Александр Железняк: главные правила трэвел съемки

– Александр, вы участвовали в огромном количестве экспедиций от Африки до Дальнего Востока. Какие путешествия были наиболее сложными с точки зрения съемки?

– Часто сложности возникают не технического характера, а совсем иного. Это может быть вопрос внутреннего настроя, когда необходимо снять какую-то фотоисторию, а она не идет.

В экспедициях в дикую природу очень важна правильная организация путешествия, потому что можно поехать в горы и ничего не увидеть, ничего не снять. А можно снять самую лучшую историю в жизни. Результат очень зависит и от тебя, и от команды организатора путешествия.

Ботсвана

Например, в последней экспедиции по Охотскому морю у меня оказалась возможность взять большой объектив Nikon 300 мм с диафрагмой 2,8 и снимать медведя в дикой природе. Мы находились на лодке, а медведь на берегу, что было достаточно опасно, но такая возможность была благодаря хорошей организации.

В Намибии мы снимали львов на расстоянии 2-3 метров из открытой машины, потому что гиды знают, как львы себя ведут и как и когда к ним можно приближаться. С медведями та же история. В какой-то период к ним можно подходить близко, в какой-то - нет. Если ягода еще не созрела или рыбы нет – тогда лучше не подходить. Хотя понятие «близко» тоже достаточно растяжимое, медведь, несмотря на свой вес, очень резвый, и если решит побегать, шансов не будет.

Мы привыкли все успехи снимка приписывать фотографу и забываем, что за созданием карточки стоит не только труд автора, который оказался в нужное время в нужном месте, но и труд людей, которые помогли ему в этом. Безусловно, труд фотографа никто не умаляет, и можно сколько угодно возить любителя по уникальным точкам, но он ничего не снимет. Но я точно знаю, экспедиции бывают разного уровня, разного качества – и все это во многом зависит от понимания задач менеджерами, водителями, гидами... И если люди, которые организуют поездку, ничего не понимают ни в фотографии, ни в съемках, ни в организации процесса, шансов, что ты привезешь что-то интересное, гораздо меньше.

Наверное, поэтому сегодня переживают настоящий расцвет разные путешествия и сафари, которые организуют сами фотографы. Я и сам порой делаю интересные экспедиции для друзей. Потому что когда такие поездки собирают люди, что называется, плоть от плоти фотографии, то они прекрасно знают, куда стоит привезти людей с камерами. Знают, что на этой горе лучше всего на восходе, но ни в коем случае не на закате. А на другую – наоборот, именно на закате. А обычному менеджеру из туркомпании все равно. Ему показали интересное место, и он думает, что оттуда получится интересный кадр. Не получится.

 

Намибия, племя химба

– Расскажите подробнее про ваши путешествия в Африку.

– Экспедиция в Намибию была одной из самых интересных, да и вообще это очень интересный регион. Говорят, можно заболеть Севером, вот так же я заболел Африкой. Побывав один раз, хочешь туда еще и еще. Там очень естественные люди, без наигранности. Погружение в дикий мир всегда интересно, особенно когда можешь фотографировать людей в их среде без цивилизационного налета и когда они тебя принимают позитивно. Но подобных мест все меньше, потому что глобализация наступает, и большинство попадающих в Африку западных людей меняют мир вокруг себя не в лучшую сторону.

Эти черные племена абсолютно не готовы ни к деньгам, ни к каким-то вещам, которые мы им пытаемся навязать. Они превращаются из счастливых людей природы, которые жили в гармонии со вселенной, в упырей-алкоголиков. И по большей части, это вина представителей западного мира, нас самих. 

– Поделитесь самыми яркими впечатлениями.

– Мы ездили по Намибии, и в дороге я спросил у гида, можно ли выйти из машины, размяться. Гид мне: «Да, пожалуйста, львов здесь давно не видели». Выхожу из машины, делаю несколько шагов и слышу: «Саша, я вижу львов, быстро обратно!» Оборачиваюсь – в ста метрах сидят два льва. То ли меня ждали, то ли еще кого.

Со львами была еще одна история, уже в Танзании. Мне дали бестолкового водителя, который подрабатывал гидом. Я уже бывал в Африке, и знал, что можно встретить львов. И вот перед подъемом в гору я решил выйти из машины поснимать. «А, выходи», - сказал мне гид. Акуна матата. Все хорошо, мол. Я отхожу от машины метров на двести, достаю камеру. Тут проезжает мимо другая машина, и гид в ней таращит глаза и крутит пальцем у виска: «Львы здесь, парень, уходи». И действительно, когда мы проехали вперед, то увидели, что за поворотом стоял пост, и там человек с автоматом на случай нападения животных. Во многих заповедниках есть такие позитивные надписи: «Не видел льва? Не переживай — зато он видел тебя».

 

Намибия

 

Италия

Италия

Италия

– Страшно было?

– Вы знаете, с дикой природой лучше не шутить. Известный японский фотограф на Камчатке сказал: «Я знаю медведей», и остался ночевать на улице. А наутро от него остались только тапки.

Как только у тебя появляется уверенность, что ты крутой и можешь подчинить себе стихию, она тут же дает тебе под зад. Мгновенно. Я хожу на парусных яхтах и часто вижу, как малейшая самоуверенность приводит к авариям и серьезным проблемам. Потому я боюсь море, боюсь эту стихию, уважаю, конечно. У меня есть английская книжка «Под парусами в шторм», в которой автор описывает разные трагические истории с парусными яхтами. И перед каждым походом я стараюсь ее читать, чтобы сбить внутреннюю самоуверенность.

В море нельзя быть абсолютно уверенным в себе, «подарок» может прийти неизвестно откуда. У меня есть друг, который ходил сначала матросом со мной, потом сам стал яхтенным капитаном. Пошел в первый поход, с девушкой, весь такой счастливый, уверенный, гордый, что в кармане корочка лежит. И прямо в первом походе у яхты отваливается винт – такое случается достаточно редко. Лодку несет на скалы, что делать — непонятно. Хорошо, что обошлось, а вечером я увидел своего друга с абсолютно другим лицом, он снова понимал, что ничего не знает о море. Как и я, впрочем.  

Надо все время помнить: ты приходишь в чужую стихию, и она может сделать с тобой, что угодно. Ее нужно уважать, даже побаиваться, хотя это совсем не значит, что с ней не нужно контактировать.

В одном из номеров National Geographic Traveler мы делали материал, как вести себя во время стихии, когда извергается вулкан или бушует торнадо. Можно и на вулкан забраться, и к торнадо подойти. Но если ты подойдешь ближе, чем нужно, то показать фотографию будет некому. Даже флешку не найдут.

 

Сицилия

– Вам приходилось снимать извержение вулкана?

– Есть такой вулкан Стромболи на севере Сицилии, один из самых активных в мире. Он извергается уже несколько тысяч лет. Каждые 15 минут выплескивает небольшое количество лавы. Это одно из немногих мест, где можно гарантированно увидеть извержение. Не надо ждать, высматривать.

Зрелище незабываемое. Но что-то в животе сжимается, когда в ста метрах от тебя вылетает из преисподней лава, лицо сечет вулканический пепел и крошка. В эти моменты ты ясно понимаешь: эта стихия - абсолютно неуправляемая, и если что-то пойдет не так, от тебя ничего не останется.

– Фотографии получились?

Да, нам повезло, извержение снимали на закате при вечернем свете, когда яркость извержения можно увязать с яркостью неба. Если снимать совсем в темноте, получатся одни лишь огненные потоки, что тоже в принципе может быть симпатично и интересно.

 

Намибия

– Какую камеру вы использовали для этой съемки?

– Вулкан снимал с помощью Nikon D800. А вообще хочу сказать, что техника Nikon стала уже такого уровня, что даже не задумываешься о возможных сложностях съемки. Этой технике ничего не страшно. Я снимал в Африке в песках Калахари и Намиб. Самой большой проблемой оказалась собственная неосторожность, когда тебе надо поменять оптику и в процессе на матрицу попадают песчинки. А раз понадобился конвертер на объектив, а я ползком подбирался к лежбищу тюленей. Увлекся и случайно положил конвертер в песок, основательно так. Вечером разобрал конвертор часовой отверткой, высыпал песок, и все снова заработало. Собственная неаккуратность, но техника даже ее готова прощать.

Были экстремальные съемки зимой на Байкале, когда мы снимали в минус 25-30. Снимали северное сияние, когда камеры покрывались инеем, оттаивали, и ничего с ними не происходило. В Антарктиде тоже без проблем. Вообще, камеры Nikon настолько хороши, что у меня в принципе с ними не случалось происшествий.

 

Намибия

– Недавно вы побывали на Дальнем Востоке…

– Да, на экспедиционном судне вышли с Сахалина, обошли по периметру все Охотское море, зашли на Камчатку, прошли вдоль Курильских островов и вернулись на Сахалин — очень интересное путешествие. Как раз там, на Дальнем Востоке, мы снимали медведей. Потом китов с резиновой лодки прямо в море, фотографировали каланов, нерп, косаток. Как раз сработал тот самый организационный момент, когда команда знала, когда и куда придут киты. В России вообще гигантское количество неизведанных мест, куда стоит поехать и куда можно добраться, просто мало кто знает о них.

Кстати, в той поездке я использовал полуподводную камеру Nikon 1 AW1. Небольшой компакт, который можно без проблем опускать в воду и снимать очень интересные ракурсы прямо от воды в полупогруженном состоянии, внизу рыбки, а сверху город. При желании можно и нырять на глубину до 15 метров. Но это хороший вариант именно если не хочется заморачиваться с подводным боксом, какими-то серьезными и дорогими штуками, а снять от воды, поэкспериментировать в волнах есть желание.

Вообще с воды бывает хороший ракурс. Двигаешься параллельно яхте на резиновой лодке и можешь снимать от воды. Правда, есть шанс, что камеру зальет. И, честно сказать, мой Nikon заливало пару раз, но ничего... Обдавало его водой – протрешь и дальше. А эта камера 1 AW1 - идеальный выбор для подобных съемок.

 

Антарктида

– Наверное, для съемок на воде все же есть какая-то техника безопасности для камеры?

– Конечно, если много шансов быть залитым водой во время съемки, то можно прикрыть камеру и оптику чехлом. Если снимаешь парусные гонки, то тоже такой чехол не помешает — если волна, лодку зальет на раз-два. Обычный дождь камере не повредит. А вообще есть универсальное правило на яхте - не оставлять камеру без присмотра. Либо она у тебя в руках, на шее. Либо относишь ее в каюту и кладешь на пол, оборачивая чем-то мягким. Потому что если лодка попадает в шторм, велика вероятность, что она слетит с полки, попутно выбив слабую дверку.

 

Антарктида

– Какой у вас критерий для выбора камеры в экспедиции?

– Конечно, хорошо бы иметь две камеры, потому что тогда меньше времени уходит на переобувку оптики, и разноформатные объективы сразу готовы к съемке. Больше шансов, что матрица останется чистой - это очень актуально, если ты снимаешь видеоистории.

Если в путешествии транспорт всегда рядом, то можно возить с собой серьезные объективы, большие, тяжелые, весом по несколько килограмм, которые дают не хорошую, а идеальную картинку.

Но в реальной жизни мы чаще носим оборудование на себе. А ведь помимо камеры у тебя на спине и много других вещей, поэтому приходится брать технику, которая дает, возможно, не такую идеальную картинку, но зато она более универсальная. Есть среднего уровня объектив 28-300, он не дает выдающегося изображения, но его достаточно, чтобы сделать публикацию в журнале, интернете или даже для фотовыставки. Конечно, есть оптика, которая лучше, но это момент организационный. Все зависит от экспедиции. Если я иду один в горы фотографировать восходы-закаты, конечно, я буду минимизировать свою ношу. Я откажусь от штатива, потому что и без него смогу поставить камеру или возьму очень маленький. Откажусь от больших объективов – они тоже лишние.

Вообще, я не очень люблю большие камеры типа D1, D4. Они большие, тяжелые, для экспедиционного формата не очень пригодные. Маленькие камеры своим большим собратьям ничем не уступают, зато когда маленькой камерой снимаешь репортаж на улице, на тебя меньше обращают внимания. Когда у тебя большая камера, на тебе словно написано: богатый профи. Если в той же Африке воспринимают тебя как фотографа, то сразу срабатывает ассоциация: ага,  профессиональный фотограф, значит, богатый, значит, можно потребовать деньги. А с небольшой камерой сойдешь за любителя: достал ее, щелкнул – чпок-чпок - и убрал. Потому что от людей в толпе можно много чего дождаться.

Многие выбирают большие камеры из-за пикселей. Но мне кажется, что эта погоня немного бессмысленная. Качественную картинку можно и на небольших камерах получить.

– Александр, куда вы собираетесь в ближайшее время?

– В сентябре будет парусная регата на яхтах - на Сардинии и на Корсике. Будем ходить под парусом, снимать море, паруса и радостных людей. Ну а потом, кто знает, куда занесет...

 

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Практика11 лет назад
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, ...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Практика3 года назад
За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое и...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Практика3 года назад
Фотографы любят путешествовать. Потому что происходит смена обстановки, обнаруживаются новые сюжеты ...
Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Практика2 года назад
Фотографы, от начинающих до самых опытных, постоянно ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы до...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Практика9 лет назад
Съемка репортажей со спортивных и других мероприятий является одним из наиболее сложных жанров, треб...
Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Практика2 года назад
Вначале 2000-х погоня производителей камер за самым высоким разрешением датчика превратилась, чуть л...
Создание «планеты» из обычной фотографии

Создание «планеты» из обычной фотографии

Практика11 лет назад
Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них бы...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика2 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика3 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика3 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Практика3 года назад
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу созд...
Александр Железняк: главные правила трэвел съемки
Nikon

Комментарии

Отправить