Тест камеры Olympus OM-D E-M10: трехосевая стабилизации позволяет снимать в любом направлении

Компания Olympus – один из старейших производителей фототехники. Огромную популярность фототехника этой марки получила задолго до наступления цифрой эпохи. Во второй половине ХХ века среди фотопродукции Olympus были два очень популярных семейства камер – PEN и OM, былую славу которых компания возродила несколько лет назад в виде цифровых камер системы Micro Four Thirds (MTF).

Текст и фото: Иван Лозовский

 

Камера Olympus OM-D E-M10 - черная

 

Технические характеристики

Сенсор – Live MOS, 17,3×13,0 мм, формат Four Thirds, разрешение до 16,1 млн. пикс.

Объектив – сменный, байонет Micro Four Thirds

Стабилизация изображения – за счет 3-осевого сдвига матрицы в камере (для фото и видео)

Защита от пыли – ультразвуковой волновой фильтр

Видоискатель – электронный, 100 % отображения, 1,44 млн. точек

Дисплей – диагональ 7,6 см, 1 037 000 пикс.

Фокусировка – автоматическая и ручная, 81 точка фокусировки, автофокусировка по контрасту в режиме Live View

Диапазоны выдержек – 1/4000 – 60 с, выдержка от руки (до 30 мин.)

Режимы съемки – P, A, S, M, интеллектуальный автоматический, 24 специализированных автоматических программы, художественные фильтры, фотоистория, 1 настройка пользователя, режим мультиэкспозиции, режим HDR

Экспозамер – многосегментный (324 зоны), центрально-взвешенный, точечный, точечный по светам, точечный по теням

Вспышка – встроенная, GN 8,2 (ISO 200), время синхронизации 1/250 с (SFP 1/4000 с)

Чувствительность – от 100 (Low) до 25 600 ISO

Форматы фото – RAW 12 бит, RAW+JPEG, JPEG 4 размеров и типов сжатия

Карты памяти – SD, SDHS, SDXC, UHS‑I

Серийная съемка – до 8 кадров/с, до 20 кадров (RAW), до заполнения карты (JPG)

Видеосъемка – Full HD с автоматической, ручной фокусировкой, ручными и автоматическими режимами экспозиции и баланса белого, интервальная съемка с возможностью записи итогового видео. Форматы записи MOV, AVI

Интерфейсы – AV/USB, HDMI

Питание – литий-ионная батарея BLS‑5, 320 кадров, 7,2 В, 1150 мА·ч

Размеры – 119×82×46 мм

Вес – 396 г (с батареей и картой памяти, без оптики), 350 г (body)

Рекомендованная розничная цена – 26 990 руб. (body), 29 990 (kit 1), 34 990 руб. (kit 2)

 

Введение

Я не случайно обратился к истории, поскольку хотел провести параллели успеха Olympus в пленочную и цифровую эпохи. Коньком компании и тогда и сейчас являются небольшие и легкие камеры, которые при этом обладают широким функционалом и обеспечивают высокое качество. В данном случае камера OM-D E-M10 совместила в себе преимущества двух семейств: компактность серии PEN и большие творческие возможности серии OM-D.

Забегая вперед, скажу, что это заявление справедливо для комплекта камеры с новым складным зум-объективом. Именно в этом варианте камера по-настоящему компактна и вполне может поместиться в карман куртки или совсем небольшой отсек сумки. Да и носить ее целый день на шее будет совсем не обременительно.

 

Камера Olympus OM-D E-M10

Особенности камеры 

Тем, кто знаком с моделью E-M5, при первом же осмотре новинки станет ясно, что именно «пятерка» является ее прямой предшественницей с точки зрения дизайна. Новая модель тоже представлена в двух аналогичных вариантах оформления: в строгом полностью черном и в винтажном серебристо-черном корпусах. Спереди на корпусе у обеих камер есть небольшой обрезиненный выступ для захвата пальцами правой руки, сзади тоже – аналогичный по форме выступ для упора большого пальца.

У двух упомянутых камер имеется и очень много общего органов управления. На верхней панели – те же два плоских колеса управления. Сохранили свои позиции кнопка Fn2 и кнопка для мгновенной записи видео. Селекторный диск, находящийся на том же месте, слева от «пентапризмы», тоже очень похож. Правда, он имеет на одну позицию больше – добавился режим «Фотоистория», позволяющий скомпоновать несколько связанных по смыслу снимков в один.

Если бегло взглянуть на заднюю панель, то может показаться, что органы управления на ней выглядят точно так же, как на E-М5. Однако кое-что было улучшено. В модели E-М5 вызывало нарекание расположение двух кнопок: функциональной Fn1 и той, что активирует просмотр отснятого материала. Они были расположены в труднодоступном для большого пальца месте, но в E-M10 их переместили правее, на небольшую скошенную грань, что полностью решило былую проблему. Встроенные электронные видоискатели в 5-й и 10-й моделях также имеют одинаковое разрешение.

Так что же получается: E-M10 – это слегка обновленная предшественница E-М5? Отнюдь! У этих родственниц все же есть ряд заметных, а также не очень, отличий.

Из преимуществ E-М10 можно сразу же назвать оснащение более новой (7-й) версией процессора. Такой же процессор применяется во флагманской модели E-М1. Так же, как у флагмана, в новинке систему контрастной автофокусировки обеспечивает 81 датчик. Есть и позаимствованная функция регулировки размера областей АФ. Откидной ЖК-экран хотя и остался таким же по конструкции, как в E-М5, приобрел более высокое разрешение (1037 тыс. точек вместо 610 тыс.) – опять же, как у флагмана. Еще одно заметное отличие – встроенная вспышка, очень аккуратно вписанная в «пентапризму», поэтому о ее наличии в камере сразу можно и не догадаться.

Также к важным отличиям новой камеры непременно стоит отнести встроенный модуль Wi-Fi. Ведь он не только обеспечивает обмен файлами с мобильными устройствами, но и позволяет использовать смартфоны и планшеты в качестве дистанционного видоискателя и удобного пульта управления съемкой. С его помощью можно изменять настройки камеры, снимать с длительной выдержкой (Live Bulb) и даже управлять зумированием объектива, если, конечно, он имеет электронный привод.

Соединение камеры с мобильными устройствами выполняется не так быстро, как при наличии модулей NFC, но все же достаточно наглядным и простым способом. С помощью заранее установленного на мобильник приложения нужно сосканировать с экрана камеры QR-код и затем активировать соединение Wi-Fi.

По сравнению с E-М5 и E-М1 у новой камеры есть одна досадная потеря: отсек для карты памяти переехал с правого бока в батарейный отсек. Это создаст определенные неудобства тем, кто любит снимать со штатива. С этой же ситуацией столкнутся те, кто приобретет к камере дополнительную ручку. Впрочем, в случае с заменой основной батарейки владельцы E-М10 получат определенное преимущество перед снимающими на E-М5, на которую установлены дополнительная ручка или батарейный блок.

Оба упомянутых аксессуара крепятся к штативному гнезду винтом, и для того, чтобы их снять и открыть батарейный отсек, потребуется несколько минут. Для E-М10 была придумана новая оригинальная рукоятка ECG-1, состоящая из двух частей. Одна из них – вспомогательная – крепится винтом к штативному гнезду и не перекрывает доступ к батарейному отсеку. Вторая же, основная, фиксируется сверху при помощи защелки и может быть снята за одну секунду. Добавлю, что обе части ручки изготовлены из матового пластика.

По личным ощущениям могу сказать, что считал бы оправданным применение этого аксессуара при установке на камеру длинного и массивного объектива. А в остальных случаях вполне можно обойтись без ручки и наслаждаться преимуществом компактности. Во время тестирования примерно половина съемки проводилась при помощи универсального зум-объектива M.Zuiko Digital ED 14–150mm 1:4.0–5.6. Он довольно длинный, но при этом легкий, поэтому ухватистости корпуса камеры было более чем достаточно для удержания камеры даже одной рукой. Кстати, получился весьма интересный комплект для путешественника, поскольку этот зум обеспечивает съемку подавляющей части сюжетов, что принято делать в турпоездках.

 

Камера Olympus OM-D E-M10 - дисплей

Видеосъемка на фотокамеру

Сегодня видеосъемка при помощи фотокамер стала обыденным делом. Многие специально выбирают фотокамеру с достойным уровнем качества видеосъемки, чтобы иметь возможность в поездках максимально быстро переходить от фотосъемки к записи видео. Камера OM-D E-M10, конечно же, имеет функцию видеосъемки, но по техническим характеристикам.

Думаем, она устроит далеко не всех: хотя максимально возможное разрешение съемки составляет 1920 х 1080 точек и предлагаются два варианта битрейта (16 и 24 Мбит/с), поддерживается лишь невысокая частота смены кадров (24 или 30 кадров/сек). Добавлю, что для съемки в высоком разрешении (Full HD и HD) применяются контейнер MOV и кодек MPEG‑4AVC/H.264, а для разрешений VGA и HD также возможно использование в контейнера AVI с кодеком Motion JPEG. 

Результаты ночной видеосъемки радуют тем, что и при видеопросмотре и на статичной картинке стоп-кадра совершенно не видно цифрового цветного шума, а следы борьбы с ним, если и удается найти, то они уж точно не бросаются в глаза. При ночном городском освещении с источниками света разной цветовой температуры хорошо показывает себя и функция автобаланса белого. Что касается цветопередачи видео в целом, то поводов придраться к ней за время тестирования камера М10 не дала.

Плюсом камеры М10 также является то, что 3-осевая оптическая стабилизация применяется не только для фото-, но и видеосъемки, поэтому видеоролики не страдают от дрожания рук оператора. Однако есть другие факторы, которые оказывают на качество видео отрицательное влияние.

Недостаточно высокая частота смены кадров при дневной видеозаписи проявляет себя в небольших подергиваниях картинки в случае быстрого перемещения камеры. К этому добавляется мерцание ярких небольших источников света. Днем этот эфффект выявили современные светофоры со светодиодами, а при ночной съемке мерцает большинство уличных фонарей, гирлянд и т.п.

Если владелец камеры для видеосъемки выбрал автофокусировку, то его ожидает еще один неприятный сюрприз: данная система в М10 очень чутко реагирует на перемещение контрастных объектов и пытается подстроить фокус. А ночью такими объектами являются фары и другие огни любого проезжающего автомобиля. Поэтому для городской съемки в темное время я бы рекомендовал применять режим ручной фокусировки и использовать объективы, имеющие соответствующее кольцо.

Практическая съемка 

Впервые для камер семейства OM-D в модели E-M10 разработчики применили трехосевую систему стабилизации изображения. Она компенсирует повороты камеры вокруг трех осей: тех, что проходят вдоль корпуса горизонтально и вертикально, а также той, что расположена вдоль объектива. Таким образом, сглаживаются наклоны объектива вверх-вниз, его рысканья в стороны в горизонтальной плоскости, а также вращения камеры, вызывающие завал горизонта.

Проведя небольшое испытание в виде покадровой съемки серии одинаковых кадров на разных выдержках, я пришел к выводу, что при использовании выдержек длиннее безопасной на две ступени камера обеспечивает четкость всех без исключения снимков. При 3 ступенях эффективность системы стабилизации равна примерно 80%, а при 4 – около 60%. Это очень хорошие результаты, тем более для новой системы.

Конечно, надо понимать, что система стабилизации не всемогуща и многое зависит от манеры съемки и сосредоточенности фотографа. Если он достанет камеру и начинает снимать навскидку, кадрируя по экрану и держа камеру перед собой (особенно одной рукой), то ожидаемо получит не слишком хороший результат. Но если он действительно заинтересован в получении четкого кадра, сконцентрируется и станет снимать в «снайперской» манере, визируя через видоискатель и задерживая дыхание во время плавного нажатия на кнопку спуска, то вероятность успеха как минимум удвоится, а то и утроится. Именно в типичной манере «зеркальщика» я и тестировал E-М10.

Надо отметить, что система стабилизации в камере E-М10, как и в некоторых других, влияет не только на четкость снимков, но и на стабильность картинки при визировании. Особенно это видно при съемке телеобъективом с ручной фокусировкой. Достаточно полунажать кнопку спуска, как стабилизатор активируется, и картинка перестает «скакать». Теперь она лишь слегка покачивается, как лодка на плавной волне. Это свойство особенно актуально при съемке мануальной длиннофокусной оптикой.

В основе камеры E-М10 – 16-мегапиксельный сенсор Live MOS, модификации которого хорошо знакомы энтузиастам по предыдущим камерам Olympus семейств PEN и OM-D. Один из самых распространенных вопросов, связанных с качеством изображения, – диапазон рабочих значений ISO, т.е. таких, при использовании которых картинка не слишком сильно страдает от цифрового шума.

Я проводил тестирование, установив для системы шумоподавления значение «Слабо». Могу сделать такой вывод: при ночной городской съемке, когда присутствует обычное освещение фонарями, хорошо сохраняются детали вплоть до 3200 ISO. При 6400 ISO начинают размываться мелкие детали с невысоким контрастом, но области полутонов выглядят довольно ровными.

На отрезке до 12 800 ISO крупные пятна цифрового шума постепенно начинают проступать на всех без исключения полутонах, а прорисовка контрастных темных деталей деградирует довольно медленно и еще остается приемлемой вплоть до 8 000–10 000 ISO. По-моему, это можно считать очень хорошим результатом. Только обязательно оговорюсь: не советую отключать шумоподавление совсем, поскольку тогда довольно крупные артефакты становятся заметными даже при дневной съемке в тени, начиная со значений от 800 ISO.

Надо сказать, что совсем недавно в камерах Olympus появилась сюжетная программа для ночной съемки с рук. При этом камера «выстреливает» серию снимков с максимальной скоростью непрерывной съемки (в данном случае это 8 кадров в секунду) и объединяет полученную информацию в один кадр. Несмотря на то, что автоматика при этом может выбрать чувствительность даже 12 800 ISO, картинка получается очень аккуратной, с гладкими полутонами и немного замыленными деталями. Поэтому применять данную программу стоит дозированно – например, для кадров, где нужно для общего впечатления показать красивое ночное небо и огни города.

В целом при съемке в помещении с искусственными источниками света автоматика выставляет баланс белого правильно. Причем при смешанном освещении камера умеет достоверно передавать цвета предметов, освещенных дневным светом, и при этом сохранять теплые оттенки там, где доминирует искусственный свет. Это достигается благодаря специальной опции в настройках. Впрочем, не всегда автобаланс белого безупречен. Например, флюоресцентное освещение способно ввести камеру в заблуждение, и тогда для достоверной цветопередачи потребуется вручную установить соответствующий пресет.

К сожалению, за время тестирования у меня не было возможности оказаться в южных широтах с ярким солнцем, поэтому способности камеры в плане широты динамического диапазона пришлось оценивать в солнечную мартовскую погоду на московских улицах. И в этих условиях камера уверенно справилась с типичными высококонтрастными сценами – такими, как архитектурная съемка в узком переулке и даже съемка объектов на фоне неба (например, трубы).

 

Камера Olympus OM-D E-M10 - управление

 

Новая оптика

Ни одна камера не может быть по-настоящему компактной без небольшого по размерам объектива. Ранее компактные зум-объективы для беззеркалок появились в ассортименте Panasonic и Sony, а совсем недавно – и в Olympus. Новый штатный зум, выпущенный одновременно с камерой E-M10, фотографы быстро окрестили «блинозумом» за выдающуюся компактность, ведь он оказался меньше по длине, чем аналоги от упомянутых выше конкурентов.

Новый зум M.Zuiko Digital ED 14–42mm 1:3.5–5.6 EZ обладает традиционным для штатных объективов Olympus диапазоном фокусных расстояний 28–84 мм (в 35-мм эквиваленте). Он оснащен кольцом с электронным управлением, позволяющим изменять скорость зуммирования. К сожалению, электропривод зума не полностью бесшумен, это можно заметить на видеороликах, снятых в тишине. Впрочем, такие условия съемки встречаются нечасто.

Кроме того, данный объектив оснащен кольцом ручной фокусировки (MF). В ручном режиме поворот кольца активирует функцию помощника по фокусировке. Она состоит из двух отключаемых в меню компонентов. Первый – увеличение выбранной области кадра (ее положение показывается в маленьком окошке в углу кадра) с заданным масштабом (5х, 7х, 10х, 14х), его можно оперативно изменить любым из управляющих колес. Второй компонент – подсветка контрастных границ, находящихся в резкости, белым или черным цветом (устанавливается через меню).

Для нового объектива разработана защитная крышка LC-37C оригинальной конструкции, шторки которой автоматически закрываются при переходе зума в нерабочее положение. Таким образом, однажды закрепив крышку на объективе, фотограф может не беспокоиться о защите его передней линзы, а также о сохранности самой крышки. Обычно ее приходится привязывать шнурком, иначе велика вероятность потерять или где-нибудь забыть ее.

 

Выводы

Подводя итоги, могу с уверенностью сказать, что, выпустив камеру OM-D E-M10 с новым компактным объективом, компания Olympus обошла конкурентов, которые вывели на рынок аналогичные модели ранее. Получился очень привлекательный по дизайну и по-настоящему компактный аппарат, который хорошо подойдет на роль повседневной единственной камеры, основной камеры для путешествий, и второго фотоинструмента в дополнение, например, к флагманской модели E-M1.

 

Тесты в картинках

 

В широкоугольном положении на прикрытой на 1,5 ступени диафрагмы новый зум обеспечивает четкость картинки практически по всему полю кадра. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–42mm 1:3.5–5.6 EZ, 14 мм, ISO 200, f/5,6, 1/250 с.

 

Новый «блинозум» неплохо держит контровый свет. Хотя без «зайцев» не обходится, но контрастность картинки в целом сильно не страдает. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–42mm 1:3.5–5.6 EZ, 14 мм, ISO 200, f/5,6, 1/640 с.

 

В солнечный мартовский день динамический диапазон камеры легко справляется с контрастностью пейзажной сцены. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–42mm 1:3.5–5.6 EZ, 14 мм, ISO 200, f/5,6, 1/1000 с

 

Автоматика правильно выставила экспозицию и баланс белого в глубоких сумерках. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–42mm 1:3.5–5.6 EZ, 27 мм, ISO 1600, f/4,8, 1/6 с.

 

Система стабилизации отработала «на пять», как и экспонометрия. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–42mm 1:3.5–5.6 EZ, 42 мм, ISO 1600, f/5,6, 1/6 с.

 

Сочетание правильного баланса белого с работой функции сохранения теплых оттенков освещения. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–150mm 1:4.0–5.6, 150 мм, ISO 1000, f/5,6, 1/250 с.

 

Съемка в помещении со смешанным освещением. Уровень цифрового шума некритичный. Телеобъектив обеспечил красивое размытие. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–150mm 1:4.0–5.6, 150 мм, ISO 1600, f/5,6, 1/320 с.

 

Сцены с умеренной контрастностью не создают для камеры затруднений с передачей всех тонов. Объектив M.Zuiko Digital ED 14–150mm 1:4.0–5.6, 120 мм, ISO 200, f/6,3, 1/1600 с.

Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие

Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие

Тесты1 год назад
Для поклонников фототехники Canon ожидание беззеркальной системы EOS R было долгим и напряженным. На...
Тест Canon PowerShot G7 X: вдохновляет на следующий шаг

Тест Canon PowerShot G7 X: вдохновляет на следующий шаг

Тесты5 лет назад
Совсем недавно произошло интересное событие: компания Canon начала осваивать новый сегмент рынка, пр...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты3 года назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Тест компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX260 HS: особый интерес камера вызывает у путешественников, так как она оснащена GPS-модулем

Тест компактного фотоаппарата Canon PowerShot SX260 HS: особый интерес камера вы...

Тесты8 лет назад
Компания Canon представляет компактную камеру Canon PowerShot SX260 HS как идеального спутника в пут...
Оптический оксюморон: тест объектива Sony FE 100 мм F2.8 STF GM OSS

Оптический оксюморон: тест объектива Sony FE 100 мм F2.8 STF GM OSS

Тесты1 год назад
Объектив Sony FE 100mm F2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) отличается уникальным сочетанием высокой детали...
Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Тесты5 лет назад
Настоящим прорывом стала, анонсированная в феврале 2014 года, камера Sony a6000 (ILCE-6000). По заяв...
Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощь!

Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощ...

Тесты2 года назад
Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода...
Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тесты3 года назад
И что же, новое – хорошо забытое старое? В эру победившего полного кадра Nikon анонсирует D500 - кро...
Объемный рисунок: тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50MM F/1.4 ZA

Объемный рисунок: тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50MM F/1.4 ZA

Тесты1 год назад
Когда берешь в руки объектив Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50mm f/1.4 ZA (SEL-50F14Z), сразу возникае...
Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска

Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоро...

Тесты8 лет назад
Топовые репортерские камеры обновляются немного реже, чем младшие модели. И вслед за недорогой новой...
Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Тесты3 года назад
Tamron, второй по величине сторонний производитель объективов, решил последовать примеру Sigma и изм...
На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

На все случаи жизни: тест объектива Sony FE 24-240 мм F/3.5-6.3 OSS

Тесты1 год назад
Объектив Sony FE 24-240mm f/3.5-6.3 OSS (SEL-24240) был анонсирован в начале 2015 года. Этот 10-крат...
Тест беззеркального фотоаппарата Canon EOS M: вхождение в класс «системных» камер со сменной оптикой можно считать в высшей степени успешным

Тест беззеркального фотоаппарата Canon EOS M: вхождение в класс «системных» каме...

Тесты7 лет назад
Из всех крупных производителей фототехники Canon вошел в класс беззеркалок (или, правильнее, «систем...
Nikon D850: замедленная видеосъемка с частотой 120 кадров/сек

Nikon D850: замедленная видеосъемка с частотой 120 кадров/сек

Тесты2 года назад
Камера Nikon D850 может снимать Full HD видео со скоростью до 120 кадров в секунду и тем самым получ...
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир

Тесты8 лет назад
Представляем Nikon D3100 — новую зеркальную цифровую камеру начального уровня. Это не означает отсут...
Тест камеры Olympus OM-D E-M10: трехосевая стабилизации позволяет снимать в любом направлении
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить