Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громоздкие системы, использовавшие держатели с пластинами, в итоге превратились в компактные плёночные камеры, которые в свою очередь эволюционировали в устройства с цифровой фотоматрицей.  Эта статья представляет собой краткую историю фотографии сквозь призму трёх эпох.

Автор: Jim Mathis

image_3

Пластины

7 января 1839 года Луи Дагер выступил с докладом во Французской академии наук, где продемонстрировал то, что можно назвать первой фотографией. Для её создания он использовал отполированную медную пластинку, которая была покрыта тонким слоем серебра и обработана йодом. После экспонирования пластинка проявлялась парами ртути. Через несколько дней, после представления Дагером своей технологии, англичанин по имени Уильям Генри Фокс Талбот созвал конференцию, чтобы объявить, что уже несколько лет делает нечто подобное на бумаге, пропитывая её йодистым серебром. Таким образом, борьба фотографических процессов и эра пластин были запущены.

Изображения, полученные с помощью технологии Дагера, впоследствии называли дагерротипами, а с помощью технологии Талбота – калотипами или талботипами.  Дгеротип  получил более широкое распространение и оставался доминирующей технологией фотографии вплоть до изобретения мокрого коллодионного процесса в 1851 году. Вместо металлических пластин в данном процессе использовалось стекло. Его покрывали светочувствительной эмульсией в тёмной комнате, загружали в держатели и экспонировали в камере. Затем стеклянные пластины необходимо было проявить до высыхания эмульсии; это было делом нескольких минут. Эта система хорошо работала в студии или в контролируемой среде, особенно там, где два или более человека могли работать вместе. Один подготавливал пластины, другой управлял камерой и, возможно, третий занимался процессом проявки.

image_2

сухие пластинки

Вне студии - это было значительно более утомительное и ненадёжное занятие. Фотографы-первопроходцы путешествовали с чёрной палаткой, ящиками со стеклянными пластинами размером 11×14 и бутылками с химикатами, документируя пейзажи, городскую жизнь, архитектуру, людей и т.д. В 1867 году в Англии был изобретен сухой коллодионный процесс, который позволял покрывать пластины на заводе и продавать их фотографам, готовыми к экспонированию. Их не нужно было проявлять немедленно, а можно было сделать это позже, в домашней фотолаборатории. Это значительно упростило фотосъемку в походных условиях.

Камеры и держатели, использующие мокрые пластины, обычно можно идентифицировать по химическим пятнам, в то время как камеры, работавшие с сухими пластинами обычно чистые внутри. Вобрав в себя дагеротипию, коллодионный процесс, а также такие технологии как ферротипия (тинтайп) и амбротипия, 19-й век по-праву ознаменовал собой «эпоху пластин» в фотографии.

 

image_4

Kodak Brownie

Плёнка

В 1884 году Джордж Истман, производитель сухих пластин из Рочестера, штат Нью-Йорк, изобрел процесс и машину для нанесения фотоэмульсии на гибкий материал. Он разработал и выпустил в продажу адаптер рулонной плёнки для фотокамер, использующих пластины, но столкнулся с трудностями на рынке, поскольку длинные рулоны плёнки требовали специального оборудования и их было труднее обрабатывать, чем стеклянные пластины. Кроме того, плёнку было трудно держать плоской, что приводило к нечётким изображениям.

Истман понял, что ему нужна совершенно новая система. В 1888 году он представил первую камеру, предназначенную для работы с рулонной плёнкой, которую назвал «Kodak». Название было выбрано на основе звука, издаваемого камерой во время съёмки, а лозунгом системы стало выражение: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное».

Клиент покупал камеру с предварительно загруженной пленкой, достаточной для 100 фотографий. Затем он отправлял камеру обратно в компанию Kodak в Рочестере, где плёнка обрабатывалась, и печатались фотографии. Камера перезаряжалась новым рулоном и отправлялась заказчику вместе со 100 отпечатками. Истман продавал свою камеру за 25 долларов, а разработка, печать и перезарядка стоили 10 долларов. В наши дни это эквивалентно 750 и 300 долларам соответственно.

Система конечно же не стояла на месте и постоянно совершенствовалась. Последующие модели Kodak уже перезаряжались плёнкой самим клиентом и работали с более короткими рулонами от 8 до 12 экспозиций. В 1900 году была представлена камера Kodak под названием «Brownie», которая стоила всего 1 доллар и была самой дешёвой и доступной камерой своего времени.

image_5

Так двадцатый век стал «эпохой плёнки» в фотографии, а Eastman Kodak - самой влиятельной фотокомпанией, поставлявшей подавляющее большинство плёнки, бумаги и химии. Kodak не только положил начало миру любительской фотографии, но и породил всю индустрию фотообработки и её вспомогательные отрасли.

Представленная в 1936 году цветная плёнка Kodachrome, принесла с собой стандартизированную кассету, которая позволяла использовать одну и ту же плёнку во всех камерах формата 35 мм. Во время расцвета плёнки у Kodak было два отдельных подразделения: одно для потребительского рынка, другое для профессионального. По сути, Eastman Kodak была химической компанией, а их продуктом была фотография на основе химических веществ.

На протяжении 20 века, с 1900 по 2000 год, было выпущено большое разнообразие плёночных камер, отличавшихся размерами и уровнем качества. Недорогие камеры с рулонной плёнкой, такие как Brownie, а затем и Instamatic, позволяли практически каждому фотографировать свою семью, друзей и путешествия. В то же время плёночные фотоаппараты таких компаний, как Nikon, Canon, Pentax и Leica, вывели фотографию на новый уровень.

image_6

Одна из первых цифровых камер, созданных Kodak.

«Цифра»

В середине 1970-х годов небольшая группа исследователей из Eastman Kodak начала экспериментировать с фотографией на основе электроники, пытаясь найти новый метод хранения изображений с использованием цифровых технологий. В качестве эксперимента они собрали камеру, которая  использовала специальную заднюю панель стандартного Nikon и хранила файлы на отдельном жестком диске. К 1990-м годам Kodak предлагала цифровые задники для известных 35-мм камер, таких как Nikon и Canon. При этом Руководство компании не видело будущего в цифровой фотографии, а если и видело, то рассматривало это, лишь как гипотетически возможную угрозу для основного бизнеса плёнки, бумаги и химикатов.

Но угроза оказалось более, чем реальной. Эпоха цифровых технологий оставила Eastman Kodak в пыли и в конечном итоге обанкротила компанию. Неспособность Kodak перейти к цифровым технологиям на долгие годы станет учебником для бизнес-школ.

Отсутствие дальновидности у лидера отрасли оставило достижения в области цифровой фотографии компаниям, которые все это время производили высококачественные камеры и стремились дистанцироваться от прихотей «Жёлтого папы» из Рочестера. Ещё более подготовленными оказались такие гиганты электроники, как Sony и Panasonic, которые привыкли к быстрым технологическим изменениям и не были привязаны к устаревшей плёночной технологии.

Цифровые технологии быстро развивались и совершенствовались, вместе с этим камеры стали становиться дешевле. Это продолжалось до тех пор, пока цифровая фотография не получила явного преимущества перед плёнкой. Переломный момент произошел на рубеже 21 века, в 2000 году.

К 2002 году у большинства крупных производителей фотоаппаратов были 5-мегапиксельные камеры в ценовом диапазоне от 1000 до 1500 долларов. Это делало их доступными только для бюджета профессиональных фотографов, которые стремились в полной мере воспользоваться преимуществами программного обеспечения, такого как Adobe Photoshop, и были готовы ко всем удобствам цифровой фотографии.

На ранних стадиях развития цифровых технологий некоторые люди предсказывали, что цифровые камеры должны иметь разрешение 30 мегапикселей, чтобы приблизиться по качеству к 35-миллиметровой плёнке. Но в то время казалось, что даже 1-мегапиксельные камеры были несбыточной мечтой. На самом же деле, поскольку в цифровых камерах используется один чип для всех трех цветов, необходимо всего 10 мегапикселей, чтобы не уступать плёнке.

Кроме того, в этом предсказании не учитывался тот факт, что для печати плёнка всегда представляет собой, по крайней мере, изображение второго уровня. Даже проецируемый слайд искажается проекционным объективом. Цифровое изображение всегда является первичным по определению, даже если оно скопировано, поэтому разрешение 5-мегапиксельных камер сопоставимо с плёнкой 35 мм. Камеры в диапазоне 12-15 мегапикселей могут легко превзойти качество среднеформатной плёнки.

Зародившись на пластинах в 19 веке, в 20 веке шагнув в плёночную эпоху и достигнув цифровой эры 21-го века, фотография показывает очевидную закономерность в своём развитиии. Любой, кто доживет до 22-го века, несомненно, будет поражен тем, что принесёт будущее для мира изображений.

Источник: PetaPixel

Ванесса Паллотта: итальянский фотограф, переосмысливающий уличную и портретную фотографию

Ванесса Паллотта: итальянский фотограф, переосмысливающий уличную и портретную ф...

Блогвчера
Ванесса Паллотта, известный итальянский фотограф, заняла уникальную нишу в мире уличной и портретной...
Алессандро Делуиджи: поймать момент

Алессандро Делуиджи: поймать момент

Блог8 дн. назад
Алессандро Делуиджи - итальянский фотограф, овладевший искусством запечатлевать неожиданные моменты ...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог9 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Бетина Ла Плант: исследование эмоций и характера

Бетина Ла Плант: исследование эмоций и характера

Блог8 дн. назад
Бетина Ла Планте — мастер чёрно-белой портретной фотографии, которая использует игру света и тени дл...
5 кадров с Pentax K1000

5 кадров с Pentax K1000

Блог2 года назад
Будучи в основном пользователем плёночных камер Nikon и Minolta, я удивил себя, став владельцем Pent...
Евгений Иванов: «Стремитесь к лаконичности и простоте - в фотографии и в жизни»

Евгений Иванов: «Стремитесь к лаконичности и простоте - в фотографии и в жизни»

Блог4 года назад
Евгений Иванов из Челябинска стал победителем Russia National Award 2021 в конкурсе Sony World Photo...
Алиса в зазеркалье

Алиса в зазеркалье

Блог8 лет назад
У зеркала нет памяти... Можно пофантазировать, будто оно помнит все наши лица, но, как и мы, не в со...
Создайте свою собственную камеру-обскуру

Создайте свою собственную камеру-обскуру

Блог3 года назад
Если вы когда-нибудь застрянете дома и вам понадобится веселый и познавательный проект, попробуйте п...
Макроснимки бабочек от Андреас Колосса

Макроснимки бабочек от Андреас Колосса

Блог1 мес. назад
Андреас Колосса, известный немецкий фотограф-натуралист, посвятил свою карьеру запечатлению бабочек....
Ходжат Хамиди запечатлевает невероятные моменты повседневной жизни на смартфон

Ходжат Хамиди запечатлевает невероятные моменты повседневной жизни на смартфон

Блог1 мес. назад
Ходжат Хамиди, иранский пожарный, увлекающийся мобильной фотографией, покорил публику своей удивител...
Зимний Крым

Зимний Крым

Блог6 лет назад
Когда-то я задался вопросом: куда можно поехать на новый год, чтобы «и недорого, и красиво, и тепло»...
Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 год

Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 г...

Блог2 года назад
В 1960 году фотожурналист Ормонд Джильи собрал 43-х женщин, одел их в изысканные красочные наряды и ...
Завораживающая макрофотография Лары Бонаццы

Завораживающая макрофотография Лары Бонаццы

Блог1 мес. назад
Итальянский фотограф Лара Бонацца запечатлевает чарующий мир маленьких и часто упускаемых из виду ве...
Райан Резатка снимает захватывающие пейзажи по всему миру

Райан Резатка снимает захватывающие пейзажи по всему миру

Блог1 мес. назад
Райан Резатка — фотограф-путешественник из Лос-Анджелеса, страстно увлечённый исследованием самых вп...
Серьезный риск, серьезная награда: Крис Фэллоуз рассказывает о съемке акул

Серьезный риск, серьезная награда: Крис Фэллоуз рассказывает о съемке акул

Блог3 года назад
Крис Фэллоуз, фотограф, специализирующийся на съемке дикой природы, и амбассадор Canon, рассказывает...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить