Авторский взгляд в фотографии

Съемка из-за спины главного героя, которая часто применяется в кино, создает впечатление, что мы видим сцену его глазами, и благодаря этому мы невольно себя с ним отождествляем. Вообще отождествление зрителя с кем-либо (автором или героем) или чем-либо в произведении — сквозная тема любого художества и ключевой критерий того, что мы имеем дело с искусством.

Текст и фото: Игорь НАРИЖНЫЙ

Игорь Нарижный

Признаться, кадр был сделан походя, без особых ожиданий, но оказался самым удачным за тот день. Можно вспомнить, что, по словам очевидцев, тот же Картье-Брессон снимал не так уж мало, и доля напечатанных кадров из общего числа им снятых, по многим отзывам, была вполне стандартной, т. е., работай он в нашем издательстве, ему точно пришлось бы выслушивать ворчание бухгалтера: мол, пленки куплено 2 ролика, а кадров в номер пошло всего 3, налицо явная растрата. Практический вывод: снимайте при малейшем побуждении — шансов будет больше.

Кадр «работает» благодаря композиционному решению: здесь схема косого креста (линия столов-стульев и пересекающий ее взгляд героя, который мы домысливаем), и, кстати, один из тех случаев, когда кропнутая матрица дала бы лучший результат, чем полнокадровая, как здесь (расфокусированных деталей в верхней части кадра лучше было бы избежать).

Камера Canon EOS 5D, 24–105/4L на 75 мм, ISO 100, 1/15 c, f/7,1, экспокоррекция –1/3, приоритет диафрагмы.


Самый главный вопрос в занятиях фотографией: зачем это вообще человеку нужно.

«Мои портретные фотографии больше говорят обо мне, чем о людях, которых я снимаю». Ричард Аведон

Зачем?.. Если вы снимаете для заработка — это отдельная история. Фотограф Владимир Архипов не раз говорил, что серьезный фотолюбитель в его глазах стоит рангом выше, чем профессионал, потому что от него дорожка до Мастера короче и прямее, а профессионал снимает колбасу.

Что правда, то правда: любой снимающий за деньги подтвердит, что немалая часть платной съемки — это когда вас, условно говоря, заводят в неприглядное помещение и говорят: «Снимите это красиво, нам надо для каталога». Дальше в дело вступает владение нужной техникой и приемами.

И, конечно, всегда радует, если владение на уровне и кадр получается (не устаю удивляться, с каким детским восторгом любой настоящий фотограф, хоть и седой уже, следит за самим техническим процессом появления изображения), но сути дела это не меняет: и колбасу можно снимать радостно.

Другое дело, когда человек занимается фотографией по внутренней потребности — «потому что нравится». Стремление к самовыражению сидит в самых глубоких слоях психики и проявляется неистребимо: кто снимает, кто сочиняет, кто рукодельничает, а если ничего этого нет — пишет на заборе…

При этом любое дело, имеющее отношение к искусству, ценно прежде всего тем, что представляет собой зеркало, в котором человек, если захочет и постарается, может себя увидеть объективно (как говорит Виктор Ивановский, если вы сентиментальны, то и снимки ваши сентиментальны; если вы глупы, то и снимки будут глупы). И другого зеркала в общем-то нет. То есть без искусства вы будете видны окружающим гораздо лучше, чем себе самому, а с ним вы получаете драгоценный шанс увидеть, понять и улучшить себя.

Только в связи с этим стоит вспомнить еще и слова Секу Асахара, казненного за газовую атаку в токийском метро: он высказался в том духе, что на том свете самое страшное наказание ждет артистов и лицедеев, поскольку они учат людей ложной (чужой) реакции на окружающее. Насмотревшись красивых образцов, человек повторяет чьи-то слова и гримасы, вместо того чтобы поразмыслить, какое лично ему до всего этого дело, то есть, собственно говоря, кто он такой по сути есть.

Вопрос-то этот стоит всегда, он непростой и даже порой мучительный, и простейшие ответы вроде «я — аргентинец» (или папуас), «я — фанат футбольного клуба» или «я — рокер» человека взыскательного будут удовлетворять недолго. Чужие, подсказанные варианты опаснее: они не так просты и могут застрять в человеке насовсем. Собственно, мы с ними хорошо знакомы — это фотографические штампы.

«Камера может фотографировать мысль». Дирк Богард

Одним из лучших (субъективно, конечно) и уж точно самых интересных способов разобраться со всеми этими вопросами является фотография. На каждой стадии ее создания (сюжет, композиция, ракурс и проч.) фотография — это всегда выбор, поиск самого интересного решения из какого-то набора возможных.

Вроде бы в каждом конкретном случае мы ограничены немногими вариантами, но ведь и у музыканта в распоряжении всего 7 нот — и ничего, никто не жалуется, что негде развернуться. Да и любая хозяйка варит суп по большому счету из одного и того же набора картошки, мяса и соли, а он всегда разный. Именно в мелких особенностях выбора на каждом фотографическом этапе и заключается материальная основа авторского начала, сырье, из которого оно делается.

Можно снять просто с той точки, где стоишь, а можно чуть отойти в сторону или присесть. Можно включить в кадр угол здания, а можно оставить по краям пустое место. Можно ввести экспокоррекцию минус два, а можно оставить по нулям… В общем, выбор есть. Поскольку фотография в правильном варианте — искусство по большей части невербальное (то есть никакой снимок нельзя заменить даже самым подробным словесным описанием, всегда остается что-то неуловимое, непередаваемое словами), то и выбор совершается каждый раз интуитивно.

Конечно, любой фотограф вам легко объяснит после съемки, почему он присел или затемнил кадр, но это немного значит: будьте уверены, что если два языкастых фотографа снимут один и тот же сюжет по-разному, оба обоснуют свой выбор одинаково убедительно. Обоснование приходит потом, когда уже есть интуитивное решение. Вот его-то и надо развивать в первую очередь, а оно, в свою очередь, разовьет вас.

«Не бывает правил хорошей фотографии. Бывают просто хорошие фотографии». Ансель Адамс

Именно отступления от самого очевидного, банального выбора — в сюжете, композиции, да в чем угодно — мгновенно регистрируются зрителем как самое ценное, так же интуитивно, как они приходят на ум (или сразу в руки) фотографа.

Они создают «точки интереса», а их совокупность — стиль. Авторское начало, стоящее у истоков всего, можно условно определить как отношение автора к своему стилю, когда и он (стиль) ощущается как инструмент.

При этом подкорку не обманешь: всякие не интуитивные, а надуманные построения так же мгновенно распознаются зрителем как фальшивые и поэтому неинтересные. Фотограф должен увидеть свой кадр за мгновение до съемки (бывает и так, конечно, что кадр-то он увидит, да только в реальности что-нибудь не совпадает или мешает — неправильный фон, например, или лишние люди, и приходится бережно, чтобы не расплескать, удерживая в голове увиденное, в пожарном порядке приводить реальность к своему замыслу). Увидеть надо так, чтобы и эмоции, и все прочее в нем встрепенулось, — тогда есть шанс загнать в кадр тот заряд, который «встрепенет» и зрителя.

«Я никогда не задаюсь вопросом, что мне делать. Они сами мне это говорят. Фотографии создают себя сами с моей помощью». Рут Бернхард

Зритель — это, конечно, хорошо, но не неизбежно и не всегда. Если стоит задача разобраться в себе (а из нее и проистекает авторское начало), то автор может быть сам себе вполне самодостаточным зрителем: вспомним Гогена, Ван-Гога или недавно открытую нянечку из Чикаго, всю жизнь снимавшую для себя втихомолку, которую уже сравнивают чуть ли не с Брессоном (правда, если вспомнить, что сравнивают антиквары, которым надо продать ее коллекцию, то вопросов нет).

Во всяком случае на первых порах фотографического становления, когда не то что объяснить кому-то внешнему, а и внутри себя понять непросто, что происходит в твоей фотографии и чего ты хочешь, — зритель необязателен

На этой стадии перед начинающим фотографом стоит, если учиться серьезно, энциклопедическая задача: опробовать как можно больше разных вариантов решения той или иной съемочной задачи, включая не слишком заезженные штампы, а потом внимательно, поминая слова Асахара, рассмотреть полученные результаты и попробовать решить для себя: что мое, что нет (в реальности это гораздо интереснее и приятнее, чем можно предположить без практики). Это важная стадия: каждый прием — кирпичик в стене храма личного стиля. И вот когда появятся какой-никакой опыт применения и автоматизм — вот тогда разбирающийся в сути вопроса зритель будет драгоценен.

«Я не сняла ни одного кадра так, как собиралась. Они всегда получаются лучше или хуже». Диана Арбус

Один из самых опасных и пагубных соблазнов при обучении фотографии, особенно вначале, — стремление к быстрому совершенству (есть аналогичная ловушка и в христианской практике — когда новообращенный старается поскорее стать святым). Откуда это совершенство взять на первой стадии?

Проще и быстрее всего — на стороне. Но чужое совершенство, если пытаться его копировать и выдавать за свое, омертвляет те самые порывы, из которых может когда-нибудь, при удачном развитии, родиться отличный кадр. В этом смысле и сказку про Ивана-царевича, досрочно сжегшего лягушачью шкурку супруги, можно читать как закодированный совет юному фотографу.

Походи сколько положено в шкурке, хоть это и не Кельвин Кляйн (или потерпи в ней свою музу), потом тебе же будет лучше. Имитация не только нежизнеспособна — она убьет самое главное зерно, которое надо холить и поливать, — личное авторское начало. А если дать ему немного окрепнуть, то случится как в анекдоте: «Когда я вырасту, у меня таких будет сколько хочешь». Так что фотографу, особенно начинающему, крайне рекомендуется хулиганить и экспериментировать — именно из легкого, осознанного и нарочитого несовершенства, из отступлений от правил складывается личный стиль, и если быть здоровым эгоистом, то важнее этой задачи нет.

«Если древняя ваза красиво вылеплена и красиво расписана, она будет прекрасна уже по одной этой причине. Но не думаю, что то же самое верно по отношению к фотографии. Если в ней нет чего-то немного странного, чуть-чуть незавершенного, она будет выглядеть просто копией чего-то хорошенького. Вряд ли она будет нам интересна». Джон Лоэнгард

Конечно, набор фотографических средств своеобразен. Знакомый художник как-то удивлялся: «как это сложно должно быть у вас, фотографов: найти сюжет, да чтоб все совпало, и успеть снять. У нас вот, у художников, куда проще: научился, выработал свою манеру — и потом спокойно красишь в свое удовольствие».

Резон в этом есть: фотограф и вправду больше зависит от окружающего. Потому и набор всевозможных приемов набирается откуда только возможно. Это и всякие фокусы во время экспозиции (проводка, например), и самодельная оптика, и «Фотошоп». Все инструменты хороши, был бы результат. Вроде бы уже затихают наконец доводы о том, что «чистая» фотография (то есть без «Фотошопа») всегда выше и лучше.

Есть в них что-то от спорта. Это как будто считать, что если один ниндзя убил врагов пятью разными видами оружия, а второй — единственной верной катаной, то второй главнее. Это может быть, но не обязательно — гораздо важнее, сколько врагов и каких убили тот и другой. Хотя, конечно, если фанатеть конкретно от катаны, такой подход становится понятнее.

«Фотография не снимается, она создается». Ансель Адамс

Раз уж мы обмолвились про «Фотошоп», не помешает вспомнить немного неприятный для фотографов факт: тот же Картье-Брессон в конце жизни бросил фотографию и занялся живописью. «Вот! — вскричал, узнав об этом, другой мой знакомый художник. — Вы, фотографы, — фетишисты! Настоящий художник знает, что все это: и камера, и живопись — только инструмент в его руках!» Так что, может, и «Фотошоп» когда-нибудь пристроится в этом ряду.

Но вернемся к зрителю. Тема зрителя и, шире, оценки ваших трудов очень скоро начинает упираться в вопрос культурной среды и контекста. С авторским началом это крепко связано. Художник живет не в безвоздушном пространстве, и подпитка от общества ему очень важна. Конечно, общество на первый взгляд большое, и в обыденной жизни никто не мешает общаться только с узким кругом избранных.

Но когда речь о культурной матрице, то дело немного сложнее. Де-факто у нас за эталон добротности принята западная фотография. Это неудивительно, поскольку она и правда ушла далеко, и ничего плохого в этом нет. Просто надо, временами выбирая из нее примеры для подражания, явственно различать две ее стороны: технический уровень исполнения и смысл каждого конкретного снимка в породившем его культурном контексте.

Нельзя не заметить, что успехи в деле усвоения западного опыта по первой, технической, части сильно обогнали достижения по второй. И это неизбежно: выросший в другой среде фотограф с огромным трудом улавливает интуитивные смыслы, зашифрованные в европейских фотографиях, точно так же, как и наш художник физически не может принять проблемы, беспокоящие европейцев, настолько близко к сердцу, чтобы говорить о них на интуитивном языке с европейским зрителем, как бы старательно он ни подделывал самые громкие европейские шедевры.

«В любом снимке всегда есть двое: фотограф и зритель». Ансель Адамс

За примерами далеко ходить не надо. Каждый начинающий фотограф, если хоть немного постарается, в состоянии освоить профессиональные приемы, явленные в современной западной фэшн-съемке (к примеру). Но мало кому искренне понятны не прикладные, как те же фэшн и реклама, а современные западные арт-фотоснимки.

Не то что чьи-то экспериментальные — даже работы Андреаса Гурски, чей статус мэтра многократно подтвержден миллионными продажами, вызывают легкое беспокойство: не дурят ли нас? Что это за Уорхол наших дней? И только многие нули в аукционных рапортах как-то успокаивают. Похоже, что дурить за такие деньги не будут.

К чему это мы? Гурски — это просто пример для ясности. Суть в том, что техническим приемам мы обучаемся (и даже просто их замечаем) гораздо быстрее, чем смысловым. Такая ситуация неидеальна, хоть и повсеместна. А вывод следует самый банальный: надо учиться! Не только тому, «как», но и тому, «что», «о чем» и «почему». Раз мы уж заговорили об авторском начале, хорошо бы постараться сделать так, чтобы ваша голова не сильно отставала от ваших же рук. А это случается, ох случается!

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я хочу лишь поймать крошечную часть действительности». Анри Картье-Брессон

Удачной съемки!

 

 

 

Девушка и кукла

Студийные кадры (хотя здесь от студии всего пара осветителей с софтбоксами в обычной комнате) стоит наполнять по мере возможности каким-либо аллегорическим содержанием, поскольку буквальный их смысл рискует оказаться банальным. Маска живая и неживая, девушка обнаженная и одновременно маскарадная, мать и дитя — здесь утрамбовано сразу несколько «вечных» вопросов, а ответы на них фотографам суждено давать до скончания века. Как и в пленочные времена, локальное притемнение или осветление (тогда они делались при печати) остаются мощными выразительными средствами. Здесь притемнен весь правый край кадра, а лица девушки и куклы высветлены.

Камера Canon EOS 5D, 70–200/4L на 105 мм, ISO 200, 1/125 c, f/11, ручной режим.

 

На торговой улочке Кемера в Турции

Один из сюжетов, которые мы видим десятками ежедневно, просто в этот раз получилось выудить его из визуального потока. Кадр распадается на несколько неоднозначно связанных между собой частей, и их соотношения составляют главный его интерес, хотя, безусловно, доминирует явная связка алой маркизы вверху и ее отражения в круглом зеркале. Кадр пришлось слегка довести в «Фотошопе»: высветлить край косой занавески, а ослепительно-белые детали слева от маркизы, наоборот, притемнить, чтобы они не были самой светлой частью кадра. Снято на бегу на торговой улочке Кемера в Турции.

Камера Canon EOS 5D, 24–105/4L на 47 мм, ISO 200, 1/200 c, f/9, экспокоррекция –1/3, приоритет диафрагмы.


Монолитный образ

Проявление авторского начала в студийной съемке требует прежде всего фантазии, легкости на подъем, отсутствия лени и иногда безбашенного хулиганства. Исключительно важны выразительные детали — как здесь накладные ресницы-перышки и импровизированная диадема. Перевод в монохром отсекает ненужную в данном случае цветовую информацию и позволяет создать монолитный образ.

Фото Егора Нарижного.

Камера Canon EOS 5D Mark II, 70–200/2,8L на 95 мм, ISO 100, 1/200 c, f/9, ручной режим, студийный свет.


Удачный фон для кадра

Часто бывает так, что снимаешь понравившееся пространство, а потом, разглядывая снимок на мониторе, понимаешь: это не кадр, а только удачный фон для кадра — не хватает героя или действия. Этот сюжет я снял, заинтересовавшись графическим рисунком теней и колонн, но очень может быть, что, не подуй ветерок и не задери слегка скатерть на дальнем столике, кадр бы не состоялся и ушел бы, как многие, в архивный раздел «Места, где ничего не происходит». Вывод первый: при съемке следите за изменением состояния всех входящих в кадр деталей и реагируйте быстро и интуитивно. Вывод второй: делайте больше дублей. Этот кадр был одним из примерно пяти, и хотя сняты все они были за минуту, на мониторе все оказались разными.

Обработка в «Фотошопе» свелась к уменьшению цветовой насыщенности и легкой подстройке яркостей.

Камера Canon EOS 5D, 24–105/4L на 45 мм, ISO 100, 1/400 c, f/10, экспокоррекция +1/3, приоритет диафрагмы.


Лавочка портного на ночной улочке Вьентьяна в Лаосе

Это лавочка портного на ночной улочке Вьентьяна в Лаосе. Манекены с недоделанными пиджаками смотрятся ночью, в неживом свете флуоресцентных ламп, весьма многозначительно.

Ночная съемка — неисчерпаемый кладезь странных в хорошем смысле сюжетов, представляющих знакомые вещи в необычном виде. Для нее необязателен штатив — стабилизатор и камера, сносно снимающая на высоких значениях чувствительности, дадут вам массу возможностей и позволят сохранить непосредственность реакции, тогда как штатив уже требует рассудительного подхода. Ночную съемку, во всяком случае в цвете, совершенно преобразил переход на цифру: в слайдовые времена для такого снимка понадобилось бы сделать десяток замеров хорошим спотметром, а теперь нужны пробный кадр да быстрая коррекция.

Ночные кадры интересны еще и тем, что позволяют сохранить буйство цвета при искусственном освещении. Очень рекомендуется съемка в формате RAW.

Камера Canon EOS 5D, 24–105/4L на 40 мм, ISO 1600, 1/10 c, f/5,6, экспокоррекция –1, приоритет диафрагмы.


Жизнь моделей

Из серии «Жизнь моделей». Не в меру веселое щебетание молоденьких девушек-моделей на фэшн-съемке может привести к такого рода хулиганским кадрам, отражающим вековечное разделение мужского восприятия женщин на две неравные части: выше и ниже уровня шеи. Мне в ту минуту показалось, что лучше в кадр голову не включать.

Тем не менее образ сложился вполне цельный, живой и эмоциональный, и еще «подогретый» насыщенной цветовой гаммой.

Камера Pentax 645, 75 мм, Ektachrome 100S, 1/60 c, студийный свет.


Уличная сценка в Стамбуле

Уличная сценка в Стамбуле в духе репортажа 1950–60-х годов: выхваченный миг, выразительный взгляд, неясная преамбула. Эта стилистика была плодом творческого осмысления появившейся в то время технической возможности съемки навскидку, без долгих прелюдий, и в центре ее философии — скоротечность и неповторимость момента, эстетика мимолетного. Жаль, что когда технические таланты камер выросли еще больше, и возможность выхватить мгновение из временного потока стала чем-то само собой разумеющимся, это перестало вдохновлять фотографов.

Камера Olympus E-3, Zuiko Digital 14–42/3,5–5,6 на 23 мм (экв. 46 мм), ISO 100, 1/160 c, f/4,5, экспокоррекция –1/3, приоритет диафрагмы.


Стена собора и черный силуэт на переднем плане

В этом кадре два «главных героя»: стена собора и черный силуэт на переднем плане. Кто из них «главнее» — непонятно, и в этой неопределенности причина напряженности сюжета.

Интересно, что левая часть кадра выглядит немного пустоватой, но активно сопротивляется попыткам ее обрезать или уменьшить (несколько проб показали, что лучше оставить кадр в исходном виде).

Камера Pentax 67, 90 мм, черно-белая пленка.


На школьном балу

Перевод в черно-белую гамму часто приводит к подчеркиванию фактуры, разнообразной, как житейское море, и ставит ее на главное место в снимке. Смысловой центр этого мимолетного снимка, сделанного на школьном балу, — ненарочно мускулистая спина девушки, а все остальное служит ей фоном, если угодно — средой обитания, а шнуровка — как бы пьедесталом. Как короля делает свита, так и центр снимка (сюжетный, композиционный и т. д.) не живет без многих подчиненных и второстепенных деталей, которые занимают в кадре гораздо больше места, чем сам центр. Поэтому практический вывод: не торопитесь обрезать неглавные детали, а если решили все-таки обрезать, верните (сочетание клавиш Ctrl+Z) исходный вариант и посмотрите еще раз, точно ли кадр стал лучше, не утратил ли каких-то неочевидных, но важных композиционных частей. Фото Егора Нарижного.

Камера Canon EOS 5D, 70–200/2,8L на 70 мм, ISO 1250, 1/160 c, f/5, приоритет диафрагмы.


Архитектурные детали

Архитектурные детали бывают выразительны, а иногда даже кажутся живыми — как здесь, где заложенное кирпичом окно в старом римском доме веками общается с круглым отверстием (знать бы, о чем). Исходный снимок был значительно большего размера по прозаической причине: в те времена я еще не накопил денег на телевик к этой камере, и при выкадровке оказалось, что лучше резать круг «по живому» и не мудрить особенно с пропорциями пустой стены ниже и выше окна.

Камера Pentax 67, 90 мм, черно-белая пленка.


Фактурные стены афинских районов старой застройки

Фактурные стены афинских районов старой застройки — серьезное искушение для фотографа. Как всегда, черно-белая гамма подчеркивает фактуру, и здесь ее достаточно: острые темные листья, шершавые стены и побеленные дорожки. Активные плоскости (стена) необычайно выразительны сами по себе, но требуют тщательного «разыгрывания» акцентирующими деталями и окружающей средой. Для интересного результата здесь нужны тренировка и внимательное изучение результатов.

Камера Pentax 67, 55 мм, черно-белая пленка.

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
От чего зависит качество изображения?

От чего зависит качество изображения?

Практика2 года назад
Количество мегапикселей камеры часто рассматривается потребителями как эталонное число для определен...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика2 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика11 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика12 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Используйте уличные фонари, чтобы улучшить свои фотографии

Практика3 года назад
Ночная уличная и городская фотография на самом деле может быть не такой сложной. Помощниками здесь м...
Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Практика11 лет назад
В этой статье мы продолжим разговор о цветовой гармонии и композиции. Совершенно очевидно, что в фот...
Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Памятка для туриста, или как фотографу найти общий язык с местным населением

Практика5 лет назад
Многие профессиональные фотографы и любители, выезжая в далекие заморские страны, зачастую сталкиваю...
Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Практика6 лет назад
Портретная тарелка или Beauty Dish один из основных модификаторов света, используемых фотографами пр...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Практика2 года назад
Начинающие фотографы зачастую боятся работать в студии, ведь существует столько нюансов, которые важ...
Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Практика2 года назад
Вначале 2000-х погоня производителей камер за самым высоким разрешением датчика превратилась, чуть л...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

Практика6 лет назад
Лес порадует не только свежим воздухом и сочными оттенками, но и интересными сюжетами для фотографий...
Авторский взгляд в фотографии
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить