Как белый снег сделать белым

Зиму я люблю меньше, чем осень или лето. И дело не в холоде. По части холода как раз всё наоборот. Если выбирать между жарой и холодом, то я всегда выберу холод. Всё дело в цветах. Зимой цветов меньше, нет листвы. И преобладающий цвет – белый, с которым непросто работать. Чуть в сторону, и он уже серый или желтый. Кроме того, цвет снега сильно зависит от освещения, и всё это следует учитывать. Все особенности, которые следует учитывать во время зимней съемки, я разделил на три основные группы: экспозиция, цвет, объём.

Автор: Павел Матвеев (website, Instagram)

image_2

Кольский полуостров, 2021. Sony A7R IV, Sony FE 16-35 мм F2.8 GM, 1/320 c, f/7.1, ISO 160, f=35 мм

Экспозиция

Экспонометр камеры работает так, чтобы получить среднюю яркость в заданной части снимка. При использовании точечного замера - в определённой точке. При матричном замере подбирает параметры так, чтобы максимальное количество пикселей было средней яркости. За среднюю яркость принимается яркость в 50 процентов серого. И при использовании автоматических режимов, и при съёмке с приоритетом, и с экспозицией в ноль, нередко может получиться, что снег из белого превращается в серый. В большинстве случаев это, конечно, можно поправить в редакторе, если снимаете в формате RAW. Но хорошо сфотографированное всегда будет лучше хорошо нафотошопленного. Поэтому при съёмке обращайте внимание на гистограмму, выставляйте параметры так, чтобы она была в большей степени в правой части. (Но без пересвета.)

При обработке тоже непросто выдержать правильную яркость. Не переусердствовать с яркостью или не получить «грязный» снег. Естественно, нужен хороший монитор, который верно отображает пограничные к белому тона. Учитывайте, что на восприятие очень сильно влияет расположение снега относительно других объектов. Например, поместив снимок на белый фон, вы обнаружите, что снег кажется серым. А если, наоборот, расположить снимок на чёрной подложке, то снег будет восприниматься ослепительно белым. Поэтому я всегда обращаюсь к гистограмме и во время обработки. А также сравниваю то, что получается, с белым цветом.

image_3

Федеральная автодорога «Колыма». Республика Саха, 2020. Sony A7R IV, Sony FE 24–70 мм F2.8 GM, 1/250 c, f/7.1, ISO 250, f=68 мм

Цвет

Как я уже написал выше, оттенок снега сильно зависит от освещения. Да цвет чего угодно зависит от освещения! И вообще цвета не существует - есть только свет. Но мы привыкли видеть снег белым. Даже во время красного заката снег всё равно будет восприниматься глазом больше как белый, нежели чем красный. Глаз воспринимает мир не так, как камера. Почитайте, например, про феномен синего или белого платья. Помните это, когда делаете фото.

Первый и самый простой метод на этапе постобработки это, конечно же, выставление баланса белого пипеткой. Но часто может получиться так, что кадр станет чересчур жёлтым. Лично я для себя вывел следующее правило. Если нет уверенности в балансе белого, то лучше сделать холоднее. Либо добавить синего цвета в тени, а иногда и в средние тона. Всё-таки синеватый снег красивее, чем желтоватый.

Если в результате всё становится слишком «синюшным» даже при изменении баланса белого в теплоту, то лучше оставить «синюшность», но при этом увеличить люминацию синего. Помните, чем выше яркость оттенка, тем ниже его насыщенность. Применять уменьшение насыщенности не советую, поскольку велика вероятность получить грязный оттенок.

С балансом по зелёному\мадженте у меня такой же принцип. Если нет уверенности в правильности, то лучше сделать маджентовее. Это будет естественнее, ведь зелёных закатов у нас не бывает, а розовые - очень даже. (Исключение, естественно, северное сияние.)

Также надо обязательно помнить про свет. Если основной источник света тёплый, то тени будут холодные. Если холодный, то тени тёплые. Это следует учитывать при тонировании в тенях\средних тонах. Тонинг хайлайтов не рекомендую, так как очень легко получить неестественный цвет.

Белый цвет непрост. Даже у меня глаза устают, когда я долго всматриваюсь в яркие оттенки, пытаясь уловить отклонение от белого. Кроме того, если долго работать над одним снимком, то глаз вообще может привыкнуть. И то, что, на самом деле, отдаёт зелёным, покажется хорошим. Поэтому, если долго выкручиваете снимок, лучше отвлечься. И советую почаще сверяться с белым.

image_4

«Домик Санты». Город ЛевиФинляндия, 2019. Sony A7R III, Sony FE 24–70 мм F2.8 GM, 1/100 c, f/8, ISO 320, f=24 мм

Объём

Перед фотографом стоит сложная задача. Ему нужно передать объём снежного покрова, а не превратить его в белое «нечто». Главное условие – правильный исходник. (Про экспозицию см. выше.) Но я для себя выявил ещё несколько приемов, которые помогут подчеркнуть неуловимые мелочи и переходы тонов в снежных сугробах.
Тени и чёрный цвет. Кто бы мог подумать, что если добавлять тени и чёрный цвет в белый снежный покров, то на нём начинают проявляться мелкие детали. Главное не переусердствовать и не получить грязь. Естественно, с этим необходимо работать точечно, масками. Как и со всеми параметрами, о которых пойдет речь далее.

Контраст средних тонов, или Clarity. На самом деле, это не просто контраст средних тонов - там применяется гибридная система, в которой задействованы разные методы. Но для простоты понимания ограничимся в описании только контрастом средних тонов. Так вот, в нашем случае этот параметр приходится как нельзя кстати.
Dehaze – инструмент, который призван помочь убрать дымку с фотографий. Также он отлично возвращает текстуру снежного покрова. Единственное, надо пользоваться этим инструментом аккуратно, так как зачастую этот он очень сильно добавляет насыщенности, которую, естественно, надо убавлять, чтобы фотоизображением оставалось естественным.
Люминация синего. В 95 процентах случаев в оттенке снега будет содержаться синий цвет, поэтому, если отрегулировать параметр светлоты синего, можно сделать снимок более объёмным.

Источник: SonyAlphaPro

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика4 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Фотограф Патрик Садовски  рисует ночные пейзажи с помощью дрона

Фотограф Патрик Садовски рисует ночные пейзажи с помощью дрона

Практика4 года назад
Фотографы применяют различные стратегии для правильного освещения ночного пейзажа, но в последнее вр...
Обретение своего голоса в невербальной среде фотографии

Обретение своего голоса в невербальной среде фотографии

Практика3 года назад
Язык - это основополагающая реальность в нашем повседневном мире, присутствующая в наших мыслях, наш...
Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Практика10 лет назад
Архитектурная фотография - понятие весьма широкое, но если взять хотя бы какую-то точку отсчета, что...
Шесть способов найти вдохновение для своей фотографии

Шесть способов найти вдохновение для своей фотографии

Практика2 года назад
Фотография или любое другое творческое занятие требует от нас постоянного творческого подхода, а это...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика4 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Съемка грудных детей

Съемка грудных детей

Практика10 лет назад
Съемка грудничков – очень тонкое и непростое занятие для фотографа. Родители очень трепетно относятс...
Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Я|ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Ямал

Практика10 лет назад
Об удивительном путешествии на Ямал рассказала Екатерина Васягина. Предлагаем вам ознакомиться с пот...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика4 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика4 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Один день из жизни пейзажного фотографа: 4 профессионала знакомятся с новым жанром

Один день из жизни пейзажного фотографа: 4 профессионала знакомятся с новым жанр...

Практика7 лет назад
Что произойдет, когда группа профессиональных фотографов, каждый из которых является экспертом в сво...
Майлар: дайте волю своему творчеству

Майлар: дайте волю своему творчеству

Практика2 года назад
Майлар – материал, который также известен как металлизированная полиэфирная пленка. Возможно, вы вид...
Почему я потратил 30 дней, фотографируя один и тот же пляж

Почему я потратил 30 дней, фотографируя один и тот же пляж

Практика3 года назад
Очень часто в пейзажной фотографии мы планируем продолжительную поездку, чтобы посетить сразу нескол...
Грани времени семейного альбома

Грани времени семейного альбома

Практика11 лет назад
Однажды мне приснился сон: я, маленькая девочка, бегу по огромному зеленому полю. Ярко светит солнце...
Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Сколько мегапикселей вам действительно нужно?

Практика4 года назад
Вначале 2000-х погоня производителей камер за самым высоким разрешением датчика превратилась, чуть л...
Как белый снег сделать белым
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить