Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая позволяет вам сказать много, используя очень мало. В этой статье мы рассмотрим основы негативного пространства и то, как вы можете использовать его в качестве инструмента для создания творческих и мощных фотокомпозиций.

Автор: Aditya Aashish

 image_25

Эта минималистичная фотография зимнего пейзажа имеет много негативного пространства, чтобы четко выделить дерево в центре как основной предмет композиции. Фото Kuhnmi 

Что такое негативное пространство?

Негативное пространство - это пустое пространство вокруг и между объектами в композиции, которое не привлекает внимания зрителя. Оно намеренно лишено каких-либо точек притяжения взгляда, что создает не только повышенное внимание к основному объекту, но и обеспечивает для зрителя более комфортное восприятие фотографии.

Фотограф должен решить, как использовать негативное пространство, чтобы визуально рассказать о взаимосвязи между объектом съемки и его окружением. Негативное пространство - это мощное средство, позволяющее создать что-то из ничего. Оно позволяет субъекту получить простор для дыхания. Это преобразует фотографию, особенно если в вашем изображении есть конкурирующие элементы. Негативное пространство подчеркивает и определяет основной объект или основной элемент фотографии.

Использование негативного пространства — это давняя концепция в изобразительном искусстве, широко используемая во всем, от живописи до графического дизайна и фотографии. Многие примеры негативного пространства можно найти в работах таких легендарных фотографов, как Ансель Адамс и Анри Картье-Брессон.

image_27

Вечер, озеро Макдональд, Национальный парк Глейшер, 1933. Фото Анселя Адамса.

Как и когда использовать негативное пространство?

Решение о том, следует ли использовать негативное пространство на фотографии, является художественным решением и полностью зависит от фотографа. Это инструмент, который вы можете использовать для того, чтобы:

  • Обеспечить «передышку» и место для отдыха глаз зрителя.

  • Добавить ощущение размера и масштаба

  • Передать такие эмоции, как спокойствие, одиночество, печаль, надежда и т.д.

  • Привлечь внимание к определенному предмету (или предметам).

  • Позволить зрителю проследить за тем, куда смотрит объект.

  • Создать тему, используя пустое пространство как художественный элемент.

Негативное пространство во взгляде субъекта

Негативное пространство используется не только для того, чтобы показать открытость или передать пустоту, особенно на пейзажных фотографиях, но и для добавления глубины и пространства для взгляда на портретах, особенно если человек смотрит в сторону, а не прямо в камеру. Вот пара портретов, демонстрирующих этот эффект.

image_28

Photo by Awar Kurdish

На первом портрете выше объект смотрит влево от камеры, и глаза зрителя обычно пытаются следовать за взглядом объекта. Но так как нам не хватает места слева, то взгляд зрителя резко обрывается, и это создает напряжение в изображении. С другой стороны, на втором кадре глаза зрителя получают достаточно места, чтобы блуждать по изображению и следить за взглядом объекта.

image_29

Photo by Awar Kurdish

Если бы вы учитывали только одно «правило» фотографии, например заполнение кадра объектом, то вы бы сказали, что первое изображение более «правильное», но опять же есть определенные правила, которые имеют приоритет над другими. Знание тонкостей того, когда следовать определенным правилам, а когда их нарушать, может помочь вывести композицию вашей фотографии на новый уровень.

Искусственное создание негативного пространства

Нет необходимости добавлять или выделять пустое пространство во время фотосъемки на месте. Иногда это можно сделать, когда вы находитесь на стадии постпродакшна.

Чтобы привести вам пример, рассмотрим эту фотографию, которую я сделал несколько лет назад, когда поднимался на холм во время восхода солнца. Я заметил дерево на краю тропы, и оно было освещено лучами утреннего солнца. Выпавший туман создавал некоторую атмосферу, а ветви дерева формировали абстрактный узор, поэтому я достал фотоаппарат (уменьшил выдержку, чтобы получить силуэт) и сделал снимок.

image_30

Photo by Aditya Aashish

Изображение хорошо смотрелось на задней панели экрана камеры, и во время редактирования я подумал, что изображение выглядит довольно обыденно. Поэтому я начал экспериментировать с изображением — меняя баланс белого, удаляя некоторые элементы, такие как выступающие ветви и т.д. Но потом я подумал: «Что если добавить негативное пространство?». Монотонный оранжевый цвет неба на заднем плане помог в этом решении.

Я экспортировал изображение в Photoshop, расширил холст и использовал заливку с учетом содержимого, чтобы добавить отрицательное пространство в верхней правой части изображения. Общий размер изображения увеличился с 24 МП до почти 80 МП. Вот, что в итоге получилось:

image_31

Photo by Aditya Aashish

Как вы можете видеть, добавив «ничего» к изображению, позволило изменить всю композицию. Фотография передаёт одиночество дерева в огромном пейзаже. Добавление негативного пространства придает минималистской фотографии эстетичный вид. Эта измененная фотография, на мой взгляд, лучше смотрелась бы в качестве гравюры в рамке на стене, чем просто оригинальный снимок на мониторе.

Конечно, это не «правдивая» фотография, и у многих могут возникнуть проблемы с «формированием» негативного пространства таким искусственным способом. Тем не менее, это иллюстрация того, что может сделать негативное пространство с точки зрения «добавления малого для получения большего» в композиции. Самый простой способ добиться этого преимущества негативного пространства - просто создать его с помощью кадрирования, когда вы на самом деле снимаете фотографию.

Использование малой глубины резкости, свет и тени, правило третей.

Если окружение объекта далеко не пустое, а фон заполнен отвлекающими элементами, использование малой глубины резкости, чтобы сделать фон не в фокусе, может стать способом добавить приятное негативное пространство.

image_32

Photo from Depositphotos

image_33

Photo by Matt Wiebe

image_38

Photo by Robert Yorde

Негативное пространство также можно создать в оживленной сцене, используя свет и тени и ограниченный динамический диапазон камеры. Человека, идущего по оживленной улице большого города, можно сфотографировать с большим количеством негативного пространства, выделив блики света и превратив тени в сплошной черный цвет.

Иногда правило третей и негативное пространство идут рука об руку. Если вы пытаетесь сместить объект на изображении в одну сторону, чтобы учесть правило третей, то чаще всего это создает негативное пространство с другой стороны. Это одна из причин, почему правило третей является распространенным советом по композиции, который дают начинающим фотографам.

Негативное пространство как предмет

Творчески скомпонованное негативное пространство может стать главным объектом фотографии само по себе, когда образует уникальную и художественную форму, которая притягивает взгляд зрителя.

image_34

На этой фотографии каньон может быть главным объектом пейзажной фотографии, а звездное небо — фоном, но форма расщелены заставляет ночное небо стать главным объектом — оно почти похоже на сверкающую реку, петляющую через скалистый канал.

Иногда негативное пространство в искусстве, дизайне и фотографии может быть более предметным и менее заметным на первый взгляд. Что касается дизайна, то в логотипе FedEx, как известно, можно обнаружить стрелку в негативном пространстве между буквами «E» и «x».

image_35

image_36

Photos by Amol Jadhav.

Еще одним примером творческого использования негативного пространства в фотографии является серия рекламных роликов, снятых фотографом Амолом Джадхавом для популяризации усыновления домашних животных — на каждой фотографии изображены люди, в то время как негативное пространство между ними образует силуэт животного.

Хотя создание такого типа негативного пространства на фотографии может быть трудным, а обнаружить его «в естественной среде» может быть еще сложнее, вам может повезти найти нечто подобное, если вы достаточно внимательно посмотрите на пространство между вещами в окружающей вас обстановке.

Негативное пространство против заполнения кадра

Негативное пространство на самом деле противоречит общему правилу фотографии. Если вы начинающий фотограф, возможно, вам давали совет «заполнять кадр объектом».

Это «правило» в основном сводится к тому, что объект, который вы пытаетесь сфотографировать, должен доминировать на изображении и, как правило, должен занимать около 80% пространства. Это правильно: зрители должны сосредоточиться именно на том, на чём вы хотели. Но, как и любое другое правило, оно предназначено для того, чтобы его нарушать, и вы должны нарушать его с определенной целью. В конце концов, это творческий подход.

image_37

Фотография разделяет те же принципы, что и мир дизайна, где также часто используется негативное пространство. В графическом дизайне и рекламе, где ключевым фактором является эффективная коммуникация, использование негативного пространства может иметь первостепенное значение. Знаменитая рекламная кампания Volkswagen «Think Small» блестяще демонстрирует силу негативного пространства.

Темой по-прежнему является автомобиль, но только представьте, насколько другим было бы воздействие, если бы один и тот же автомобиль отображался на всей странице.  Эффект негативного пространства также проявляется в типографике, и поэтому предложения, написанные сочетанием прописных и строчных букв, выглядят более разборчивыми по сравнению с одними заглавными буквами. Пространство вокруг строчных букв различается, что позволяет глазу быстро определять каждое слово, в отличие от предложений из заглавных букв, в которых все буквы имеют одинаковый профиль.

Примеры фотографий с негативным пространством

Вот еще примеры фотографий, в композиции которых используется негативное пространство:

image_39

Негативное пространство используется для направления зрителя туда, куда смотрит мужчина, а также для создания настроения. Photo by Gianluca Zuccarelli.

15650682600_eb44699e16_h

Photo by Hansen de Sade

740168692_76858945a8_z

Негативное пространство, сформированное зданиями, если смотреть с улицы в небо.  Photo by Joey Gannon

 

Послесловие

Негативное пространство — это мощная концепция, которую нужно знать и помнить при составлении и редактировании фотографий, и это простой способ превратить обыденное изображение объекта в более эстетически приятное и визуально интересное. В следующий раз, когда вы будете составлять кадр, подумайте, что вы хотите сообщить зрителю, и помните о негативном пространстве как о способе «сказать много, используя очень мало».

Источник: PetaPixel

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Практика11 лет назад
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, ...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

Практика3 года назад
За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое и...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Практика3 года назад
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу созд...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Практика9 лет назад
Съемка репортажей со спортивных и других мероприятий является одним из наиболее сложных жанров, треб...
Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Практика3 года назад
Фотографы любят путешествовать. Потому что происходит смена обстановки, обнаруживаются новые сюжеты ...
Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Практика2 года назад
Фотографы, от начинающих до самых опытных, постоянно ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы до...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика3 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен,...

Практика10 лет назад
Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он пока...
Создание «планеты» из обычной фотографии

Создание «планеты» из обычной фотографии

Практика11 лет назад
Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них бы...
От чего зависит качество изображения?

От чего зависит качество изображения?

Практика2 года назад
Количество мегапикселей камеры часто рассматривается потребителями как эталонное число для определен...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика3 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить