Взгляд на мир «рыбьим глазом»

За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника для светописи прошла огромный путь эволюции. В том числе и основной элемент этой техники — ее глаз, объектив. В настоящее время существует множество объективов, различающихся по области применения, фокусным расстояниям, светосиле, оптическим схемам да и по габаритам и весу в конце концов! И от примитивного пинхола ценой в пару-тройку долларов до супертелеобъектива за несколько десятков тысяч долларов расстояние такое же, как от первого колеса древнего человека до космической орбитальной станции. И все же в этом видовом разнообразии есть класс объективов, который стоит особняком.

Текст и фото: Арсен Алабердов.

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДАFisheye, или «рыбий глаз» (а именно так звучит его название в переводе с английского), — класс объективов, пожалуй, самый неоднозначный и, наверное, самый недооцениваемый. Термин fisheye придумал в 1906 году американский физик-оптик Роберт Вуд для объективов со сверхшироким углом, создающих характерное полусферическое изображение, предположительно похожее на то, как рыба видит небо из воды. Такой объектив понадобился Вуду для ряда экспериментов, а практическое применение этого объектива началось в 1920 году в метеорологии для изучения движения облаков. Массовое производство фишаев для фотографии началось в начале 1960-х, и какое-то время они были в моде из-за необычного и очень броского характера изображения. Со временем мода прошла, но объективы такого рода заняли свое уникальное место в фотографическом инструментарии.

Теперь стоит разобраться, что же это такое — фишай. Этот тип объективов относится к сверхширокоугольным: угол охвата изображения составляет примерно 180 градусов. В этом главное его отличие от обычной оптики: широкоугольники с таким же ФР обеспечивают меньший угол. Другое отличие в том, что в фишае нет линз, корректирующих искажения, и поэтому изображения, полученные с его помощью, имеет характерную сильную сферическую дисторсию.

С углом охвата связана первая трудность, с которой может столкнуться новичок при выборе подобного объектива. Кроме деления на фиксы и зумы, они делятся по типу получаемого изображения на циркулярные и диагональные. Картинка диагонального фишая имеет угол 180 градусов по диагонали — отсюда и название. Картинка циркулярного представляет собой круг, вписанный в прямоугольник изображения, получаемого с матрицы, и имеет угол в 180 градусов по всем направлениям. Но при покупке нужно знать, для какого формата камер предназначена выбранная вами модель, так как циркулярный фишай для полного кадра на камере с кропнутой матрицей превращается в некоторое подобие диагонального, а диагональный — и вовсе в широкоугольник с заметной сильно выраженной дисторсией. Но главные сложности, конечно, начинаются при съемке. Фишай дает огромное поле зрения, в корне отличающееся от того, что вы можете увидеть в реальности. Кроме преимуществ, это создает ряд проблем. Начиная с самых банальных — угол обзора настолько велик, что фотографу приходится заботиться о вещах, думать о которых до того даже в голову не приходило! Например о том, чтобы в кадр не попадали собственные руки, ноги или даже козырек от кепки! При использовании штатива нужно следить за расположением ножек, если, кончено, их присутствие на фотографии вами не запланировано.

Другая особенность будет неприятна для фотографов, привыкших использовать в работе фильтры. Внешняя линза объективов этого типа имеет сильно выпуклую форму, что делает невозможным применение фильтров на большинстве современных моделей. Лишь на некоторых (например, на отечественном «Зенитаре») предусмотрена возможность установки фильтров со стороны байонета.

Эта же самая характерная форма делает проблематичной съемку в плохих погодных условиях: малейшие признаки снега и дождя тут же оставляют следы на рабочей поверхности. Бленда, частично решающая проблему, в случае с фишаем, как вы понимаете, не поможет. Сверхширокий угол делает ее применение невозможным. Та бленда, которая есть в частности на используемом мной зуме Pentax DA 10-17/3,5-4,5 настолько мала, что блендой ее можно назвать лишь условно. К тому же выпирающая передняя линза и в обычных условиях очень подвержена загрязнению. И опять же выручающий в таких случаях защитный фильтр, как уже было сказано выше, на фишае неприменим.

Еще одной особенностью «рыбьего глаза» является его глубина резко изображаемого поля. Надо ли говорить, сколь важной составляющей зрительного восприятия является малая ГРИП. Добиться такого эффекта в нашем случае не удастся: даже на открытых диафрагмах резкость будет практически одинаковой на расстояниях от нескольких десятков сантиметров и до бесконечности. Так что красиво размытый фон получить не удастся!

Отдельного слова заслуживает съемка спортивных сюжетов — пожалуй, самая традиционная область применения подобной оптики. Сложность в этом случае состоит в том, что для получения характерной «фишайной» картинки фотограф должен приблизиться к объекту съемки на максимально близкое расстояние. Хорошо, если вы снимаете соревнования по шахматам, а если нет? В любом другом виде спорта такие ракурсы грозят травматизмом как фотоаппаратуре, так и самому фотографу! В моей практике был случай, когда мне чувствительно досталось ручкой спортбайка на соревнованиях по стантрайдингу (исполнению трюков на мотоциклах). А уж сколько раз обдавало пылью и гравием на мотокроссе…

Но все перечисленные сложности — лишь технические нюансы. Основная проблема при съемке фишаем заключается в том, что это совсем другой взгляд. Даже самые обыденные вещи, даже самые простые сюжеты в интерпретации «рыбьего глаза» меняются до неузнаваемости. Все, что вы знали до этого о правилах фотографии, о перспективе, о построении кадра, в случае с этими объективами перестает работать. Но ведь если задуматься, в этом-то и состоит прелесть фишая — в нарушении всех правил и привычных взглядов! В способности преобразить обыденность — иногда до неузнаваемости. И даже те недостатки, о которых было сказано выше, можно превратить в достоинства. Например, снять завораживающую горную панораму с собственными ботинками, свисающими с обрыва. Или пейзаж с цветком на переднем плане и заснеженными вершинами на заднем — глубина резкости позволит это сделать. К тому же даже для этого объектива существуют правила и закономерности, освоив которые можно управлять получаемым эффектом. Я, например, в своей практике очень часто использую фишай в съемке пейзажей, причем по некоторым снимкам трудно понять, что они сделаны именно фишаем. Это связано с особенностями изображения: сильно искажаются объекты, расположенные ближе к краю. Находящиеся же по центру искажены только в том случае, если находятся достаточно близко к точке съемки. Соответственно, если снять пейзаж, в котором нет объектов на переднем плане, а также вертикальных или горизонтальных объектов у его краев, то он получится вполне «классическим». И наоборот: если расположить на переднем плане какой-то объект (например, одиноко стоящее дерево) или же сделать снимок в лесу, то можно получить интересный, весьма эффектный снимок.

Очень выразительным инструментом становится линия горизонта: если расположить ее выше середины кадра, получается выпуклая линия (при взгляде на такие кадры так и хочется воскликнуть: «Она действительно круглая»!); если ниже — соответственно, вогнутая, ну а если расположить точно по центру, то горизонт получится привычным, ровным. То же самое касается и архитектурной съемки: можно делать характерные «гнутые» фото или получать практически «нормальные» фотографии тех же небоскребов «Москва-Сити» (правда, для этого иногда все-таки может понадобиться небольшая коррекция в графическом редакторе).

Возникает вопрос: зачем использовать фишай для получения «нормальных» изображений? Все дело в угле обзора: фотограф имеет возможность сделать панорамный кадр одним нажатием кнопки спуска. Это хорошая альтернатива панорамной съемке при отсутствии времени, штатива или просто желания. К тому же хороший «рыбий глаз» имеет специальное многослойное покрытие, которое позволяет спокойно снимать против солнца, и я часто умышленно включаю его в кадр. Снимки с шестилучевой сияющей звездой по имени Солнце на синеве неба выглядят очень эффектно.

Таким образом, зная и умело применяя особенности фишая, им можно снимать в любом жанре — даже в свадебной и портретной фотографии. И в любой жанр он вносит свежесть и нестандартность, заставляет экспериментировать, искать новые ракурсы. Вы готовы к этому? Значит пора в магазин — выбирать «рыбий глаз»! А выбирать, к счастью, есть из чего. Неважно, камерой какого бренда вы пользуетесь, неважно, полнокадровая она или нет, — вы всегда сможете выбрать фишай на свой вкус и кошелек. Возможно, кто-то сразу замахнется на великолепный Canon EF 8-15 mm f/4 L Ficheye USM — зум из легендарной серии L, с ультразвуковым приводом, ценой в 50 тысяч рублей, но начинающим целесообразно приобрести что-то побюджетнее, например, упоминавшийся в статье MC Зенитар 16 мм f/2,8 российского производства или белорусский MC Пеленг 8 мм f/3,5 А. Также не сильно обременят бюджет Samyang 8 mm f/3.5 AS IF MC Fish-eye CS или однотипный Bower MF 8/3.5 Fisheye, но при этом нужно помнить, что все они представляют собой неавтофокусные объективы. Промежуточным решением являются объективы более именитых производителей — это Tokina AT-X 107 DX AF 10-17 mm f/3.5-4.5 Fish-Eye либо целый ряд моделей от SIGMA, в том числе уникальный Sigma AF 4.5 mm f/2.8 EX DC HSM — циркулярный фишай для фотоаппаратов формата APS. Возможно, став счастливым обладателем одного из них, через некоторое время вы, так же как и я, не будете выходить на фотоохоту без фишая в кофре.

 

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

1. Фрески Дионисия. Монастырь в деревне Ферапонтово является одним из памятников истории, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Удалось включить в изображение максимально возможную часть помещения, при этом дисторсия не только не мешает, но и придает картинке выразительность. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

Хран

2. Храм. С помощью особенностей объектива удалось поместить в кадр с небольшого расстояния не только сам величественный храм, но и красивейшую окружающую панораму. Обрезав малоинформативные верхнюю и нижнюю части кадра, мне удалось усилить эффект панорамного кадра. Камера Pentax K20D, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

Йоер и стрекоза

3. Йоер и стрекоза. Граффити и йойинг — характерные направления молодежной субкультуры, и фишай как нельзя более подходит для их съемки. Так же, как и они, «рыбий глаз» нарушает правила и бросает вызов устоям.

Мой друг, умеющий летать

4. Мой друг, умеющий летать. Изогнутая линия горизонта гармонично перекликается с дугой крыла параплана, являясь как бы его зеркальным отражением. Облачное вечернее небо добавило картинке драматизма. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Вологда

5. Вологда. Такое изображение — одна из изюминок фишая. Вот такую картинку уже невозможно получить ничем другим. Вообще с фишаем стоит чаще смотреть вверх — можно увидеть много интересного и необычного! В данном случае удалось вместить в кадр (причем довольно эффектно) строения, расположенные ровно в противоположных направлениях от точки съемки. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

В мире зеркал

6. В мире зеркал. Огромный угол «рыбьего глаза» позволил поместить в кадр и небоскребы, и их отражение в воде. Расположение линии воды близко к середине кадра, вертикальная ориентация и линии зданий, не приближающиеся к зонам наиболее сильной дисторсии — краям, позволили получить практически «нормальное» изображение. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Кирилло-белозерский монастырь

7. Кирилло-белозерский монастырь. Следы обуви и снегоходных гусениц на переднем плане придали снимку объем. Здесь видна невероятно большая глубина резкости фишая: четкими, без всякого намека на замыленность, получились как снег под ногами, так и стены и башня монастыря на заднем плане, в сотнях метров от объектива. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Одиночество

8. Одиночество. Снимок был сделан в Западном Казахстане. Тут также очень кстати оказались и большая ГРИП, и большой угол — он позволил, поместив маленький росточек на передний план, показать как можно больше пространства вокруг, усилив этим эффект одиночества. Камера Pentax K7, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Устремленные в небо

9. Устремленные в небо. Размещение линии горизонта вплотную к нижнему краю кадра позволило эффектно ее изогнуть. При этом небо получилось огромной сферой, в которую устремлены высотки из стекла и бетона. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Паутина

10. Паутина. Этот мост, называемый Живописным, — излюбленный объект съемки. Но именно с помощью фишая удалось получить снимок, в котором ванты расходятся в небе, как раскинутые сети паутины. Изогнутая линия горизонта здесь так же сочетается с дугой ажурной металлической конструкции и придает картинке динамику. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

11. Огни большого города. Снимок сделан со штатива на длинной выдержке. Небольшая дисторсия заметна, но не портит общего впечатления от кадра. Для того чтобы снять этот сюжет другим объективом, понадобилось бы сделать панораму из нескольких кадров. Мало того что это гораздо более длительный процесс, который в дальнейшем еще потребует кропотливой работы в редакторе, но и сама съемка в такое время нескольких кадров с выдержками от нескольких десятков секунд до нескольких минут вызывает определенные сложности. Освещение за время, которое пройдет от первого и до последнего кадра, может очень сильно измениться. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили р...

Практика5 лет назад
Получив камеру OLYMPUS OM-D E-M1, я сразу провел несколько сьемок, на улице и в помещении, пробовал ...
Марк Аспланд: 6 способов лучше фотографировать спорт

Марк Аспланд: 6 способов лучше фотографировать спорт

Практика5 мес. назад
Больше всего в фотосъемке спорта Марку Аспланду нравится полное отсутствие контроля над происходящим...
Съемка в летний день

Съемка в летний день

Практика1 мес. назад
Летние снимки шведского фотографа Ханны Кларк пробуждают воспоминания о ярких солнечных деньках. Она...
Снимаем циферблат: какое установить время?

Снимаем циферблат: какое установить время?

Практика2 года назад
При предметной съёмке часов в числе прочих возникает и такой вопрос: какое время выставлять на цифер...
Моя гонка за первое место

Моя гонка за первое место

Практика5 мес. назад
В июне 2018 года я провел две недели в Хорватии, где снимал парусные соревнования. Участвую в этом м...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика6 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Карточная игра: как фотографу получить все козыри?

Карточная игра: как фотографу получить все козыри?

Практика1 год назад
Потерять съемку, а следом за ней репутацию - страшно. Всем. С годами я избавился от паранойи, что ка...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Даниил Конторович: Сейчас я практически всегда ношу с собой камеру OM-D E-M1 с этим зумом...

Я снимаю на Olympus. Фотограф Даниил Конторович: Сейчас я практически всегда нош...

Практика5 лет назад
Прежде всего хочу поблагодарить компанию Olympus за возможность познакомиться и несколько месяцев по...
Амбассадор Nikon Дэвид Ярроу запечатлел слонов и гангстеров в Кении

Амбассадор Nikon Дэвид Ярроу запечатлел слонов и гангстеров в Кении

Практика1 год назад
В новом фотопроекте амбассадор Nikon в Европе фотохудожник Дэвид Ярроу (David Yarrow) отобразил две ...
Лавандовые поля

Лавандовые поля

Практика3 года назад
Юг Франции – одно из самых красивых и популярных мест средиземноморского побережья. Тысячи туристов ...
Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Практика3 года назад
Лето — сезон свадеб! И мы готовы знакомить вас с лучшими мастерами своего дела для вашего вдохновени...
Создание свадебных портретов с объективом Canon RF 85mm F1.2L USM

Создание свадебных портретов с объективом Canon RF 85mm F1.2L USM

Практика3 мес. назад
Когда свадебный фотограф Фелисия Сиско фотографирует людей, она любит забывать о том, что держит в р...
Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное ...

Практика4 года назад
С конца октября по середину декабря для пейзажиста начинается темное и грустное время. Золотая осень...
Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Калининградская область

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Калининградская область

Практика3 года назад
Друзья, рады познакомить вас с Калининградской областью на кадрах Валерия Притченко, загруженных на ...
Встречайте food-фотографа Майка Тсанга, создающего динамичные истории, от которых разыгрывается аппетит.

Встречайте food-фотографа Майка Тсанга, создающего динамичные истории, от которы...

Практика1 год назад
Майк Тсанг всегда был увлечен съемкой динамичных сюжетов, но именно любовь к еде привела к созданию ...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить