Тест зеркальной фотокамеры Sony SLT-A55
Компания Sony, похоже, намерена утвердиться в звании главного инноватора в сфере зеркальной фототехники: вспомним хотя бы стабилизацию полнокадровой матрицы и гениальный по простоте и эффективности фирменный режим Live View. Теперь дело дошло до того, что инженеры компании покусились на титульную деталь зеркалок — само зеркало.
Текст и фото: Игорь НАРИЖНЫЙ.
Зеркальная фотокамерa Sony SLT-A55
Технические характеристики
Матрица: CMOS (с функциями очистки от пыли и стабилизации изображения)
Размер: APS-C
Разрешение: 16,2 Мп (4912×3264)
Кроп-фактор: 1,5
Формат записи: JPEG, RAW
Формат кадра: основной 3:2, 16:9, 4 формата панорамы
Светочувствительность: Авто, ISO 100-12 800
Байонет: Sony A (совместимость с Konica Minolta)
Видеосъемка: Full HD 1920×1080 пикселей, 60 кадров/с, AVCHD, MPEG
Видоискатель: электронный, 1 440 000 пикселей; площадь покрытия кадра — 100% кадра
Фокусировка: точечная, ручной выбор, многоточечная (15 точек, в том числе 3 крестообразных)
Диапазон выдержек: 60-1/4000 с, длительная
Режимы съемки: AUTO, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручная, выбор сцены (экспопоправки ±2 EV с шагом 1/3 ступени)
Экспозамер: точечный, центровзвешенный, многозонный (1200 зон)
Баланс белого: авто, ручной, 6 предустановок с тонкой подстройкой по шкале Кельвина
Дисплей: поворотный ЖК-дисплей TruBlack, 3,0”, 921 600 пикселей,
100% кадра
Вспышка: внешняя, TTL с предвспышкой, ведущее число 10, режимы: авто, заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, коррекция красных глаз, беспроводное управление
Скорость съемки: 3, 6, 10 кдр./с
Карты памяти: SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo
Интерфейсы: USB 2.0 High Speed, HDMI тип C
Питание: литий-ионный аккумулятор NP-FW50
Размеры: 124×92×85 мм
Вес: 441 г (500 г с аккумулятором и картой памяти)
Ориентировочная цена: 29 500 руб. (с объективом 18-55 мм)
Классом больше
Нет, это не новые «беззеркалки», хотя после недавнего выпуска серии NEX компания заняла в этом сегменте ключевую позицию. Последние модели серии Alpha SLT-A55 и SLT-A33 хотя внешне почти неотличимы от зеркалок, просто набиты уникальными техническими решениями и неслыханными функциями, так что речь идет о рождении совершенно нового класса фототехники.
Главная модель в новой серии, состоящей пока всего из двух «сестер», — А55. А главная ее изюминка — неподвижное полупрозрачное зеркало (поэтому новый класс и назван SLT, буква «T» в сокращении означает translucent — «полупрозрачный»). Впервые такое зеркало применил Canon в пленочной топ-модели EOS1 RS пятнадцать лет назад, но в дальнейшем идея практического развития не получила. Зеркало пропускает сквозь себя порядка 70% проходящего через объектив света на матрицу, а остаток отражает вверх, на сенсор автофокуса (в обычных зеркалках он располагается внизу). Таким образом, зеркало есть, а зеркального блока, который причинял столько хлопот инженерам, как бы и нет. Нет хлопка и вибрации, нет затемнения в момент съемки, нет тонких и капризных механизмов подъема зеркала, на долю которых приходится немалая часть поломок. Из-за того, что такое положение зеркала сохраняется постоянно (кроме случаев, когда оно поднимается вручную для чистки матрицы), автофокус работает независимо от того, идет съемка или нет, что позволило реализовать серийную съемку с рекордной скоростью 10 кадров/с и с постоянно работающей автофокусировкой, а в придачу — впервые в истории зеркальных фотокамер вести видеосъемку с постоянным следящим автофокусом.
Вместе с подвижным зеркалом ушел и оптический видоискатель с призмой. Визирование теперь идет постоянно по картинке, считываемой с основной матрицы и передаваемой или на ЖК-экран, или в электронный видоискатель. В результате вся конструкция избавилась от массы механических элементов, стала легче и компактнее и обросла новыми возможностями.
Корпус, дисплей, видоискатель
Внешне однако же перед нами типичная зеркалка, только заметно меньше прочих. Корпус пластиковый, поэтому легкий, сделан добротно; правая его часть, контактирующая с ладонью фотографа, обрезинена, хват надежный и удобный. От других зеркалок этого производителя А55 сразу отличает дисплей: впервые у «Альф» он сделан вращающимся, причем с гораздо большими степенями свободы, чем у серии NEX, — его можно вывернуть в любое положение, удобное как для горизонтальной, так и для вертикальной съемки. В походном положении его можно развернуть металлической «спиной» наружу (для защиты экрана). Разрешение дисплея максимальное на сегодняшний день — 921 600 точек, диагональ — 3 дюйма; фирменная технология TruBlack обеспечивает яркие, насыщенные цвета.
Электронный видоискатель заслуживает отдельного описания. Он большой и качественный, разрешение его почти полтора мегапикселя (правда, из них используется для вывода изображения только 1,152 млн. точек). По размеру он значительно превосходит привычные «тоннели» оптических видоискателей кропнутых моделей, и работать с ним очень комфортно, в частности еще и потому, что окуляр выдается назад немного дальше, чем у простых зеркалок. Благодаря своей электронной природе он успешно дублирует «управленческие» функции ЖК-экрана: нажатием кнопки Fn на него выводятся все важнейшие функции, и можно, не упуская из виду сюжета, оперативно подстроить съемочные параметры по ситуации. Камера помогает фотографу подсказками, выводя их тут же на дисплей видоискателя или на ЖК-экран при изменении значения любого из параметров или переходе к следующему параметру. Переключение между ЖК-экраном и видоискателем осуществляется как вручную — отдельной кнопкой, так и автоматически — при поднесении камеры к глазу или при закрытии ЖК-дисплея. Есть диоптрийная коррекция. Предпросмотр глубины резкости с таким видоискателем (как и с дисплеем) несравненно эффективнее, чем с оптическим: камера автоматически поднимает яркость изображения, и эффект гораздо нагляднее.
Только что снятый кадр можно просмотреть сразу же, не отрываясь от окуляра, и даже с увеличением. В результате, несмотря на достоинства поворотного ЖК-экрана, фотографы со стажем наверняка предпочтут снимать по старинке, глядя в видоискатель. Единственный минус — энергопотребление: съемка с видоискателем сажает аккумулятор быстрее, чем с дисплеем, что тоже придется учитывать в работе.
Как дисплей, так и видоискатель таят еще один приятный сюрприз: среди разных режимов отображения съемочной информации, которые переключаются верхней кнопкой джойпада, теперь есть и виртуальный уровень, который показывает отклонение камеры по обеим осям.
Аккумулятор у камеры такой же, как у «беззеркалок» NEX, то есть небольшой. Учитывая, что ему приходится непрерывно тратиться на визирование, можно было применить аккумулятор побольше, но это бы нивелировало одно из достоинств новинки — компактность; впрочем, и небольшого аккумулятора хватает, по утверждению производителя, на 350-380 кадров.
Слот для карты памяти помещен, как у компактов, под крышку отсека аккумулятора. Слот один, но двойного применения: можно использовать и карты SD/SDHC, и фирменные Memory Stick Pro Duo.
Матрица и разрешение
В новой камере Sony применила наиновейшую матрицу Exmor HD CMOS, присутствующую пока только в ней (у модели А33 сенсор такой же, как у обеих камер серии NEX). Разрешение новинки — 16,2 Мп (эффективное), то есть по этому параметру А55 превосходит все до сих пор выпущенные кропнутые модели Sony. Повышение разрешения до новой планки оживляет старые споры о том, насколько оправданна пресловутая гонка мегапикселей. Мнения на сей счет разные. По эмпирическим наблюдениям можно сказать, что при равных физических размерах матрицы меньшего разрешения дают чуть более чистые и насыщенные цвета, а у камер, более «мегапиксельных», изображение получается более объемным и, разумеется, детализированным. Нужно учитывать и то, что прогресс не стоит на месте, стремительно совершенствуются технологии формирования изображения, в частности шумоподавления, и для конечной картинки важнее, к какому поколению принадлежит камера, чем абсолютные цифры разрешения.
Управление
Управление решено в классическом для «Альф» стиле, но кое-какие изменения все же есть. Диск выбора съемочных режимов размещен слева от видоискателя, и с его помощью можно выбрать, помимо четырех профессиональных режимов, два автоматических (в Auto камера полностью берет управление на себя и регулирует покадровую съемку привычным образом; режим Auto+ значительно умнее и самостоятельно выбирает в случае необходимости продвинутые авторежимы вроде автоматической оптимизации тонального диапазона и т. д.). Есть на диске положения для режима панорамы, а также для сюжетных режимов (их восемь) и для высокоскоростной съемки (10 кадров/с).
Нажатием кнопки Fn на ЖК-экран или видоискатель (теперь придется привыкать к их полной взаимозаменяемости) выводится внушительный список важнейших съемочных параметров, а четыре самых-самых: светочувствительность, баланс белого, режим съемки (одиночные кадры/серия) и переключение отображения данных между дисплеем и видоискателем — еще и вынесены на кнопки джойпада для оперативности.
Основное меню организовано стандартно, в нескольких разделах, навигация по нему не составляет проблем.
Впервые в зеркалках Sony появилась отдельная кнопка для съемки видео. Она расположена справа от видоискателя и слегка утоплена в корпус, так что отличить ее на ощупь нетрудно, а риск случайного нажатия невелик.
Оптика
Камера имеет стандартный для зеркалок Sony байонет А и совместима со всей фирменной линейкой оптики, а также с объективами Minolta. Учитывая, что практически все предложения в отечественных магазинах — это комплект с китовым объективом, имеет смысл вкратце описать и его. 18-55 мм f/3,5-5,6 SAM — классический «кит» и вполне соответствует ожиданиям: легкий, компактный и дешевый. Фокусируется он достаточно быстро, диапазон фокусных расстояний (приблизительно 27-82 мм в 35-мм эквиваленте) минимально достаточен для повседневного использования, но, конечно, в оптическом отношении ничего выдающегося он собой не представляет. Цвета на снятых им кадрах серенькие, картинка плосковата.
С другой стороны, и такой объектив может оказаться незаменимым, скажем, в походе, куда брать серьезную оптику как-то боязно (или тяжело). В общем, свою более чем скромную цену он полностью оправдывает, однако стоит напомнить, что в линейке Sony есть совершенно замечательные объективы, например серии G (кто снимал телевиком 70-200/2,8, тот знает, какой может быть оптика) или легендарной марки Carl Zeiss. Нам не хотелось бы, чтобы начинающий фотограф решил для себя, что «китовое» стекло — эталон качества (тем более что серьезное разрешение 16 Мп требует соответствующей оптики). В общем, если красота картинки для вас что-то значит, попробуйте что-нибудь еще, желательно другого класса.
Съемка
Камеры любого класса, хоть старого, хоть нового, созданы, чтобы снимать. А55 на съемке ведет себя очень достойно, особенно если учесть, что камера — первый представитель нового вида и ее нововведения еще не были опробованы на практике. Экспозиция, можно сказать, безупречна. Впрочем, этого можно было ожидать, если вспомнить, что Minolta в свое время была ведущим производителем профессиональных экспонометров, а все ее наследство досталось Sony. Система экспонометрии считывает показания с 1200 датчиков в поле кадра, что перекрывает даже многолетний рекорд Nikon. Экспозамер легко справляется с яркими бликами в кадре, правда, если подавляющую часть поля изображения занимает снег, придется все-таки вводить экспокоррекцию (и правда, откуда камере знать, снег вы снимаете или чернозем).
Фокусировка при съемке одиночных кадров для непрофессиональной камеры очень хороша! Надо отметить, что в Sony основательно поработали над системой автофокуса в новинках: она имеет 15 точек фокусировки, из которых 3 крестовых. При съемке серии автофокус работает нормально, даже при максимальной скорости в 10 кадров/с, хотя лучше не подвергать его слишком сильным испытаниям: освещенность и изменение диапазона фокусировки при скоростной съемке лучше держать в разумных пределах.
Длина серии при скоростной съемке составляет от 15 до 30 кадров, в зависимости от разных факторов, в частности от быстроты используемой карты памяти; после этого скорость съемки падает, поскольку камере нужно время, чтобы записать информацию.
Баланс белого работает отлично при естественном освещении и немного хуже при искусственном (как и у всех без исключения зеркалок). В сложных случаях может выручить шкала Кельвина: в помещении, при свете обычных бытовых ламп накаливания, можно установить примерно 2800 К, и результат будет наверняка лучше, чем на автомате.
Подобно всем зеркалкам Sony, A55 снабжена стабилизатором изображения, основанным на перемещении матрицы. Как и с любым стабилизатором, его эффективность зависит от умения и старания фотографа при удержании камеры. По субъективным ощущениям можно говорить о выигрыше примерно в 2-3 ступени, что весьма немало.
Качество изображения
Глядя на кадры, снятые в ходе теста, можно сказать: инженеры Sony не сидели сложа руки последние пару лет. Качество изображения очень хорошее и в смысле резкости (если использовать хороший объектив, как, например, 50/1,4), и — особенно — в смысле малого шума на высокой чувствительности. Шумы остаются на совершенно приемлемом уровне вплоть до ISO 800, и даже более высокие значения дают картинку, которую можно без проблем напечатать в не самом малом размере. Качество заметно падает лишь на крайнем значении ISO 12 800, да и то для отпечатка 10×15 см и веб-галереи его хватит за глаза. Вообще за последнее время шумоподавление наконец стало правильным: незаметно работает и не бросается в глаза. Конечно, на высокой чувствительности детали неизбежно замыливаются, но процесс не выходит за пределы приличия, и картинка остается чистой.
По умолчанию цвета получаются натуральными и умеренно насыщенными, но это легко регулировать: нажатием кнопки Fn можно войти в установки «Творческого стиля», который предлагает на выбор «стандарт», «яркий», «портрет», «пейзаж» и т. д., причем в рамках каждого стиля можно регулировать контраст, насыщенность и резкость.
Специальные функции
Заметнее всего прогресс сказался на работе специальных функций камеры, в частности таких, которые и представить себе было невозможно пару лет назад. Например, фирменная панорама «на лету». В А55 она реализована отлично: есть специальное положение на диске выбора режимов, в меню задаются параметры. Сама съемка панорамы очень проста: нужно примерно наметить себе границы будущего кадра, навести камеру на один из его краев (по умолчанию левый) и плавно повести камеру вправо. При этом идет серийная съемка, после чего — автоматическая сшивка. На первых порах приемлемый результат получается со второй-третьей попытки, но сам процесс забавный и увлекательный.
Справа от того места, где когда-то была пентапризма, есть кнопка D-Range. Она активирует режимы обработки тонального диапазона: HDR и DRO (автоматическая оптимизация). В первом камера снимает в быстрой серии несколько кадров с разной экспозицией и берет с одного тени, а с другого — света; во втором же обрабатывает один кадр примерно как команда Shadow/Highlights в «Фотошопе». Обе функции имеют и автоматический режим, и ручную регулировку и являются интересным творческим инструментом, который стоит освоить.
По результатам теста можно сказать, что автоматический режим в обеих функциях оставляет хорошее впечатление: он работает очень аккуратно, результат обработки кадра не бросается в глаза. В случае с отражающей фольгой больше понравился результат DRO на автомате.
Есть среди сюжетных режимов один, способный заинтересовать и профессионала: «Сумерки с рук». В нем камера снимает быструю серию статичного сюжета и затем соединяет все полученные недодержанные кадры в один с нормальной экспозицией, но с заметно меньшими шумами. Штатив, конечно, обеспечит лучшее качество, но ведь не все его носят с собой.
Впервые зеркальная камера в стандартной комплектации снабжена функцией определения места съемки с помощью GPS. Эта функция включается через меню, и, когда она активна, в EXIF-данные кадра записывается его «место рождения» в виде географических координат (они выводятся на экран при просмотре снятого кадра).
Видео
А55 — первая зеркалка Sony с функцией видеозаписи. Камера пишет в нескольких форматах: в наиболее прогрессивном на сегодняшний день AVCHD, который обеспечивает великолепное HD-качество и не занимает много места на карте памяти, и в более традиционном MPEG. Есть и возможность записывать ролики малого разрешения. Максимальное время записи в AVCHD — 29 мин, если отключить стабилизатор, и 9 мин. с ним. Конструкция камеры с неподвижным зеркалом способствует качественной видеозаписи и впервые дает возможность непрерывной работы автофокуса при съемке. Нельзя сказать, что автофокусировка бесшумна, но и заметных проблем она не создает. Начать видеозапись можно в любое время, на верхней панели есть для этого специальная кнопка Movie, она же и останавливает запись.
Видеоизображение можно в довольно широких пределах регулировать: вводить экспокоррекцию, например, а установки «Творческого стиля», баланса белого, типа светозамера и т. д. берутся из текущих установок для фотосъемки.
Итог
Рождение нового класса фототехники — событие нечастое и торжественное. По результатам нашего тестирования можно утверждать, что А55 — удачная, хорошо сбалансированная модель с огромными возможностями, к тому же комфортная в работе.
Благодарим московское представительство Sony за предоставленную для тестирования технику.
Тесты в картинках
Пасмурный день — не лучшее время для проверки широты динамического диапазона, но тенденция налицо: возможности камер в этом отношении растут год от года. Превосходно проработаны и тени на основании памятника, и небо над храмом (программная экспозиция, 1/100 с, F9, ISO 400, объектив 18-55/3,5-5,6).
Баланс белого при естественном освещении определяется камерой безупречно. Настроение пасмурного пейзажа передано именно таким, как оно было на самом деле. Вот еще бы инженерам Sony немножко поработать над ББ при искусственном освещении (программная экспозиция, 1/200 с, F10, ISO 400, объектив 18-55/3,5-5,6).
Китовый объектив 18-55/3,5-5,6 — не жемчужина оптической линейки Sony, но свою мизерную цену от отрабатывает многократно. Это полный кадр и его центральная часть. При увеличении различима каждая веточка, но картинку не назовешь ни сочной, ни живописной (приоритет диафрагмы, 1/160 с, F5,6, ISO 100, объектив 18-55/3,5-5,6).
Экспонометрия А55 работает исключительно надежно, опираясь на показания 1200 датчиков в поле кадра. Ее не ввел в заблуждение яркий блик на стене — изображение выдержано в светлой тональности, передающей настроение контрового света (программная экспозиция, 1/400 с, F5,6, ISO 100, объектив 18-55/3,5-5,6).
Для прогулок по городу А55 подходит едва ли не лучше любой другой камеры: во-первых, легкая, во-вторых, малошумная, в-третьих, имеет прекрасные опции визирования, в-четвертых, есть уровень. Разве что стоит прикупить запасной аккумулятор (программная экспозиция, 1/125 с, F11, ISO 400, объектив 18-55/3,5-5,6).
Еще ни разу не доводилось видеть, чтобы система шумоподавления на заводских настройках, без всяких ухищрений работала столь безупречно. Это ISO 12800, и вряд ли нужны еще какие-либо комментарии к этому кадру (приоритет диафрагмы, 1/100 с, F8, ISO 12800, объектив 50/1,4).
В новом поколении камер чувствительность ISO 800 уже можно считать стандартным, безопасным для изображения значением. Шумы минимальны, и даже участки черного цвета совершенно чисты (приоритет диафрагмы, 1/13 с, F5,6, ISO 800, объектив 50/1,4).
Панорамный режим в А55 реализован так, что ничего лучше придумать пока не получается. Одно движение — и панорама готова (программная экспозиция, 1/250 с, F8, ISO 400, объектив 18-55/3,5-5,6).
Передача текстуры поверхности металла — немалое испытание и для камеры, и для объектива. Здесь камера справилась с задачей лучше оптики — тональности переданы точно, а контраста и тонких деталей не хватает для реалистичной передачи (программная экспозиция, 1/160 с, F8, ISO 400, объектив 18-55/3,5-5,6).
Пример работы одного из самых полезных сюжетных режимов — «сумерки с рук». Если вы заметили интересный сюжет, света не хватает, а штатив остался дома (увы, чаще всего именно так и бывает), он может спасти ситуацию — этот кадр снят после полуночи (программная экспозиция, 1/8 с, F3,5, ISO 6400, объектив 18-55/3,5-5,6).
Тесты фотокамер других производителей:
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир
Комментарии