ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Эдуард Крафт — известный рекламный и фэшн-фотограф, квалифицированный европейский фотограф, QEP (сертификация Федерации Европейских профессиональных фотографов FEP) и член Ассоциации профессиональных фотографов Америки PPA — рассуждает о перспективах развития фэшн-фотографии в России и об отличиях русской фотокультуры от западной.

Фото: Эдуард Крафт.

Источник: 

— Эдуард, влияют ли ваши многочисленные престижные титулы на востребованность вас как фотографа в России?
— С вашего позволения отвечу на этот вопрос в обратном порядке. Ко всему перечисленному, я являюсь и членом Гильдии рекламных фотографов России. Гильдия ощутимо помогает в продвижении на нашем рынке. Уже несколько лет я с удовольствием провожу мастер-классы и семинары на мероприятиях Гильдии, и, как правило, это общественная нагрузка, т.е. на благотворительных началах.

Эдуард Крафт - рекламная и фэшн-съемка

Но в свою очередь, я получаю поддержку личных проектов и обучающих программ от Гильдии. Будь то выставочный проект или зарубежный семинар для наших (российских) фотографов — я всегда уверен в поддержке Гильдии и помощи от моих коллег. Со многими я не был знаком раньше, но теперь мы с удовольствием общаемся и дружим, по возможности оказывая друг другу содействие.
Что касается моего участия в PPA — это, скорее, для того, чтобы быть в курсе американского рынка профессиональной фотографии. Ассоциация Профессиональных фотографов Америки оказывает помощь фотографам, начиная от скидок при покупке или аренде оборудования, заканчивая рекомендациями услуг различных компаний по печати, страховых фирм и так далее.

Плюс ко всему, как и каждый член РРА, я ежемесячно получаю журнал Professional Photographer, в котором собрана информация для профессионалов. Это и аналитические материалы, и обзор конкретных сегментов рынка, и полезные статьи по использованию фототехники и цифровой обработке. Ну и, конечно, всегда интересно читать интервью с профессионалами, истории успеха и их советы...

QEP — это, в первую очередь, личный экзамен и потом уже некий статус для заказчика. Конечно, заказчики, которые внимательно относятся к выбору фотографа, учитывают подобные вещи. В России до сих пор традиционно используется подход: работаем с Васей, потому что мы его лично знаем. Но серьезные РА и рекламные отделы крупных компаний уже давно отказались от такого подхода. Квалификация европейского профессионального фотографа имеет значение при участии в тендерах и выборе заказчиком фотографа.

Для тех, кто интересуется, — QEP невозможно получить по блату. Это абсолютно честная система определения достойных фотографов путем голосования членов жюри за работы, которые отпечатаны и представлены на заседание без каких-либо подписей и копирайтов. Если у членов жюри возникает сомнение (голоса 50/50), то претендента обсуждают отдельно на повторном собрании. Мне повезло оказаться в первой тройке фотографов из России, получивших QEP. Сейчас число сертифицированных фотографов из нашей страны уже приближается к десятке. Если у кого-то возникнут вопросы или желание попробовать свои силы, более подробно ознакомиться с материалами и условиями подачи заявки можно на сайте Гильдии рекламных фотографов: /data/away/b8c0ae0d4c60488315c3bce66edb9079/


— Вы очень много времени проводите в США. Gо большей части фотографируете для американских компаний или же удается снимать и у нас?

— За многие годы профессиональной работы в рекламной и fashion-фотографии я приобрел достаточно большое количество постоянных заказчиков из России. Конечно, имея плановые ежегодные съемки (в особенности производителей сезонных коллекций одежды или имиджевые съемки при выводе новых брендов на рынок), я с удовольствием снимаю в Москве и Питере. К тому же в последние годы, несмотря на кризис, я приобрел новых российских заказчиков и надеюсь, что сотрудничество с ними станет плодотворным и долгосрочным.

Поэтому в год получается по несколько перелетов через океан. Что касается США, то это, пожалуй, один из самых больших в мире рынков потребления, где индустрия фотографии находится на очень серьезном уровне. При огромном спросе на каталожную и рекламную печатную продукцию фотографы, находясь в постоянной жесткой конкуренции, работают над собственным авторским стилем, расширяют границы специализации и стараются творчески и технически расти. Я не исключение. Мне приходится много работать и уделять много времени саморазвитию, повышать свой уровень. Но это интересно, и ко всему прочему укрепляет любовь к профессии. В принципе, не важно на каком континенте ты снимаешь. Главное — любить свое дело и отдаваться ему полностью.

— В чем принципиальная разница между западными и российскими заказчиками?

— Сложный вопрос. Цель моей работы — создание качественных фотографий в рамках той или иной задачи. И суть работы одинакова для любой страны. В одном случае, вы работаете с креативным директором или арт-директором, которому затем отдаете исходный материал. В другом — вы делаете работу под ключ — это и съемка, и обработка. А вот ясность понимания заказчиком того, чего он хочет и что будет происходить с материалом «на выходе», а также подход к организации съемок немного отличается. Но на сегодняшний день я могу привести в пример массу наших компаний и агентств, которые очень профессионально делают свою работу и умеют грамотно организовать процесс съемки. Основное отличие заключается в ментальности российского бизнеса.

Большинство запросов от заказчиков из России начинаются с фразы «нам срочно нужно провести фотосъемку». За последний год таких писем было более двух десятков. Но не всегда такой запрос попадает в паузы между плановыми заказами, и, при всем желании, ты не можешь помочь. Например, сейчас я отвечаю на ваши вопросы, находясь в Бостоне. И на просьбу срочно снять коллекцию верхней одежды в Москве в течение ближайшей недели я вынужден ответить отказом, хотя с удовольствием бы отработал данный заказ, если бы его обозначили хотя бы за месяц.

Накладки бывают и с уже утвержденными проектами. Причины — не пришла вовремя коллекция, или даже такие, как незапланированный отпуск директора фирмы, который хотел поприсутствовать на съемке. И смех, и грех. Понятно, что в нашей действительности каждый старается гибко вести дела, но когда ситуация доходит до абсурда, тут ничего не поделаешь. Страховаться приходится только условиями договора и личными беседами по телефону или при встрече. Одним словом, форс-мажорные обстоятельства у наших заказчиков чаще бывают нормой, а не исключением.

— Как отразился кризис на фэшн-фотографах? Снизились ли объемы заказов, бюджеты съемок, гонорары?

— Насколько я знаю из общения с коллегами, более всего пострадала Европа. Там многие фотографы отказались от содержания собственных студий в связи с резким снижением объема работы. В Америке тоже есть крупные студии и весьма громкие имена в селебрити-фотографии, которые подали иски о банкротстве. И если некоторые звездные фотографы стали банкротами из-за неправильного распоряжения кредитными ресурсами, то есть и те, которые не в состоянии были удержать запредельные цены на свои услуги. Но, на мой взгляд, просто лопнули «мыльные пузыри». Любой кризис как санитар вычищает неправильно устроенные предприятия, и фотографический рынок не исключение. То же самое происходит и с продавцами фототехники. В США успешные сети магазинов продолжают работать, но при этом в 2009-м прогремел ряд банкротств нескольких серьезных игроков. По собственному ощущению, я стал больше работать, чем раньше. Многие мои знакомые и друзья-фотографы по обе стороны океана — тоже. Конечно, и некоторые заказы (в начале года особенно) были сорваны кризисом. Но при гибком подходе и общении с заказчиком можно всегда найти компромиссные варианты оптимизации бюджетов. Кризис — это явление, которое заставляет всех думать немного иначе и находить свои решения для удержания или развития бизнеса. И к сожалению, исключений нет.



— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития фэшн-фотографии в России?

— Перспективы зависят от многих факторов. Один из самых важных — кто будет делать нашу модную фотографию модной — профессионалы или дилетанты. В нашей стране есть много профессиональных и интересных фотографов, которые могли бы развиваться и далее при наличии заказов, делая интересные работы. Но есть и конъюнктурщики — весьма посредственные фотографы, которые, успешно нахватавшись азов цифровой фотографии, накупили дорогое оборудование и, находясь «в тусовке», получают заказы. Это парадокс, который почему-то работает только в России. Однако если сами заказчики будут более разборчивы или хотя бы элементарно внимательны при выборе фотографа, а не зацикливаться на внешней оболочке и ценах, то им же будет лучше. Может, я жестковато отвечаю, но я не раз сталкивался с подобными ситуациями.

Эдуард Крафт - рекламный и фэшн-фотограф

Были случаи, когда в мое отсутствие заказчик нанимал фотографа и получал материал «в корзину». Потом я спрашивал людей, ну что же они мне не написали или не позвонили, я бы дал вам рекомендации при выборе или конкретно назвал несколько имен адекватных и профессиональных фотографов? Но кризис лишь ухудшил ситуацию. В поисках экономии частенько приходят к потерям. Так что уверен, о перспективах именно фотографии моды (fashion) должны заботиться и те, кто в этой индустрии работает.

Думаю, нам (в России) нужно больше проводить фотоконкурсов и способствовать росту молодых фотографов. Сейчас проводится много семинаров, мастер-классов и курсов... Остается надеяться, что их качество и количество будет расти пропорционально. Что касается лично меня, то могу сказать, что по возможности я тоже стараюсь внести свою скромную лепту. На своих мастер-классах я говорю о реальных вещах, показываю и рассказываю о том, что действительно необходимо знать и помнить. Фэшн и рекламная фотография требуют много труда и знаний. Это внимательный подход ко всем составляющим и, главное, технически грамотная реализация ваших творческих замыслов. Изучение классики жанра, знание современных требований и тенденций в индустрии, а также большое желание и любовь к тому, что вы делаете, — вот необходимые условия для роста.

Я сам в начале 2000-х с огромным интересом начал посещал зарубежные тренинги и мастер-классы. Во многом благодаря тем знаниям и опыту, которые я получил, мне удалось серьезно поднять собственный уровень во многих аспектах. Это касается не только технической стороны съемки, но и self-promotion (собственное продвижение себя как фотографа на рынке), и элементарные понятия в вопросах организации съемок и собственного бизнеса в целом. Благодаря Гильдии рекламных фотографов еще несколько лет назад я начал сам проводить мастер-классы. Сейчас у меня много предложений о проведении различных семинаров и т.п., но я практикующий фотограф и не могу посвятить преподаванию слишком много времени. Я очень серьезно отношусь к каждому человеку, который пришел послушать или поучиться чему-то. Поэтому каждый раз я готовлюсь по заданной теме так, чтобы было и интересно, и познавательно — чтобы уходя люди знали, что открыли для себя что-то новое и практически применимое прямо сейчас.

— Чему будет посвящен ваш очередной мастер-класс?
— Наш следующий мастер-класс пройдет в Греции, думаю, он уже закончится на момент выхода этого номера. Мы едем с группой фотографов в Грецию на семь дней. Тема: «Рекламная и fashion-фотосъемка на выезде». Затем будет Питер в рамках «Фотоярмарки 2009»: съемка моды для каталогов и рекламы. Все анонсы мастер-классов я дублирую в своем блоге: /data/away/679be93cd4ef2f9d748e542e5d8fb061/.


— Занимаетесь ли вы творчеством, некоммерческой фотографией?

— Моя работа подразумевает постоянное творческое начало в любой съемке. Я рад, что есть заказчики, которые отдают на откуп творческие решения фотосъемок на заданную тему.

Также я начал снимать еще год назад один из ретро-проектов, но пока на его продолжение не хватает времени. Я очень люблю ретро-фотографию (об этом может быть очень длинный разговор), но подробно о данном проекте говорить еще рановато. Надеюсь, в ближайшее время продолжу работу, и когда снимки сложатся в задуманную серию, можно будет сказать, что проект состоялся. Есть еще одна сторона творческого выброса «фотографической энергии». Это фотосъемка в путешествиях. Порой я рад почувствовать себя просто туристом, снять что-то на память для себя и, главное, сделать фотографии, которые были бы интересными не как семейный архив из серии «я и статуя Свободы», а скорее, как мое видение того или иного города, объекта или страны.

\Эдуард Крафт - рекламный и фэшн-фотограф

Мне удалось проехать с фотокамерой через большую часть западного побережья США. Я начал снимать в поездках, и потом уже пришла идея объединить серию фотографий в альбом или фотокнигу. Я принял решение продолжать до тех пор, пока не почувствую, что «моя Америка» выглядит как цельный и действительно интересный проект. Думаю, еще год или два я потрачу на то, чтобы полностью закончить этот проект. Но главное, что каждый раз, доставая камеру, думаешь о том, что ты и есть самый сложный и строгий заказчик.

Надеюсь, этот фактор поможет сделать действительно интересный проект. В свободное от основных заказов время я с удовольствием делаю для фотобанков серии фотографий с людьми (моделями, детьми, актерами). Это очень удобная творческая и в тоже время коммерческая комбинация. Подводя итог, можно сказать только одно: профессия фотографа — это и есть один большой творческий проект, который состоит из множества серий. Некоторые являются успешно коммерческими, некоторые делаются просто для души.

Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Тенденции6 лет назад
Фотобиеннале — крупнейший из российских фотографических фестивалей. Он проводится раз в два года, че...
Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Тенденции6 лет назад
Имя Евгения Халдея известно многим, его фотографии — всем. По крайней мере две: снимок «Знамя над Ре...
Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Тенденции6 лет назад
Когда весной 2007 года небольшая группа энтузиастов фотографии дикой природы собралась на церемонию ...
Всматриваясь в девяностые…

Всматриваясь в девяностые…

Тенденции6 лет назад
Тема 1990-х вряд ли кого-то может оставить равнодушным. Они стали Рубиконом, отделившим одну страну ...
Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Тенденции4 года назад
С самого начала увлечения сканографией (а с тех пор прошло уже более девяти лет) я делала автопортре...
Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.

Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России....

Тенденции4 года назад
Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного ре...
Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Тенденции7 лет назад
В Москве, в выставочном центре «Рабочий и колхозница», осенью 2011 года открылась выставка «Гран-при...
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Тенденции4 года назад
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядит...
Обзор фотоконкурса «Меньшинства»

Обзор фотоконкурса «Меньшинства»

Тенденции6 лет назад
Меньшинство — группа людей, объединенных какими-либо физическими или культурными свойствами, отличаю...
Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Тенденции6 лет назад
Нет ничего банальнее, чем Дорога как метафора Жизни. Это сравнение кажется уж очень затасканным и оч...
Обзор фотоклуба «Новатор»

Обзор фотоклуба «Новатор»

Тенденции6 лет назад
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» Мультимедиа Арт Музей в Москве открыл выставк...
Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики»

Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики...

Тенденции6 лет назад
Открытие нового, равно как и познание того, что стало историей, одинаково увлекательно и, по сути, я...
Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Тенденции4 года назад
Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестер...
Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века

Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — нача...

Тенденции4 года назад
К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспоном...
Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I...

Тенденции4 года назад
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти за...
ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»
Школа фотографии online Эдуарда Крафта

Комментарии

Отправить