Цифровая камера: об автоматике и автоматизации

Современные камеры достаточно умные. Слишком умные. Непозволительно умные! Современные камеры обучены делать все за фотографа! Разве что композицию не строят. Хотя такие вспомогательные функции, как встроенные в дисплей или электронный видоискатель обозначения третей или же линии золотого сечения, бесспорно, и эту задачу облегчают. Камера сама наводится на резкость, сама определяет выдержку и диафрагму, значение ISO и баланс белого цвета. Только кнопку сама не нажимает, если не учитывать возможность спуска затвора по таймеру. Хорошо это? Конечно! Но только для обывателя-кнопконажимателя, которому совершенно незачем углубляться в художественные и технические аспекты фотографии и которому нужно просто задокументировать определённый момент, и, желательно, в хорошем качестве. То есть – не фотографу. С фотографами же дело обстоит сложнее. Тут, как описано в моей статье о муках выбора, всё зависит от поставленных задач. Я постараюсь разобрать ситуацию с позиции студийного фотографа, а заодно затронуть и некоторые другие  аспекты жанров, с которыми я так или иначе знаком.  

Текст: Алексей Федюков

Начнём, пожалуй, с моего отношения к автоматике. Я ей не доверяю. То есть, это хорошо, конечно, когда автоматика делает за меня рутинную работу, но контролировать, я считаю, её нужно обязательно. И доверять этой самой автоматике можно только решение тех задач, с которыми она, если и не справится сама, справитесь вы при дальнейшей постобработке.

К примеру, я могу доверить камере самой управлять балансом белого цвета или, если снимаю с естественным или постоянным искусственным освещением, экспозамером в режиме приоритета диафрагмы. В случае если камера ошибётся, я могу эту ошибку исправить в редакторе. Лучше посидеть 10 минут за компьютером, чем потерять кадр совсем, пытаясь в ручном режиме подобрать оптимальные настройки для быстроразвивающегося сюжета.

А, вот, фокусировку и управление диафрагмой я камере не доверю никогда! Тут уж, если случится ошибка – она станет непоправимой. Кадр будет потерян. Вы когда-нибудь пробовали исправить глубину резкости или сделать резким изображение, заведомо снятое вне фокуса? И не пробуйте! 
Кроме прочего, мне, как студийному фотографу, вообще большинство автоматизированных функций не нужны. Работа в студии, как правило, вдумчивая и неспешная. Всегда есть время поправить то, что не поправлено и зафиксировать то, что не статично. А автофокус — не только без надобности, но иногда даже вреден (например, при съёмке абстракций и сплошных фактур). 

Автоматическая фокусировка – это вообще отдельная большая тема. Мне удавалось снимать небольшие репортажи с мануальным стеклом фокусируясь вручную, но постоянно так работать я, конечно, не смог бы. Фоторепортёрам, анималистам и стрит-фотографам автоматическое управление фокусировкой необходимо, но и здесь существует определённая страховка и контроль. Ни один фоторепортёр, анималист или стрит-фотограф не станет делать один единственный кадр с блокировкой точки фокуса, а  снимет серию в режиме следящего. 

Кстати, об анималистике. Мне и животных удавалось снимать без следящего автофокуса. Не только улиткурака или черепаху, но и своего шустрого кота и даже хомяка я снимал с полностью мануальным объективом, одним единственным кадром (я вообще серийной съёмкой не пользуюсь - не приобрёл такой привычки). И опять же: сложно. Постоянно я бы так работать не смог – бесспорно, нужно звать на помощь автоматику. Но только на помощь, а не для выполнения всей работы. Камера не сможет за вас проработать идею, построить композицию, выбрать правильный ракурс и задать нужную атмосферу в кадре. Все это делает фотограф, а автоматизация некоторых процессов позволяет ему сосредоточиться на художественных аспектах.  

Научитесь понимать вашу камеру – то, как она себя ведёт в разных условиях, какие функции отрабатывают идеально всегда, какие следует контролировать, а какими управлять вручную. Станьте лучшим другом своей камере, тогда и результат будет радовать и вас и ваших зрителей.

На этом всё. Творческих успехов.

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки3 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки3 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки2 года назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Техника съемки2 мес. назад
Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что я достойный кулинар и ужасный пекарь. Мне требуется много...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки1 мес. назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Техника съемки1 мес. назад
Стекло не станет выглядеть лучше, если вы направите свет прямо на него. Прямая подсветка всего лиш...
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки2 года назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Техника съемки1 год назад
Моя работа со звездными треками вызвала много интересных вопросов. Поэтому здесь кратко дам нескольк...
Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Техника съемки1 год назад
Понимая естественное стремление новичка в фотографии быстрее «взять быка за рога» (а перед этим зато...
Семь простых советов, как  улучшить ваши фотографии еды

Семь простых советов, как улучшить ваши фотографии еды

Техника съемки2 мес. назад
Независимо от того, какую камеру вы используете – обычный «компакт» или продвинутую DSLR – эти прост...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки5 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки3 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Фотосъемка всплесков воды - это просто!

Фотосъемка всплесков воды - это просто!

Техника съемки3 мес. назад
Как увлекательно замораживать предметы в движении! Высокоскоростная фотография и вода составляют иде...
Видеосъемка на DSLR

Видеосъемка на DSLR

Техника съемки3 года назад
Каждый, кто когда-либо занимался видеосъемкой, мечтал получить «киношную» картинку. Однако, по разны...
Цифровая камера: об автоматике и автоматизации
Алексей Федюков

Комментарии

Отправить