Красноярские столбы. Анна Яценко
Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Анна Яценко родилась в Норильске, живет и работает в Москве. Фотографирует животный мир в диких условиях, публиковалась в журналах National Geographic Traveler и «Русский репортер», победительница многочисленных конкурсов. Съемочная группа программы «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» отправилась с Анной Яценко в Красноярск.
—Почему вы предложили в качестве объекта съемки для проекта телеканала Моя планета и Nikon Красноярские Столбы?
—Красноярск — город моего детства. Я с детства часто ходила с отцом на Красноярские столбы и обязательно брала с собой свою первую фотокамеру. Красноярские Столбы — это для меня воспоминание о детстве, один из первых моих объектов съемки. Но дело тут еще и в том, что я в основном бывала в так называемой культурной части заповедника, а для прохода в буферную зону, или в часть Диких Столбов, требуются специальные пропуска. Вот я и решила воспользоваться представившейся возможностью, чтобы легально пройти в буферную зону заповедника Красноярские Столбы.
—Что вы собирались снять и насколько реализовались ваши намерения?
—Мне было очевидно, что за те четыре съемочных дня, которые были в нашем распоряжении, то, что я больше всего люблю снимать, а именно животных в условиях дикой природы, мне скорее всего не удастся снять. Чтобы снимать животных, нужно устраивать засидки и сидеть в них порой неделями. Так что четыре дня — это не тот съемочный период, когда можно рассчитывать на интересный кадр с медведем или тем более волком. В общем, я с самого начала определила, что буду снимать пейзаж.
Тут правда, тоже возникли определенные проблемы. Сначала поездка планировалась на июль. Но из-за того, что в июле еще велика опасностью укуса энцефалитным клещом, поездку решили отложить на август. В августе уже, действительно, энцефалитных клещей почти нет, но в это время в Красноярском крае ощутимо портится погода. Начинают идти дожди, поэтому рассчитывать на пейзажи с красочными закатами и восходами нам тоже не приходилось. Тем не менее, я считаю, нам повезло.
У нас было запланировано восхождение на скалу Грифы, на которой находится Изба Грифы. Эта изба построена на высоте 50 метров и полностью встроена в скалу. Несмотря на то, что формально туда никого не пускают, некоторым фанатам Красноярских столбов закон не писан. Поэтому, когда мы залезли, в избе нас встретил ее хозяин: деда Виталий, мужчина примерно семидесяти лет. Мы стали его снимать, разговаривать. Я тоже сделала несколько кадров: Виталий рассказывает свои истории на фоне тайги. По-моему, получились очень интересные репортажные фотографии, на которые я совсем не рассчитывала. Это было первое везение.
Вторым везением был самый настоящий ливень со шквалистым ветром, который пошел в один из съемочных дней. Группа настаивала на том, что нам нужно закончить съемочный день. Но я решила остаться. Зная природу края, я понимала, что погода тут переменчивая, к тому же был ветер, а, значит, ливень может скоро снести. Так оно и вышло. А когда дождь закончился, открылся очень красивый вид: с одной стороны, были уходящие грозовые тучи, а с другой сквозь облака просвечивало солнце. Так у меня получился, по-моему, самый интересный пейзажный кадр.
Хотя, честно говоря, снимая пейзаж, я предпочитаю выбирать такой ракурс, чтобы в кадре обязательно присутствовал передний план. Тут же с передним планом не было никаких вариантов: со скалы открывается хоть и чудесный, но одноплановый вид на тайгу. Так что, если по большому счету, то я не на все сто довольна результатом.
—Какие советы вы могли бы дать начинающим фотолюбителям?
—Если говорить о съемке животных в диких условиях, то тут ни о каком любительстве не может быть и речи. Чтобы снять медведя или волка с расстояния в 100 м, нужна определенная техника, один объектив для такой ситуации стоит от 250 тыс руб, да и весит он порядочно. Ни один любитель не будет носить с собой такую аппаратуру. Если говорить именно о любителях, то я могу дать им самый главный, наверное, совет: снимать до последнего.
Даже когда кажется, что уже нечего снять, даже когда все складывается совсем не так как вы запланировали, - нельзя зачехлять фотоаппарат. Как правило, самые лучшие кадры получаются в моменты, которые вы никак не планировали, да и не могли запланировать. В качестве примера, - тот же пейзаж, снятый мной после ливня в Красноярских Столбах. Послушайся я остальных участников группы, которые хотели свернуть съемку и спуститься со скалы, - и не было бы этого кадра.
Или другой пример. Мы снимали тюленей в Арктике. Тюлень просто лежал и спал. Казалось бы, сколько можно снимать спящего тюленя? Ну 10, ну 15 минут, но не больше. Он ведь не двигается, когда спит. Вот все остальные фотографы и свернули камеры, посчитав, что ничего интересно им тут уже не светит. А я дождалась момента, когда тюлень проснулся и зевнул. В результате, у меня получился кадр тюленя, который не столько зевает, сколько улыбается. И такой кадр, как позже выяснилось, оказался только у меня.
—Почему снимаете на Nikon?
—Я фанатка техники Nikon! Честно! В камерах этой марки мне нравится все! Эргономика, великолепная скоростью автофокусировки, но главное, - надежность. Я уже много лет снимаю на камеры Nikon. Их в общей сложности у меня уже больше десятка. Есть еще пленочные камеры Nikon. Я практически всегда держу в своей дамской сумочке компактную Nikon DF. Если еду куда-нибудь, даже не предполагая серьезную фотосессию, обязательно беру с собой Nikon D800. Ну а на случай серьезной съемки у меня две камеры Nikon D4. Для меня это лучшее, что сотворила фото-индустрия на сегодняшний день.
Комментарии