Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.

Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного реже, чем в других жанрах, случались вмешательства по политическим или идеологическим причинам, что, кстати, часто становилось причиной выбора именно спортивной тематики для фотокорреспондентов. Однако и тут случались свои истории. Например, этот кадр Л. Бородулина с Олимпийских игр 1960 года в Риме, опубликованный на обложке «Огонька», вызвал острую критику идеолога СССР Михаила Суслова за формализм и получил из его уст емкое название «летающая жопа».

Текст: Мария Ващук (РИА Новости)

Благодарим группу РИА Новости за предоставленные для публикации фотографии.

 

1-3. Игорь Уткин. 1-е место в категории «Спорт» WPP. 1968

 

Спорт становится важным элементом в имидже страны

К середине XX века возможности фототехники были настолько ограниченны, что большинство сил и внимания фотографов было направленно на то, чтобы сделать качественный, резкий или сюжетно важный кадр. Некоторым удавалось поймать выразительный момент движения или успеть зафиксировать непредвиденную, курьезную ситуацию — это считалось большим успехом, удачей и просто показателем высокого профессионализма. Главным же было просто поймать нужный момент или нужного спортсмена — именно на это были направлены все силы и внимание фотографов, художественная ценность снимка оставалась на втором плане.

Олимпиада в Хельсинки 1952 года — первая Олимпиада, в которой участвовали советские спортсмены. С этого времени спорт становится важным аспектом общего имиджа страны. Интерес к нему увеличивает спрос на спортивную фотографию, улучшение качества печати, появление цвета в ежемесячных изданиях (единственная ежедневная газета «Советский спорт» еще очень долго оставалась черно-белой) — одним словом, повышает требования к качеству фотографии, и при этом дает новые возможности для фотографов.

Вместе со спортсменами на крупные международные соревнования начинают выезжать спортивные фотографы. Конечно, попадали в такие поездки всего несколько человек, и оформлялись они как участники турпоездки, для которой надо было пройти множество инстанций и проверок, получить особые разрешения. Но это была огромная привилегия именно спортивных фотографов. По сути, только они в то время имели возможность общаться и работать в тесном контакте с зарубежными коллегами.

Оперативная передача фотографий с места событий — мероприятие из ряда вон выходящее. За это даже не всегда хвалили. Например, вот такой разговор вышел у фотокорреспондента «Советского спорта» Бориса Светланова, который решил оперативно передать фотографию первой олимпийской победы ленинградской лыжницы Любови Козыревой в 1956 году:

 

4. Дмитрий Донской. Заслуженный мастер спорта СССР Давид Ригерт. 1975

 

— Как было дело? — сурово спросил министр.

— Когда закончилась 10-километровая гонка и Козырева стала чемпионкой, я, отсняв всю пленку, пошел в Associated Press, у них прямо на снегу была разбита большая палатка.

— Один пошел?

— Да нет, с бутылкой «Столичной», конечно.

— Ты-то вопросы решил, а валюту нам платить придется…

— Так я же перегнал через АP снимки нашей первой чемпионки на Белых Олимпиадах! Это история, Николай Николаевич!

— За историю спасибо. Деньги мы заплатим, а в редакции получишь выговор — на всякий случай.

Именно в 1950-е годы начинает определяться «профильность» спортивного фотографа: знание всех тонкостей спорта и понимания логики поведения спортсменов дает больше преимущество при равно плохих технических возможностях. Часто в спортивные фотографы переходят спортсмены-любители и даже профессионалы. Например, легендарный советский вратарь Алексей Хомич после окончания спортивной карьеры стал спортивным фотографом. Знание футбола, а также хорошие знакомства позволяли ему получать преференции при съемках. Правда, из-за его слишком большого небезразличия к спорту это не всегда помогало сделать ему хороший кадр.

«… Неизменно занимая место за воротами, Хомич, по воспоминаниям того же Филатова, ни разу не принес в редакцию снимок, запечатлевший голевой момент. «Алексей Петрович, Вы же стояли возле тех ворот, куда забили два мяча. Где же эти фотографии?» Хомич: «Да как можно было пропускать такие мячи? Я ему, пижону, кричу!!!»

Но самое главное, что именно с 50-х годов начинаются важные усовершенствования в технике фотографии. Ключевым моментом стало появление и распространение зеркальных фотоаппаратов.

С зеркалками стали использоваться различные объективы, в том числе и длиннофокусные, которые предоставили новые возможности: во-первых, фотограф теперь мог снять не только то, что находится достаточно далеко, но даже и то, что не всегда видно невооруженному глазу. Телеобъектив, изменяя пространство, делает его более плоским, а это дает новые изобразительные возможности в целом. Более простыми стали и наводка на резкость, и перемотка пленки — а это позволило снимать больше кадров в один отрезок времени.

Например, эту серию, победившую на WPP в 1968 году (1-е место в категории «Спорт») молодой лаборант АПН Игорь Уткин сделал во время одного из матчей в Москве. Естественно, после победы на престижном конкурсе он был сразу же переведен в разряд «фотокорреспондентов» и в будущем получил еще две награды WPP именно за спортивную фотографию, которая стала его главной темой. Удивительно здесь не столько выразительность и художественность фотографий, а то, что фотограф вручную успел резко снять три последовательных кадра очень краткого момента игры. Кстати, такие «раскадровки» движений спортсменов стали очень популярны в спортфото благодаря замедленным повторам во время трансляций по телевидению важных выступлений.

 

5. Лев Бородулин. Оторвался. 
Публикация в журнале «Огонек» 1960

 

Дайте мне Nikon — и я переверну весь мир!

Своеобразной вехой стало создание зеркальной камеры Nikon F (1959 год), в которой одновременно были реализованы многие новинки того времени. Причем часто этой камере приписывали почти магические свойства. «Дайте мне «Никон» — и я переверну мир!», — говорили в то время советские студенты журфака, которым чаще всего о «никонах» приходилось только мечтать…

Конечно, многие элементы управления еще оставались ручными, и от фотографа требовался высокий уровень знаний именно технических вопросов. Зато фотографы получили максимальное количество новых изобразительных возможностей — и активно осваивали их использование.

Целый этап в развитии спортивной (и не только) фотографии связан с творчеством Льва Бородулина. Художник по первому образованию, он последовательно отстаивал в своих работах значение фотографии как особого вида искусства. Каждый его кадр — прежде всего выверенная художественная работа.

Интересно, что и на Западе в это же время происходит процесс признания фотографии как особого вида искусства. Например, в 1971 году в Лондоне проходит аукцион «Сотбис», на котором впервые выставляются фотографии.

Бородулин в своих творческих поисках многие приемы позаимствовал у фотографов старшего поколения, расширяя их новыми подходами и используя новаторские технические приемы. Он одним из первых стал применять циркулярный «фишай» для создания необычных, запоминающихся композиций.

Резкие ракурсы и жесткие диагональные композиции были известны еще с 20–30-х годов, он же добавил новую динамику, лаконичность и образность. А используя контрастные способы печати, добивался особой графичности в своих фотографий.

Новое рождение в это время получила и съемка с проводкой, когда особую красоту смазанного движения получалось показать на цветных кадрах. Например, Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием: во время съемки на относительно длинной выдержке плавно поворачивается кольцо зумирования, и возникает эффект приближения изображения.

 

6. Сергей Гунеев. Бег с препятствиями. 
3-е место в категории «Спорт» WPP. 1980

 

Новые возможности: дистанционное управление

Дистанционное управление позволило делать фотографии с точек, ранее не доступных фотографу. Например, для того чтобы сделать кадр Олимпиады в Москве, Сергею Гунееву пришлось поставить камеру (кстати, Nikon F2) практически в лужу. Интересно, что снимок был задуман и даже «отрепетирован» почти за год до Олимпиады — во время VII Спартакиады народов СССР 1979 года, где Гунеев вместе со своим старшим коллегой Дмитрием Донским первый раз попробовали сделать подобное.

Вообще, в то время фотографы часто «придумывали» фотографии задолго до съемки. Этот прием был не нов — еще Родченко рассказывал, что придумывал композицию некоторых своих кадров заранее. Но в спортивной фотографии такой подход на долгое время стал одним из основных: несовершенство техники при максимальных скоростях событий не давало фотографу оперативно среагировать на происходящее.

В этом смысле особенно «повезло» фотографам АПН: агентство получало по подписке важнейшие зарубежные журналы, и (если фотографу удалось получить разрешение на доступ в спецхран) можно было подсмотреть идеи у западных коллег.

Еще один кадр Сергея Гунеева была сделан именно так: автор заранее придумал, что постарается противопоставить неподвижность теннисных столов с размазанностью резких движений спортсменов.

 

7. Сергей Гунеев. Чемпионат Европы по настольному теннису. 
1-е место в категории «Спорт» WPP. 1985

 

Постановка как способ получить яркий образ

Многие фотографии того времени и вовсе постановочные. Дело в том, что тогда это не шло в разрез с представлениями о работе фотожурналиста. Часто фотограф просто технически не мог сделать нужный кадр вовремя — и тогда нормально было попросить спортсмена повторить похожую ситуацию.

Например, фотография спортивного фотографа Игоря Уткина, занявшая 3-е место на конкурсе WPP в 1983 году, родилась так: фотограф сначала увидел нужный момент, но снять не успел. Поэтому попросил вратаря несколько раз повторить свой прыжок — и вратарь «напрыгал» на 8 пленок.

Фотограф Анатолий Бочинин, снимавший спорт для «Огонька», так рассказывает о своей работе в то время: «Фотокорреспондент, как это ни банально звучит, должен думать, как раскрыть тему. К примеру, мне надо было снять Юрия Власова, олимпийского чемпиона Рима, самого сильного человека планеты. Долго думал и нашел выход. Пока Юра тренировался в зале ЦСКА, я успел забежать в одну из соседних школ и уговорил дать мне напрокат два самых больших глобуса. Когда Власов поднял их на руки, стало ясно: именно он — символ самого сильного человека на земле».

Часто к постановке прибегали и потому, что не всегда была возможность получить фотографию конкретного события или она была недостаточно выразительна, — и тогда нужно было создать яркий визуальный образ спортсмена. Часто в таких случаях фотограф старался снять героя в неформальной обстановке: либо на тренировке, либо с семьей, либо в любой другой, нестандартной ситуации.

 

8. Дмитрий Донской. 
Хоккеист Владислав Третьяк с женой и детьми. 1975

 

К сожалению, делалось это часто по одному шаблону, в достаточно ограниченное время для съемки. И если посмотреть фотографии того времени, становится очевидным единообразие сюжетов: с семьей, с медалями, со спортинвентарем, во время учебы… Это было извинительно тем, что на кадрах изображены всем известные кумиры в ситуации, в которой зрители не привыкли их видеть, или на тренировках, показывающих изнанку спортивных будней.

Но, конечно, были и исключения. Например, серия Владимира Вяткина «Девушки-птицы» о синхронистках. Законченная уже позднее описываемого периода и получившая премию на WPP в 2003 году, она снималась на протяжении десятка лет и рассказывает о том, какой путь проходят девочки — от первых занятий в спортзале до олимпийских побед.

Таким образом, к концу 1980-х годов спортивные фотографы могли делать сюжетно важные кадры ключевых событий. Пока они далеко не всегда были по- настоящему красивыми, поэтому часто выразительные, экспрессивные и образные снимки делали не на важных событиях, а на тренировках, во время репетиций, методом постановки. Интересные серии о спортивных героях снимались по нескольку лет, «очерки» в неформальной обстановке делались на скорую руку и по шаблону.

По сути дела, работа спортивного фотографа состояла в равной степени из виртуозного владения техникой, из отличного знания специфики спортивных событий, а также во многом зависела от воображения и образного мышления. Многие фотографии той поры создавались в головах фотографов еще до того, как была нажата кнопка спуска на фотоаппарате. По сути дела, спортивная фотография времен 50–80-х в своих лучших образцах демонстрировала в первую очередь воображение и творческие возможности самого фотографа, и в меньшей степени — реальность происходящего на кортах и стадионах.

 

9. Игорь Уткин. Ольга Бичерова — ученица 8-го класса одной из московских школ. Будущая абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике. 1981

 

10
11

10,11. Владимир Вяткин. Из серии «Девушки-птицы».

 

 

Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить