Фотограф Билл Хао построил гигантскую камеру и превратил автобус в передвижную фотолабораторию.
Фотограф Билл Хао из Ванкувера, Канада, потратил два года на создание огромной камеры из дуба. Он снимает гигантские фотографии размером 32×48 дюймов, используя мокрый коллодионный процесс.
Мокрый коллодионный процесс имеет одно очень важное требование: фотограф должен иметь возможность покрывать, экспонировать и проявлять пластину во влажном состоянии, потратив на все этапы около 15-ти минут. Это хорошо работает для съемки в студии, где тёмная комната находится под рукой, но у Хао были другие идеи. Он хотел возить камеру по своим любимым местам в Канадских Скалистых горах и снимать пейзажи. Требование быстрой обработки привело к созданию передвижной фотолаборатории, под которою Хао переоборудовал автобус Prevost RV.
Фотографический процесс с мокрым коллодием на пластине был изобретен Фредериком Скоттом Арчером в 1851 году в Англии, поскольку сам изобретатель был недоволен плохой четкостью и контрастностью калотипа – фотографического процесса в котором использовались бумажные негативы.
К концу 1860-х годов мокрый коллодионный процесс почти полностью заменил самый первый фотографический процесс - дагерротип. По сравнению с дагерротипом, он был относительно недорогим, т.к . использовал стекло вместо посеребренных медных пластин, не требовал полировального оборудования или высокотоксичного дымящегося йода и паров ртути.
«Я не говорю, что старый процесс лучше цифрового, - говорит Хао. - Конечно, сегодняшние цифровые технологии просты, быстры и великолепны. Но для меня методы захвата изображений, применявшиеся в старину, особенно мокрый коллодионный процесс, предлагают лучшее качество, больше тона, больше деталей и больший формат. Изображение, сделанное с помощью стародавнего процесса, выглядит более реалистично ... и может сохраняться дольше. Но самое главное, что меня увлекает этот подход».
Создание большой камеры
Хао увлекся фотографией в 16 лет в средней школе, когда самостоятельно проявил свой первый рулон плёнки. По мере того как его интерес рос, он использовал и экспериментировал с камерами 35 мм, средним форматом, 4×5 и, наконец, 8×10. В 2015 году он открыл для себя мокрый коллодионный процесс. Он сделал камеру размером 11×11 дюймов и построил фотолабораторию в фургоне Dodge Caravan.
Время шло, и его поглотило желание делать изображения большего размера. А с помощью коллодия единственный способ сделать это - установить большую стеклянную пластину в еще большей камере. Это привело к идеи построить камеру размером 32×48, а для фотолаборатории использовать автобус.
Хао намеревался управляться с камерой в одиночку, поэтому нуждался в чём-то, что можно было легко собрать и разобрать. На постройку камеры он потратил 2 года, используя в качестве материалов дуб, чёрную ткань и немного металла.
Компоновка и конструкция много раз менялись в течение этого периода. Многие детали приходилось строить и перестраивать методом проб и ошибок, пока они не начинали функционировать должным образом. Особой проблемой было создание сильфона. Он получался либо слишком мягким, либо слишком тяжелым, и его пришлось собирать дважды, прежде чем он заработал.
Каждый начинающий фотограф помнит совет своего наставника о том, что штатив должен быть устойчивым. Хао пришлось использовать сразу три сверхпрочных штатива, чтобы выдержать вес и большие размеры камеры. При полностью раскрытом сильфоне камера имеет размеры 1321х934х1778 мм, а при сложенном - 1321х934х203 мм. Вес камеры составляет 70 кг, с объективом и держателем пластины, плюс штативы, которые весят по 10 кг каждый.
Стеклянные пластины имеют толщину 3 мм и изготовлены из полузакаленного стекла. И Хао, как правило, берёт с собой в путешествие не менее двух десятков стеклянных пластин. При размере пластины 32х48 дюймов (813х1219 мм) объектив также должен иметь огромный диаметр поля изображения. Хао использует объективы Carl Zeiss Tessar и Goerz Dagor. Самый большой объектив, который у него есть, имеет фокусное расстояние 1200 мм и круг изображения 1890 мм. Помимо него Хао использует объектив с фокусным расстоянием 900 мм (круг изображения 1418 мм) и объектив с фокусным расстоянием 600 мм (круг изображения 945 мм).
Процесс съёмки пейзажей
Конечно же, перенос массивной камеры с места место не простое занятие. Кроме того, Хао может упаковать только ограниченный запас химикатов для своей мобильной фотолаборатории и должен тщательно следить за ними во время путешествий. Вместе с этим, он должен продолжать совершенствовать свое оборудование, технику и процессы, чтобы улучшать свои результаты. Он полагается на свои собственные эксперименты, так как нет доступного эталона для создания изображений такого размера и масштаба.
«Снимать облака очень сложно, потому что голубое небо и облака на фотопластине выглядят одинаково», — говорит Хао.
Но он по-прежнему хочет, чтобы облака было отчётливо видно на изображении, и до недавнего времени большинству фотографов, использующих мокрый коллодионный процесс, это не удавалось. Еще одна трудность состоит в том, что проявка пластины происходит довольно быстро.
«Я могу покрыть меньшую пластину за одну минуту, но мне нужно от 3 до 5 минут, чтобы покрыть большую, — говорит Хао. - Время экспонирования варьируется в зависимости от погоды и освещения. Время проявления [пластины] составляет почти 20 секунд; это очень быстро и это трудно контролировать!»
Негатив превращается в позитив
Стеклянная пластина с изображением, является окончательным произведением искусства. Она слишком велика для сканирования, поэтому Хао фотографирует её, но никогда не бывает полностью удовлетворен из-за отражающей способности стекла. Своим зрителям он советует приехать и посмотреть на оригинальное изображение воочию. Хао сделал специальные ящики, в которых он хранит стеклянные пластины, и это его архив — все изображения в единственном экземпляре, которые невозможно повторить или скопировать.
«Это стекло уже является конечным результатом, - поясняет он. -Вы можете просто поместить его на черный фон,и увидеть то, что получилось».
Хао не является профессиональным фотографом и до сих пор не заработал денег на своем увлечении. Он владеет и управляет международной туристической компанией.
«Я сделал более сотни снимков с помощью моей «меньшей» камеры 11x11, — говорит Хао. – Больших пластин [32×48″] у меня пока только 15. Я снимал их в одной из своих поездок ещё в сентябре. В ближайшее время я собираюсь отправиться в Скалистые горы и сделаю ещё несколько работ… В любом случае, теперь я путешествую только ради фотографии. Все считают меня сумасшедшим! Но они также завидуют моей жизни только потому, что я могу делать всё, что хочу»
Вы можете увидеть больше работы Билла Хао на его канале YouTube.
Комментарии