Тревел-фото или съемка в путешествии

Сегодня мы поговорим о съемке в путешествиях — тревел-фото. Надеемся, наш сегодняшний урок поможет вам привозить больше хороших фото из поездок, походов и прочих путешествий. Разговор о тревел-фото мы разделим на несколько блоков: планирование, съемка общих видов, работа с деталями, портрет в путешествии, а также технические и творческие рекомендации.

Текст - Иннокентий Нестеренко

01

© Moyan Brenn

Планирование: о чем стоит задуматься до отъезда

Что такое съемка в путешествии для фотографа?

Из плюсов:

  • новые интересные виды и сюжеты для съемки;
  • масса свободного времени, которое можно посвятить любимому хобби;
  • новые города и страны, новые люди, вдохновение и радость открытий.

Из минусов:

  • ограниченное количество техники (студийное оборудование с собой не потащишь и даже не каждый штатив подойдет для поездки);
  • во время путешествий мы часто привязаны к строго определенному маршруту и графику — у нас не будет возможности гибко выбирать время суток для съемки, свет, погоду.

02

© Иннокентий Нестеренко

Успех тревел-фото, таким образом, зависит от двух вещей. Во-первых, от репортажных навыков — умения поймать момент, разговорить персонажа и т.д. Во-вторых, от планирования, которым нужно заниматься дома, задолго до поездки.

03

© Klaus Leidorf

Общая рекомендация: постарайтесь построить свой маршурт таким образом, чтобы захватить разумное количество интересных видов, культурных событий и природных явлений, при этом не забывая об отдыхе — вы все же не на задании National Geographic, все снять не получится.

ПОГОДА И АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

  • Подумайте о климатических условиях того места, куда вы едете: о возможной температуре, влажности, ветрах и т.п. Возможно, нужно запастись специальным плащом/дождевиком, способным укрыть вас вместе с камерой от непогоды. Если вы едете куда-то в холодный климат или просто в места, где доступ к электричеству будет ограничен, то вам, возможно, лучше прикупить запасной аккумулятор (помните, что на холоде аккумуляторы садятся быстрее).
  • Очень полезно заранее подумать про фазы луны, почитать про необычные атмосферные и погодные явления типа северного сияния — вы сможете их использовать для эффектных задних планов.

КУЛЬТУРА И МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • Почитайте, какие праздники, карнавалы и подобные яркие события будут проходить там, куда вы едете. Это отличный материал для снимков. Кроме того, очень обидно дома узнавать о том, что вы могли увидеть занятный местный обычай.

04

© Иннокентий Нестеренко

Фашинада в Перасте, Черногория — раз в году местные жители укрепляют остров в заливе, привозя камни на лодках к часовне.

  • Посмотрите отчеты других путешественников о том, как относятся к фотографам в той стране, куда вы едете, что нельзя снимать и так далее.

ТЕХНИКА

  • Карты памяти — прикиньте заранее, будет ли возможность регулярно перекидывать снятое на жесткие диски во время долгих поездок, или нужно взять дополнительные чистые карты (особенно, если вы собираетесь также снимать и видео). Карты сейчас дешевые, не экономьте.
  • Постарайтесь паковать с собой как можно меньше техники: минимум оптики, фильтров, дополнительных камер. Если у вас есть несколько любимых объективов, берите только самые универсальные. Во-первых, вам будет проще носить свой арсенал. Во-вторых, если, не дай бог, вы потеряете фотосумку или у вас украдут технику, дома у вас останется что-то про запас.

05

© Bellamy

Сумка фотографа на однодневное путешествие.

Итак, вы успешно все спланировали и приехали на место. Самое время для съемки фотоистории! Давайте посмотрим по порядку на три ее главные составляющие: общие виды, съемку деталей и портретов.

Как выбирать и снимать интересные общие виды

06

© Chris Gampat

Общие виды — «от живота и до горизонта» — это именно то, что чаще всего хочется снимать в путешествии. Это пейзажи (в том числе городские) и съемка крупных объектов.

ДЕЛЕНИЕ НА ПЛАНЫ

Любой общий вид визуально делится на планы: ближний план, средний и дальний. Строгих границ в сантиметрах тут нет, но они и не нужны — важно понимать идею. Наиболее выигрышными и интересными будут те картины, где наполнены все три плана.

  • передний план — «можно дотянуться рукой» (на фото ниже: овцы);
  • дальний план — линия горизонта (на фото ниже: горы и фоновые облака);
  • средний план — все, что между ними (на фото ниже: озеро и волны).

07

© Bernhardur Gudmundsson

Не надо думать, что объекты переднего плана обязательно должны быть самой выразительной частью фото. Скажем, на снимке ниже это просто смутные темные объекты и слабоосвещенные камни. Однако прикройте нижнюю часть фото рукой — вы увидите, что средний и задний план при всей своей красоте перестают «играть» без уравновешивающего переднего плана. Нам психологически комфортнее, когда все три плана заполнены — так картинка больше похожа на реальность.

08

© Bernhardur Gudmundsson

Пример фото с ярко выраженным передним планом, но не сильно заполненным средним. Сразу понятно, что нам в данном случае важнее и интереснее. Однако без фактурных камней, живописных скал и синевы озера одно только гнездо смотрелось бы не так интересно. Контекст всегда важен.

09

© Bernhardur Gudmundsson

Помните про законы композиции. На хорошем фото не будет лишнего и не будет провальных пустых областей. Самые частые ошибки при съемке общих видов: мы забываем, что большое пространство без явных деталей наш глаз будет воспринимать как один большой объект. Это некрасиво и неинтересно, если только там нет какого-то особенно цветового перехода или игры света.

На фото ниже: один и типичных примеров. Автор постарался все правильно разложить по третям, скомпоновал кадр так, чтобы заполнить и ближний, и дальний план — однако картинка не особенно интересная. Дело в том, что деревья и трава в своей массе оказались недостаточно фактурными и все сливается в более-менее однородную массу.

10

А вот пример удачного цветового решения и вообще крайне гармоничной композиции кадра.

11

© Mario Gutierrez Vazquez

Снимая общие виды, важно не просто жать на кнопку, а постепенно повышать мастерство — учиться отличать потенцально выигрышные сюжеты от заведомого брака. Старайтесь отрабатывать композиционные ходы, делать снимки с разными светом, пробовать разные композиционные схемы. Постепенно вы поймете, когда получаются классные снимки, а когда выходит скучно. Впрочем, не будьте слишком критичны к себе на стадии съемки — даже у опытных фотографов больше половины снимков отсеиваются при первом отборе.

12

© Moyan Brenn

ПРИМЕРЫ ПРОВАЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ

Вот, скажем, типичный провальный сюжет, который не получается хорошо никогда: попытка снять «огромную» восходящую луну компактом или широкоугольным объективом. Подвох в том, что это нашему глазу луна кажется огромной, мы бессознательно сравниваем ее с тем, какая она бывает обычно. Кроме того, все наше внимание сосредоточенно именно на луне. При этом объективно луна занимает очень небольшой кусочек неба, что и зафиксирует фотоаппарат.

13

Такой же фокус происходит с любым некрупным объектом, который сильно привлекает наше внимание. Мы особенно легко попадаем в эту ловушку внимания при съемке птиц, кораблей и прочих удаленных объектов.

Помните: если вы хотите показать какой-то относительно мелкий объект, без мощного зума или длиннофокусного объектива не обойтись. Если у вас нет мощной оптики, не пытайтесь снимать такие сюжеты.

На фото ниже: автор указал, что расстояние от точки съемки до церкви — порядка двух километров. Длиннофокусный объектив фактически делает очень узкий кроп, вырезая очень конкретный кусочек кадра, который нам нужен. Здесь луна выглядит примерно так, как мы видим ее глазами, без камеры.

14

© Владимир Медведев

Еще один типичный пример проходного кадра — восходы и закаты над морем. Тут надо просто смириться. Мы от восторга все равно будем их фотографировать, даже и зная, что получим еще один кадр, похожий на миллионы своих собратьев. Это не значит, что такие кадры нужно потом кому-то показывать — не мучайте зрителя.

15

© Один из миллионов авторов

Съемка деталей

16

© Иннокентий Нестеренко

Представьте себе идеальный фотоотчет о путешествии. Естественно, здесь будут отличные общие видов и портреты интересных персонажей. Но этого мало. Серию тревел-фото лучше всего дополнить съемкой деталей: примечательных некрупных объектов, которые встречаются только там, куда вы приехали, которые помогают понять настроение этого места.

17

© Moyan Brenn

Профессиональное граффити, старинный бокал в контровом свете, смешная заколка у случайной попутчицы в волосах, наклейка на машине, котенок на солнце, градусник с уникальной температурой и влажностью, — подойдет любой объект, если он рассказывает что-то интересное о путешествии.

18

© Татьяна Еремеева

Чтобы кадр с деталью работал, зрителю должно быть понятно без дополнительных объяснений, что именно является объектом съемки. Деталь должна явно выделяться визуально, занимать большую часть кадра и отличаться цветом, освещенностью или резкостью.

19

© Moyan Brenn

Снимая детали, смело экспериментируйте с глубиной резкости.

20

© Mario Gutierrez Vazquez

Местный колорит — всегда богатая тема для съемки деталей. Если вы путешествуете не просто так, а «по поводу», особенно ценно ловить что-то, рассказывающее историю этого конкретного события, будь то свадьба или спортивное состязание.

21

© Amy Merrick

Как снимать людей в путешествии

Как сделать интересный портрет, на который приятно смотреть самому и не стыдно показать друзьям-знакомым? Снимаете ли вы спутников или колоритных аборигенов, всегда полезно помнить несколько моментов.

1. ИЗБЕГАЕМ ШТАМПОВ

Тут все понятно без слов. Избегайте подобных банальностей.

22

© pya.cc

2. ВЫБИРАЕМ СВЕТ

Главное правило съемки остается прежним — Освети Основной Объект. Если мы снимаем портрет, категорически нельзя допускать, чтобы задний план или окружающие предметы были хорошо освещены, а человек (особенно лицо) оказался в неровном, слишком контрастном или недостаточном свете.

23

© Сильвия и Алан Дегре

Хороший портретный свет — мягкий свет. Начинающим фотографам кажется, что чем ярче свет, тем лучше. Это не так. Наши глаза — гораздо более мощный инструмент, чем любая камера. В частности, глаза гораздо лучше приспосабливаются к контрастному освещению. Результат — мы фотографируем хороший, на наш взгляд, портрет, а на выходе получаем мусор, потому что все лицо покрыто чересчур темными пятнами теней. Если свет слишком яркий и рисунок получается чересчур контрастный, постарайтесь уйти в полутень и не захватывать при этом в видоискатель слишком яркий фон.

24

© Ubo Pakes

3. ВЫБИРАЕМ ПОЛОЖЕНИЕ КАМЕРЫ: УРОВЕНЬ ГЛАЗ

25

© David Cardinal

Это правило работает не только для съемки людей или животных — любой объект, как правило, смотрится лучше всего, если мы поднимемся (или опустимся) на его уровень. Но для портретов это особенно важно. Съемка на уровне глаз дает нам наиболее естественный и комфортный ракурс.

26

© Фил Боргес

4. ЛОВИМ ЖИВЫЕ ЭМОЦИИ

Нередко бывает, что у людей в фотоальбоме все фотографии примерно одинаковые — в принципе, можно никуда не ездить, а просто в редакторе копировать их лица с одного фона на другой. Мало что выглядит так же уныло, как сто портретов из отпуска с одинаковым выражением лица. Постарайтесь по возможности избегать этого. Некоторых людей можно вывести из ступора удачной шуткой, но обычно никто не умеет расслабляться перед камерой.

Поэтому для хороших портретов придется ловить удачный момент. Снимайте, когда человек смеется или смотрит на что-то, задумался или читает, одним словом — когда он не видит камеру и не «надевает» специальное съемочное лицо. Не стоит снимать людей, когда они едят или разговаривают — обычно получается ужасно.

27

© Николай Данилов

5. УЧИТЫВАЕМ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ И ФОН

При съемке как портретов, так и любых других объектов, пользуйтесь простым правилом: фон ни в коем случае не должен отвлекать от объекта, а в идеальном случае — фон должен помогать. Вам нужно отделять фон за счет освещения, цвета (темное снимаем на светлом фоне, светлое — на темном) или за счет глубины резкости. Если фон отвлекает, лучше компоновать портрет более «тесно» — пусть фигура человека занимает практически весь кадр. Если фон и окружение поможет создать настроение и показать еще больше красоты — добавляйте окружения. Помните только о том, что зрителю должно всегда быть предельно ясно, что в этом кадре главное — человек или окружающий мир.

На фото ниже: автор очень грамотно построил кадр. В качестве фона выбраны объекты далеко вне пределов глубины резкости. При этом фигуры дважды подчеркиваются — за счет ореола контрового света и за счет темной скалы на заднем плане. Если бы фотограф сделал пару шагов вправо или влево, люди оказались бы на более светлом фоне или вообще на фоне границы темного и светлого. Фотография получилась бы менее удачная.

28

© Евгений Яковис

Обсудив общие виды, детали и портреты, давайте еще раз поговорим о технике и общих творческих соображениях.

Еще раз о технике

Перед поездкой продумайте свой фото-арсенал и трижды взвесьте все «за» и «против». Сперва всем хочется упаковать все имеющиеся камеры и объективы — «а вдруг там шедевр, а я не готов?». Не поддавайтесь, помните, жадность — это плохо! Вам все эти железки целыми днями носить на себе.

29

© Vincent Laforet

Продумайте транспортировку техники. Если вам предстоит перелет, учтите, что вся ценная оптика и хрупкая аппаратура всегда должна лететь с вами в ручной клади. Проверьте условия перевозки багажа ваших авиакомпаний — особенно, если летите какими-нибудь лоу-костами. Они бывают более чем строги и к весу ручной клади, и к количеству заплечных мешков и рюкзаков. Перечитайте внимательно все, что написано у них в разделе «условия полета» мелким шрифтом.

Отдельный нюанс: при путешествиях в другие страны в зависимости от таможенных законодательств могут быть более или менее строгие условия ввоза-вывоза техники. Лучше перестраховаться и уточнить этот вопрос заранее, а также заполнять все необходимые декларации там, где требуется.

30

© Mario Gutierrez Vazquez

Подумайте о вашем режиме отдыха. Будете ли вы носить везде с собой тяжелую сумку с двумя фотоаппаратами и тремя запасными объективами или вам будет достаточно компактной камеры в кармане? Будет ли у вас там время останавливаться и фотографировать? Можно ли ожидать каких-то особенно эффектных объектов съемки, для которых понадобится зум х200? Очевидно, что всего предусмотреть невозможно, но какие-то общие условия поездки вы все-таки знаете.

ШТАТИВ: БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ?

Штатив — инструмент полезный при самых различных съемках, тут никто не спорит. Однако хороший штатив — тяжелый штатив. Мало кто решит пожертвовать парой килограмм веса в чемодане в пользу треноги. Да и таскать ее везде с собой тяжеловато. Кроме того, в некоторых государствах, в том числе и в России, съемка со штатива часто считается «профессиональной» и за нее либо требуют отдельные деньги, либо вообще запрещают.

Съемка в сумерках и в темноте сильно затруднена без штатива.

31

© Moyan Brenn

Что делать? Во-первых, обязательно нужно помнить про маленькие «карманные» штативчики, удобные в переноске и незаметные для различных вахтеров и контролеров. Они бывают разных конструкций, разные по весу, но в любом случае они помогут решить вопрос установки камеры на поверхности под нужным нам углом и в нужном ракурсе. Это, конечно, компромиссное решение, и если есть возможность пользоваться нормальным «взрослым» штативом, всегда лучше взять штатив побольше и потяжелее. Однако для путешественников такой компромисс будет разумным — маленький штатив лучше, чем никакого штатива. Весит он при этом не так много и занимает минимум места в багаже.

32

Портативный настольный штатив, одна из самых распространенных моделей. Ноги частично гнутся, позволяя регулировать положение камеры.

33

Gorillapod — штатив с гибкими ногами на шаровидных элементах — позволит закрепить камеру даже там, где, казалось бы, закрепить что-либо вообще невозможно.

34

Чем заменить штатив, если его все-таки у вас под рукой нет - никакого: ни большого, ни маленького? Частично ситуацию поможет исправить опора на любой достаточно устойчивый предмет. Можно просто положить камеру на горизонтальную поверхность, подложив под объектив что-нибудь для устойчивости, можно прислониться к устойчивому основанию (стене, парапету) самому. Есть еще такой лайфхак: можно связать в кольцо веревку и перекинуть один конец петли через ступню, а другой конец через камеру. Получится довольно эффективная замена штатива для не слишком длинных выдержек.

35

Еще вариант: мешочек, наполненный какой-нибудь крупой или песком. Камера на таком основании будет достаточно устойчива, и относительно легко будет регулировать ракурс съемки и угол наклона. Ну и простейший походный вариант замены штатива: свернутая одежда, этакое «гнездо». Зафиксировать камеру в каком-то одном положении для мультиэкспозиции этот вариант, конечно, не поможет, но может существенно улучшить качество ваших вечерних снимков.

36

© Иннокентий Нестеренко

Творческие моменты

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОТРАЖАТЕЛИ И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СВЕТА

Часто при съемке портретов натурального доступного света не хватает или он слишком контрастный. Вроде все хорошо — и место для съемки интересное, и настроение у фотографируемых отличное, и времени достаточно, — вот именно в этот момент крайне важно лишний раз вспомнить про свет. В студии, если света мало или он слишком контрастный, для дополнительной подсветки используются вспышки и отражатели. А что же делать путешественнику?

Для мягкой дополнительной подсветки могут помочь естественные отражатели — большие светлые предметы, светлые стены, рекламные щиты. Если вы снимаете в городе, вам помогут дополнительные искусственные источники освещения — рекламы с подсветкой, витрины магазинов и тп. Не пугайтесь, если лампы будут не дневного света — фантазируйте и старайтесь максимально использовать каждую возможность для интересного кадра!

37

© Cornelli2010

ПРОБУЙТЕ РАЗНЫЕ РАКУРСЫ

Снимаете ли вы пейзаж или отдельные предметы интерьера — если важны детали, не поленитесь подойти поближе и передвинуть интересующий вас объект на ближний план.

На фото ниже: слева фото более общего плана. Неплохое фото, но грузовик (явно самый интересный объект в данном кадре) получился слишком мелко. Фото справа: фотограф подошел ближе, и картинка стала интереснее. Старинный грузовичок можно рассматривать до мелочей, а старые колонки в левой части кадра удачно образуют динамический ряд и задают дополнительное ощущение глубины и перспективы в кадре.

38

© Chris Gampat

Всегда старайтесь пробовать снимать объекты в разном свете или хотя бы с разных ракурсов. Возможно, результат вас удивит!

На фото ниже: одно и то же здание снято с трех разных ракурсов. Согласитесь, если оставить только один из этих кадров, сложно будет получить полное впечатление об этом здании.

39

© Chris Gampat

Размер имеет значение. Дайте зрителю возможность оценить масштабы, почувствовать истинный размер сцены — используйте объекты привычного размера в качестве точки отсчета. Особенно это важно при съемке архитектуры, а также в горах.

На фото слева: снимок не особо интересен, поскольку зрителю далеко не очевидно, почему это здание так заваливается и в чем вообще соль. На фото справа: человек на ступенях у входа задает масштаб.

40

© Татьяна Еремеева

ПРОБУЙТЕ РАЗЛИЧНЫЙ СВЕТ

При возможности пробуйте снимать объекты при разном освещении. Утром, вечером и днем один и тот же объект может выглядеть совершенно по-разному. Со временем вы научитесь просчитывать и угадывать максимально выгодный свет для отдельных объектов.

На фото ниже: слева кадр сделан днем, солнце высоко, объекты не контрастные. Кадр справа: съемка при низком (вечернем или утреннем) солнце рисует максимально контрастную картинку. В данном случае это явно украшает кадр — видна живописная фактура старинной кладки, да и трава на переднем плане смотрится более живой и яркой в таком свете.

41

© Олег Петрович

ИСПОЛЬЗУЙТЕ НЕПРИВЫЧНУЮ СИТУАЦИЮ НА ВСЕ 100%

Помните — именно в путешествии, в необычных условиях, наше творческое чутье обостряется и мы начинаем быстрее учиться, лучше видим необычные сюжеты и просто получаем больше всего удовольствия от съемки. Так что готовьте снаряжение — и вперед за шедеврами!

42

© David Cardinal

Источник: https://mycanon.canon.ru/artworkshop/learning/details/1145
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Против света. Съемка в контровом освещении

Против света. Съемка в контровом освещении

Техника съемки2 года назад
Свет может изменить любую сцену, и фотографу очень важно чувствовать свет и понимать, как использова...
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки1 год назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки2 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки2 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки3 года назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Советы по съёмке абстрактной фотографии

Советы по съёмке абстрактной фотографии

Техника съемки10 дн. назад
Фотографы Константин Зернов и Оксана Морозюк помогут разобраться в особенностях абстрактной фотограф...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки1 год назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Герой нашего времени. В пейзаже

Герой нашего времени. В пейзаже

Техника съемки2 года назад
Есть мнение, что пейзаж должен быть свободен от человека. Ничего антропогенного, только чистая перво...
Съемка людей в путешествии

Съемка людей в путешествии

Техника съемки1 год назад
Кто-то старается в поездках снимать только природу. Кто-то фокусируется на животных и растениях. Но ...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки4 мес. назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Рентгеновское излучение поможет восстановить старинные фотографии

Рентгеновское излучение поможет восстановить старинные фотографии

Техника съемки1 год назад
Исследователи из Университета Западного Онтарио в Канаде во главе с Мадаленой Козачук использовали с...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Техника съемки4 года назад
Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей п...
Тревел-фото или съемка в путешествии
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить