Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Начинающие фотографы зачастую боятся работать в студии, ведь существует столько нюансов, которые важно знать и учитывать. Однако наступает момент, когда все городские локации уже отсняты по несколько раз и появляется огромное желание двигаться дальше. Специально для вас Ольга Гладкова, мастер портретной фотографии и PRO фотограф Nikon, даёт несколько советов по студийной съемке.

01

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/3.5
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 320
  • Фокусное расстояние: 35 мм

Когда я была начинающим фотографом, то сталкивалась со множеством непредвиденных ситуаций. С течением времени опыт позволил мне учитывать много факторов и гарантированно получать хорошие кадры.Конечно, можно просто прийти в студию и начать снимать. Однако результат будет лучше, если подготовиться заранее!

Как найти идеи для фотосессий

Очень много идей я черпаю из окружающего мира, из разных площадок. В первую очередь это Pinterest. Когда ты анализируешь, собираешь большой блок разных картинок и возвращаешься к ним через какое-то время, то потом из этого огромного вороха можно придумать что-то свое. Где-то понравились цветовые сочетания, какой-то элемент или платье, — в итоге ты делаешь съемку в другое время года, возможно, в каких-то похожих цветах, но с совершенно иной историей.

Еще помогают журналы мод типа Vogue, Marie Claire. Я могу просто пролистать их в магазине, даже не всегда покупаю. Часто смотрю там рекламные блоки, могу даже сфотографировать какие-то картинки.

Если я планирую съемку для клиента, то он тоже может озвучить пожелания или прислать примеры. Я смотрю в первую очередь, какой это стиль: лаконичный, хай-тек, лофтовый, либо какой-то винтажный, ренессанс, барокко, королевский. Понимаю, что интересно заказчику и какие цвета присутствуют. Дальше, исходя из этого, подбираю студию.

02

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Как выбрать студию

Поскольку я снимаю с естественным светом, есть несколько основных факторов, которые позволяют четко построить кадр. Особенно это важно в темное время года, когда солнце не поднимается высоко, а большую часть дней очень пасмурно.

Тогда я стараюсь выбирать студии, находящиеся на верхних этажах зданий. На первом этаже, особенно в центре крупного города, где плотная застройка, даже днем будет темновато. Так что в зимние месяцы я рекомендую проводить съемки в студиях, расположенных далеко от центра.

Как фотографу мне важно, чтобы в зимнее время в студии были панорамные окна в пол. Так я могу получить мягкий, рассеянный световой поток. Если это темное время года, то нужно приходить примерно с 11:00 до 15:00, когда в помещении будет больше всего дневного света. В теплое время года наоборот, я стараюсь приходить ближе к золотым часам: утром или ближе к закату. В такой студии летним днем свет будет очень жестким.

Я всегда выясняю у администратора студии, как именно солнце падает в окна, как двигается в течение дня, чтобы представить, как я буду работать. Там, где теневая сторона, я снимаю мягкие винтажные портреты. А там, где падают солнечные лучи, есть возможность сделать графичные портреты с жестким светом.

03

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 160
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Использование света

Я крайне редко использую отражатель. Почти все мои работы сняты со светом от окна. Если говорить про рисующий свет, то здесь крайне важно правильно поставить модель относительно окна. И первое, что должен сделать фотограф, — это найти градиент (это не научное название). В нем получаются очень мягкие тени на лице, и в тоже время очень красивый контраст перепада между светом и тенью.

Предположим, что солнце находится сзади, а в помещении падает свет от окна под углом в 45° и начинает рассеиваться. Можно посмотреть на пол и увидеть этот градиент. Он очень сильно зависит от времени года, количества падающего света, цвета стен в студии. На фотографиях тоже будет видно, как меняется теневой рисунок.

Мы не можем двигать источник света (окно), так что нам надо двигать модель относительно окна. Если мы поставим ее слишком близко к окну, света будет много, но и контраста на лице тоже. Там, где слишком далеко, — освещения недостаточно и контраст низкий. Важно найти такое расположение, где и контраст мягкий, и света достаточно. Это и есть градиент. Ставим модель сначала в метре-полутора от окна, делаем пару снимков, потом в двух-трех метрах, снова снимаем пару кадров и смотрим, что получится.

Если окно находится сбоку, а модель смотрит на вас, то это будет самый контрастный свет, наиболее рельефный. Хорошо подходит детям, но не лучший выбор для женских портретов. Он не только прорисует красивые светотени, но и подчеркивает все несовершенства кожи, что в дальнейшем требует много ретуши.

Я часто использую прямой свет. Он падает под углом 45 градусов, и с ним получаются красивые фотографии. Но у подобной световой схемы есть нюанс: если модель стоит в полутора метрах от окна и смотрит на свет, то фотографу для съемки может не хватить места. Поэтому я ставлю моделей под углом к окну и сама встаю немного по касательной. Получается симбиоз между двумя схемами: контрастной боковой и заливной прямой, что дает больше пространства фотографу и позволяет лучше прорисовать светотени.

Из дополнительных источников, особенно зимой, в качестве контрового света я люблю использовать фотофонарь, ставлю его сзади модели, чтобы лучи красиво проявлялись в волосах.

04

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/320
  • ISO: 800
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Техника для съемок в студии

Долгое время я снимала на камеру Nikon D5. Возможно, так совпало, что она появилась в моей жизни в тот момент, когда накопилось много знаний, и она «выстрелила». Я ее использовала в связке с AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, который до сих пор считаю лучшим портретным объективом. У него потрясающий рисунок и великолепная резкость. С ним можно снять художественный, парадный портрет. Но, если говорить про студии, у этого объектива есть один минус: это длиннофокусное стекло, и с прямой схемой освещения для AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G нужно много пространства для съемок.

Не всегда людям нужны парадные портреты. Иногда им хочется больше жизни, энергии, движения. Если я работаю в маленьком помещении, то я использую AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G, на который могу снять жизнь, лайф, драйв с небольшим количеством света. А портреты в небольшом пространстве я снимаю на NIKKOR Z 50mm f/1.2 S. Если же заказчики просят сделать парадный портерт, и в помещении достаточно места, то я беру AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G и снимаю на него. Эти три объектива закрывают все мои потребности.

Моя вторая камера — беззеркальная Nikon Z 6II. Она тоже стала для меня определенным этапом развития, так как позволила мне уйти в более динамичные съемки, лайф-стайл, стрит — туда, где больше драйва и динамики. Теперь я могу позволить себе больше необычных ракурсов, больше работы с эмоциями и движением. Это уже не только выверенные портреты с точной композицией, с которых я начинала.

Одно время я ездила с двумя камерами, но со временем я стала часто использовать только Nikon Z 6II. Эта камера позволяет снимать портреты с объективом AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G через переходник, но в то же время на нее легко снимать динамику на AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G и на NIKKOR Z 50mm f/1.2 S.

05

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/2.2
  • Выдержка: 1/400
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Как выстраивать кадр

Для меня всегда первичен свет, то есть сначала я нахожу градиент, дальше определяю, где буду сажать моделей, потом начинаю выстраивать композицию. Ошибка молодых фотографов в том, что они не работают с пространством, а полагаются на готовый вариант, который уже есть в зале.

Я не боюсь делать перестановки, например, разгребаю пространство у стены, оставляю какие-то крупные пятна (диван, кресло, стол, зеркало). Понимаю, что в этом кресле у меня будет сидеть модель, и мысленно строю линию, которая идет от меня к модели, «пронзает» ее и ведет дальше к фону за ее спиной. Я называю ее линией резкости.

Когда я понимаю, где находятся границы кадра, то вдоль линии резкости начинаю расставлять элементы декора. Если модель сидит за столом, то по столу могу рассыпать какие-то предметы. Объектив будет размывать их по-разному, в зависимости от того, насколько они удалены в кадре от глаз модели.

Обычно у меня есть минут десять, пока она надевает платье. В этот момент я всегда делаю примерочные кадры. Когда модель садиться ко мне, я смотрю, чтобы все элементы композиции красиво обрамляли модель, не отвлекали, а, наоборот, вели взгляд зрителя к центру композиции.

Любые элементы декора на снимке становятся пятнами и линиями, все они должны работать на центр фотографии, — на человека. Важно, чтобы взгляд гулял по снимку и всегда возвращался к герою.

06

  • Камера: Nikon D5
  • Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
  • Диафрагма: f/1.8
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 85 мм

Эмоциональный контакт с клиентом

Если говорить про коммерческую фотографию, учитывая, как много сейчас фотографов на рынке, для людей очень важным становится личный контакт. Я провожу встречу накануне или созваниваюсь, чтобы познакомиться с заказчиком до съемки.

Честно скажу, я начала это делать не так давно. Раньше мы знакомились с клиентом только в студии. При этом у человека могут быть разные страхи и проекции, плюс всегда какое-то время занимает поиск личного контакта. Все это крадет съемочное время. Поэтому я начала созваниваться заранее, чтобы клиент мог пообщаться со мной, как с живым человеком, а не с каким-то инстаграмным персонажем, чьи фотографии ему очень нравятся.

В студии контакт с героями помогает устанавливать открытое общение, много улыбок, смеха, шуток, попыток узнать, что нравится человеку, поговорить о нем, найти точки соприкосновения.

У семейных, детских фотографов основной костяк клиентов — это женская аудитория. Для многих моих заказчиков крайне важно чувствовать себя с фотографом свободно, как с подругой, чтобы не испытывать стеснения, к примеру, за поведение детей.

Я заметила, что если я получаю удовольствие от процесса съемки, от общения с моделью, она тоже это чувствует и сама начинает раскрывается. Все это отражается и на результате.

С детьми я иногда играю в клоуна, рассказываю сказки, всегда веду разговор на равных и никогда не давлю. Час на съемку с ребенком нужен не для того, чтобы нажать на спусковой затвор. В первую очередь он необходим, чтобы найти контакт, расслабить ребенка, и в какой-то момент получить прекрасные кадры.

Есть очень много чудесных фотографов, которые хорошо снимают, но стоят на месте и выгорают крайне быстро. Помните, что всегда, помимо исходящего потока, должен быть еще и входящий поток в виде отзывов, благодарностей, денег. Главное не останавливаться и продолжать действовать!

Источник: NikonPro

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика1 год назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика10 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Практика2 года назад
Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть из...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика1 год назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика1 год назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Создание «планеты» из обычной фотографии

Создание «планеты» из обычной фотографии

Практика10 лет назад
Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них бы...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика1 год назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Съемка в летний день

Съемка в летний день

Практика4 года назад
Летние снимки шведского фотографа Ханны Кларк пробуждают воспоминания о ярких солнечных деньках. Она...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика1 год назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика2 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Практика7 лет назад
Об удивительном путешествии на Ямал рассказала Екатерина Васягина. Предлагаем вам ознакомиться с пот...
Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Практика7 лет назад
Каждую неделю мне приходится общаться со множеством людей, которые хотят научиться снимать (я препод...
Путешествуя налегке: исследуем бесподобное побережье Норвегии с компактным объективом Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM

Путешествуя налегке: исследуем бесподобное побережье Норвегии с компактным объек...

Практика4 года назад
Амбассадор Canon Рихард Вальх мечтал отправиться к мысу Нордкап, самой северной точке Норвегии. На п...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика2 года назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Весеннее вдохновение для динамичных и выразительных снимков

Весеннее вдохновение для динамичных и выразительных снимков

Практика7 лет назад
Весна радует нас не только хорошей погодой. Вновь наступает время встреч с друзьями и семьей, и чаще...
Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить