Гений места. Классика литовской фотографии

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года  демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.

1. Виргилиус Шонта. Полет. 1978

Фотографические координаты Литвы шестидесятых уникальны. Находясь в широтах советской идеологии, она была достаточно удалена от центра, чтобы впитать общеевропейские фотографические тенденции, предпринимать успешные попытки диалога с мировым фотографическим сообществом.

У многих авторов были доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки. Литву заслуженно называли «фотографической республикой»: в 1969 году здесь было организовано первое официальное и единственное на многие годы во всем Советском Союзе Общество фотохудожников.

В том же году в Центральном доме журналиста в Москве показали легендарную выставку «9 литовских фотографов», которая стала определяющим событием в формировании школы.

Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и в то же время ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой.

Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого автора. И каждый, оставаясь в рамках своего стиля или жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci (лат. гений места), был хранителем особого духа, присущего только литовской земле и литовской культуре.

В отличие от остального советского репортажа, в фотографиях литовских авторов никогда не было возвеличивания «героя», нарочитой парадности жизни — а только ее естественная, искренняя сторона и стремление показать общность и целостность литовского народа.

Гений места способен проявить себя в тысяче разных образов: в наполненных красотой и чистотой «Цветах среди цветов» Р. Дихавичюса, в неповторимых облаках над пригородом Вильнюса А. Кунчюса, в искренней духовной жизни глубинки, запечатленной в серии «Паломничества/Сельские праздники» Р. Пожерскисом, в беззаботном летнем «Пляже» А. Мацияускаса.

2. Ромуальдас Пожерскис. Гора крестов. 1989

3. Антанас Суткус. Песенный фестиваль. День Танцев. Вильнюс. 1975

Дух места — в пронзительных взглядах детей из цикла «Люди Литвы» А. Суткуса и в почти пикториальных актах А. Межанскаса, где женская красота растворяется в красоте леса, в поэтичном «Цветении» Р. Ракаускаса, в минималистичных дюнах А. Завадскиса и мистических лесных пейзажах Й. Кальвялиса.

В очень личной, экзистенциальной, фотографии В. Шонты и оптимистичных фотоочерках М. Баранаускаса, жанровых зарисовках Р. Аугнуса и эстетских коллажах В. Бутырина. Наконец, в знаменитых пронзительных портретах В. Луцкуса. Сложно представить, чтобы эти снимки были сделаны где-то еще, кроме Литвы. На них, несомненно, читается Место. Место имеет значение. Это не просто географический или национальный маркер, но ключ к объединению разных авторов; позиция, заявленная либо открыто, либо глубинно, между строк.

В Белом зале Центра фотографии были представлены работы Вацловаса Страукаса, который в ноябре 2013 года отпраздновал свое 90-летие. Творчество этого лирического реалиста от фотографии неразрывно связано с родной приморской Клайпедой и ее людьми.

В экспозицию, которая была подготовлена совместно с Антанасом Суткусом, вошли три знаковых цикла, каждый из которых отсылает к определенному периоду в жизни автора: детству («Дюны»), юности («Молодая Клайпеда») и зрелому возрасту, времени работы учителем литературы («Последний звонок»).

В 2009 году Центр фотографии открыл серию проектов «Классики литовской фотографии» ретроспективой Александраса Мацияускаса, спустя год была показана большая выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Настоящий проект — продолжение серии и следующий этап в исследовании уникального феномена литовской школы фотографии.

4. Ромуальдас Ракаускас. Вильнюс.

5. Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Литовские паломничества», город Кроже. 1974

6. Антанас Суткус. Первые литовские байкеры. Клайпеда. 1974

7. Александрас Мацияускас. Лето. 1982

8. Антанас Суткус. С отцовским велосипедом. 1969

Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке материала.

Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер за предоставленные для публикации фотографии.

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I...

Тенденции4 года назад
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти за...
Всматриваясь в девяностые…

Всматриваясь в девяностые…

Тенденции5 лет назад
Тема 1990-х вряд ли кого-то может оставить равнодушным. Они стали Рубиконом, отделившим одну страну ...
Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Тенденции6 лет назад
Нет ничего банальнее, чем Дорога как метафора Жизни. Это сравнение кажется уж очень затасканным и оч...
Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Тенденции6 лет назад
В Москве, в выставочном центре «Рабочий и колхозница», осенью 2011 года открылась выставка «Гран-при...
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Тенденции4 года назад
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядит...
Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Тенденции6 лет назад
Фотобиеннале — крупнейший из российских фотографических фестивалей. Он проводится раз в два года, че...
ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Тенденции1 год назад
Эдуард Крафт — известный рекламный и фэшн-фотограф, квалифицированный европейский фотограф, QEP (сер...
Обзор фотоклуба «Новатор»

Обзор фотоклуба «Новатор»

Тенденции5 лет назад
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» Мультимедиа Арт Музей в Москве открыл выставк...
Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Обзор фотоконкурса Золотая черепаха

Тенденции5 лет назад
Когда весной 2007 года небольшая группа энтузиастов фотографии дикой природы собралась на церемонию ...
Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Тенденции4 года назад
Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестер...
Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

Тенденции4 года назад
С самого начала увлечения сканографией (а с тех пор прошло уже более девяти лет) я делала автопортре...
Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.

Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России....

Тенденции4 года назад
Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного ре...
Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века

Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — нача...

Тенденции4 года назад
К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспоном...
Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Тенденции6 лет назад
Десятилетие назад китайский арт-рынок, как и российский сегодня, едва стоял на ногах, и назвать его ...
Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!

Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!

Тенденции4 года назад
«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративо...
Гений места. Классика литовской фотографии
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить