Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Фотографы, от начинающих до самых опытных, постоянно ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы добиться успеха в этом поиске, вы должны составить изображение, прежде всего, на основе двух вещей: света и взаимосвязи форм.

 Автор: Bruce Barnbaum (website)

image_2

Прежде всего, хочу отметить, что я не ссылаюсь ни на какое так называемое «правило композиции», потому что такие правила бесполезны и абсурдны, и лучшее, что можно сделать с любым правилом композиции - это игнорировать его.

Свет является ключом к композиции, потому что единственное, что видит плёнка или цифровые датчики, - это уровни освещённости, а не объекты. Чтобы понять разницу, давайте рассмотрим простой пример, пусть это будет одиночное дерево в лесу. Представьте себе солнечный день, когда солнце находится за вашим левым плечом, и вы смотрите на это дерево. Вы увидите, что солнечный свет падает на ствол в основном с левой стороны, и вы увидите тени на стволе, отбрасываемые другими деревьями или даже ветвями рассматриваемого дерева.

image_1

Вы будете воспринимать ствол как целый, сплошной твёрдый объект, поднимающийся из земли, потому что это именно то, чем он является на самом деле! Но плёнка или цифровой датчик, в этом случае, увидят разрозненный набор более ярких и темных участков. Ничто в этом не является целым, поэтому вы должны научиться воспринимать объект так же, как его воспринимают плёнка или датчик. Как только вы возьмёте за привычку обращать внимание, прежде всего, на свет, а не на объекты, вы на пути к успешной фотографии и композиции. Но это лишь первый шаг. Второй шаг - увидеть взаимосвязь форм в кадре.

Давайте снова вернемся к дереву в тот же солнечный день и выясним, как превратить ствол в нечто, что плёнка или датчик видят как сплошной объект. Моё предложение состоит в том, чтобы подойти к другой стороне дерева, чтобы солнце было перед вами. В этом случае ствол дерева окажется в тени, и теперь плёнка или датчик видят его как целый, сплошной объект.

image_3

Обладает ли это дерево формой – возможно, изгиб ствола или угол наклона его основных ветвей, которая повторяется другими деревьями поблизости? Если это так, то вы на пути к созданию интересной композиции. Если вы посмотрите внимательнее, вы можете заметить, что при небольшом перемещении влево наше дерево и другое за ним находятся достаточно далеко друг от друга, причем оба имеют схожие формы, так что вы не можете не заметить, насколько они похожи и как одно перекликается с линиями другого.

Другими словами, вы создали интересную взаимосвязь между формами двух деревьев, разместив камеру в таком месте, которое делает эту взаимосвязь неизбежной для взгляда зрителя. Если другие деревья имеют такие же или очень похожие формы, вы создали замечательный набор форм, находясь на затененной стороне и найдя место в пространстве, которое подчеркивает сходство изогнутых стволов.

image_4

Для этого сложного подхода не существует «правила», потому что каждая фотография уникальна. Никакая другая группа деревьев нигде не продемонстрирует такой набор форм при таком освещении. Таким образом, вместо того, чтобы следовать каким-то правилам композиции, вы просто концентрируетесь на максимизации качества света и визуальных взаимосвязей форм. В случае нашего дерева и леса, мы контролировали качество света, глядя на солнце (тем самым помещая все стволы деревьев в тень), и пытались на сколько это возможно показать взаимосвязь форм, выбирая точное положение объектива камеры.

С таким мышлением вы становитесь на верный путь к созданию успешных композиций. Поэтому игнорируйте правила и придерживайтесь понимания света (т.е. восприятия света так, как его воспринимают плёнка или датчики), а также пытайтесь найти оптимальную визуальную взаимосвязь форм в кадре вашей камеры. Вы даже можете обнаружить, что обрезка изображения в несколько ином соотношении, чем у кадра вашей камеры, еще больше улучшает взаимосвязь. Действуйте! Не привязывайтесь к формату камеры, будь то 2×3, или 4×5, или 6×6, или что-то еще. Конечное изображение не обязательно должно соответствовать размерам вашей камеры; вместо этого оно должно соответствовать самому сильному способу видения.

Источник: PetaPixel

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Практика11 лет назад
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, ...
Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Практика3 года назад
Фотографы любят путешествовать. Потому что происходит смена обстановки, обнаруживаются новые сюжеты ...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Практика3 года назад
За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое и...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика3 года назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика2 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Свадебный день с Артуром Погосяном

Свадебный день с Артуром Погосяном

Практика3 года назад
Как снимать свадьбы так, чтобы запомниться? Как запечатлеть традиционные моменты праздника в своем с...
Александр Железняк: главные правила трэвел съемки

Александр Железняк: главные правила трэвел съемки

Практика8 лет назад
Стихию и дикую природу нужно уважать, даже побаиваться, но это не значит, что с ней не нужно контакт...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Практика9 лет назад
Съемка репортажей со спортивных и других мероприятий является одним из наиболее сложных жанров, треб...
Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…

Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как н...

Практика10 лет назад
Долгими зимними вечерами, когда за окном холодно и быстро темнеет, отчего на душе фотолюбителя стано...
Контровая и ночная съемка: светлая и темная сторона жизни

Контровая и ночная съемка: светлая и темная сторона жизни

Практика9 лет назад
В этой статье я не буду подробно объяснять известные фотографические термины, поэтому сразу договори...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Таймлапсы

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Таймлапсы

Практика8 лет назад
Друзья, представляем вам мартовскую обучающую Магистратуру Nikon. На этот раз мы подготовили для вас...
Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Практика2 года назад
Многие мечтают стать профессиональным фотогграфом автогонок, но с чего начать и как добиться успеха?...
Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить