Съёмка на крупноформатную плёнку

Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фотографий. Когда вы только начинаете осваивать этот процесс, он может казаться сложным и запутанным, но это не означает, что вы сталкиваетесь с чем-то недостижимым. Эта статья предназначена для всех, кто интересуется крупным форматом.

Автор: Sandy Phimester (Instagram, Site)

image_1

©Sandy Phimester

Я увлёкся форматом 4x5, потому что хотел бросить вызов самому себе и попробовать, что-то новое. За последние два года это стало моим любимым способом фотографирования. Есть что-то особенное в том, чтобы замедлить темп и продумывать каждое изображение. Вам придётся много изучать и много практиковаться, поэтому в начале пути всё кажется немного пугающим. Но как только вы освоите  этот процесс, он в мгновение ока станет вашей второй натурой и всё будет происходить само собой.

Красивые тона

С самого начала для большинства людей очевидно, что съёмка на крупно форматную плёнку происходит гораздо медленнее: вы не бегаете и не «щёлкаете» кадры направо и налево, это целенаправленный и методичный процесс. Для меня это очень важно, я хочу проделать всю работу над созданием фотографии  до того, как нажать кнопку спуска затвора. Часто, снимая на камеру 4x5, у меня возникает желание сделать шаг назад и оценить то, что находится на большом красивом проекционном экране. Вы чувствуете себя комфортно, работая, таким образом, и можете смотреть на мир перед собой, как если бы это была распечатанная фотография. Этот свет выглядит хорошо? А как насчет угла? Я должен переместить человека или камеру? Как мне это изменить, что работает, а что нет?

Вторая причина, по которой я люблю снимать, используя крупный формат - это качество изображения. Поскольку область плёнки значительно больше по сравнению с 35 мм или 120 мм, зернистость получается менее заметной, а переход тонов намного красивей. В конце концов, выбор большого формата - это компромисс. С 4x5 вы проигрываете в весе и портативности, но улучшаете качество негатива / сканирования / печати.

Моё оборудование

Я использую пресс-камеру Speed Graphic, она позволяет работать с объективами как без встроенного затвора, так и  со встроенным затвором. У неё есть внутренняя заслонка, которая обеспечивает выдержку до 1/1000 сек. Это полезно для меня, поскольку я снимаю портреты и хочу большей гибкости в условиях яркого освещения.

Мой основной объектив и один из моих любимых  –  это Aero Ektar 178 mm f/2.5. Мне нравится с ним работать, с помощью него я снимаю 95% своих кадров. У меня также есть объектив 90 мм, когда мне нужно более широкое поле зрения.

image_2

©Sandy Phimester

Изучение вопроса

Большинство моих работ - портреты, поэтому это помогло мне сузить круг выбора камеры и объектива.

Я знал, что объектив 150 мм 4x5 обычно считается «нормальным», но это было все, что я знал в то время. Мне пришлось с головой окунуться в Интернет: просмотр изображений и чтение сообщений на форумах фотографов, использующих разное оборудование. Изначально я не планировал много двигаться с камерой, что очень полезно, например, для архитектуры и пейзажной фотографии. Поэтому меня больше интересовала система,  которая позволила бы мне снимать при ярком солнечном свете, если это необходимо, и обеспечивала высокий контроль над выдержкой. Мне также нужен был корпус камеры, который позволил бы мне использовать модифицированные объективы других систем.

В большинстве случаях вы столкнётесь с тем, что затвор находится внутри самого объектива. Именно поэтому при выборе камеры я остановился на Speed Graphic. Она не только может использовать объективы без затвора, но и при правильной настройке может также использовать объективы, которые имеют встроенный затвор. Универсальность, как мне кажется – это всегда большой плюс.

Вам также необходимо решить, что вы хотите получить от своей системы? Вариантов так много, что на самостоятельное изучение потребуется потратить немало времени. К сожалению, не существует единого ресурса, посвященного широкоформатным камерам и объективам. Моя тактика выглядела следующим образом: я нашел изображения, которые мне понравились, и пытался узнать как можно больше об оборудовании, которое позволит получить аналогичные результаты.

image_3

©Sandy Phimester

Типичная съёмка и загрузка плёнки

Один из самых частых вопросов, который мне задают: каково это работать с крупным форматом? Я расскажу вам о типичной съемке. Большая часть этого может быть применена к любому виду фотографии, а не только к портретам.

Выбор плёнки для меня всегда стоит на первом месте. В какой локации я буду снимать, какие результаты я хочу получить от плёнки и каким будет свет- всё это факторы, которые также необходимо учитывать. Если я знаю, что буду работать на открытом воздухе, я выбираю пленку с низкой светочувствительностью, например ILFORD FP4+. Если я планирую снимать в помещении и знаю, что света может быть недостаточно, я выбираю ILFORD HP5+, так как это пленка с более высоким ISO и хорошо поддаётся push-процессу. Сеточувствительность  пленки - моя главная забота. Последнее, с чем мне не хочется сталкиваться - это иметь неправильно подобранную пленку для того типа освещения, в котором я нахожусь. Часто это означает основательную подготовку. Другим аспектом является выбор цветной или чёрно-белой плёнки, но это уже дело вкуса и ваших собственных предпочтений.

Как только я выбрал подходящую пленку, пришло время загрузить её в держатели. Поначалу это может показаться весьма проблематично. Загрузка пленки производится в темноте и все делается на ощупь. (Я использую настольную плёночную палатку, в которую могу положить руки и работать с пленкой, защищая её от света).

Сначала вы открываете держатель пленки, немного вытягивая темную заслонку, чтобы освободить клапан в нижней части держателя - это открывает направляющие, по которым загружается плёнка. Каждый держатель вмещает два листа пленки. У пленки есть маленькие выемки на одном углу, как у всех широкоформатных пленок, и каждая плёнка обладает своим уникальным набором выемок. Это позволяет быстро и легко определить, каким образом плёнка попадает в держатель. Я располагаю выемки так, чтобы они находились в нижнем левом углу. Я считаю, что это самый простой способ всегда знать, что эмульсия правильно расположена в держателе. Осторожно проведите по краю/углу листа пленки, пока не почувствую выемки. Затем вставьте пленку в держатель. Практикуйтесь! Это поможет вам делать меньше ошибок и будьте готовы к рутинной работе во всём, что касается крупного формата.

Когда пленка заряжена, я использую малярную ленту, чтобы пометить каждый держатель. Это поможет избежать путаницы, в плане того какая пленка у вас внутри. Вряд ли вы захотите попасть в ситуацию, когда у вас остаются держатели с плёнкой, и вам придёться гадать  ISO это 125 или ISO 400. Кроме того, я всегда беру с собой ручку, чтобы отметить, нужно ли подвергать плёнку push или pull - процессу. Это внесёт порядок как во время съемки, так и в процессе проявки.

image_4

©Sandy Phimester

Используйте штатив и не торопитесь

Вы должны подумать о том, чтобы купить достаточно качественный штатив. Я говорю достаточно качественный, потому что последние два года я использовал старую неуклюжую дешевую модель 90-х годов, которую я нашел в гараже моих бабушки и дедушки. Это кое-как работало, но было не очень стабильно, а стабильность в этом деле крайне важна. Как только камера установлена на штативе, я прикрепляю спусковой кабель, на который стоит потратить деньги. Это устранит множество ненужных сдвигов и шевелений при съемке, так как вам не придётся нажимать затвор на камере или объективе.

Работа с 4x5-это невероятно увлекательный процесс, но в тоже время медленный и не торопливый. Мне это особенно нравится. Будьте готовы замедлить свой темп, больше, чем вы думали. Запаситесь временем и обеспечьте пространство для работы с тем, что находится перед вами.

Я провожу большую часть своих съемок, глядя в камеру. Двигайся, смотри, настраивай, опять смотри, опять двигайся, снова настраивай.... И так по несколько раз. Не торопитесь и наслаждайтесь этим процессом. Как только я чувствую, что композиция выстроена верно и все настройки выставлены правильно, я всегда использую лупу для точной фокусировки на экране. Я использую лупу с 5-ти кратным увеличением, чтобы подробно разглядеть изображение, сформированное на проекционном экране, это позволяет мне добиться сверхточной фокусировки на глазах. Вы можете применить это к любым объектам, на которых пытаетесь сосредоточиться, а не только к людям. Вещи могут выглядеть в фокусе достаточно хорошо, но с помощью лупы вы добиваетесь идеальной точности.

Измерение

Замер-это один из основных вопросов, который волновал меня в самом начале. Как оказалось, тут нет чего-то необычного.  Достаточно использовать ручной экспонометр, чтобы замерить интенсивность освещения в сцене. Я снимаю много показаний, после чего принимаю решение. Я использую старый ручной измеритель incident/bulb, точечный измеритель тоже подойдет, но не обязателен.

Сначала я считываю светлую сторону лица человека, которого снимаю, а затем темные области. Отсюда проще решить, что "лучше" для образа, который я создаю. С мягким, ровным светом легче работать, поэтому я выставляю его для средних тонов или примерно на полтона больше. С контрастными  сценами я более осторожен и предпочитаю выставлять свет ближе к правильным средним тонам, так как мне нравится такой вид.

Это субъективно, но лучший совет, который я могу дать, - потратить время на многократную проработку сцены. Таким образом, вы получите лучшее представление о свете, с которым работаете, и о том, как получить нужную экспозицию. Иногда это легко. Иногда чуть сложнее, когда пытаешься представить экспозицию как набор изменяющихся переменных по всему изображению. Я стараюсь учитывать разный свет во всей сцене, если я моделирую один способ, и пытаюсь понять, как это повлияет на плёнку.

image_5

©Sandy Phimester

Выработайте  методику

Разные камеры работают по-разному. Моя работает так: загружается плёнка, затем устанавливается выдержка, затем поднимается тёмная заслонка на держателе пленки и, наконец, спускается затвор.

Я обычно снимаю на широко открытой диафрагме, но имейте в виду, что вы, вероятно, захотите сфокусироваться  таким образом, а затем уменьшить диафрагму, в случае необходимости. Это немного сложные манипуляции, особенно первые попытки. Когда я только начинал, я несколько раз делал это неправильно, и мне приходилось начинать процесс заново, либо я задевал  камеру и мне приходилось перефокусироваться.

Не торопитесь, будьте методичны, выработайте порядок действий, расслабьтесь и снимайте. Я постоянно разговариваю со своими моделями, и обычно объясняю, что мне нужно, чтобы они не двигались, пока я фокусируюсь и загружаю пленку. Как только пленка загружена, я говорю что-то вроде «ладно, замри, я делаю настройки, … приготовься… хорошо… и не моргай…». Я считаю, что это работает лучше, чем обратный отсчет. Я прошу их не задумываться над этим, это происходит само собой и без каких-либо догадок.

После того как кадр сделан, установите темную заслонку обратно в держатель, всегда переворачивая её, чтобы язычок вверху был другого цвета. (У всех держателей есть две тёмные заслонки с язычками, за которые их можно захватывать, одна сторона обычно белая или с логотипом, другая черная или без логотипа).Таким образом, вы будете знать, какую плёнку вы уже отсняли, а какую нет.

sandy_una_mode_large-2

©Sandy Phimester

Рискните

Вот и все! Я настолько проникся этим процессом, что он стал моим любимым способом создания фотографий. Это не обязательно должно быть дорого и непреодолимо. Я призываю вас рискнуть и шагнуть в мир крупноформатной фотографии. Это увлекательно и интересно, особенно в сегодняшнее время, когда всё делается чуть ли не мгновенно. Вы не пожалеете. К тому же стоимость входа не так высока, как вы думаете! А если вы занимаетесь проявкой и сканируете для себя, то стоимость снижается еще больше.

Конечно, я не хотел бы слишком восхвалять крупный формат, но для меня это стало чем-то особенным, то, что я обожаю. Существует множество мелочей и нюансов, о которых можно долго рассказывать, именно поэтому фотография 4х5 меня привлекает. Мне сложно это обосновать, но вы поймете, что я имею в виду, когда постигнете этот процесс.

Что еще я могу сказать? Я надеюсь, что вы прочитаете эту статью и получите некоторое представление о крупноформатной съёмке. Я просто хотел развеять некоторые мифы и предрассудки, витающие вокруг этого процесса, показать, что это интересно и невероятно полезно.

Определитесь с тем, что вам нравится снимать, чем вы увлечены, и попробуйте крупный формат. Здесь всегда есть чему поучиться, всегда есть больше возможностей для роста. Разве это не то, чо каждый ищет, занимаясь творчеством?

Источник: Ilford Photo

Раскрываем секреты режимного времени

Раскрываем секреты режимного времени

Практика1 год назад
Какое самое лучшее время для съёмки? В справочниках, инструкциях и учебниках по фотографии 100-летне...
Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Практика2 года назад
Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть из...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика10 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика1 год назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Практика7 лет назад
Об удивительном путешествии на Ямал рассказала Екатерина Васягина. Предлагаем вам ознакомиться с пот...
По горячим следам: Nikon D5 на Formula 1 Test Run

По горячим следам: Nikon D5 на Formula 1 Test Run

Практика7 лет назад
Спортивный фотограф Марк Саттон взял в руки новинку Nikon D5, чтобы снять тестовый прогон «Формулы-1...
Как успешно снимать LoveStory

Как успешно снимать LoveStory

Практика2 года назад
Многим начинающим фотографам, особенно тем, кто сам ни разу не пробовал снимать Love Story, кажется,...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика1 год назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Практика4 года назад
Портретная тарелка или Beauty Dish один из основных модификаторов света, используемых фотографами пр...
Съемка в летний день

Съемка в летний день

Практика3 года назад
Летние снимки шведского фотографа Ханны Кларк пробуждают воспоминания о ярких солнечных деньках. Она...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика1 год назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Практика Даниила Коржонова: заметки об интерьере

Практика Даниила Коржонова: заметки об интерьере

Практика4 года назад
Интрерьерная фотография обычно требует от фотографа не только хорошего художественного взгляда, но и...
Синан Чакмак (Sinan Çakmak)

Синан Чакмак (Sinan Çakmak)

Практика7 лет назад
Эксперт Canon Синан Чакмак (Sinan Çakmak) –– турецко-датский фотожурналист и редактор, проживающий в...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика1 год назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Практика2 года назад
Будь то сияющая оранжевым светом сфера, возвышающаяся над горизонтом, или очертания серебристого мес...
Съёмка на крупноформатную плёнку
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить