Моя гонка за первое место
В июне 2018 года я провел две недели в Хорватии, где снимал парусные соревнования. Участвую в этом мероприятии уже второй год. Организаторы приглашают меня как официального фотографа соревнований. Готовясь к поездке, продумал все до мелочей, взял даже очки для плавания. Что касается техники, то у меня был следующий набор: камера ILCE-9, объективы SEL-1635Z, SEL-35F14Z, SEL-55F18Z, SEL-90M28G, SEL-100400GM и Samyang T-S 24 мм f/3,5. Также я взял в качестве дополнительного аксессуара фрагмент обычного оконного стекла, чтобы создавать отражения.
Автор: Антон Уницын
Самые интересные кадра получаются, когда наступает необычное состояние атмосферы. Камера Sony A9, объектив SEL-1635Z, 1/800 c, f/4, f=28 мм, ISO 100.
Нужно понимать, что съемка любых соревнований носит определенную специфику, будь то парусная регата, футбол или шоссейные автогонки. Фотограф всегда находится на удалении от объекта. Он не может выбежать на поле или встать вплотную к проезжающему автомобилю. Девиз Роберта Капы «Если снимок не получился, значит, вы подошли недостаточно близко» здесь невозможно реализовать. Именно поэтому основной рабочий инструмент спортивного фотографа — светосильный телеобъектив. В данном случае для меня таким инструментом стал объектив 100-400. Правда, в парусном спорте возможны некоторые хитрости.
С помощью фрагмента стекла, который я размещал перед объективом, мне удавалось получать вот такие красивые отражения. Камера Sony A9, объектив SEL-1635Z, 1/800 c, f/4, f=28 мм, ISO 100.
Так, мы не стояли на берегу, а подходили к яхтам на RHIB-лодке (жестко-надувная). С собой я брал два объектива: 100-400 и 16-35. С телезумом все понятно. А вот широкоугольник мне был нужен именно для съемки на широком угле. Соответственно, на 100-400 я снимал суда вдалеке и портреты участников регаты. Широкоугольный зум использовал, когда находился вблизи яхт или поднимался на борт судна.
Объектив SEL-100400GM продемонстрировал практически 100-процентное попадание. Очень впечатлила разрешающая способность, приятное боке и, конечно, компактные габариты, по сравнению с объективами с подобным диапазоном фокусных расстояний. Для защиты объективов от брызг я использовал бленду. Не секрет, что другие фотографы применяют защитный фильтр, но мне больше нравится бленда.
RHIB-лодка позволяла нам приблизиться на такую дистанцию к яхте, что я мог свободно снимать на широком угле. Камера Sony A9, объектив SEL-1635Z, 1/640 c, f/4, f=16 мм, ISO 100.
Из-за качки было сложно попасть в фокус при съемке на 400 мм. Наиболее оптимальным оказался режим следящего автофокуса по широкой зоне (камера ILCE-9). Я ждал нужного момента, фокусировался и дожимал спуск. Сложнее всего было, если в кадре присутствовало два и более сюжетно значимых объекта.
Один раз наша RHIB-лодка рухнула с полуметровой волны, я был сбит с ног и упал на рубку — все ноги были в синяках, руки ободраны. Пару раз меня накрывала набегающая волна. Я понял, что нужно искать аквабокс. Но это было невозможно в тех условиях, поэтому пришлось взять обычный полиэтиленовый пакет, проделать в нем отверстие под объектив и так снимать. Думал, что после волны камера откажет, но аккуратно промыл ее пресной водой, и она продолжила работать. Кстати, одного заряда аккумулятора в камере ILCE-9 хватало на день полноценной съемки.
На RHIB-лодке нам удавалось приближаться к яхтам довольно близко, но для полноценного снимка мне иногда все равно требовался телезум 100-400 мм. Камера Sony A9, объектив SEL-100400GM, 1/1000 c, f/5.6, f=355 мм, ISO 100.
По результатам съемки могу сказать, что самые интересные кадры получились, когда наступало необычное состояние природы: надвигалась туча, опускался туман, светило закатное солнце, успокаивалось море и проч.
Обычно фотографы отдают съемку через день-два, а то и спустя неделю после события Я решил все делать день в день, а не ждать, когда закончатся соревнования. Это была моя инициатива. Я сделал так один раз и потом решил, что каждый вечер буду обрабатывать снимки. Такая оперативность позволяла как организаторам, так и участникам мероприятия получить совсем другие впечатления от результатов съемки.
Итак, я снимал в формате JPEG, затем партиями выгружал готовую съемку в смартфон, где обрабатывал ее в программе VSCO. Обработанные материалы передавал в компьютер, форматировал до 2000 пикселей по длинной стороне и, наконец, выгружал в облако. В среднем за день мне удавалось снять около 1000 снимков, для выгрузки в облако отбирал от 100 до 200. На всех такой результат произвел очень большое впечатление. Я тоже был доволен.
Для фотографирования с верхней точки я забирался на мачту высотой около 15 м. Специально для этих съемок я взял тилт-шифт-объектив, который позволяет управлять резкостью и создавать миниатюрный эффект. Камера Sony A9, объектив Samyang T-S 24 мм f/3.5, 1/4000 c, f/3.5, f=24 мм, ISO 100.
Единственное, что такой режим буквально измотал меня. Зато моя серия «Регата» заняла первое место в номинации «Спорт/Экстремальный вид» («Профессиональный раздел») в конкурсе Russian IPA 2018 года.
Несколько советов
1. Перед началом подобных съемок следует продумать гидроизоляцию камеры и объектива. Оптимальный вариант — амфибийный бокс. А если вы еще облачитесь в гидрокостюм, то сможете вообще снимать их воды.
2. Во время съемки из лодки следует себя прикрепить тросом, если вас неожиданно сильным ударом волны выбросит в море.
3. Не подходите слишком близко к идущим яхтам, иначе может случиться авария.
4. Обязательно следует брать с собой емкость с пресной водой, чтобы промыть технику в случае контакта с соленой водой.
5. Фотографу обязательно следует надевать спасательный жилет и защитный шлем.
Комментарии