Съёмка на крупноформатную плёнку

Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фотографий. Когда вы только начинаете осваивать этот процесс, он может казаться сложным и запутанным, но это не означает, что вы сталкиваетесь с чем-то недостижимым. Эта статья предназначена для всех, кто интересуется крупным форматом.

Автор: Sandy Phimester (Instagram, Site)

image_1

©Sandy Phimester

Я увлёкся форматом 4x5, потому что хотел бросить вызов самому себе и попробовать, что-то новое. За последние два года это стало моим любимым способом фотографирования. Есть что-то особенное в том, чтобы замедлить темп и продумывать каждое изображение. Вам придётся много изучать и много практиковаться, поэтому в начале пути всё кажется немного пугающим. Но как только вы освоите  этот процесс, он в мгновение ока станет вашей второй натурой и всё будет происходить само собой.

Красивые тона

С самого начала для большинства людей очевидно, что съёмка на крупно форматную плёнку происходит гораздо медленнее: вы не бегаете и не «щёлкаете» кадры направо и налево, это целенаправленный и методичный процесс. Для меня это очень важно, я хочу проделать всю работу над созданием фотографии  до того, как нажать кнопку спуска затвора. Часто, снимая на камеру 4x5, у меня возникает желание сделать шаг назад и оценить то, что находится на большом красивом проекционном экране. Вы чувствуете себя комфортно, работая, таким образом, и можете смотреть на мир перед собой, как если бы это была распечатанная фотография. Этот свет выглядит хорошо? А как насчет угла? Я должен переместить человека или камеру? Как мне это изменить, что работает, а что нет?

Вторая причина, по которой я люблю снимать, используя крупный формат - это качество изображения. Поскольку область плёнки значительно больше по сравнению с 35 мм или 120 мм, зернистость получается менее заметной, а переход тонов намного красивей. В конце концов, выбор большого формата - это компромисс. С 4x5 вы проигрываете в весе и портативности, но улучшаете качество негатива / сканирования / печати.

Моё оборудование

Я использую пресс-камеру Speed Graphic, она позволяет работать с объективами как без встроенного затвора, так и  со встроенным затвором. У неё есть внутренняя заслонка, которая обеспечивает выдержку до 1/1000 сек. Это полезно для меня, поскольку я снимаю портреты и хочу большей гибкости в условиях яркого освещения.

Мой основной объектив и один из моих любимых  –  это Aero Ektar 178 mm f/2.5. Мне нравится с ним работать, с помощью него я снимаю 95% своих кадров. У меня также есть объектив 90 мм, когда мне нужно более широкое поле зрения.

image_2

©Sandy Phimester

Изучение вопроса

Большинство моих работ - портреты, поэтому это помогло мне сузить круг выбора камеры и объектива.

Я знал, что объектив 150 мм 4x5 обычно считается «нормальным», но это было все, что я знал в то время. Мне пришлось с головой окунуться в Интернет: просмотр изображений и чтение сообщений на форумах фотографов, использующих разное оборудование. Изначально я не планировал много двигаться с камерой, что очень полезно, например, для архитектуры и пейзажной фотографии. Поэтому меня больше интересовала система,  которая позволила бы мне снимать при ярком солнечном свете, если это необходимо, и обеспечивала высокий контроль над выдержкой. Мне также нужен был корпус камеры, который позволил бы мне использовать модифицированные объективы других систем.

В большинстве случаях вы столкнётесь с тем, что затвор находится внутри самого объектива. Именно поэтому при выборе камеры я остановился на Speed Graphic. Она не только может использовать объективы без затвора, но и при правильной настройке может также использовать объективы, которые имеют встроенный затвор. Универсальность, как мне кажется – это всегда большой плюс.

Вам также необходимо решить, что вы хотите получить от своей системы? Вариантов так много, что на самостоятельное изучение потребуется потратить немало времени. К сожалению, не существует единого ресурса, посвященного широкоформатным камерам и объективам. Моя тактика выглядела следующим образом: я нашел изображения, которые мне понравились, и пытался узнать как можно больше об оборудовании, которое позволит получить аналогичные результаты.

image_3

©Sandy Phimester

Типичная съёмка и загрузка плёнки

Один из самых частых вопросов, который мне задают: каково это работать с крупным форматом? Я расскажу вам о типичной съемке. Большая часть этого может быть применена к любому виду фотографии, а не только к портретам.

Выбор плёнки для меня всегда стоит на первом месте. В какой локации я буду снимать, какие результаты я хочу получить от плёнки и каким будет свет- всё это факторы, которые также необходимо учитывать. Если я знаю, что буду работать на открытом воздухе, я выбираю пленку с низкой светочувствительностью, например ILFORD FP4+. Если я планирую снимать в помещении и знаю, что света может быть недостаточно, я выбираю ILFORD HP5+, так как это пленка с более высоким ISO и хорошо поддаётся push-процессу. Сеточувствительность  пленки - моя главная забота. Последнее, с чем мне не хочется сталкиваться - это иметь неправильно подобранную пленку для того типа освещения, в котором я нахожусь. Часто это означает основательную подготовку. Другим аспектом является выбор цветной или чёрно-белой плёнки, но это уже дело вкуса и ваших собственных предпочтений.

Как только я выбрал подходящую пленку, пришло время загрузить её в держатели. Поначалу это может показаться весьма проблематично. Загрузка пленки производится в темноте и все делается на ощупь. (Я использую настольную плёночную палатку, в которую могу положить руки и работать с пленкой, защищая её от света).

Сначала вы открываете держатель пленки, немного вытягивая темную заслонку, чтобы освободить клапан в нижней части держателя - это открывает направляющие, по которым загружается плёнка. Каждый держатель вмещает два листа пленки. У пленки есть маленькие выемки на одном углу, как у всех широкоформатных пленок, и каждая плёнка обладает своим уникальным набором выемок. Это позволяет быстро и легко определить, каким образом плёнка попадает в держатель. Я располагаю выемки так, чтобы они находились в нижнем левом углу. Я считаю, что это самый простой способ всегда знать, что эмульсия правильно расположена в держателе. Осторожно проведите по краю/углу листа пленки, пока не почувствую выемки. Затем вставьте пленку в держатель. Практикуйтесь! Это поможет вам делать меньше ошибок и будьте готовы к рутинной работе во всём, что касается крупного формата.

Когда пленка заряжена, я использую малярную ленту, чтобы пометить каждый держатель. Это поможет избежать путаницы, в плане того какая пленка у вас внутри. Вряд ли вы захотите попасть в ситуацию, когда у вас остаются держатели с плёнкой, и вам придёться гадать  ISO это 125 или ISO 400. Кроме того, я всегда беру с собой ручку, чтобы отметить, нужно ли подвергать плёнку push или pull - процессу. Это внесёт порядок как во время съемки, так и в процессе проявки.

image_4

©Sandy Phimester

Используйте штатив и не торопитесь

Вы должны подумать о том, чтобы купить достаточно качественный штатив. Я говорю достаточно качественный, потому что последние два года я использовал старую неуклюжую дешевую модель 90-х годов, которую я нашел в гараже моих бабушки и дедушки. Это кое-как работало, но было не очень стабильно, а стабильность в этом деле крайне важна. Как только камера установлена на штативе, я прикрепляю спусковой кабель, на который стоит потратить деньги. Это устранит множество ненужных сдвигов и шевелений при съемке, так как вам не придётся нажимать затвор на камере или объективе.

Работа с 4x5-это невероятно увлекательный процесс, но в тоже время медленный и не торопливый. Мне это особенно нравится. Будьте готовы замедлить свой темп, больше, чем вы думали. Запаситесь временем и обеспечьте пространство для работы с тем, что находится перед вами.

Я провожу большую часть своих съемок, глядя в камеру. Двигайся, смотри, настраивай, опять смотри, опять двигайся, снова настраивай.... И так по несколько раз. Не торопитесь и наслаждайтесь этим процессом. Как только я чувствую, что композиция выстроена верно и все настройки выставлены правильно, я всегда использую лупу для точной фокусировки на экране. Я использую лупу с 5-ти кратным увеличением, чтобы подробно разглядеть изображение, сформированное на проекционном экране, это позволяет мне добиться сверхточной фокусировки на глазах. Вы можете применить это к любым объектам, на которых пытаетесь сосредоточиться, а не только к людям. Вещи могут выглядеть в фокусе достаточно хорошо, но с помощью лупы вы добиваетесь идеальной точности.

Измерение

Замер-это один из основных вопросов, который волновал меня в самом начале. Как оказалось, тут нет чего-то необычного.  Достаточно использовать ручной экспонометр, чтобы замерить интенсивность освещения в сцене. Я снимаю много показаний, после чего принимаю решение. Я использую старый ручной измеритель incident/bulb, точечный измеритель тоже подойдет, но не обязателен.

Сначала я считываю светлую сторону лица человека, которого снимаю, а затем темные области. Отсюда проще решить, что "лучше" для образа, который я создаю. С мягким, ровным светом легче работать, поэтому я выставляю его для средних тонов или примерно на полтона больше. С контрастными  сценами я более осторожен и предпочитаю выставлять свет ближе к правильным средним тонам, так как мне нравится такой вид.

Это субъективно, но лучший совет, который я могу дать, - потратить время на многократную проработку сцены. Таким образом, вы получите лучшее представление о свете, с которым работаете, и о том, как получить нужную экспозицию. Иногда это легко. Иногда чуть сложнее, когда пытаешься представить экспозицию как набор изменяющихся переменных по всему изображению. Я стараюсь учитывать разный свет во всей сцене, если я моделирую один способ, и пытаюсь понять, как это повлияет на плёнку.

image_5

©Sandy Phimester

Выработайте  методику

Разные камеры работают по-разному. Моя работает так: загружается плёнка, затем устанавливается выдержка, затем поднимается тёмная заслонка на держателе пленки и, наконец, спускается затвор.

Я обычно снимаю на широко открытой диафрагме, но имейте в виду, что вы, вероятно, захотите сфокусироваться  таким образом, а затем уменьшить диафрагму, в случае необходимости. Это немного сложные манипуляции, особенно первые попытки. Когда я только начинал, я несколько раз делал это неправильно, и мне приходилось начинать процесс заново, либо я задевал  камеру и мне приходилось перефокусироваться.

Не торопитесь, будьте методичны, выработайте порядок действий, расслабьтесь и снимайте. Я постоянно разговариваю со своими моделями, и обычно объясняю, что мне нужно, чтобы они не двигались, пока я фокусируюсь и загружаю пленку. Как только пленка загружена, я говорю что-то вроде «ладно, замри, я делаю настройки, … приготовься… хорошо… и не моргай…». Я считаю, что это работает лучше, чем обратный отсчет. Я прошу их не задумываться над этим, это происходит само собой и без каких-либо догадок.

После того как кадр сделан, установите темную заслонку обратно в держатель, всегда переворачивая её, чтобы язычок вверху был другого цвета. (У всех держателей есть две тёмные заслонки с язычками, за которые их можно захватывать, одна сторона обычно белая или с логотипом, другая черная или без логотипа).Таким образом, вы будете знать, какую плёнку вы уже отсняли, а какую нет.

sandy_una_mode_large-2

©Sandy Phimester

Рискните

Вот и все! Я настолько проникся этим процессом, что он стал моим любимым способом создания фотографий. Это не обязательно должно быть дорого и непреодолимо. Я призываю вас рискнуть и шагнуть в мир крупноформатной фотографии. Это увлекательно и интересно, особенно в сегодняшнее время, когда всё делается чуть ли не мгновенно. Вы не пожалеете. К тому же стоимость входа не так высока, как вы думаете! А если вы занимаетесь проявкой и сканируете для себя, то стоимость снижается еще больше.

Конечно, я не хотел бы слишком восхвалять крупный формат, но для меня это стало чем-то особенным, то, что я обожаю. Существует множество мелочей и нюансов, о которых можно долго рассказывать, именно поэтому фотография 4х5 меня привлекает. Мне сложно это обосновать, но вы поймете, что я имею в виду, когда постигнете этот процесс.

Что еще я могу сказать? Я надеюсь, что вы прочитаете эту статью и получите некоторое представление о крупноформатной съёмке. Я просто хотел развеять некоторые мифы и предрассудки, витающие вокруг этого процесса, показать, что это интересно и невероятно полезно.

Определитесь с тем, что вам нравится снимать, чем вы увлечены, и попробуйте крупный формат. Здесь всегда есть чему поучиться, всегда есть больше возможностей для роста. Разве это не то, чо каждый ищет, занимаясь творчеством?

Источник: Ilford Photo

Повседневные вещи глазами обычного человека и фотографа

Повседневные вещи глазами обычного человека и фотографа

Практика14 дн. назад
В своём коротком видео фотограф Мэнни Ортиз (Manny Ortiz) сравнивает то, как обычные люди видят окр...
Свадебный день с Артуром Погосяном

Свадебный день с Артуром Погосяном

Практика1 мес. назад
Как снимать свадьбы так, чтобы запомниться? Как запечатлеть традиционные моменты праздника в своем с...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика1 год назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Калининградская область

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Калининградская область

Практика6 лет назад
Друзья, рады познакомить вас с Калининградской областью на кадрах Валерия Притченко, загруженных на ...
Съемка в летний день

Съемка в летний день

Практика2 года назад
Летние снимки шведского фотографа Ханны Кларк пробуждают воспоминания о ярких солнечных деньках. Она...
Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Практика1 год назад
Будь то сияющая оранжевым светом сфера, возвышающаяся над горизонтом, или очертания серебристого мес...
Практика Даниила Коржонова: съёмка зимой

Практика Даниила Коржонова: съёмка зимой

Практика3 года назад
Много раз мне приходилось снимать зимой в сильный ветер, в мороз. Сейчас хочу поделиться своими мысл...
Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Практика1 год назад
За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое и...
Один день из жизни фотографа, создающего автопортреты: 4 профессионала знакомятся с новым жанром

Один день из жизни фотографа, создающего автопортреты: 4 профессионала знакомятс...

Практика2 года назад
На втором мероприятии из серии «Амбассадоры Canon: обмен опытом» четверо профессиональных фотографов...
Практика Даниила Коржонова: съёмка панорамных кадров

Практика Даниила Коржонова: съёмка панорамных кадров

Практика3 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика9 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Фотограф Патрик Садовски  рисует ночные пейзажи с помощью дрона

Фотограф Патрик Садовски рисует ночные пейзажи с помощью дрона

Практика2 мес. назад
Фотографы применяют различные стратегии для правильного освещения ночного пейзажа, но в последнее вр...
Снимаем циферблат: какое установить время?

Снимаем циферблат: какое установить время?

Практика4 года назад
При предметной съёмке часов в числе прочих возникает и такой вопрос: какое время выставлять на цифер...
Первые впечатления Николая Брикса от съемки видео на камеру Canon EOS R

Первые впечатления Николая Брикса от съемки видео на камеру Canon EOS R

Практика3 года назад
Видеограф Николай Брикс попробовал в деле систему Canon EOS R и запечатлел с ее помощью творческий п...
Амбассадор Nikon Дэвид Ярроу запечатлел слонов и гангстеров в Кении

Амбассадор Nikon Дэвид Ярроу запечатлел слонов и гангстеров в Кении

Практика3 года назад
В новом фотопроекте амбассадор Nikon в Европе фотохудожник Дэвид Ярроу (David Yarrow) отобразил две ...
Съёмка на крупноформатную плёнку
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить