Свой среди чужих, или особенности семейной фотосъемки

Фотографировать детей легко. Они эмоциональные, подвижные, искренние - только успевай нажимать на спуск. Мне снимать детей интересно и в фотостудии, и у них дома. Студийная фотосъемка детей в корне отличается от той, которая проходит на их территории, вместе с родителями. В результате последней получается семейный репортаж.

Автор: Татьяна Малышева

04

«Семён в своей стихии». С.-Петербург, 2016. 

Нестудийная специфика

Я пришла к этой съемке, с одной стороны, закономерно, поскольку мне нравится репортаж - более естественные кадры, чем в студии. С другой, все произошло случайно. Однажды я наблюдала за буднями подруги с годовалой двойней и предложила ей снять серию «один день», поскольку сейчас она воспринимает каждый день, как рутину, а через несколько лет эти кадры для нее будут на вес золота. Она — телевизионный корреспондент, муж — оператор. Поскольку смены родителей не совпадали, то ребята сидели с детьми поочередно. То есть выходных не было в принципе, а дети видели то папу, то маму.

Подруга согласилась. Результат превзошел все ожидания. Всплакнули все мамы малышей, что смотрели серию на сайте, так как эта тема всем близка. После этого я стала искать заказы на подобные съемки целенаправленно, как правило, среди друзей и знакомых.

В студии для фотографа созданы все условия: фоны, свет, пространство. В квартире нередко негде развернуться - множество лишних вещей, поэтому я сразу спрашиваю у заказчика про дом. Заранее приезжаю его посмотреть и познакомиться с будущими героями съемки. Если квартира меня не устраивает, я вправе отказаться. Также могу отказаться, если люди не понимают принципа «одного дня» - это буквально фотосессия в течение дневного времени суток, около 10-12 часов, а не «2-3 кадра» в домашних условиях.

Когда женщина проявляет инициативу

Иногда мне задают вопрос, а зачем вообще семьи заказывают подобную фотосъемку? Может быть, достаточно любительских кадров или студийных портретов — групповых и одиночных. Ответ довольно простой: я вижу и запечатлеваю их будни, эмоции, стандартные для них ситуации незамыленным взглядом. Люди хотят сохранить настоящее, правдивое, а не то, что приходится, так или иначе, специально показывать в студии.

И вот такая семейная серия, которая называется «Один день», начинается с момента пробуждения самых младших в семье и до вечера, пока они не лягут спать. Только на съемку всего уходит около 10 часов.

Как правило, подобную фотосессию инициирует мама. Наверное, поскольку с фотографом-женщиной ей проще найти общий язык. В результате сегодня большинство семейных фотографов - это женщины. Хотя, на мой взгляд, в Санкт-Петербурге есть пара фотографов-мужчин, которые снимают в этом направлении на очень высоком уровне.

03

«Прогулка в Летнем». С.-Петербург, 2017. 

Комфорт чужого дома

Дискомфорта в чужой квартире я не ощущаю. Во-первых, я здесь уже была (я ведь приезжаю заранее знакомиться), во-вторых, я сразу устанавливаю контакт — с первого слова, с первого взгляда. Некоторым фотографам это сложно делать, и, как правило, они предпочитают не работать с людьми. Но в семейной фотографии, как в жанровой, так и в художественной, без этого навыка никак нельзя. Заказчика, фотомодель — их нужно цеплять сразу, моментально. Вообще подобная семейная съемка чем-то напоминает свадебную, например, во время подготовки невесты. Носки под диваном, записка в коридоре на зеркале: «Не забыть купить...». Бывает, что когда приходишь на съемку, кто-то еще ходит в трусах.

Семейный фотограф должен запечатлеть самые интимные мгновения из жизни родителей и детей. При этом ему нужно оставаться в стороне от происходящего, и в то же время находиться в процессе. Это сложно.

Мои работы вызывают эмоции, в том числе слезы. Как этого добиться? У меня нет секретов. Я не переживаю во время фотосъемки. Не знаю, хорошо это или плохо, но я думаю только о работе, о моментах, которые нужно поймать, ради которых я здесь и оказалась. Впрочем, я переживаю, но только о том, что могу упустить кадр. Я не провоцирую, не создаю надуманных ситуаций, но стараюсь сделать так, чтобы меня не замечали, и при этом режиссирую процесс. Хотя главное, наверное, даже не это.

02

«В ожидании папы». С.-Петербург, 2016. 

Эмоциональное зеркало

Фотографу важно самому не чувствовать дискомфорта. Ему должно быть легко и просто. Любое его внутреннее напряжение моментально передается всем вокруг. А это все портит. Тем более дети очень чувствительны к эмоциональному фону, который от них невозможно скрыть. Дискомфорт, раздражительность будут моментально отзеркаливаться. Поэтому фотографу, а тем более семейному, нужно быть психологом. «Я должна вести себя так, как хочу, чтобы они вели себя», - говорю я себе. Признаюсь, что мне нередко бывает сложно справиться с эмоциями, иногда я даже злюсь на ситуацию, на поведение как взрослых, так и детей. Я ведь тоже человек со своим настроением, состоянием и убеждениями. Но моя задача достичь результата, поэтому я регулирую процесс, создаю позитивные условия для съемки.

К слову, не все люди, которых я снимаю, мне нравятся. Но это не должно быть проблемой. Ведь меня пригласили не как друга семьи, а как вполне конкретного специалиста — фотографа, поэтому и ждут от меня довольно высокого результата. Я просто должна сделать свою работу. То есть найти подход к каждому герою съемки. Нередко бывает так, что если мама договаривалась о фотосессии, то отец семейства особо не испытывает энтузиазма по этому поводу и ссылается на уговоры. Мне приходится работать еще и над тем, чтобы не нарушить его комфорт, сделать так, чтобы процесс фотографирования ему понравился.

Другая задача — дети. Здесь все с точностью до наоборот. Я им могу так понравиться, что они будут постоянно виснуть на мне, просить посмотреть сделанный кадр, попробовать снять. Я ищу компромисс, могу показать фотографию, даже дать нажать на кнопку, но предварительно договорившись, что акция одноразовая и фотограф здесь по-прежнему я. В любом случае, я общаюсь как с детьми, так и со взрослыми. Если возникают вопросы, объясняю, что и зачем я делаю, почему мне надо сменить объектив, например.

01

«Дождалась». С.-Петербург, 2016.

В ожидании папы

Например, рассмотрим снимок «Дождалась» (Из серии «Один день», 2016). В семье два сына и дочь - младшая. Папа работает в Москве и приезжает в Питер только на выходные. Он не знал, что я приехала снимать именно встречу с ним, это был сюрприз для него. Младшая дочка, ей 3 года, разговорчивая и эмоциональная, находилась постоянно в движении. Я фотографирую. Вдруг она садится на скамейку около входной двери: «Буду ждать папу!». Этот снимок стал одним из ключевых в серии. И еще один – объятия, после которого она побежала в комнату с криком: «Дождались, папа приехал!».

Когда мне удается поймать подобные моменты, я испытываю радость, я чувствую себя не просто свидетелем, а участником чего-то важного, ведь благодаря фотографиям, эти моменты останутся в семье на десятилетия.

Каждая съемка заранее обговаривается заранее. Мы вместе составляем график семьи на день, поскольку нужно сфотографировать не просто обычные будни, но и то, что вообще можно сфотографировать. Таким образом, я заранее знаю «рыбу» дня. Как было сказано выше, начинается все утром, с момента пробуждения детей, и длится до конца дня, когда они засыпают. Физически это довольно тяжело, с эмоциональной точки зрения, наоборот, легко. Мне не приходится руководить процессом - просто снимаю. Если дети маленькие и днем спят, я могу передохнуть, выпить чаю. Работаю всегда босиком, поэтому от домашних тапок, которые предлагают, отказываюсь. Во время съемки мне ничего не должно мешать.

Снимаю в ручном режиме наводки на резкость. Как правило, никогда не использую вспышку, потому что считаю важным передать атмосферу освещения. Но если я оказываюсь в темном помещении, в том же коридоре, как в серии с ожиданием папы, вспышка выручает. Кстати, дети на световой импульс, несмотря на существующее мнение родителей, реагируют очень спокойно.

С собой беру три объектива: 40 мм, 21 мм и 75 мм. В основном всю съемку делаю на 40 мм. По результатам отдаю семье около 500-700 кадров. Как правило, отдаю все хорошие кадры, так как считаю себя не вправе выбирать, какие мгновения для семьи ценные, а какие нет.

00

«Мамина помощница». С.-Петербург, 2016.

Заключение

Семейная фотосъемка — сложная задача. Не каждый фотограф способен справиться. С одной стороны, ему нужно сделать так, чтобы семья впустила его в свой круг, доверилась ему. С другой, он должен оставаться отстраненным и не поддаваться никаким эмоциям. Если ему удалось добиться этого сочетания, значит, он состоялся как семейный фотограф.

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/svoj-sredi-chuzhih-ili-osobennosti-semejnoj-fotosiemki
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки2 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Как оформить еду перед съёмкой: приёмы и советы

Как оформить еду перед съёмкой: приёмы и советы

Техника съемки3 мес. назад
В этой статье фуд-фотограф Эд Рудольф из Лос-Анджелеса даёт 10 советов по оформлению еды перед съёмк...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки1 год назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Tilt-Shift объективы

Tilt-Shift объективы

Техника съемки1 год назад
Мы привыкли, что оптика различается фокусным расстоянием, светосилой, наличием зума. Но, что же тако...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки5 мес. назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки2 года назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки1 год назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Эффектный новогодний фон из мишуры.

Эффектный новогодний фон из мишуры.

Техника съемки5 мес. назад
Если в вашей коробке с новогодними игрушками есть мишура, то вы можете не только украсить ей ёлку, н...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки5 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки3 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки3 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Рентгеновское излучение поможет восстановить старинные фотографии

Рентгеновское излучение поможет восстановить старинные фотографии

Техника съемки1 год назад
Исследователи из Университета Западного Онтарио в Канаде во главе с Мадаленой Козачук использовали с...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки2 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Свой среди чужих, или особенности семейной фотосъемки
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить