уж выдавать ручного или зоопаркового зверя за дикого никуда не годится. И даже хитрости с публикацией невольных зверей и птиц в общей ленте с дикими сюжетами без соответствующих комментариев – ну, это совсем некрасиво.

Заключение

Когда я решил полностью посвятить себя фотографии, с сожалением пришлось отказаться от многих вещей, которые наполняли жизнь. Был большим театралом. Теперь хожу в театр раз в... пять лет. Однако признаюсь, нисколько не жалею об этом, хотя надеюсь, что другие не будут повторять мой опыт. Но фотография дикой природы дарит не менее сильные эмоции. Захватывающе интересен не только процесс фотографирования, но даже само нахождение в условиях дикой природы. Дикие фотографы – счастливые люди, иногда им удается стать свидетелями совершенства в реальности. За дикими животными интересно просто наблюдать. И в какой-то момент появляется желание показать этот необычный мир остальным людям. Фотографу хочется делиться увиденным, сделанным, своими эмоциями. Потому что чем больше он отдает, тем больше получает сам. Уже от природы.

Источник: SonyAlphaPro

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Практика2 года назад
Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть из...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика1 год назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика2 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика10 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Практика2 года назад
Будь то сияющая оранжевым светом сфера, возвышающаяся над горизонтом, или очертания серебристого мес...
Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика1 год назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Свадебный день с Артуром Погосяном

Свадебный день с Артуром Погосяном

Практика1 год назад
Как снимать свадьбы так, чтобы запомниться? Как запечатлеть традиционные моменты праздника в своем с...
Создание «планеты» из обычной фотографии

Создание «планеты» из обычной фотографии

Практика10 лет назад
Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них бы...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика2 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Практика6 лет назад
Каждую неделю мне приходится общаться со множеством людей, которые хотят научиться снимать (я препод...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен,...

Практика8 лет назад
Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он пока...
Грани времени семейного альбома

Грани времени семейного альбома

Практика8 лет назад
Однажды мне приснился сон: я, маленькая девочка, бегу по огромному зеленому полю. Ярко светит солнце...
Фотосъёмка абстрактных портретов

Фотосъёмка абстрактных портретов

Практика1 год назад
В истории искусства человека успели выразить через множество абстрактных образов — от кубизма Пикасс...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили р...

Практика8 лет назад
Получив камеру OLYMPUS OM-D E-M1, я сразу провел несколько сьемок, на улице и в помещении, пробовал ...
Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…

Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как н...

Практика8 лет назад
Долгими зимними вечерами, когда за окном холодно и быстро темнеет, отчего на душе фотолюбителя стано...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить