Правда и вымысел в студийном портрете

Многие относятся к студийному портрету как к некой выдумке. Якобы все это ненастоящее, постановочное, искусственное. В большинстве случаев я готов с этим согласиться. Часто фотографы видят в модели объекты, типа вазы. Они ставят ее (модель) на определенное место, освещают определенным светом и говорят: «Нога - сюда, голова - сюда, смотреть — сюда». Формально получается портрет. Но в него никто не верит. Все считают: да, красиво, но... никак. Потому что нет «послания», способного вызвать эмоциональный отклик. И даже красивая модель далеко не всегда способна «вытащить» фотографию. Она все равно будет ненастоящей.

Автор: Влад Шутов (Instagram500px, Site)

5

Модель Анастасия, 2021 год. Sony A7R IIISony FE 85mm F1.4 GM, 1/100 c, f/2, ISO 640, f=85 мм

Как же нам добиться впечатляющего эффекта? Как сделать студийный портрет выразительным, образным? Начнем с того, что выделим в фотографии две основных характеристики изображения: документ и образ.

Документ

Когда мы говорим о репортаже, то обычно это документ в чистом виде. В этом случае содержание важнее формы. Если вы успели запечатлеть катастрофу самолета, то получится классный репортажный снимок только потому, что вы стали свидетелем события, даже если у вас в руках был телефон с камерой посредственного качества. На этом, на отображении события, построен весь репортаж. Конечно, нельзя не сказать, что у талантливых репортажных фотографов есть снимки такого сильного эмоционального воздействия, что они многие годы остаются предметом восхищения.

 

Образ, вымысел

В студийном портрете присутствует как немного правды (репортаж), так и немного вымысла (образ). Но я, как фотограф, вижу свою задачу в том, чтобы зритель забыл про тот вымысел, который есть в постановочной фотографии, и поверил в правду, то есть воспринял как реальный тот вымышленный сюжет, который я ему показываю. Для меня хороший портрет это такая фотография, которая не врет.

Например, когда мы читаем хорошую книгу, то забываем, что это выдумка, и начинаем искренне сопереживать героям. Книга вызывает ассоциации с реальными событиями: мы вспоминаем, думаем, размышляем, философствуем. В идеале фотография должна вызывать такие же эмоции. Но такой эффект, к сожалению, получается редко.

Причина довольно простая: хороших фотографий не бывает много. Поэтому, когда я слышу заявления от коллег, дескать, «я наснимаю таких сто штук»... Ну, может быть. Лично я считаю, что если за год снимаю 10–30 фотографий, которые мне просто нравятся, то это очень хороший результат. Остальные сотни – «правильные» фотографии, на которые приятно смотреть, на них красивые девушки или фактурные мужчины, но… звезды не сложились.

4

Модель Илона, 2021 год. Sony A7R IIISony FE 24-70mm F2.8 GM1/160 c, f/7.1, ISO 100, f=60 мм

Игра

Любая портретная съемка представляет собой своего рода игру. Игру, которая сродни игре актеров или детским играм. Вспомните, когда играют дети, они всегда делают это искренне, они погружаются в игру и сами начинают верить в происходящее.

И когда вы снимаете модель, тоже требуется искренность. А чтобы ее добиться, нужно познакомиться с человеком, понять его, чтобы вовлечь в игру, в которую поверит зритель. Однако при этом вы должны осознавать, что никогда не поймете, что у него внутри.

Когда слышу отзыв о работе, что «автор раскрыл суть», я не верю. Такого не бывает. Даже люди, которых вы знаете десятки лет, могут преподнести вам сюрприз. И тем более вы не можете узнать человека, который пришел к вам на съемку, вы видите его впервые, и у вас есть 2–3 часа на все.

3

Мужчин я снимаю реже. Проблема заключается в том, в общем они менее склонны к игре, на съемках они часто зажимаются. Могут надувать щеки, расправлять плечи, представляя, что они Брэд Питт или Арнольд Шварценеггер. Из такого состояния вывести мужчину сложнее. Вот один из удачных (на мой взгляд) мужских портретов. Это студийный портрет, но тем не менее снимок получился живым и естественным. Модель Андрей Мокульский, 2018 год. Sony A7R IIISony FE 90mm F2.8 Macro G OSS1/160 c, f/11, ISO 100, f=90 мм

Эмоции

Для моделей существует вполне объяснимая привычка «делать лицо». И это плохая привычка. Потому что никто из нас лицо делать не умеет. Мы осознанно можем управлять только малой частью мимических мышц. И даже актеры не умеют. Это я понял после того, как снял сорок (!) актеров в рамках одного проекта. Они тоже не умеют делать лицо, как и обычные люди.

Однако актерская школа позволяет им «войти в образ» или определенное состояние, которое вызовет естественную мимическую реакцию. И вот в нее зритель уже поверит.

И перед фотографом во время съемки стоит задача ввести модель в нужное состояние, чтобы ее или его эмоциям поверил зритель.

Когда я начинаю снимать модель, то всегда делаю это с нулевого эмоционального уровня — радости нет, горя нет. Мне нужно полное отсутствие эмоций, чтобы модель расслабилась, чтобы мимические мышцы не были напряжены, чтобы она смотрела «сквозь меня». Не нужно выражать ни горе, ни радость. И вот когда вы добьетесь этого начального состояния, только после этого можно «подвигать» модель в каком-то эмоциональном направлении.

2

Модель Анастасия, 2021 год. Sony A7R IIISony FE 85mm F1.4 GM1/100 c, f/2, ISO 125, f=85 мм

Освещение

Когда вы создаете портретное изображение, решаете, какое будет настроение - грустное или веселое. Но также вы должны продумать свет. Когда я слышу многочисленные советы: «Вот замечательная световая схема, какой у меня секрет есть», я отношусь к этому скептически, потому что световых схем не существует.

Потому что не существует одинаковых лиц. И если вы снимаете кореянку, у которой лицо круглое, а потом к вам приходит грузин с большим носом, то естественно, что этот свет уже не будет работать так же эффективно. Иными словами, к каждому человеку нужно подбирать определенную световую схему.

Конечно, существуют некие общие принципы установки световых приборов. Вы должны решить, какой свет вам нужен для каждого образа — жесткий, мягкий; какой нужен контраст; как подсветить теневые участки, нужен ли контровой свет...

Однако вопросы со светом нужно решать только после того, как вы определитесь с сюжетом и образом. Логика сюжета, образа, света должна соблюдаться. Если вы снимаете (условно) «Кармен», то вряд ли будете использовать одежду в пастельных тонах и мягкое освещение, а «Джульетту» снимать в черном и использовать жесткий свет. И еще. Иногда говорят, что снимать в студии трудно — это заблуждение. В студии, наоборот, легче снимать, потому что там контролируемый свет. Какой нужен, такой и ставите.

1

Модель Дарья, 2015 год. Sony A7R, Sony FE 55mm F1.8 ZA1/160 c, f/7.1, ISO 200, f=55 мм

Поиск модели

Где найти модель? Задача простая и сложная одновременно. Подавляющее большинство девушек, которых я снимаю, являются непрофессиональными моделями, а многие вообще не модели. В основном учащиеся, студенты. Одну модель я даже нашел во время посещения автосервиса, где она работала.

Обычно даю визитку со словами: «Я — фотограф, посмотрите мои фотографии, если понравятся, то напишите или позвоните». Право выбора остается за потенциальной моделью.

Но помните, что у вас должно быть приличное портфолио. Хотя бы десяток фотографий, которые понравятся среднестатистическому зрителю. Чтобы их набрать, нужно снимать знакомых, друзей, знакомых знакомых и проч.

Не стоит забывать модель после первой съемки. Если вы чувствуете потенциал перевоплощения, создания образов, и у вас получился хороший психологический контакт. Вторая, третья, десятая съемка будет для вас намного проще и технически (вы уже знаете физиологические особенности мимики модели) и психологически, - модель не будет «зажиматься», и будет чувствовать себя свободно и комфортно. Кроме того, модель начинает вам доверять. Например, у меня есть модели, которых я снимаю уже больше десяти лет.

 

Заключение

В отличие от коммерческой съемки, где редко говорят: «Снимайте, как хотите - мы вам доверяем», в творческой фотографии, у вас нет никаких обязательств. Вы никому ничего не должны, и даже не обязаны получить фотографию. Вы снимаете, модель вам помогает, и у вас получается результат — это хорошо. Если ничего не получается, это тоже результат, только отрицательный. Но в любом случае вы в выигрыше, потому что развиваетесь в творчестве.

Источник: SonyAlphaPro

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Практика3 года назад
За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое и...
Я МАГИСТРАТУРА NIKON. Новогодняя съемка

Я МАГИСТРАТУРА NIKON. Новогодняя съемка

Практика5 лет назад
Совсем скоро, меньше через месяц, наступит Новый год. И все с нетерпением ждут этого праздника, этой...
Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Практика3 года назад
Ночная уличная и городская фотография на самом деле может быть не такой сложной. Помощниками здесь м...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика2 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…

Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как н...

Практика10 лет назад
Долгими зимними вечерами, когда за окном холодно и быстро темнеет, отчего на душе фотолюбителя стано...
Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Практика2 года назад
Начинающие фотографы зачастую боятся работать в студии, ведь существует столько нюансов, которые важ...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Практика3 года назад
Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть из...
Съемка грудных детей

Съемка грудных детей

Практика8 лет назад
Съемка грудничков – очень тонкое и непростое занятие для фотографа. Родители очень трепетно относятс...
Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Практика3 года назад
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу созд...
Несколько советов для начинающих уличных фотографов

Несколько советов для начинающих уличных фотографов

Практика1 год назад
Вентиляционные отверстия, деловые люди в костюмах, неоновое сияние ночи, зонтики в пасмурные дни, сл...
Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Практика3 года назад
Многие мечтают стать профессиональным фотогграфом автогонок, но с чего начать и как добиться успеха?...
Правда и вымысел в студийном портрете
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить