Вдохновения много не бывает
Для творческого человека играет важную роль вдохновение. Это такое состояние, когда хочется творить, и за несколько часов, выполняется такой объем работ, на который обычно требуется потратить не один день, несколько недель или даже месяцев. Наверное, многим кажется, что чем талантливее и/или успешнее человек, тем чаще он испытывает это состояние, а значит, знает некий секрет, как его (вдохновение) вызывать. На самом деле, не все так однозначно, и существует масса нюансов. Тем не менее я готов поделиться своим опытом, который, надеюсь, многим поможет в творчестве.
Автор: Георгий Майер (website, YouTube, Вконтакте, LensCulture, Flickr)
Как найти вдохновение
Прежде всего сразу прокомментирую работу над коммерческими проектами. Подготовка к ним происходит гораздо быстрее и проще. Задачи уже сформулированы заказчиком, имеется четко прописанный определенный алгоритм действий, который автор (фотограф) должен соблюдать, чтобы успешно выполнить заказ. А вот что касается арт-проектов, то заказчика здесь нет. Единственная причина, зачем нужен арт-проект — это ваша собственная рефлексия, ваше осознание мира и себя. Тут важно спокойно размышлять, и пытаться визуализировать свои размышления, используя фотографию. Правда, в современном мире со смартфонами и социальными сетями сделать это, к сожалению, стало непросто.
Как организовать работу
Лично я никогда не задумываюсь над тем, где и как будет представлена моя творческая серия, в каких журналах будет напечатана и в каких конкурсах станет участвовать. Если проект делается специально для конкурса, то вы уже ограничиваете себя его рамками. Например, начинаете ориентироваться на формат конкурса, на прошлых победителей, на членов жюри. Не мешайте художнику внутри вас творить. Наслаждайтесь свободой от заказчика.
Во время творческого процесса (вне студии) я никогда не затуманиваю сознание алкоголем или чем бы то ни было. Это же касается и работы в студии. Можно найти более продуктивные способы погружения в собственное подсознание. Например, медитация или прослушивание музыки. Я не ставлю себе ограничений по времени, типа «К утру я должен придумать проект…». Иногда на формирование новой идеи уходит несколько дней или недель.
На этот период я отключаю все телефоны и полностью изолирую себя от внешнего мира. Любая информация, поступающая извне, будет сбивать. Я тщательно подбираю музыку для творчества. Впрочем, мой плейлист не меняется уже на протяжении нескольких лет. И, кстати, я никогда не включаю эту музыку, если не работаю (отдыхаю или занимаюсь другими делами) или работаю над коммерческими заказами. И последнее. Вы не обязаны быть... художником. Поверьте, мир искусства будет прекрасно существовать и без вас. Но если чувствуете в себе потенциал и желание творить, обязательно дайте себе шанс.
Почему не следует бояться заблудиться
«Заблудитесь. Бродите по переулкам. Посидите в кафе и посмотрите, как жизнь проходит мимо. Ешьте не там, где отдыхают туристы, а там, где находятся местные жители. Просто отправляйтесь вниз по улице и посмотрите, что из этого получится. Оглянитесь вокруг поворотов, над подъемами, отойдите от толпы».
Эти слова принадлежат Роберту Капа, классику документальной фотографии. Двадцать пять лет он путешествовал по миру в качестве фотографа и писателя от журнала National Geographic. Получил награды от Национальной ассоциации фотографов прессы (NPPA), фотоконкурса Pictures of the Year и журнала Communications Arts.
На первый взгляд, может показаться, что этот совет подойдет только фотографам-путешественникам. Но не так все просто... Уверен, что слова Роберта Капа нужно воспринимать гораздо шире. И фраза «Не бойтесь заблудиться» говорит нам о куда большем. Действительно, многие фотографы иногда боятся отойти от намеченного плана и/или привычной схемы. А ведь именно здесь кроется истина. Нельзя найти что-то новое, если не выйти за рамки старого. Не нужно бояться экспериментировать, искать, пробовать, творить, реализовывать, смешивать. Только так можно найти себя, свой стиль, свою художественную уникальность.
Нет ничего плохого в том, чтобы пытаться повторить то, что делают великие фотографы. Скорее наоборот, это как шаг к развитию. Но в то же время вы должны отдавать частичку себя, когда повторяете работы других фотографов. Будьте автором собственной работы, а не просто иллюстратором чужих идей. Это тоже очень важно. Старайтесь искать баланс между наблюдением за работами мастеров и развитием собственной художественной мысли.
Не бойтесь заблудиться... Как в творчестве, так и в жизни. Иногда новый путь открывает новые безграничные горизонты. А найти его вы можете как через десять лет, так и... завтра.
Какие фильмы посмотреть
В самом начале творческого пути я понял, что искать вдохновение можно и за пределами фотографии. Например, меня вдохновляет музыка, архитектура, литература и кинематограф. К кино я отношусь особенно трепетно. Как известно, это ожившая фотография. Да и пионером кинематографа я считаю не братьев Люмьер, а фотографа Эдварда Мейбриджа, который первый показал фотографию в движении.
На мое творчество очень сильное влияние оказало артхаусное кино. Например, в своей знаменитой серии фотографий «Light. Shadows. Perfect woman» я делаю отсылку к кинокартине Йоргена Лета «Det perfekte menneske»/«Совершенный человек» (1968). В этой картине меня вдохновило, как с помощью гламурных образов автор размышляет на тему идеального человека. Стиль фильма минималистичный: деталей немного, но все они отточены до идеала.
Какие видеоклипы посмотреть
Как известно, многие известные фэшн-фотографы занимаются съемками музыкальных клипов. Один из самых известных — это Жан-Батист Мондино, который снимал клипы для Мадонны, Дэвида Боуи, Стинга, Криса Айзека, Бьорк и других звезд. Его манера - узнаваемая, вызывающе сексуальная, но стильная и не пошлая.
Другой гламурщик - Стивен Кляйн стал режиссером песни «Alejandro» Леди Гага. Мой любимый современный мастер модной фотографии - британец Ник Найт. Тем, кто не боится сложных психоделических образов, рекомендую посмотреть его видео-арт, но сразу предупреждаю: это не для всех.
Антон Корбин, фотограф из Нидерландов, умеет мастерски раскрывать характеры героев своих музыкальных клипов. Он же снял фильм «Контроль» (2007) про Йэна Кёртиса из рок-группы Joy Division.
Впрочем, оскароносный Мишель Гондри, мой любимый клипмейкер, фотографом не является. Сюрреалистические образы, юмор и оригинальная техника исполнения — все это позволило мне поставить его имя на первую строчку в моем личном списке режиссеров.
Заключение
Безусловно, каждый творческий человек со временем находит свои источники вдохновения и определяет творческий процесс. Моя идея заключается в том, чтобы поделиться опытом, который, надеюсь, поможет прежде всего начинающим. Однако полагаю, что и состоявшимся профессионалам будет любопытно заглянуть в мою творческую мастерскую. В любом случае, опыта, как и вдохновения, много не бывает.
Все фотографии: ©Георгий Майер
Комментарии