Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу создавать изображения, как будто бы, из другого измерения. Выражение «нишевый» используется, потому что получение «идеального» инфракрасного снимка требует иного подхода в оценке композиции, понимания ограничений инфракрасного спектра и способности эффективно настраивать параметры экспозиции в меняющихся условиях. Именно по этим причинам многие фотографы не хотят использовать ИК-пленку. Однако эта статья не только расскажет о преимуществах инфракрасной пленочной фотографии, но и покажет, что даже новичок может добиться выдающихся результатов в этом деле, следуя нескольким основным принципам.
Автор: Aloy Anderson (Youtube, Instagram, Flickr)
Westridge Park - Davie Florida ©Aloy Anderson
Эстетика инфракрасной фотографии
Уникальная красота ИК-фотографии заключается в том, что она позволяет запечатлеть те же сцены, что и при естественном освещении, но преподносит их с новым настроением и ощущениями. Некоторые сравнивают ИК - изображения с видениями из сна. Вы начинаете замечать необычные вещи, такие как цветы с причудливыми узорами, или то, как некоторые листья отражают больше инфракрасного излучения, чем другие, или как зловеще темное небо контрастирует с белыми пушистыми облаками, облаками с безошибочной текстурой и зернистостью, которые может передать только пленка. Да, инфракрасное излучение-это вызов, но оно дает уникальную возможность создавать образы, которые выделяют вашу работу среди общей массы.
Коротко о главном
Поскольку инфракрасный свет невидим для человеческого глаза, чтобы запечатлеть его с помощью ИК-чувствительной пленки нам нужен фильтр, который блокирует видимый свет, но позволяет ИК-излучению проходить через плоскость пленки. Фильтры бывают разной силы:
550 нанометров - самый слабый, он пропускают большую часть видимого света, чтобы дать наименее резкий эффект при более короткой выдержке.
720 нм- стандартный универсальный фильтр, он позволяет пропускать лишь малую часть видимого света, при этом все еще обеспечивая хороший контраст между яркой листвой и более темным небом. Это рекомендация для новичков, которые только начинают осваивать ИК-фотографию. Этот фильтр использовал и я сам для всех фотографий в этой статье.
850 нм - самый сильный фильтр, который практически не пропускает видимого света, из-за этого он делает зеленую растительность абсолютно белой, а голубое небо чернильно-черным. Работа с ним требует гораздо более длительных выдержек, что порождает свои недостатки, такие как размытые деревья или воду, застывшую в воздухе, но иногда это можно использовать как преимущество, чтобы усилить сюрреалистический эффект.
Несколько слов об оборудовании
Почти любая камера с полным ручным управлением будет работать с ИК-плёнкой, но есть несколько функций, которыми она обязательно должна обладать:
Возможность работать с длинными выдержками – затвор большинства камер поддерживает выдержки длительностью в 1 секунду, но для технически длительных выдержек, часто используемых в ИК-фотографии, лучше, чтобы камера имела разъём для спускового кабеля.
Автоспуск - хотя это и не обязательно, но его наличие может стать хорошим запасным вариантом в ситуациях, когда вы забываете взять спусковой кабель. Автоспуск позволит вам создать кадр, не вызывая размытия.
Кроме камеры также потребуется:
Быстросъёмная система для светофильтров - тоже не обязательно, но об этом позже.
Штатив - даже в солнечные дни ваша выдержка может составлять целую секунду или больше, она может быть слишком длинной, что осложнит съёмку с рук.
Инфракрасная пленка - я использовал Ilford SFX, которая работает в ближнем инфракрасном диапазоне и имеет «расширенную чувствительность к красному».
Точная экспозиция
Несмотря на то, что оборудование для фотосъемки стало технологически продвинутым, до сих пор нет такой вещи, как инфракрасный люксметр. Однако это не такая большая проблема, потому что источником инфракрасного излучения служит солнечный свет, и лучшие результаты съёмки достигаются в яркие солнечные дни. Аналогично традиционной фотографии здесь можно использовать правило Sunny 16 (Праавило f/16 или Солнечно 16), чтобы установить нужные параметры экспозиции без измерителя.
Проведя небольшое исследование, я обнаружил, что в яркую солнечную погоду с фильтром 720 нм. идеальные результаты для плёнки Ilford SFX достигаются при выдержке в 1 сек. и диафрагме f/8. Это также базовые настройки, от которых должен отталкиваться брекетинг, например, один из кадров можно сделать с выдержкой в 2 сек., а другой с выдержкой в 1/2 сек., чтобы учесть естественные колебания ИК-излучения.
Здесь я должен упомянуть, что снимаю на среднеформатную камеру Mamiya M645 и был ограничен только 16-ю кадрами, поэтому я решил не использовать брекетинг, чтобы получить максимальную отдачу от своих рулонов с плёнкой. Может быть, это была дерзкая авантюра, но из 48 снимков, которые я снял, только 3 вышли немного недоэкспонированными. Такого высокого показателя удалось достигнуть благодаря съемке исключительно в яркую солнечную погоду и избегания пасмурных дней, при которых потребовалась бы приблизительная оценка экспозиции, что дало бы не такие хорошие результаты.
Точная фокусировка
Еще одно интересное поведение инфракрасного света состоит в том, что он не фокусируется в той же плоскости, что и видимый свет, он фокусируется немного впереди, это называется «смещением инфракрасного фокуса». Это легко поправимо, потому что большинство старых объективов с ручным управлением имеют специальную красную метку на шкале глубины резкости. Как только вы достигнете фокусировки для естественного света, вы заметите эту точку и должны повернуть фокусировочное кольцо объектива до этой метки. Например, когда нормальный фокус на моем 55-миллиметровом объективе Sekor составляет 3 метра, поворот его на красную метку устанавливает фокус немного ближе - на 2,5 метра. Интересно, что диафрагма f/8 обеспечивает настолько большую глубину резкости, что вы можете не заметить большой разницы, если забудете про эту метку, особенно это касается пейзажей. Однако благодаря более точной настройке фокусировки мои изображения получались невероятно резкими и находились в наилучшей точке объектива.
Другая проблема состоит в том, что ИК-фильтры являются слишком темными, поэтому если вы используете зеркальную камеру, то не сможете видеть сквозь объектив, чтобы сфокусироваться и составить композицию. Вам придётся постоянно откручивать и закручивать светофильтр, что сделает процесс съёмки не только медленным и утомительным, но и может привести к быстрому загрязнению фильтра отпечатками пальцев или повреждению, если вы его случайно уроните. Как выход из ситуации, я рекомендую использовать какую-нибудь систему быстрой замены фильтра с шарниром, которая позволит быстро откинуть фильтр в сторону, чтобы сфокусироваться, и быстро вернуть назад, чтобы сделать снимок, я использую модель Uurig с диаметром резьбы 58 мм.
Эксперимент
Когда вы сделали свои первые шаги в инфракрасной фотографии и увидели свои прекрасные результаты, не бойтесь нарушать некоторые "правила". Начните, например, снимать архитектуру вместо пейзажей или попробуйте снимать людей, чтобы создать леденящий душу sci-fi эффект, который точно не может быть продублирован в Photoshop. Проверьте, что может получиться, когда вы снимаете в менее солнечных условиях. Наконец, без фильтра плёнка Ilford SFX, которую использовал я, ведет себя как обычная чёрно-белая плёнка, и мне удалось снять таким образом несколько изображений, и они выглядят нисколько не хуже.
На старт!
Теперь, когда вы знаете основы, единственное, что остается сделать, - это действовать. Когда вы ищете сцены для фотосъемки, имейте в виду, что зеленая растительность, голубое небо и человеческая кожа - это то, что наиболее подвержено воздействию ИК-излучения, поэтому заранее визуализируйте свою композицию при подготовке снимка. Но не спешите, условия всегда меняются. Вот облако просто закрыло солнце - будете ли вы ждать, пока оно пройдет, или решите отрегулировать диафрагму/выдержку на несколько стопов? Ветер внезапно усилился – устроит вас, что пальмы получатся немного размытыми из-за секундной выдержки? Перед вами лес, пронизанный солнечными лучами, который вы хотите запечатлеть, но как вы будете угадывать экспозицию для более низких условий освещения?
Это некоторые из проблем, с которыми вам придётся столкнуться, но получаемый вами опыт и интуиция всегда подскажут безошибочное решение. Смотря впоследствии на фотографию в рамке, и понимая, что она сделана без помощи электроники, вы испытаете настоящее удовольствие. Без сомнения, у вас появится уверенность в том, что вы сможете заниматься другими продвинутыми направлениями фотоискусства.
Комментарии