Спортивная съемка

Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, какие особенности спортивного репортажа нужно учитывать и о чем стоит помнить при съемке спортивных мероприятий, а также обсудим техническую сторону спортивных фото.

Текст: Иннокентий Нестеренко

1

© Al Bello

Основные особенности спортивной съемки

Практически все правила, которые работают для репортажа, будут актуальны и для съёмки спортивных мероприятий. Спорт в целом — исключительно благодарный материал для репортажа. Тут вам и зрелищность, и обилие событий, и яркие эмоции (как у самих спортсменов, так и у зрителей, тренеров и других участников). Скорее всего, вам не придётся мучительно выискивать объект для съёмки — надо будет просто внимательно смотреть по сторонам.

Если результатом съёмки будет не один, а серия кадров, это даст возможность полнее раскрыть историю, развернуть ее во времени (например, так: подготовка к забегу, старт, волнение на трибунах, напряжение и развитие, переломный момент, финал и развязка, кто-то ликует, кто-то негодует). Кроме того, спортивные события — благодатное поле для съёмки портретов.

2

© Al Bello

В чем сложность спортивной съемки?

ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ
В первую очередь, в спортивной съёмке, как и в почти любом репортаже, вы не можете влиять на событие. У фотографа есть только право зрителя.
 
ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ
Во-вторых, фотограф ограничен во времени. Вы не можете ни остановить действие, ни повторить его. Если вы пропустили какой-то момент, то вы пропустили его окончательно и бесповоротно.
 
СКОРОСТЬ!
Третий момент: скорость. Как правило, любая репортажная съёмка, а уж особенно спортивная, связана с достаточно активными действиями, и интересный для съёмки момент — это действительно «момент», а не многочасовое действие (сравните со съёмкой пейзажа, где изменение объекта происходит, как правило, со скоростью движения солнца по небосклону).

3

© Dak Dillon

ТОЧКА СЪЁМКИ
Кроме того, в спортивной съёмке особенно важно заранее продумать точку съёмки, ведь в решающий момент менять положение съёмки будет уже поздно и драгоценное время будет упущено.
 
ОСВЕЩЕНИЕ
В зависимости от характера мероприятия, при съёмке в помещении необходимо будет решать проблему недостаточного освещения или «плохого» искусственного света. При съёмке на открытых пространствах освещение может оказаться также не вполне подходящим, и по интенсивности, и по направлению. А подсветить вспышкой удалённые объекты либо невозможно, либо для этого потребуются системы синхронизации, по сложности выходящие за рамки нашего разговора.
 
ВОПРОС ТЕХНИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА И/ИЛИ МОНОПОДА, ТЯЖЁЛОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Несмотря на короткие выдержки, для качественных снимков на длинном фокусе обязательно использование штатива или монопода — это помогает как исключить шевеленку, так и сэкономить силы фотографу, ведь часами держать тяжелый объектив на весу очень тяжело.

4

© Владимир Вяткин

Личный взгляд на событие

В репортажной съёмке влияние авторского взгляда фотографа сложно переоценить. Именно выбор фотографа «что и как снимать» создаст радостную или трагическую атмосферу, позволит посмеяться над участниками или посочувствовать им, или даже позволит увидеть забавные детали вне «основного действия».

Взгляните, как по-разному видят один и тот же вид спорта два фотографа.

5

 © Сергей Ильницкий

6

© Adam Pretty

 Как и у любого из зрителей, у фотографа будет своё собственное впечатление от происходящего — возможно, отличающееся от других. Тут, правда, нужно опять-таки помнить о цели съёмки: если это личная творческая съёмка, то авторский взгляд и своеобразие самовыражения будут сильной стороной. Если это коммерческая съёмка, где цель — максимально точно и ясно показать событие, то с авторским взглядом и художественным подходом важно не переусердствовать.

7

© Владимир Вяткин

Иногда приходится выбирать между точностью передачи происходящего и авторским взглядом на мир. Однако и здесь всегда есть место удачному сочетанию первого и второго. Именно редкие, оригинальные авторские фото будут лучшими среди всех репортажных.

8

© fotoman.name

В примерах ниже: автор фото не просто нажимал на кнопку фотоаппарата, сидя в первых рядах на трибунах. Очевидно, он заранее продумал всю съёмку, начиная от точки съёмки и заканчивая подбором специальной техники. Результат вы видите сами.

    9

Точка съёмки, общий и частный план. Дополнительные объективы

Интересна та съёмка, которая покажет либо разные планы, либо наиболее выигрышный для данного мероприятия ракурс. Поскольку не всегда есть возможность отснять событие с разных планов, фотограф должен хорошо продумать заранее, что снимать, откуда и как. Учитывайте ваши технические и физические возможности, погоду, обстановку. Помните также, что, выбирая точку съёмки, вы выбираете не только ракурс, но и задний план.

10

© Adam Pretty

Крупный план всегда интересен зрителю, т.к. находится за пределами восприятия: даже те, кто лично присутствовали на этом же чемпионате, редко рассматривают происходящее в столь же мощную оптику как та, что у вас на камере.

Широкий план — лучший способ передать общую атмосферу.

11

© tutsplus.com

Отдельные портреты и детали всегда украсят фотоотчёт, сделают его более интересным для зрителя.

12

© Bogdan

Дополнительные камеры и объективы дадут вам больше возможностей для съёмки (в том числе для смены общих или узких планов не сходя с места). Минусы: если вы не профессиональный фотограф, придется учиться жонглировать техникой в условиях, когда времени мало и нужно быстро выбирать, что и как снимать. Отдельный навык, нарабатываемый практикой — это умение вовремя продумать сцену, свет и сюжет, и заранее поставить на фотоаппарат нужный объектив, если вы снимаете на одну камеру и постоянно меняете разные объективы.

13

© Владимир Вяткин

Вы можете спросить, зачем такие сложности? Если работать с несколькими объективами так сложно, зачем мне это нужно? Вот я прикупил неплохой зум, он отлично справляется!

Отчасти вы будете правы, но только отчасти. Универсального ответа, как обычно, не существует. С одной стороны, универсальный зум проще в работе. Однако несколько фиксов или специализированных зумов дадут вам гораздо больший диапазон по возможностям съёмки. Хороший короткофокусный фикс (возможно, даже и фиш-ай) позволит снимать очень широкие планы, а также за счёт хорошей светосилы позволит не поднимать ISO даже при съёмке в помещениях. Длиннофокусный объектив позволит поймать хорошие крупные планы — а при репортажной съёмке спортивных мероприятий это бывает критично, т.к. именно при съёмке спорта, как правило, физически подобраться близко к объекту проблематично.

Поймать момент

Спорт — это практически всегда какое-то действие (мы сейчас не говорим о съёмке шахматных чемпионатов), движение. Однако мы снимаем не видео. Наша задача — поймать и остановить ключевой момент, а также увидеть важные детали во всём происходящем.

14

© Al Bello

Выше мы уже упоминали о скорости как об одной из особенности репортажной съёмки. Говоря о съёмке именно спортивного репортажа, нужно учитывать, что всё самое интересное обычно происходит ещё и одновременно. Вы могли сколько угодно скучать в течение не очень эффектного матча. Пять минут до конца игры — и вдруг напряжённый момент! Вот именно сейчас, когда забивают решающий гол, хочется одновременно снять и как вратарь красиво летит в грязь, не успев схватить мяч, и как тренер одной команды ликует одновременно с одной половиной стадиона, и как тренер другой команды сходит с ума и рвёт на себе волосы, и так далее — всё одновременно, и с каждой секундой всё меняется.

А фотографу нужно не только всё увидеть, но и в какой-то степени предугадать. Способность предугадывать события — вообще одна из особенностей репортажной съёмки. И чем больше у вас опыта, тем лучше вы видите процесс и тем удачнее можете строить свои кадры.

15

© Al Bello

Чтобы не пропустить интересный кадр, попробуйте держать глаза открытыми — буквально, оба глаза. Обычно, глядя в объектив, мы закрываем второй глаз, так проще «прицелиться». Открытый второй глаз позволит вам боковым зрением вовремя заметить, если начнёт происходить что-то особенное где-то в стороне.

16

© Виктор Ахломов

Очевидно, «поймать момент» можно и без помощи навороченной техники. Важно вникнуть в происходящее, продумать возможные варианты развития событий, и быть готовым быстро среагировать в нужную секунду. Фотограф Дмитрий Донской в одном из интервью по поводу очень удачного, но практически случайно снятого кадра отвечает на вопрос, как ему удалось это сделать: «- А там же только одна плоскость. Значит, нужно было наводить резкость на середину ворот, чуть ближе к дальней от меня штанге. И я заранее позаботился об этом.»

17

© Дмитрий Донской

Строго говоря, «слишком умная» техника зачастую даже мешает: расслабляет, заставляет поверить в иллюзию, что можно не напрягаться, волшебная кнопочка всё сделает за нас. Однако глупо было бы совсем не пользоваться доступными сейчас удобными возможностями. Скажем, функция серийной съёмки невероятно полезна при съемке спорта. Наш совет: больше практики в разных режимах и с разными настройками, чтобы самому «прощупать» и возможности техники, и собственные возможности.

18

© Yu Lei/Chen, Zhunwen/Zhang Yiting

Говоря о настройках серийной съёмки, заранее потренируйтесь с вашей камерой, исследуйте её возможности. Обратите внимание, есть два типа серийной съёмки, «burst» и «continuous». В русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие. В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии. А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.

Чем отличается хорошее спортивное фото?

ЯСНОСТЬ

Спортивная фотография, как и фотография вообще — это в первую очередь рассказ. До, во время и после съёмки при отборе пройдитесь по следующим пунктам:

  • Как и любой рассказ, ваш фото-рассказ должен показать предельно ясно для зрителя: что происходило, как, когда, с кем. Можете ли вы сами ответить на вопрос «что тут происходит», основываясь только на фото?
  • Если в данном виде спорта есть победители, покажите, кто и как победил. Видны ли победители на ваших фото?
  • Если важны эмоции и переживания участников — покажите их;
  • Подумайте заранее, что будет критичным при съёмке именно этого вида спорта — очевидно, съёмка на ипподроме будет существенно отличаться от съёмки синхронного плавания;
  • Что эффективнее в данном случае: снять фотоисторию из ряда фотографий, или достаточно одного кадра? Обоснуйте.

Серия:

19

© Владимир Вяткин

Одна фотография:

38

© Владимир Вяткин, World Press Photo 1983

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

20

© Al Bello

Результатом хорошей съёмки будет не просто пачка кадров, фиксирующих события. Вы — художник, а не патологоанатом. Хорошая съёмка передаёт эмоции, атмосферу, позволяет зрителю присоединиться к участникам этого события. И добиться этого не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Взгляните ещё раз на примеры, приведённые выше. Согласитесь, нам, зрителям, не приходится гадать, что происходит в кадре. Мы моментально видим глубокие эмоции, все тонкости человеческих переживаний. И если у нас самих есть такой опыт — страсти, надежды, отчаяния, злости или усталости от тяжёлой физической работы, нацеленной на результат и победу — мы присоединимся к героям снимка. Мы сможем им посочувствовать, если эмоции тяжёлые, или возликовать вместе с ними, если это радость победы. Более того, глядя на выразительную фотографию, мы не просто эмоционально присоединяемся к героям, мы не можем этого избежать.

21

© BBC

Обратите внимание: выразительность — это характеристика и каждой отдельной фотографии, и серии целиком. Сам по себе факт съёмки «серией» не добавит выразительности. Всегда задавайте себе вопрос, зачем нужна в кадре та или иная деталь, что она передаёт? Зачем нужна в серии та или иная фотография, помогает она или мешает? И обратите внимание: в примере серии выше, каждая отдельная картинку из серии выразительна и сильна сама по себе, даже взятая вне контекста. Она не раскроет нам всю историю полностью, но передаст и эмоцию, и настроение.

22

© Владимир Вяткин

ПОЛНОТА

Ниже приведён пример серии кадров — еще одна работа Владимира Вяткина под обшим названием «Падение». На первый взгляд кажется, что некоторые кадры излишне повторяют друг друга. Однако как только пытаешься сократить и выкинуть «как бы лишнее», понимаешь, что лишнего здесь нет. Каждый кадр работает на общий результат, добавляя свою часть к общей истории.

image_5

image_6

image_7

© Владимир Вяткин

Этот пример — про серию кадров, посвящённую одному эпизоду на скачках. Однако серия может отражать и всё мероприятие в целом. В таком случае для полноты серии нужно будет заранее максимально продумать — какие действующие лица важны, какие точки действия будут ключевыми, что нельзя пропустить. Дополнив съёмку необязательными характерными деталями, вы получите разносторонний и действительно полный, глубокий фотоотчёт.

Чтобы максимально полно охватить такую съёмку, пользуйтесь всем широким спектром инструментов и возможностей. Снимайте с разных расстояний и ракурсов, берите разные планы, разбавьте широкий план личными портретами. Чем шире будет ваш диапазон, тем интереснее и качественнее будет съёмка. И главное: только так можно действительно глубоко и полно охватить материал. Для примера посмотрите этот фотоотчет про каскадеров.

КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНКА

Даже самый технически совершенный кадр не становится автоматически хорошей фотографией. Современная техника в разы упрощает задачу съёмки спорта: автофокус поймает нужную глубину резкости. Объектив с возможностью зуммирования позволяет меньше скакать по трибунам в поисках лучшей точки съёмки. Скорострельность камеры и объектива позволяют сделать большое количество дублей с огромной скоростью, упрощая задачу «поймать момент». В Фотошопе можно подретушировать какие-то погрешности уже после съёмки. Поглядите на фотографии в стоковых базах. Огромное количество технически неплохих, однообразных и безликих фотографий. Вроде и моменты пойманы «правильные», и сфокусировано всё идеально — но фотографии в массе своей ничем не цепляют зрителя.

А вот несколько примеров спортивного фото, снятых ещё до эпохи массового цифрового фотографирования.

image_8

©Мартин Мункачи

 23

©Александр Абаза

Другие удачные примеры: современная съёмка.

24

© Adam Pretty

25_1

© Wei Seng Chen (Суматра)

26

©Al Bello

Очевидно, что с точки зрения цвета, чёткости и технического качества современные фотографии отличаются разительно. При этом профессионалы всех времён прекрасно знают законы композиции, построение кадра. Изображение сбалансировано, картинка красива — ничего лишнего. Нет и пустых, «провальных» зон.

Технические параметры

ВЫДЕРЖКА-ДИАФРАГМА-ISO

На цифровых камерах с предустановленными режимами съёмки, как правило, есть и режим «спорт». Обычно это предельно высокое ISO и минимально возможная выдержка, то есть настройки, соответствующие съёмке наиболее популярных видов спорта — бег, прыжки. Однако наша цель не просто использовать возможности робота, а самостоятельно контролировать ситуацию.

Во-первых, сам по себе спорт может быть очень разным (сравните: хоккей, бильярд, триатлон, авторалли, прыжки с парашютом). Во-вторых, условия съёмки одного и того же мероприятия могут отличаться. Возьмем, скажем, бег: настройки будут зависеть от того, на улице или в закрытом помещении проходит мероприятие, искусственный или естественный свет, какие есть возможности по расположению точки съёмки относительно бегунов, какая ваша цель (художественное фото, эмоциональный портрет, эффектный общий план для фотоотчёта о мероприятии).

27

Короче, обдумываем цель и выбираем соответствующие параметры. Скорее всего, вам потребуются такие настройки: максимальный уровень ISO (не максимально доступный для камеры, а максимальный исходя из условий съёмки), минимальная выдержка, режим съёмки «приоритет выдержки».

28

© Al Bello

29

© Артем Голощапов

30

© Владимир Вяткин

  

ТЕХНИКА: ОБЪЕКТИВЫ, ШТАТИВЫ, МОНОПОДЫ

Можно много рассуждать о ценности авторского взгляда, но суровая реальность такова: в спортивной съемке чаще всего важно именно техническое качество картинки. Зрителя всегда будет меньше интересовать боке, и больше — номер победившей на скачках лошади.

Так что здесь особенно важно подобрать максимально светосильный объектив (или несколько объективов). В категорию «спортивных» попадают светосильные, быстрые длиннофокусные линзы. Дополнительный широкоугольный объектив поможет захватить больше деталей, показать общий план (многие любят даже и фиш-ай).

31

© Владимир Медведев Длиннофокусные объективы 200-400, 400 и 500мм.

При съёмке на длинном фокусе нужно особенно тщательно избегать вибрации (чем длиннее фокус, тем больше воздействие любых вибраций на качество картинки). Чтобы избежать смазывания за счет трясущихся рук, старайтесь выбирать выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние. То есть на фокусном расстоянии 200mm надо снимать с выдержкой 1/300 или короче.

32

Несколько советов на эту тему:

  • Обратите внимание на объективы со встроенными стабилизаторами, они позволяют заметно увеличить допустимые выдержки (3-5 ступеней);
  • Если есть возможность приобрести более светосильный объектив (позволяющий снимать на меньших выдержках) — не скупитесь, результат оправдает затраты;
  • Учтите, что длиннофокусный объектив — это всегда существенный дополнительный вес. Возьмите штатив, монопод или продумайте какую-то подставку под камеру уже на месте. Возможно, стоит присмотреться к объективам с крепежом для монопода;
  • использование монопода не только освобождает вам руки, но и ускоряет автофокусировку камеры.

33

Один из способов снизить вибрацию при съёмке.

Существуют также и внешние кольца с гнездом для крепления на монопод.

34

РЕЖИМЫ ФОКУСИРОВКИ

Статичные сюжеты мы обычно снимаем в режиме фокусировки «One Shot AF». Выбрали композицию, наполовину нажали кнопку затвора, автофокус сфокусировал объектив, зафиксировал фокус на нужном расстоянии. Дальше мы можем по желанию скорректировать композицию, сдвинув объектив, и дожать кнопку спуска до конца. У этого режима есть ещё полезный бонус — он не даёт сделать кадр, если сфокусироваться вообще не удалось (как правило, при этом мигает специальный индикатор).

35

Меню выбора режима фокусировки

Для съёмки более динамичных объектов нужно освоить AI SERVO AF. Фактически это тот же One Shot AF, только без блокировки фокуса. Объектив автоматически перефокусируется каждый раз, когда изменяется расстояние между камерой и объектом съемки.

Однако будьте бдительны: в этом режиме вы можете сделать кадр даже тогда, когда объектив ещё не сфокусировался. Кроме того, если между камерой и объектом съёмки появится какой-нибудь перемещающийся объект — объектив может сфокусироваться на объект, находящийся ближе к камере. Будьте также готовы к тому, что в режиме AI Servo AF фотоаппарат не будет подавать ни световые, ни звуковые сигналы об успешной фокусировке.

Между фокусировкой объектива и срабатыванием затвора происходит небольшая задержка. Хотя она измеряется долями секунды, её следует принимать во внимание при съёмке быстро движущихся объектов — к примеру, гоночная машина на скорости 160км/ч проезжает примерно 4.5м за 1/10с. Это означает, что хотя машина могла быть в фокусе в момент нажатия кнопки спуска, она может быть не в фокусе в момент открытия самого затвора.

Многие камеры решают эту проблему с помощью технологии предугадывающей фокусировки. Камера измеряет расстояние до объекта съёмки каждый раз, когда объектив перефокусируется. Анализируя эти данные, камера может просчитать скорость и направление движения объекта. Далее она экстраполирует полученную информацию, чтобы определить, где окажется объект съёмки в момент срабатывания затвора. Затем камера перефокусирует объектив на вычисленное расстояние, чтобы объект съёмки был в фокусе в момент экспозиции.

НЕСКОЛЬКО ФИНАЛЬНЫХ СОВЕТОВ

  • Снимайте спорт в jpeg, а не в raw. Во-первых, это сэкономит место на карте при съемке сериями (а исчерпать свободное место за пять минут до финала весьма обидно!) Во-вторых, запись raw может существенно замедлить работу камеры при серийной съёмке;
  • Повторимся: не рассчитывайте на вспышку. Практически всё интересное будет происходить за пределами её возможности. Кроме того, её использование может быть официально запрещено правилами соревнований;
  • Размер имеет значение! Выбирайте объектив с длинным фокусом. Он вам точно пригодится. Если можете себе позволить, возьмите 300-400мм (жители крупных городов могут воспользоваться фотопрокатами). Если нет, пусть это будет хороший светосильный зум порядка 80-200мм;

36

© photo-element.ru

  • Помните об окружении. Снимайте общие планы и побочные детали за пределами игры;
  • Пробуйте новое. Новые углы, новые фоны, новые ракурсы. Даже если вы не получите шедевр с первой же съёмки, это единственный надёжный способ изучить объект и получить ваш личный бесценный опыт;
  • Берегите себя и технику. Спортивные болельщики — это не только отличный материал для психологических портретов, но и потенциальная угроза для вашей хрупкой и дорогой фототехники. Последнее, о чём думает возбуждённый матчем болельщик — это о безопасности вашего объектива.

37

© itogi.ru

Желаем удачи при съемке спортивных событий!

Источник: https://mycanon.canon.ru/artworkshop/learning/details/1147
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки6 лет назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки5 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Техника съемки5 лет назад
Лоукостеры и хостелы подарили людям возможность экономно путешествовать на любые расстояния, а Insta...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки5 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки7 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Техника съемки5 лет назад
За свою 40-летнюю карьеру спортивный фотограф Дэйв Роджерс сделал несколько легендарных снимков в ис...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Техника съемки5 лет назад
Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Техника съемки10 лет назад
В предыдущем номере нашего журнала была опубликована первая часть статьи Георгия Розова, посвященная...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки6 лет назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Техника съемки5 лет назад
Какое оборудование необходимо для создания небольшой предметной фотостудии? В этой статье я расскажу...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки8 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки8 лет назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Пять приемов фотосъемки концертов

Пять приемов фотосъемки концертов

Техника съемки8 лет назад
Cъемки, обработка фотографий и проведение мастер-классов занимают почти все время. У моего соавтора ...
Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS

Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS

Техника съемки5 лет назад
Как правило, фотожурналисты используют разнообразные типы камер для съемки событий — от профессионал...
Спортивная съемка
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить