Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века

К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспонометр, корректная работа со вспышкой, быстрая перемотка пленки, высокая светочувствительность материалов — все уже было. И только ручная наводка на резкость оставалась последним форпостом классической, ручной фотографии, которую никак не могли покорить. Но в 1989 году компания Canon выпустила профессиональную камеру Canon EOS-1, совместимую с байонетом типа Canon EF (от англ. electro-focus), и «электрофокус» моментально стал эталоном рабочей техники для профессионалов.

Текст: Мария Ващук, РИА Новости

Благодарим группу РИА Новости за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Григорий Сысоев/РИА Новости

Елена Исинбаева, завоевавшая бронзу на Олимпиаде в Лондоне, во время финальных соревнований по прыжкам с шестом.

 

Казалось бы, с фотографа сняли обязанности по определению экспозиции, дали возможность снимать в сложных по свету условиях, не беспокоиться о наводке на резкость. Наконец-то он может думать только о композиции кадра и о его художественной ценности. Но не тут-то было: то, что виделось вершиной, оказалось всего лишь перевалом. Фотожурналистика — в том числе и спортивная — была еще совсем не спортивной. Чаще всего фотограф привозил пленки в редакцию сам — вечером, или на следующий день, или по окончании командировки. А время безудержно ускорялось — и фотографии надо было за ним успеть.

Фотограф Александр Неменов передает фотографии с помощью Hasselblad Dixel 2000 (1990-е годы). Dixel был одним из первых устройств по оцифровке пленки и пересылке информации — для этого надо было подключить его к обычному, стационарному телефону, ведь тогда, в начале 90-х, не было еще ни ноутбуков, ни Интернета, а сотовая связь только-только появилась.

 

2. Фото из архива 
Александра Неменова

 

Цифровые слухи

Как вспоминает Андрей Желнов, в то время спортивный бильд-редактор АПН, впервые о цифровой фотографии он услышал в 1990 году. Было это так: один из руководителей Главной редакции фотоинформации АПН, вернувшийся из поездки в Нью-Йорк, рассказал о камерах, «которые фотографию сразу отправляют на стол к редактору. Мы такое даже себе представить не могли. Помню, думали: а когда же у нас такое будет…».

На самом деле о цифровом изображении в мире задумались довольно давно. А вот первое рабочее использование этой технологии было опробовано AFP на Олимпийских играх в Калгари в 1988 году. Но в СССР не было жесткой необходимости в оперативной передачи снимков: газеты спокойно печатали фотографии с позапрошлого дня, в случае действительно важных событий ставили «фотографии-образы» из архива.

Исключением было агентство печати «Новости». Его задачей было распространять информацию о СССР в зарубежных странах, поэтому оно всегда должно было работать по самыми передовым технологиям в мире. Уже в начале 1991-го Dixel был в фоторедакции — августовские события того года пересылались именно таким образом. Практически одновременно с АПН оперативную передачу фотографий стали использовать и московские бюро зарубежных агентств (AFP, Reuters, AP).

 

3. Григорий Сысоев/РИА Новости

Золотая медалистка Олимпиады в Лондоне Алия Мустафина выполняет опорный прыжок во время квалификационных соревнований по спортивной гимнастике среди женщин на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне.

 

Вагон и маленькая тележка фототехники

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о проявке в туалете… А. Неменов

1991 год — важный год для нашей страны. Но судьбоносным он стал и для спортивной фотографии. Именно в августе 1991 года, практически одновременно с событиями в Москве, родилась вторая в нашей стране спортивная ежедневная газета.

Сейчас это кажется странным, но в СССР существовало всего лишь одно ежедневное спортивное издание — «Советский спорт». Огромный тираж и отсутствие конкуренции сделали газету заложником своей исключительности. Но именно в недрах «Советского спорта» сформировалась редакция новой спортивной газеты — «Спорт-Экспресс».

Вот что писал об этом «КоммерсантЪ» (№ 027 от 08.07.1991, автор ЮРИЙ Ъ-ВАСИЛЬЕВ):

Журналисты открыли новый вид «Спорта»

Группа ведущих журналистов газеты «Советский спорт» 1 июля подала заявления об уходе. Уходя они объявили, что за несколько дней до «раскола» успели зарегистрировать альтернативную газету «Спорт-Экспресс».

Одна из возможных причин конфликта (эту версию поддерживают сами основатели «Спорт-Экспресса») — разница подходов к творчеству у главного редактора и ряда сотрудников газеты. Кудрявцев, окончивший Академию общественных наук при ЦК КПСС и работавший инструктором в ЦК КПСС, придерживается стилистики партийной печати. Отсюда многочисленные материалы политического характера и три полосы «здорового образа жизни» в неделю.

Валерий Кудрявцев заявил корреспонденту «Ъ», что не верит в способность не советского «Спорта» составить конкуренцию «Советскому». Владимир Кучмий придерживается противоположного мнения.

Идеологией нового спортивного издания стала событийность и оперативность. Применительно к фотографии это означало, что вечерняя картинка должна быть в утреннем номере. Газете такая практика давалась недешево: большинство спортивных матчей начинаются тогда, когда газеты уже подписываются в печать. А опоздание со сдачей номера оборачивается большими штрафами: печатные комплексы того времени — это не только печать, но и дистрибуция. Опоздал — и твой номер утром банально не дошел до читателя.

Но сильнее всего било это правило по фотографам: даже если заранее известно, что номер задержат («посадят»), времени у фоторепортера было немного. А в идеале надо прислать фотографию не «сажая» номер.

 

4. Владимир Астапкович/РИА Новости

Россиянин Денис Лебедев во время поединка за звание чемпиона мира по версии Всемирной боксерской ассоциации (WBA) в тяжелом весе против панамца Гильермо Джонса.

 

Этот период — когда еще не было ноутбуков, профессиональных цифровых камер и сети Интернет — был одним из самых тяжелых. Спортивные фотографы того времени — профессионалы экстра-класса, великолепно разбирающиеся не только в фотографии, в спорте, в журналистике, но и в электронике и связи.

Александр Вильф вспоминает: «Например, еду я на какой-то мачт в Тулу (Тульский футбольный клуб «Арсенал» одним из первых «закупил» бразильских футболистов). У меня с собой, во-первых, огромное количество коробок: не только фототехника, но и мини-лаборатория для проявки пленки и аппаратура для сканирования. На самом матче у меня есть только 15 минут — после этого я должен уже уйти в гостиницу. Проявляю там пленку, сушу гостиничным феном, сканирую — и передаюсь — через гостиничный телефон, аналоговой связью, вскрывая коробку с проводами за прикроватной тумбочкой».

В новых условиях у фотографа практически не осталось времени не только снять, но и увидеть важные моменты игры (они редко происходят в первые 15 минут). Поэтому, с одной стороны, количество блестящих кадров снизилось. С другой, фотограф оказался отстраненным от отбора и редактирования фотографий. А бильд-редактор в редакции был заинтересован лишь в одном: поставить первую присланную фотографию как можно быстрее.

 

5. Алексей Куденко/РИА Новости

Игрок сборной США Пол Штястны (слева) радуется забитой шайбе в четвертьфинальном матче Чемпионата мира по хоккею между национальными командами России и США.

 

Как следствие, большинство спортивных фотографий 90-х годов — очень небрежны и часто некрасивы с композиционной точки зрения. Просто с этого момента в журналистике спортивной фотографии скорость и событийность стали так же важны, как и художественная часть. И в условиях, когда невозможно было обеспечить и то, и другое сразу, приоритет оказывался за скоростью.

В то же время гонка за событийностью сильно поменяла отношение к спортивной фотографии в целом, а точнее к сюжетам в ней. И если раньше в порядке вещей было ставить «архивный» кадр, то сейчас — лучше поставить хоть какую-то, но именно свежую фотографию. Это повлияло и на то, как стали снимать фотографы: если раньше они старались сделать максимально обобщенные образы, то сейчас важнее было снять с четкой привязкой к конкретному событию.

Спасение, обернувшееся почти катастрофой

Первым спортивным событием, на котором использовались цифровые фотокамеры, стал Чемпионат мира по футболу во Франции (1998). Это была двухмегапиксельная камера Kodak DCS 520, разработанная совместно с Canon. Реально же цифровую технику стали использовать только в 2000-е — на Олимпиаде в Афинах (2004). Но и тогда фотографы часто снимали на две камеры: цифра — для срочной передачи и пленка — для «архива», потому что по цветопередаче, по качеству картинки цифра еще сильно проигрывала пленке.

Желнов вспоминает: «Хорошо помню, как первый раз увидел цифровое изображение: меня поразило, насколько оно как нарисованное. Все четко и резко — но вот какой-то глубины, красоты, как на пленке, — нет».

Александр Вильф: «Ездили мы как-то с Сашей Федорцом на матч «Ротор» — «Бордо» (1995). Мы отправили оттуда 2 карточки. Первую отправлял Саша 40 минут, а я в это время стоял у ресепшена с пачкой денег, доказывая дежурной, что нас не надо разъединять и мы сможем оплатить бешено дорогой звонок: «Что-то у вас междугородний разговор с Франкфуртом уже полчаса длится, это же очень дорого, давайте я вас отключу на всякий случай, видимо, что-то зависло!». А третью карточку они забрали сами, «вызвав» нас, — так тоже можно было сделать (передавали в EPA). Тогда передать 3 карточки — поездка оправдалась! Скорости были маленькие. А газете больше кадров не требовалось.»

 

7. Александр Вильф/РИА Новости

Китаянка Сючен Хуан, завоевавшая серебряную медаль, в технической программе соло в синхронном плавании на Чемпионате мира по водным видам спорта в Барселоне.

6. Илья Питалев/РИА Новости

Фелиша Джонсон (США) в финальных соревнованиях по легкой атлетике в толкании ядра среди женщин на XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в Казани.

Постепенно развиваются Интернет и мобильная связь — и вот уже фотографы могут отправлять изображения непосредственно с поля, используя мобильные телефоны для выхода в сеть. Одновременно с этим выпускается первая качественная цифровая зеркальная камера, доступная по цене, — Canon EOS 5D с разрешением 12,7 Мп.

Казалось бы, наступил момент, когда фотограф может задуматься о творчестве! Но снова вмешались изменившиеся обстоятельства: техника съемки и техника передачи фотографии намного упрощаются и становятся доступными. В профессию приходит большое количество увлеченных любителей (спорта или фотографии — уже не важно). Для них один кадр не так дорог, как для фотографов «старой школы», — и происходит обесценивание фотографий. Если раньше автор точно знал, в какое издание какой кадр из 36 снятых он отправит, то теперь новички готовы слить всю флешку без отбора на компьютер бильд-редактора — «сами выберите, что вам нужно».

В ситуации, когда фотографов очень много, появилось большое количество похожих, практически одинаковых фотографий (в спорте все снимают одно и то же событие с одного и того же пятачка). Именно поэтому при съемке соревнований сейчас так распространены технические новинки: подвесные, подводные камеры, роботизированная техника, радиоуправление — они позволяют снимать с нестандартных точек. Но подвес или радиоуправление — не более чем технический прием. Такой же, как объектив «рыбий глаз», который впервые в съемке спорта использовал Лев Бородулин. Да, он дает новые возможности для фотографа в построении кадра и раскрытии сюжета. Но самое важное — именно сюжет, момент съемки.

 

8. Алексей Филиппов/РИА Новости

Игроки сборных Канады и Сербии в матче за 3-е место мужского турнира по баскетболу между сборными командами Канады и Сербии на XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в Казани.

9. Илья Питалев/РИА Новости

Спортсменки в предварительном забеге на 3000 м с препятствиями (стипль-чез) среди женщин на Чемпионате мира по легкой атлетике в Москве.

Тут подоспело еще одно новшество конца XX века: развитие новостных сайтов в Интернете. Вдруг оказалось, что пользователям очень интересно смотреть в большом количестве именно фотографии со спортивных событий, а не читать длинные аналитические тексты.

Александр Вильф: «И вот, поскольку нам делать на биатлоне нечего, я предложил нашему айтишнику Илюхе: давай сделаем фотогалерею? Он: как быстро ты сможешь мне их прислать? Через час сможешь примерно? Я: с учетом вашего размера! — я могу хоть между гонками. И Илюха стал делать галереи. Через 3 или 4 дня он меня набрал, говорит: у нас было совещание по статистике, так вот, за весь новогодний период 60 процентов трафика газеты — это твои галереи! Еще 20 — это текстовые материалы к твоим галереям. А все остальное — это новости, переходы, сообщения футбольных клубов… И тогда все охренели.»

Удивлены были не только руководители «Спорт-Экспресса», но и все остальные участники процесса: любители — от того, как просто сделать фотографию, ничуть не худшую, чем у профи; профессионалы — от того, что их теснит молодежь, которая даже не всегда отличает выдержку от диафрагмы; бильд-редакторы — от огромного объема свалившихся на них кадров и от скорости, с которой надо обновлять фотогалереи. Кажется, что в этот момент средний уровень спортивной съемки упал. Но на самом деле это не так. То, что сейчас может сделать продвинутый любитель с недорогой полупрофессиональной техникой, еще пару лет назад было просто немыслимо для самых виртуозных профессионалов!

Но теперь к спортивной фотографии намного больше требований: это, безусловно, должна быть технически качественная и интересная, «вкусная» карточка. Как и прежде, она должна быть красива с композиционной, колористической, графической точек зрения. Появилось и новое отношение к сюжету снимка: он должен иллюстрировать самый важный момент всего события.

Цитата по Вильфу О. С. Кучеренко: (главный редактор еженедельника «Футбол-Хоккей»):

«Крутой момент в футболе — это когда гол забивают. Мне интересно, чтобы все было видно: ворота, мяч, именно гол. Вот если, скажем, забили ответный гол, то вот эта карточка мне уже не нужна, ты можешь оставить ее себе. Мне нужна карточка, когда забили ответный гол, когда счет сравнялся. Потому что теперь он — решающий. А если потом забили третий гол — тогда мне эти две карточки не нужны — мне нужна третья.»

Сегодня все должно быть снято красиво и технически грамотно — современная техника это позволяет. При этом чем дальше, тем более отточенной и изысканной становится именно спортивная композиция. Именно сейчас творчеству фотографов не мешает практически ничего (ну, кроме рядом стоящей толпы таких же фотографов).

Александр Вильф: «Все возвращается к Брессону, к «решающему моменту», только на реальном уровне, в реальной жизни, а не на том, какой он имел в виду. В спорте, как оказалось, вообще почти НИЧЕГО не снято. Все еще впереди. Сейчас стало проще снять какие-то конкретные моменты. Их МОЖНО уже снять, если знаешь, ЧТО снимать. А раньше их можно было снять СЛУЧАЙНО — и это по качеству и значимости не идет ни в какое сравнение с тем, что можно сделать сегодня.»

 

10. Фото: Григорий Сысоев

Фотографы во время съемки олимпийского марафонского забега в Лондоне.

 

 

Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить