Обзор фотоконкурса «Меньшинства»

Меньшинство — группа людей, объединенных какими-либо физическими или культурными свойствами, отличающими их от окружающих. Эти особенности делают представителей меньшинства уязвимыми. Они могут стать причиной дискриминации во всех областях: образовании, трудоустройстве, медицинской помощи, политических и других правах. Права меньшинств, их нарушения, изоляция и ее преодоление, повседневные проблемы, с которыми сталкиваются представители меньшинств в России, стали темой этого конкурса.

Мария Алексеева (Москва). «Последний» (февраль–май 2011 года).

НА ФОТО:

1.1 место в номинации «Социальные меньшинства. Серия фотографий».

Мария Алексеева (Москва). «Последний» (февраль–май 2011 года).

С каждым годом становится все меньше и меньше свидетелей и участников Великой Отечественной войны. Один из последних ветеранов, оставшихся в живых в селе Ратницкое, — 87-летний Николай Фролов. В годы войны он служил минометчиком и снайпером, в боях потерял глаз. Некоторые фотографии, показывающие быт ветерана, были размещены РИА «Новости», далее в интернет-сообществе «ЖЖ», где собрали более 700 комментариев. Пользователи Интернета писали и звонили, предлагая помощь ветерану. Неделю фотограф Мария Алексеева собирала подарки и пожертвования для ветерана. В результате удалось привезти ветерану холодильник, два телевизора, продукты, деньги. Под воздействием общественного мнения местные власти приняли решение об улучшении жилищных условий ветерана.

Меньшинства, по мнению организаторов конкурса, подразделяются на четыре группы: этнические (иммигранты, коренные народы или кочевники); религиозные (люди, имеющие веру, отличную от той, которую исповедует большинство); сексуальные (люди, не укладывающиеся в традиционные нормативные представления о половой ориентации); социальные (люди с ограниченными физическими возможностями и проблемами со здоровьем). Последние были выделены в отдельную номинацию.

Главное требование конкурса — никаких постановочных кадров, только реальные фотоистории, снятые в России за последние пять лет.

Проект осуществлялся при финансовой поддержке Европейского Союза, а также программы MATRA посольства Королевства Нидерландов и «Фонда Содействия» ИОО. Конкурс вызвал огромный интерес как у профессиональных фотографов, так и у фотолюбителей. Было прислано большое число работ, из которых авторитетное жюри в составе фотографов Юрия Козырева, Сергея Максимишина, издателя Леонида Гусева и фоторедактора Натальи Ударцевой выбрало победителей.

Победители в номинации

«Меньшинства. Серия фотографий»:

1 место — Марина Маковецкая (Москва). «Дорога домой».

2 место — Денис Синяков (Москва). «Меняющееся лицо России».

3 место — Александр Бендюков (Новосибирск). «Недетские страхи».

В номинации

«Социальные меньшинства. Серия фотографий»:

1 место — Мария Алексеева (Москва). «Последний».

2 место — Вера Филиппова (Санкт-Петербург). «Семья особого ребенка».

3 место — Павел Смертин (Москва). «Ирина».

В номинации «Социальные меньшинства.

Одиночная фотография»:

1 место — Андрей Рудаков (Москва).

2 место — Вера Гранатова (Москва).

3 место — Дина Магнат (Москва).

В номинации «Меньшинства. Одиночная фотография» жюри единогласно решило призовых мест не присуждать.

В выставочном зале Центра документальной фотографии FOTODOC состоялись награждение и открытие выставки «Меньшинства», а также фестиваль «Меньшинства», в рамках которого прошли творческие встречи с фотографами-победителями.

По итогам конкурса издан альбом, в который вошли не только победившие работы, но и те, которые в ходе голосования были специально отмечены жюри и оргкомитетом.

Александр Сорин (руководитель Центра документальной фотографии FOTODOC):

На конкурс прислали работы не только российские авторы, но и фотографы из Чехии, Германии, Израиля. По условиям конкурса участвовать мог любой фотограф, но съемка должна была быть сделана на территории России. Поэтому конкурс получился международный.

Успеху конкурса способствовала поддержка журналов «Русский Репортер», «Большой Город», многих интернет-ресурсов. На средства интернет-издания Public-Post был издан каталог, который будет представлен на второй выставке «Меньшинства» 29 ноября.

Количество прекрасных работ существенно превышало число призовых мест. Многие серии, не попавшие в победители по качеству и важности затронутых тем, не уступают призерам по уровню фотографий. Поэтому FOTODOC планирует провести еще одну, а то и две выставки участников конкурса.

Жюри, отдавая предпочтение социально значимым работам, почти совсем проигнорировало темы национальных и религиозных меньшинств. А в этом «этносегменте» конкурса были прекрасные проекты, многими из которых мы с удовольствием поделились с журналом GEO.

Два очень важных замечания о ситуации с документальной и социальной фотографией.

Во-первых, большинство серьезных профессиональных авторов перестало считать одиночную фотографию целью работы над темой. Все сосредоточились на сериях. Это привело к тому, что в номинации «Меньшинства. Одиночная фотография» места не были присвоены никому, хотя в сериях были прекрасные кадры. У авторов не хватает мужества или квалификации увидеть и вытащить из большого проекта одну удачную фотографию вместо того, чтобы отправлять на конкурс целую невнятную серию.

Во-вторых, за последнее время появилось много тем, над которыми авторы долго и вдумчиво работают месяцами, а то и годами. Это следствие повышения интереса к документальной фотографии, ответственности авторов и, возможно, безработицы. Во всяком случае качество «долгоиграющих» проектов заметно сразу, и это большой шаг вперед в отечественной фотографии. Безусловно, отдельные профессионалы позволяли себе подобную «роскошь» и раньше, но сейчас это явление становится для серьезных фотографов массовым.

В октябре Центр документальной фотографии “FOTODOC” при Сахаровском центре подвел итоги конкурса «Меньшинства».

Сайт: spc.fotodoc.su, фотографии победителей: //spc.fotodoc.su/winners_minority/

2. Александр Шарафутдинов  (Санкт-Петербург).  Из серии «Вверх!».

НА ФОТО:

2. Александр Шарафутдинов

(Санкт-Петербург).

Из серии «Вверх!».

Его зовут Михаил Сапаров. В 1994 году в результате несчастного случая он лишился руки выше локтевого сустава. В 2010 году он впервые пришел на скалодром, а уже год спустя он привез из Италии две золотые медали с 1-го Чемпионата мира по параскалолазанию.

3. 2 место в номинации

«Социальные меньшинства. Серия фотографий».

Вера Филиппова (Санкт-Петербург).

«Семья особого ребенка» (Санкт-Петербург, 2011/12).

НА ФОТО: 3. 2 место в номинации  «Социальные меньшинства. Серия фотографий». Вера Филиппова (Санкт-Петербург).  «Семья особого ребенка» (Санкт-Петербург, 2011/12).

Александр и Александра немного похожи. Оба веселые, спортивные, оба инженеры. Их сыну Даниилу три года. У Дани очень редкое генетическое заболевание — муколипидоз, врожденное нарушение обмена веществ. Из-за этого его развитие сильно осложнено. В три года Даня не говорит, не садится, не ползает. Нарушений много, и комплексного лечения пока не существует, пытаются лечить только многочисленные симптомы. То, что для здоровых детей естественно, для особого ребенка — победа. Родители рассказывают о первой улыбке в три месяца: «Мы так веселились, когда Данька только начал улыбаться, так губки растягивать, и стало понятно, что он это делает более или менее осознанно. Это было такое классное чувство, что вопреки всему этому загрузу, когда кажется, что все врачи против тебя, твой ребенок берет и начинает улыбаться».

Прогнозы врачей неутешительны. За относительно спокойным периодом в любой момент могут последовать долгие госпитализации. «От логопеда мы знаем, что у нее занимался один такой мальчик, — говорит Александра, — Но он дожил лет до семи, и мы его уже не застали. Они рождаются — и, как светлячки: пожил чуть-чуть, а потом… только воспоминание о себе оставил».

4. 3 место в номинации «Меньшинства», категория «Cерия».

Александр Бендюков (Новосибирск). «Недетские страхи» (Новосибирск, 2010).

Совершенно не ожидал такой реакции от ребенка: он поднял руки и замер в ужасе, когда я навел на него объектив фотокамеры. Когда подо-шли взрослые, я спросил:

— Почему он поднял руки?

— В нас стреляли, он боится.

Они плохо говорят на русском, я долго шел с ними и с трудом выяснил, что они из Узбекистана и живут в лесу на окраине города. Когда спустя несколько дней нашел их палатки, узнал, что они не узбеки. Они курды. Глава семейства Миша разговаривает на русском языке вполне прилично, он много ездил по России. Говорит, что в Новосибирске самые добрые люди и последние несколько лет он приезжает только сюда. Они берутся за любую работу, какую смогут найти, собирают вещи и цветной металл на помойках. Удивились, когда я спросил, не стыдно ли им собирать выброшенные вещи.

— Мы ведь не воруем их! Воровать стыдно…

Когда и где в них стреляли, Миша рассказать не захотел. Говорит, что это было давно, что они больше туда никогда не поедут, — и дети забудут, перестанут бояться. Моя маленькая история об этих детях, в которых стреляли и которые этого пока не забыли…

НА ФОТО:

4. 3 место в номинации «Меньшинства», категория «Cерия».

Александр Бендюков (Новосибирск). «Недетские страхи» (Новосибирск, 2010).

4. 3 место в номинации «Меньшинства», категория «Cерия». Александр Бендюков (Новосибирск). «Недетские страхи» (Новосибирск, 2010).

5. 1 место в номинации «Социальные меньшинства», категория «Одиночная фотография». Андрей Рудаков (Москва).  Ребенок с церебральным параличом проходит курс реабилитации.  Детская психоневрологическая больница № 18, Москва, 21 декабря 2010.

НА ФОТО:

5. 1 место в номинации «Социальные меньшинства»,

категория «Одиночная фотография».

Андрей Рудаков (Москва).

Ребенок с церебральным параличом

проходит курс реабилитации.

Детская психоневрологическая больница № 18, Москва, 21 декабря 2010.

Ирина не слышит и не видит. Она «смотрит» на движения учителя руками — ощупывая колени и руки Эли, запоминая, а потом воспроизводя. В руках у Ирины веер, и в своей длинной юбке и гранатовых бусах она похожа на настоящую испанку. Она танцует в большом зале, где висят зеркала, — но они ей не нужны, она видит иначе…

6. 3 место в номинации «Социальные меньшинства.  Серия фотографий». Павел Смертин (Москва). «Ирина» (2011, Москва)

НА ФОТО:

6. 3 место в номинации «Социальные меньшинства.

Серия фотографий».

Павел Смертин (Москва). «Ирина» (2011, Москва)

7. 2 место в номинации «Меньшинства», категория «Cерия». Денис Синяков (Москва). «Меняющееся лицо России».

НА ФОТО:

7. 2 место в номинации «Меньшинства», категория «Cерия».

Денис Синяков (Москва). «Меняющееся лицо России».

Распад СССР, политический и экономический хаос 1990-х годов, неуверенность людей в собственном будущем — все это стало причиной демографического кризиса в стране. Спустя два десятилетия после падения железного занавеса Россия столкнулась с уменьшением коренного населения и притоком граждан из Центральной Азии. Именно иммигранты из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана — стран, чья экономика так и не смогла стабилизироваться после распада Союза, — выполняют самую тяжелую работу на стройплощадках за крайне низкую зарплату. По официальной статистике, общее число таких иммигрантов в Россию чуть менее 1 млн. человек, хотя, по неофициальным данным, их несколько миллионов, в основном в Москве и Подмосковье. И их количество продолжает расти, так как расцвет коррупции в России сделал достаточно легким получение разрешения на работу через Интернет или при помощи взяток. Мало кому из приезжих удается выучить русский язык, получить образование и использовать его.

8. 1 место в номинации «Меньшинства», категория «Cерия». Марина Маковецкая (Москва). «Дорога домой» (2009–2010).

НА ФОТО:

8. 1 место в номинации «Меньшинства», категория «Cерия».

Марина Маковецкая (Москва). «Дорога домой» (2009–2010).

Распад Советского Союза и последствия гражданской войны 1992–1997 гг. сделали маленькую среднеазиатскую республику Таджикистан одной из самых бедных стран мира. Чтобы прокормить себя и свои семьи, молодые здоровые люди становятся постоянными или сезонными трудовыми мигрантами. Сегодня в России их насчитывается около 1,5 миллиона человек из всего семимиллионного населения республики. Из года в год по весне прибывают на Казанский вокзал битком набитые поезда из Душанбе. А поздней осенью, когда работы для приезжих мало, гастарбайтеры возвращаются домой.

9. Денис Тарасов «Музыка в темноте». (Екатеринбург).  Из серии «Музыка в темноте».

НА ФОТО:

9. Денис Тарасов «Музыка в темноте». (Екатеринбург).

Из серии «Музыка в темноте».

Они поют популярные эстрадные песни. Они слушают друг друга. Видеть они не могут. Дом культуры Всероссийского общества слепых в Екатеринбурге — чудом сохранившаяся площадка, где они поют. Они устраивают концерты. Они поют для себя и для тех, которым тоже важно слышать, а еще для своих друзей и родственников. Для себя и для своих.

10. Татьяна Ильина «Маша — девушка на коляске» (Москва).  Из серии «Маша — девушка на коляске».

НА ФОТО:

10. Татьяна Ильина «Маша — девушка на коляске» (Москва).

Из серии «Маша — девушка на коляске».

Маша — красивая, умная, успешная и талантливая девушка, которая в 16 лет попала в автокатастрофу. Эта трагедия и многочисленные пережитые ей операции не изменили ее счастливого и жизнерадостного настроя. Мужчины постоянно влюбляются в Машу. Маша работает на интересной работе, много путешествует, в том числе и в одиночестве, водит машину. Маша умеет искренне радоваться жизни и многим помогает.

Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

Тенденции12 лет назад
В Москве, в выставочном центре «Рабочий и колхозница», осенью 2011 года открылась выставка «Гран-при...
Блестящие новинки и смелые тенденции: Nikon подвел итоги 2019 года

Блестящие новинки и смелые тенденции: Nikon подвел итоги 2019 года

Тенденции4 года назад
Секрет будущего успеха – в умении извлекать лучший опыт из прошлого. Компания Nikon подвела итоги 20...
Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Тенденции11 лет назад
Десятилетие назад китайский арт-рынок, как и российский сегодня, едва стоял на ногах, и назвать его ...
От АББЫ до ЗАППЫ: Рок-фотография 1970-ых

От АББЫ до ЗАППЫ: Рок-фотография 1970-ых

Тенденции10 лет назад
Семидесятые — беспокойные, яркие, волнующие, творческие. Они стали временем расцвета мировой рок-муз...
Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I...

Тенденции10 лет назад
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти за...
Обзор фотоклуба «Новатор»

Обзор фотоклуба «Новатор»

Тенденции11 лет назад
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» Мультимедиа Арт Музей в Москве открыл выставк...
Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан

Обзор фотовыставки: XXI. Мой Тихий океан

Тенденции11 лет назад
Есть выставки и выставки. Некоторые из них и после закрытия продолжают активно обсуждаться фотографи...
Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Обзор фотовыставки «Люди в дороге»

Тенденции11 лет назад
Нет ничего банальнее, чем Дорога как метафора Жизни. Это сравнение кажется уж очень затасканным и оч...
Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Обзор фестиваля Фотобиеннале 2012

Тенденции11 лет назад
Фотобиеннале — крупнейший из российских фотографических фестивалей. Он проводится раз в два года, че...
Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Тенденции11 лет назад
Имя Евгения Халдея известно многим, его фотографии — всем. По крайней мере две: снимок «Знамя над Ре...
ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

ЭДУАРД КРАФТ:«ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБРОС ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ»

Тенденции7 лет назад
Эдуард Крафт — известный рекламный и фэшн-фотограф, квалифицированный европейский фотограф, QEP (сер...
Профессия — военный корреспондент

Профессия — военный корреспондент

Тенденции9 лет назад
«Поеду посмотрю на трупы», «Ты знаешь, каким красивым бывает взрыв?», «Хочу на войну! Тут все скучно...
Праздник сквозь слезы. Итоги всероссийского фестиваля «Юность России 2014»

Праздник сквозь слезы. Итоги всероссийского фестиваля «Юность России 2014»

Тенденции9 лет назад
Немного статистики. На конкурс, проходивший в рамках фестиваля «Юность России 2014», было прислано 4...
Гений места. Классика литовской фотографии

Гений места. Классика литовской фотографии

Тенденции10 лет назад
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года демонстрировался масштабный ...
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

Тенденции10 лет назад
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядит...
Обзор фотоконкурса «Меньшинства»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить