Фотограф дикой природы Валерий Мосейкин
Валерий Николаевич Мосейкин родился в 1954 году. Закончил биологический факультет Саратовского университета. Затем 20 лет работал в государственной системе охотничего хозяйства, где занимался вопросами разведения, охраны и сохранения редких видов диких животных. После развала системы Главохоты удалось создать в Саратове филиал института проблем экологии и эволюции РАН, в котором В.Н. Мосейкин был заместителем директора.
Затем Валерий Николаевич много лет работал как полевой биолог и член комиссии по редким видам животных всемирного союза охраны природы и природных ресурсов в разных странах – на Востоке, в Центральной Азии, Африке, Америке. В последние годы занимается дикой природы России, поскольку считает эту работу очень важной.
Фотосъемкой дикой природы Валерий Мосейкин занимался со школьных лет. Серьезное увлечение фотографией позволило познакомиться с корифеями советской фотоанималистики и участвовать с ними в совместных экспедициях, в том числе с Василием Михайловичем Песковым. Стоит отметить, что фотоанималистика была очень развита в республиках Прибалтики. После развала СССР в начале 90-х годов фотография дикой природы была не востребована. В это время В. Мосейкин работал биологом и даже в качестве эксперимента был вожаком стаи диких волков, однако фотографией не занимался.
В последние годы фотосъемка дикой природы стала очень популярна. Валерий Мосейкин считает, что фотоанималистика должна включать в себя элемент приучения животных к съемке (оптимизация отношений объектов живой природы и фотографа). Он считает, что название «фотоохотник» неправильно отражает суть работы. Охотник – это последнее, что видит животное в своей жизни. Зато когда животное видит фотографа – работа с ним только начинается. Задача фотографа – подружиться с животным, наладить контакт, понять взаимоотношения, проникнуться доверием. Нужно добиться такого отношения, чтобы животное перестало замечать рядом с собой человека. Идеальный вариант – никак не влиять на образ жизни животного. В этом случае животное ведет себя естественно, а фотограф может выбирать наилучшую точку съемки, освещение, ракурс, задний план.
Такая съемка не имеет ничего общего со съемкой в вольере, в неволе, где животное ведет себя не так, как в природе. Когда долгое время работаешь в природных условиях с каким-то животным и приучаешь его к виду фотографа, затем не хочется бросать его, а сделать в этом месте природоохранную зону, организовать там экотуризм. Так рождается новый вид фотожурналистики – природоохранная фотография. Это союз квалифицированных природных фотографов, биологов и специалистов по природоохранной политике.
Сам Валерий Мосейкин является полевым биологом и зоопсихологом. Он хорошо понимает язык птиц и зверей. Для этого нужен многолетний опыт контактов с животными. Интересно, что почти все природоохранные центры в России и в мире создавали природные фотографы. Они создавали правила поведения в таких местах, которым следовали другие фотографы. Получается своеобразная фотошкола. Первый опыт создания такой школы у Мосейкина был в Калмыкии на озере Маныч. Там можно было увидеть Африку в России. Это сказочное место с миллионами птиц, островами из розовых пеликанов, розовых скворцов, чаек. На озеро на фотосъемку стали приезжать не только россияне, но и фотографы других стран. Сейчас Валерий Мосейкин занимается фестивалем тюльпанов в Калмыкии. Решается проблема сохранения тюльпанов в степи. Это одно из красивейших мест в России, где можно увидеть миллионы тюльпанов. Фотографам удалось договориться с экологами о сохранении этих мест. В последнем фестивале тюльпанов приняли участие 15000 человек. Фестиваль также резко изменил менталитет местного населения.
Как стать хорошим природным фотографом?
Валерий Мосейкин советует не гнаться за дорогой оптикой, а начать снимать имеющимся в наличии фотоаппаратом. После того, как поймете, какой вид съемки Вам ближе (макросъемка, съемка диких животных, подводная съемка, ландшафтная съемка), можно приобрести соответствующую технику. Очень полезно принять участие в фототуре, где можно быстро получить знания, которые при самостоятельной подготовке займут намного больше времени. Недаром раньше у старых мастеров учились подмастерья. Самый лучший способ перенять опыт – работа с мастером, когда можно узнать массу нюансов съемки. Никакая книга не передаст тонкости работы мастера.
Валерий Мосейкин использует фототехнику, которая отвечает условиям съемки и творческим замыслам. Если нужно «сжать» пространство – использует телеобъектив 500 – 600 мм с телеконвертором. Если нужно снять животное широкоугольным объективом – использует дистанционное управление скрытой камерой. Возит с собой вспышки и моноблок с генератором. Оборудование занимает большой рюкзак. Плюс инструменты для маскировки камеры.
Сама съемка занимает 10% времени. Остальное – разведка, физическая работа лопатой и пилой по созданию укрытия и его маскировки. Чем тщательнее проведена подготовительная работа – тем лучше результат съемки. Нужно уметь мотивировать животное показать себя. Валерий Мосейкин знает, как за 2 дня приучить диких журавлей подпускать близко человека, как мотиворовать их на танцы. Как это делается? Все дикие животные очень умные, они обращают внимание на опасные объекты и ваши намерения. Если приучить животное к своему виду, показать, что оно вас не интересует как цель охоты - оно перестает воспринимать вас как опасный объект и будет спокойно заниматься своими делами. Не одевайтесь, как охотники. Можно одеть белый медицинский халат. Птицы даже через год помнят, как выглядит человек, не представляющий для них опасности.
За последние годы резко выросло мастерство российских фотографов дикой природы. Одна из причин успеха – участие в конкурсах и выставках, например «Золотой черепахе». Этот конкурс произвел фурор в то время, когда казалось, что фотографии природы никому не нужны. На итоговые выставки конкурса приходят многие тысячи зрителей, а фотографы видят уровень мастеров и стараются не отстать. К тому же цифровая фототехника позволяет получить достойное качество снимка. Лучшие снимки конкурса показывают синтез репортажной и арт-фотографии. Такой синтез характерен для современной фотографии во многих жанрах.
Съемка природы с технической точки зрения ничем не отличается от других фотографических жанров. Она предусматривает умение работать со светом, умение использовать все возможности аппаратуры, и умение работать с моделью. В данном случае в качестве модели выступает животное, которое не знает язык человека. В качестве «переводчика» со звериного языка выступает биолог. Удачная фотография является открытием для жителей многомиллионных городов, которые не могут побывать в дикой природе. Такая фотография – ключик к сердцу человека. Она способна повлиять на людей, вызвать желание научиться снимать также.
У фотографов дикой природы выработан кодекс поведения. Например, неэтично снимать животных, находящихся в бедственном положении, напуганных, раненых или плененных. Допускается съемка катастроф, стихийных бедствий, например разлитой нефти. Эти принципы приняты во всем мире, где есть гуманизм.
В каком направлении будет в дальнейшем развиваться съемка дикой природы?
Видимо, совершенствовании техники. Например, очень трудно сделать хорошие ночные снимки всевозможных ночных животных-охотников. Пока аппаратура мало адаптирована для подобной съемки. Существующие вспышки не позволяют «заморозить» быстрые движения животного. По мере роста реальной светочувствительности фотокамер подобная задача будет решаться гораздо проще.
Комментарии