Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники

За основу этого материала я взял статью, написанную почти 20 лет назад. С тех пор, конечно, многое изменилось: и техника, и технологии, но проблемы остались, а молодое поколение фотографов воспринимает их слишком несерьезно. Как правило, решение они ищут в интернете, который, к сожалению, не предоставляет исчерпывающих ответов.

Автор: Александр Бахтурин

 image_8

Основные решения для чистки

Резиновая груша

Сразу отмечу, что медицинская, из пористой рыжей резины с тальком внутри, совершенно не годится. Только резиновая клапанная груша. Она должна быть изготовлена из толстой силиконовой резины. Как правило, хорошая компания-производитель об этом гордо пишет в сопровождающем руководстве.

Наиболее эффективная форма — в виде манго или мяча для регби. В кофре удобно держать клапанную грушу дисковой формы, на столе - «неваляшку» с утяжелённым дном или присоской. Лучший размер тот, что легко помещается в вашей ладони.

Клапан должен быть расположен в «кормовой части» и обеспечивать однонаправленное движение воздушной струи. Нос или хобот груши должен быть из мягкого пластика или резиновый. Конечно, встречаются комбинированные - с мягким, гибким резиновым кончиком.

image_3

Наиболее эффективная форма фотографической груши - в виде плода манго или мяча для регби

Очень удобно, если сопло съёмное. Тогда его можно перевернуть и вставить в грушу наоборот, для компактности хранения и перевозки. Наиболее совершенные груши поставляются в комплекте с носиками разной длины и назначения.

Проверить качество груши легко. Закрываем сопло и клапан. Чем дольше надувается, тем герметичнее система. Груша засасывает воздух далеко от обрабатываемой поверхности. Для сравнения: медицинская плюётся пыльным воздухом. И помните, что промывать фотографическую грушу водой все равно, что кидать ее в огонь.

Мощность потока воздуха из клапанной груши может быть очень велика. Поэтому ни в коем случае не дуйте прямо на современные затворы! Этого не любили даже старые затворы, которые были крепче – шторные, из толстой титановой фольги. Кстати, классические стеклянные зеркала после прямой струи могли покрыться тоненькой сеткой царапин. Лучше всего – скользяще-сметающий поток, уносящий пыль подальше. Только линзы широкоугольников, обладающие большой кривизной, хорошо обдуваются осевой струёй.

Наконец, наиболее специализированные профессиональные груши имеют съёмные фильтры, случаются и пьезо-электростатические системы. Но такие аксессуары мало кто использует.

Кисточка

Иногда к носу груши прикрепляют кисточку. Однако проходящий на скорости воздух электризует щетину, в результате она буквально пропитывается пылью и статическим электричеством и очень быстро замасливается.

Из-за большего диаметра сопла скорость потока воздуха падает до недостаточного уровня. Кроме того, ворс кисти постоянно линяет, и эти частицы оказываются на аппаратуре. Хотя встречаются системы с кистью, которая убирается вовнутрь резиновой груши. В любом случае обезжиривать и обрабатывать ее антистатиком придётся довольно часто. Лет 20 назад был изобретён правильный нейлон для фотокисточек. Он не электризуется, не гигроскопичен и обламывается округлыми чешуйками, которые не способны поцарапать нежное многослойное просветление. Материал – дорогой, но фотография вообще дорогое хобби!

image_4

Кисточку используют для очистки передней линзы объектива

Примерно в то же время одна компания запустила в производство серию принадлежностей для антистатической очистки линз. Комбинированные (фольга и полые шерстинки) волокна кисти электризуются, собирая статический заряд со стекла. С фольги он попадает на специальную микросхему, залитую в рукоятке, которая меняет знак заряда. После первого сметания пыли с линзы этой кистью всё, что удерживалось на стекле статически, отваливается само. Очень дорогое решение, но очень эффективное.

Сжатый воздух

В магазинах можно увидеть баллоны со сжатым воздухом. Главные вопросы – насколько чистый закачанный в него воздух, содержит ли он твёрдые включения (может быть, металлические, и/или микро-льдинки) или масло (из того же компрессора), насколько постоянно давление выходной струи воздуха? При выборе доверять можно или известному бренду, или проверенной репутации. Давление-то много выше, чем у резиновой груши. И возникает другой вопрос, а не задует ли потоком пыль под крепёжные, конструктивные и декоративные элементы? И как ее оттуда извлечь?
Также продаются компактные электропылесосы - на двух пальчиковых элементах питания или с USB-аккумулятором. Они более распространены в среде ремонтников и компьютерщиков. Пылесосы способны достать пылевые накопления из-под самых сложных конструктивных элементов.

Салфетки

А если пыль прилипла к следам влаги, а влага высохла? А если образовались солевые следы на месте попадания грязной воды? Тут ещё и жировые отпечатки неаккуратных пальцев... Придётся размывать.
Правильная чистящая жидкость для линз и оптических компонентов пахнет фотоэмульсией, а не мылом и проч. Других, неправильных, к сожалению, очень много, а результат может быть весьма плачевным – вплоть до смыва просветления или помутнения поверхности стекла. Поэтому неизвестную чистящую жидкость обязательно протестируйте на чём-то малозначимом.

image_5

Самое правильное решение – влажные салфетки в индивидуальной герметичной упаковке

Жидкость — это хорошо, но чистить чем? Одноразовой салфеткой из тонкой вискозы — одно/двухслойной, полупрозрачной, безворсовой. Как правило, на производстве ее складывают так, чтобы внутренней (нетронутой) стороной можно было уверенно касаться самых нежных поверхностей фотооптики.

Правильная салфетка впитывает в себя и влагу, и грязь, и пыль. Самые удобные варианты – влажные салфетки в индивидуальной герметичной упаковке. Храниться могут в любых условиях долгие годы, а фольгированная внутренность пакета сохранит влагу чистящей жидкости.

Советую не путать салфетки для чистки фотооптики с теми, что используют для протирки очков. Там совсем иные задачи, часто добавляется парфюм, а сами салфетки с обильным ворсом. Перепробовал около 20 видов – не то.

Микрофибра

Лучший материал для протирки оптики – искусственная оптическая замша и современная профессиональная микрофибра. Последняя представлена в пяти вариантах. Младший похож на бумажную салфетку, материал одноразовый (не постираешь) и протирается до дыр. В нём свитые микроволокна не объёмные, но ворсистые. Скатываются и сваливаются быстро, а очищаться не могут.

Пожалуй, самое интересное — четвертое поколение микрофибры. Здесь микроволокно имеет телескопическую структуру, с продольными «прорехами», и может производить самоочистку. Внутренние слои при трении о внешние вырабатывают статический заряд, притягивающий пыль к волокнам. Используется 10-12 млн статических «карманов» на миллиметр площади. Для сравнения: третье поколение — это 5 млн, пятое - уже 50 (пятьдесят») млн, и эта микрофибра способна собирать с поверхности стекла даже бактерии. Четвёртое поколение - мылкое, маслянистое на ощупь, а пятое кажется влажным. Пятое поколение дороже, чем первое, в 12-25 раз.

image_6

Микрофибра - лучший материал для протирки оптики

Первое и второе поколения микрофибры фактически одноразовые. Их можно лишь вытрясти, выбить из них пыль, но лучше... выкинуть. Старшую микрофибру вполне реально постирать с восстановлением свойств, но делать это нужно с использованием детского мыла и тёплой воды.

Намыленными руками втираем в сухую микрофибру мыльную пену, растягиваем и промываем под струёй воды, разглаживаем на ровной поверхности и снова набиваем мылом с обеих сторон и под струёй с обеих сторон промываем. Затем растягиваем, встряхиваем и вешаем сушиться на воздухе без сквозняка. На батарею или горячую трубу класть нельзя.

Существуют варианты исполнения 4-5 поколения микрофибры с нанесёнными на одну сторону каучуковыми каплями. Такая салфетка, конечно, односторонняя и предназначена для протирания больших площадей. Без капелек она сосётся к стеклу и начнёт морщиться и мяться. В аварийных случаях ею удобно обмотать что-то, к чему необходимо приложить бОльший вращательный момент.

Карандаш для чистки

Благодаря этому уникальному изделию возможно более точное воздействие на объектив/видоискатель/матрицу. Основа изобретения - активированный уголь, точнее активированная сажа, потому как самый-самый адсорбент – углерод. Он может быть твердым, как алмаз, а может – мягким, как графит.
В колпачок карандаша для чистки разработчики поместили цилиндр из мягкого поролона, насыщенного активированной сажей. Колпачок надевается на резиновый цилиндр с гибкой ножкой (собственно карандаш), на которой образован вогнутый мениск («тарелочка») с приваренным слоем искусственной замши. Соответственно, при надетом колпачке замша на «тарелочке» плотно упирается в поролон с углеродом. Вы без нажима полируете линзу по спирали от центра к краям, и всё.

image_7

С помощью карандаша для чистки можно аккуратно удалять точечные загрязнения на передней линзе объектива

В новейших карандашах для чистки колпачок на резьбе, и при заворачивании мениск с замшей достаточно контактирует с углеродом, который адсорбирует (связывает) жировые и даже некоторые солевые (вот когда пригодится влажный воздух изо рта) загрязнения с линзы. Один поворот надетого колпачка - слой сажи обновлён, а загрязнение впитывается в поролон. Заявленный ресурс - 500 проходов, и это вполне нормально.

Верх специализации - карандаш для чистки сенсоров цифровых камер. В его конструкции реализован «сгибающийся сустав» для удобной работы с сенсорной лупой, в которую встроена светодиодная подсветка и фокусировка для точного контроля процесса. Активированная сажа заменена на специализированный пористый полимер, содержащий активный углерод, сама замша - много более нежная и много более адсорбирующая. Таким карандашом можно чистить сенсор не более 50 раз, хотя я рекомендую не более 30.

 

Как чистить оптику

Пожалуй, самый проблемный элемент. Загрязнение может быть пылевое, солевое и жировое. С каждым нужно бороться по-своему. В случае с пылью работает золотое правило: пусть сначала упадёт. А если не падает? Прилипло или удерживается зарядом статического электричества? Нужно дунуть. Если фотограф полагает, что самое простое решение — это его собственный рот, то пускай подумает о том, что воздух, который выдыхает человек, влажный и содержит неизвестные примеси.

Соль, как правило, представляет собой высохшие остатки конденсата, жидких брызг и проч. Растирать эти кристаллы на полированной поверхности - верный путь, как минимум, к замене линзы.

Жир. Можно омылить, но чем? А удалить потом как? И тут возникает четвёртая проблема. Как на все эти операции, нацеленные на борьбу с грязью, отреагирует просветление, которое, как правило, имеется на оптических поверхностях?

Действуем по схеме: смели-продули, затем размыли-вытерли, и, наконец, отполировали начисто. В качестве инструментов используется кисточка, мощная клапанная груша, одноразовые герметично упакованные влажные салфетки. В стационарных условиях (в помещении) третий этап можно заменить на работу с хорошей чистящей жидкостью и качественными салфетками.

image_10

Как чистить камеру

Снаружи мягкой щёточкой (можно даже детской зубной) и замшей. Кроме того, постоянно должна работать груша. Сам корпус аккуратно протирается специальной тканью с антистатиком.

Лично я много лет использую косметические кисти. Они похожи на бритвенные помазки с более длинной ручкой, но обезжирены и хранятся в герметичном корпусе. Не забудьте почистить электрические контакты эластичным, но жёстким «красным» ластиком или специальным карандашом для чистки контактов. Чистящие жидкости стоит применять лишь в критических ситуациях, правда, отношение к ним не столь принципиальное, как в случае с оптикой.

Самые сложные места в цифровой камере — это отсек питания с соответствующими контактами, контакты объектива, слот карты памяти и разъёмы под кабельные соединения. Есть ещё одно сверхсложное место — матрица. Её лучше не трогать. Матрицу лучше вообще никогда ее трогать...
Компании-производители устанавливают в камерах ультразвуковые модули, сбрасывающие пылинки с матрицы в полость корпуса (и куда они оттуда денутся?), а также разрабатывают программные методы вычитания повторяющихся тёмных пятен, которые появляются из-за налипшей пыли. Продувать матрицы опасно, поскольку можно занести из предсенсорного объёма ещё больше пыли.

В современных беззеркальных камерах Sony Alpha работает система статической+ультразвуковой очистки при каждом включении. Чтобы провести ее, нужно взять в руку камеру со снятым объективом и расположить с открытым маунтом вниз. Затем поднести снизу клапанную грушу, включить камеру и сразу же продуть. Пыль действительно ликвидируется, а с третьего раза удаляются даже прилипшие к высохшему конденсату частицы.

Липкие стэки

В начале десятых годов появились специальные адгезионные инструменты для удаления с сенсора прилипших к нему частиц. Это оправка-рукоятка (стик), на конце которой закреплена головка из особой смолы (пластика/геля), который перед работой нужно ровно срезать острейшим из возможных лезвием. Обнажённая поверхность головки обладает столь высоким поверхностным натяжением, что легко приклеивает к себе загрязняющие частицы.

Хранится головка в закрывающемся колпачке. Без мощной лупы с подсветкой работать очень трудно. Качество адгезионной головки сильно разнится: она может как испачкать поверхность сенсора, так и поцарапать его мелкими твёрдыми частицами, которые уже прилипли, но вы не видите их невооружённым глазом. Подобная работа - только для квалифицированных мастеров.

Чистка сенсора

Для качественной очистки матрицы разработаны комплекты на основе специальной чистящей жидкости. Уже существует минимум три вида «швабр», пара из них универсальные - подгибаются или подрезаются под размер матрицы перед работой. Но вот в этой-то кустарщине и заключается главное зло – матрица такого к себе отношения не прощает. Впрочем, как и вся фотография. Одна-две капли жидкости на швабру и два аккуратных отточенных движения: туда - обратно. Выкинули швабру - матрица чистая. Не хватило, берём следующую. Вторичное использование - ни в коем случае, два движения - и третье в урну. Потому чистка швабрами достаточно дорогая. Вроде просто. Но пусть это сделает мастер в специализированном сервисе.

Источник: Sony Alpha Pro

Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика3 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика12 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Как успешно снимать LoveStory

Как успешно снимать LoveStory

Практика4 года назад
Многим начинающим фотографам, особенно тем, кто сам ни разу не пробовал снимать Love Story, кажется,...
Раскрываем секреты режимного времени

Раскрываем секреты режимного времени

Практика3 года назад
Какое самое лучшее время для съёмки? В справочниках, инструкциях и учебниках по фотографии 100-летне...
Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Практика10 лет назад
Почти все традиционные жанры живописи в момент появления фотографии стали и ее традиционными жанрами...
Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Практика3 года назад
Многие мечтают стать профессиональным фотогграфом автогонок, но с чего начать и как добиться успеха?...
От чего зависит качество изображения?

От чего зависит качество изображения?

Практика3 года назад
Количество мегапикселей камеры часто рассматривается потребителями как эталонное число для определен...
Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным светом

Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным свет...

Практика9 лет назад
Когда речь заходит о съемках с искусственным светом, на ум сразу приходит студия, уставленная стойка...
Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Практика3 года назад
Ночная уличная и городская фотография на самом деле может быть не такой сложной. Помощниками здесь м...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика12 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Что делает фотографию кинематографичной

Что делает фотографию кинематографичной

Практика3 года назад
Я уверен, что за последние несколько лет все мы, фотографы, так часто слышали слово «кинематографиче...
Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Практика6 лет назад
Многие профессиональные фотографы и любители, выезжая в далекие заморские страны, зачастую сталкиваю...
Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Практика4 года назад
Фотографы любят путешествовать. Потому что происходит смена обстановки, обнаруживаются новые сюжеты ...
Я | ФОТОГРАФ. Арсений Семенов

Я | ФОТОГРАФ. Арсений Семенов

Практика8 лет назад
Друзья, в одном из наших материалов мы уже знакомили вас с творчеством Арсения Семенова. Ну а сегодн...
Фотосъёмка абстрактных портретов

Фотосъёмка абстрактных портретов

Практика3 года назад
В истории искусства человека успели выразить через множество абстрактных образов — от кубизма Пикасс...
Отмыть! Обзор технологий очистки фототехники
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить