Три истории о Кологривском Крае. История первая

В завершившемся 2014 году мне удалось поработать в той части России, о которой редко говорят на страницах журналов и в телевизоре. На границе Костромской, Вологодской и Кировской области есть такой затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков говорят тебе “Здравствуйте”, если подружился с девушкой, то уж точно обязан жениться, вместо “Кончай базар….”употребляется словосочетание “ Да полно тебе…” и гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную черную соль. Это Кологривский край, лесное зеленое море с редкими пыльными дорогами и прожилками чистых речек, иногда пересыхающих летом. Тут находится один из самых молодых наших заповедников, “Кологривский лес”. Но говорить просто о заповеднике будет неверно, лес вплелся в судьбы местных жителей, как корни сосны в обрывистый песчаный берег. Поэтому поделим рассказ на три части, сначала о Кологривском Крае и о его жителях, вторая о заповеднике, у него очень интересная история возникновения, а третья о реке Унже, по которой я проплыл на маленькой резиновой лодке с хорошим попутчиком, мимо песчаных дюн, темных боров, редких деревень почти по безлюдью.

KLGR_001.jpg
Текста и фото опять будет очень много.


В город Кологрив поезда не ходят. Добраться в край Костромской области можно двумя путями. Автомобильный - сложнее. Сначала по трассе "М8 Холмогоры" до Ярославля, напротив нефтезавода повернем направо, на Кострому, поплутаем в ней, пересечем по большому мосту Волгу и окажемся на Волжском Левобережье, в бывшем краю лесопромышленников, купцов-миллионщиков, раскольников и народных учителей. Теперь почти 400 километров по разбитым дорогам на Судиславль, Макарьев, Мантурово. А затем налево, по узенькой асфальтово-танковой дорожке в Кологрив. За Кологривом асфальта уже нет. Безлошадным поначалу проще - из Москвы, с Ярославского вокзала до Мантурово или более людной Шарьи часов 10, а там как договоритесь, автостопным лесовозом, отзывчивым водителем или редким автобусом.

KLGR_002.jpg

На левом берегу Унжи зимой дымами печей и куполом собора встретит вас патриархальный Кологрив. Почему Кологрив? Потому что стоял раньше, да и сейчас стоит на песчаных дюнах отложений моря Юрского периода. То есть на гривах. Около, или Коло Грив. Так трактуют название некоторые исследователи.

KLGR_003.jpg

Точная дата основания города неизвестна. В сорока километрах от теперешнего Кологрива, на крутом песчаном берегу реки Унжа в начале XVI века построили крепость. Она должна была сдерживать экспансию Казанского Ханства на север, в лесные и богатые пушным сырьем северные территории.

KLGR_004.jpg

Сам песчаный холм и место первой крепости существует и сейчас, также поросло сосновым и еловым лесом, как будто на прошло пятисот лет. Только река Унжа стала не такой полноводной, как раньше. На картине художника как раз это место. Старый Кологрив, возможно, находился выше по течению Унжи, в нескольких километрах от дер. Черменино, но ниже исчезнувшей деревни Морхинино, где то в координатах 59°4′23″ N и 43°57′7″ E. Конечно, археологи знают точнее.

KLGR_005.jpg

Первое, что удивляет в Кологриве, так это роскошное здание Краеведческого музея. Есть легенда, что здание конца 19 века из характерного красного кирпича строилось купцами лесоторговцами как вокзал для железнодорожного сообщения со столицей. А потом конкуренты дали кому-то другому "на лапу", железная ветка пошла на Мантурово и Шарью, а Кологрив так и остался без железной дороги и стал окончательной провинцией. Я в эту легенду не верю, пытливый же читатель может поднять архивы или сам съездить, посмотреть, всё точно узнать.

KLGR_008.jpg

Особенно красив музей зимой, на морозце и при закатном солнце. Но и внутри есть что посмотреть.

KLGR_009.jpg

KLGR_010.jpg

В музее тихо и тепло, экскурсоводы расскажут о богатой коллекции картин. И еще, именно здесь я вспомнил о нашумевшей истории находки работ Ефима Честнякова, самобытного художника -самородка. В свое время эта фантастическая выставка с помпой проехала по Европе, все центральные газеты и корреспонденты программ о культуре написали об этом. Но я расскажу чуть позднее, глазами простого зрителя.

KLGR_011.jpg

Кологрив - город маленький, деревянный и почти весь одно или двухэтажный. Каменных зданий совсем немного

KLGR_006.jpg

Как жили в нем по данным 1870 гг. около 3 с небольшим тысяч человек, так примерно столько живут и сейчас. И конечно, все друг друга знают, приезжий определяется моментально и за его поведением пристально следят, оценивают, но незаметно.

KLGR_007.jpg

Зимой все население маленького города начинает утро с расчистки тропинок. Снега после Нового года в прошлом году набросало изрядно. Освещения в городе нет, поэтому маленький карманный фонарик есть кармане у бабушки и у школьника. Кстати, бабушку (если она любимая и твоя) надо называть БАУШКОЙ, без второго твердого Б, а то она может и обидеться. Такая особенность Кологривского края и наверное, всего Заволжья.

KLGR_012.jpg

KLGR_014.jpg

Город можно обойти пешком за несколько часов, если не рассматривать наличники на окнах. А если рассматривать, то трудно найти двух одинаковых окон, в окнах сидят пушистые кошки, похожие на ангорских, глядят на кормящихся в саду алых снегирей. А тебя внимательно осматривает встретившийся участковый мили(полиционер), лучше открыто и честно посмотреть ему в лицо и поздороваться.

KLGR_016.jpg

KLGR_015.jpg

Почти сразу за домами начинается Лес. На левобережье Унжи лес преимущественно сосновый, с беломошным хрустящим лишайниковым покровом. Летом следы медведей можно найти в трех-четырех километрах от городской черты, да и есть ли эта городская черта, мне неизвестно. А на правобережье, за автомобильным мостом гравийная дорога идет в заповедник и на лесосеки, которые вне заповедника и его охранной зоны. Лес там уже преимущественно еловый, но об этом во второй части.

KLGR_017.jpg

Для таких лесов и таких дорог нужна серьезная техника. Часто на пути встречаются импортные харвестеры, современные машины для валки леса, бывает пропылит заповедная гусеничная ГАЗ 71 ГТС, если надо ехать в непролазную грязь. Но чаще водитель заповедного ТРЭКОЛА поглядывает свысока на всякие "буханки", "патриоты" и "нивы". Машина у него серьезная, на правом крыле 4 дыры от когтей не уступившего дорогу крупного медведя. Мы часто ночуем в ТРЭКОЛЕ, когда едем устанавливать фотоловушки.

KLGR_018.jpg

Богатый финансист, писатель Федор Васильевич Чижов, один из "прогрессоров" промышленного возрождения России второй половины 19 века, завещал после своей смерти потратить огромное состояние на строительство профессиональных технических училищ. Так появилось в 5 километрах от Кологрива в селе Екимцево роскошное и модное по тому времени здание Кологривского сельскохозяйственного училища. Распылить средства не дал Савва Морозов, душеприказчик и друг Чижова. Готический замок теперь в запустении, а раньше там обучались сельские старосты, животноводы, экономисты, землеустроители. Еще до 1917 года существовало в деревне электрическое освещение, паровое отопление, баня, музей и парк, общежитие для студентов. К сожалению, в 1986 году училище закрыли, военные из близлежащей военной части и некоторые местные жители разгромили внутреннюю отделку здания и ландшафтный парк. Остались только каменные стены.

KLGR_019.jpg

Но не будем о грустном. Если не знать историю здания, тех титанических усилий по поддержки глубинной и богатой тогда еще страны, можно просто восхитится архитектурным решением. Пока же мы отправимся через замерзшую реку Унжа в деревню, где родился, творил и морально сгорел еще один человек, пришедший на нашу землю творить свою маленькую сказку.

KLGR_022.jpg

Писать о Ефиме Честнякове мне довольно трудно, я не художник. Давайте так, я просто расскажу немножко из того, что знаю, материалы искусствоведов можно в большом количестве найти в сети. Тем более, мне довелось почитать о Художнике самые разные мнения, тех, кто знал его лично, послушать местных жителей, посмотреть статьи в советской прессе. Но главное - я видел картины, видел эти места и немножко знаю деревенскую жизнь. Так что не судите строго.
Итак, главная завязка истории такова. Цитирую несколько строк из журнала "Советская Молодежь" № 7 от 1978 года.

"— Как это было? Случайность. Непостижимый случай. Летом 1968 года трое сотрудников Костромского музея изобразительных искусств — Вера Лебедева, Владимир Макаров и Геннадий Корф — на музейном автобусе обследовали Кологривский район, заезжали, как правило, в деревни, где есть церкви или старинные постройки, расспрашивали жителей, нет ли у кого прялок или самоваров, а в Шаблово заехали воды попить. По привычке спросили:
— Может, у вас в деревне сохранилось что из старинных вещей? Объяснили, что из Костромы, из музея, и вдруг им говорят:
— А у нас свой художник был. Фимко. Фим. Мы вам сейчас и картины его принесем." И принесли сотни холстов, израненных, разрезанных, скульптуры, акварели, выполненные рукой неизвестного профессионального художника.

KLGR_024.jpg

Родился Ефим Честняков (это принятый им псевдоним) в деревне Шаблово, в 16 километрах от Кологрива в очень бедной деревенской семье. Вероятно, от детских путешествий по лесам и от общения с бабушкой получил деревенский парень какой-то такой порыв, что всегда стал стремится к обучению, познанию. Получил в Кологриве образование, стал Народным учителем. А рядом, в уездном городе кипела жизнь. Купцы, ученые, художники увидели в пареньке этот свет и радость к творчеству. Так, при поддержке "ОБЧЕСТВА" Ефим попадает к Репину и начинает обучение в мастерской живописи и рисования в Петербурге.
Ефим не желает выполнять коммерческих проходных работ, как теперь говорят "подхалтурить". Хотя он получает заказы, степендии и помощь меценатов, большую часть отправляет домой, в семью. Манит его деревня, бедствующие родители и желание рассказать жителям Кологривских деревень о театре, о картинах, о "Перформансах", он хочет делать культуру в родном Шаблове. В 1914 году Ефим окончательно возвращается домой, принимает под свою опеку стареющую мать, чем и заслуживает у односельчан прозвище Честненков (по легенде), трансформировавшееся затем в более легкое для произношения Честняков.

Личная трагедия любви к своей подруге Марье Веселовой изменила всю его жизнь. Мать Ефима, стараясь задержать его дома для помощи, не дала благословения. Так Ефим навсегда остался один, а Марья почти всегда присутствует в его работах.

KLGR_030.jpg

KLGR_029.jpg

Пока есть силы и деньги, часто при поддержке районных, пока еще не испорченных бюрократией революционных властей, Ефим делает выставки и спектакли, в паре с маленькой тележечкой для реквизита путешествует по деревенькам лесного края. Тут история официальная и народная молва расходятся во мнении. Мне говорили, что местные жители стали относиться к творцу, как к деревенскому дурачку. И постепенно его зрителями, его моделями для картин стали деревенские дети. С какими-то инопланетными лицами. Он так видел.

KLGR_031.jpg

KLGR_036.jpg

Написаны и сыграны циклы сказок, фантазии воплотились в глиняные фигурки, написан роман. Кончаются деньги. Ефим Васильевич сам готовит из подручных минералов, найденных на реке, краски и использует вместо холста картон, бумагу, любую подручную рухлядь. Это потом скажется на сохранности наследия.

KLGR_033.jpg

KLGR_035.jpg

Главной темой работ остается любовь, дети, дети в лесу, тайны живущих в доме сказочных существ.

KLGR_034.jpg

Когда разразилась Великая Война, у Ефима, по легендам открылся дар предсказания. Или может быть он окончательно отошел от мира взрослых, прикрывшись маской юродивого? Это только мое предположение, мне кажется делать странное в деревне будет удобней и проще под личиной божьего человека.

KLGR_026.jpg

Кончилось все просто. Ефим умер 27 июня 1961 года в своей полуразвалившейся избе, предварительно, по легенде, спрятав в тайном месте глиняные скульптуры. Картины, остатки скульптур растащили односельчане. После феноменального второго открытия народного художника и долгой и трудной реставрации было организованно более 30 персональных выставок в столицах, заграницах, многие написали научные трактаты а в 2004 году в деревне Шаблово открылся маленький музей, в котором всегда ждут посетителей. Обстановка музея очень похожа на тот мир, в котором в лучшие годы жил и работал Ефим Васильевич. Правда тогда его звали Ефимкой....

KLGR_038.jpg

А вот и сотрудница музея, как сейчас выяснилось, её зовут Светлана Румянцева, всегда растопит русскую печь, расскажет о таинствах ее работы, приготовит заранее настоящих щей, научит колоть дрова и резать капусту.

KLGR_039.jpg

Наш вездеход с легкостью преодолевает снежные поля. А музейные девчонки в конце рабочего дня пойдут пешком, до трассы, может поймают до дома попутный лесовоз или случится вдруг автобус. И не боятся, ведь здесь все друг друга знают....

Наш путь идет мимо забытых, заброшенных деревень, где вечером не будет светиться ни одного окна. Закрытая школа в деревне Михалево. А ведь в такой же учился Ефим, да и еще десятки известных людей, ставших потом академиками, лесоводами, учителями и просто честными людьми. Честняковыми.

KLGR_042.jpg

KLGR_043.jpg

Деревня Павлово, откуда был родом Герой Советского Союза и генерал армии командующий Западным военным округом Дмитрий Григорьевич Павлов тоже умерла. Как и ответивший за все поражения первых дней войны репрессированный и расстрелянный генерал. После смерти Сталина он был реабилитирован, но посмертно. Надеюсь, что находящаяся в 100 метрах от трассы деревня тоже оживет, но наверное время еще не пришло.

KLGR_054.jpg

KLGR_055.jpg

KLGR_049.jpg

KLGR_051.jpg

KLGR_050.jpg

Снова пересекаем не замерзшую пока реку Унжу. В двадцатиградусный мороз она парит, дымится. А мы отмоемся в Кологриве, сменим цивильный наряд для музеев на полевые телогрейки и болотные сапоги, заправим снегоходы.

KLGR_057.jpg

KLGR_058.jpg

Заповедник Кологривский лес темнеет на горизонте своими вековыми елями.

KLGR_059.jpg

Шесть дней опергруппа заповедника будет пробивать после снегопада и ледяного дождя трассу для зимнего маршрутного учета. Лес завален снегом, но под его толстым пуховым одеялом незамерзшая еще вода. Такая перина не пускает мороз к земле. А световой день короток, проходим в сутки по 4-5 километров.

KLGR_060.jpg

Но уже появляются куртины старинных елей. Они стройные как свечки, немного не похожи на нашу привычную подмосковную ель. Это местный гибрид сибирской елки и разлапистой европейки. Называется Елью финской Picea vulgaris var. fennica Именно неизмененные места произрастания южной хвойной тайги, основу которой составляет ель, охраняет заповедник "Кологривсий лес"

KLGR_061.jpg

А мы бьемся сквозь снега по старым квартальным просекам и линиям бывших узкоколеек. Инспекторов отличает удивительная слаженность в работе и профессиональная подготовка опытных жителей лесного края. На снегоходах прикреплены лыжи, (мало ли что, вдруг откажет мотор), под рукой топор с особенной заточкой первопроходца, с длинной ручкой и острейшим легким лезвием.

KLGR_062.jpg

KLGR_063.jpg

И всеже люди устают. Потому что глубина снега иной раз доходит до метра, реки среди белого безмолвия желтеют свежей водой. Ни птички, ни шороха лося после обильного снегопада, ни следа. Все ждут, когда осядет пушистый снег, забивающий влажной замазкой катки "Буранов".

KLGR_065.jpg

KLGR_066.jpg

Вот и знакомый балок на реке Сеха, научный стационар заповедника. Мужики пошли дальше, тропить свой маршрут учета, я остаюсь со свечкой, фонарем и запасом аккумуляторов к фотокамере на неделю. А потом еще на несколько, чтобы самому увидеть реликтовый участок елей, пройти по малым рекам, наметить маршруты летних экспедиций. Об этом рассказ в следующей серии, скоро.

KLGR_068.jpg

А вообще можно будет посмотреть нашу выставку "Истории Кологривского леса" в Москве, в ЦДХ с 24 января по 22 февраля на фестивале "Первозданная Россия2" /data/away/508c09e5109d1dd7574c40f205172d7c/
В один из дней сотрудники заповедника и музея, да собственно я тоже соберемся все вместе в Москве на Фестивале, чтобы лично показать расширенную версию фото истории и рассказать о многом, чем богат Кологривский край. Конечно, я об этом дополнительно сообщу. Приходите.
Последниее обновление. Встреча с сотрудниками заповедника и автором состоится 7 февраля, на Центральной площадке, начало в 16 часов и до 18 часов должны закончить.
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Грег Мо: улицы Камбоджо и Индии

Грег Мо: улицы Камбоджо и Индии

Блог4 дн. назад
Грег Мо фотографирует места, которые привлекают его естественным образом. По его мнению, часто именн...
Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Блог1 мес. назад
Расположенный на северо-западе России, Санкт-Петербург пропитан историей и величием. Но внимание фра...
Александр Громбах: формальная симметрия

Александр Громбах: формальная симметрия

Блог1 год назад
Слово «симметрия» означает «соответствие размеров, должная пропорция, расположение». Концепция была ...
Пронзительные чёрно-белые фотографии, присланные на конкурс журнала «Bnw Minimalism»

Пронзительные чёрно-белые фотографии, присланные на конкурс журнала «Bnw Minimal...

Блог3 года назад
Чёрно-белая фотография позволяет взглянуть под иным углом на привычный для нас мир ярких цветов. Вых...
Дарьян Волкова: «Нет «хорошей» фотографии, и нет «плохой». Есть та фотография, которая близка именно тебе»

Дарьян Волкова: «Нет «хорошей» фотографии, и нет «плохой». Есть та фотография, к...

Блог2 года назад
Дарьян Волкова удивительный человек. Завершив карьеру в балете, она не испугалась нового этапа. Нель...
За крокусами в Карпаты! Часть 1

За крокусами в Карпаты! Часть 1

Блог5 лет назад
Весной всегда хочется чуда. Яркого и красивого чуда. А ждать, пока оно придёт само - не хочется (вед...
Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Фотоархив: ушедшая Бразилия на фотографиях Женевьевы Нейлор, 1940-1943 гг

Блог1 год назад
Женевьев Нейлор, фотожурналист, ранее работавшая на Associated Press и WPA, была направлена в Бразил...
Я | ФОТОГРАФ. Алла Корж

Я | ФОТОГРАФ. Алла Корж

Блог8 лет назад
Сегодня в рубрике мы бы хотели познакомить вас с ярким творчеством Аллы Корж (aallaa_korg) и ее виде...
5 кадров с Pentax 6x7 и плёнкой Ilford HP5 +

5 кадров с Pentax 6x7 и плёнкой Ilford HP5 +

Блог2 дн. назад
Государственный парк Портола Редвудс расположен на западной стороне гор Санта-Крус, где местность сп...
Я | ФОТОГРАФ. Юрий Белецкий

Я | ФОТОГРАФ. Юрий Белецкий

Практика8 лет назад
Представляем вам изумительные звёздные кадры от Юрия Белецкого, астронома и астрофотографа, живущего...
NVIDIA GauGAN2 превращает предложения в реалистичные  фотографии

NVIDIA GauGAN2 превращает предложения в реалистичные фотографии

Блог2 года назад
Программа на базе искусственного интеллекта GauGAN2 от NVIDIA может использовать простые письменные ...
Магия плёнки

Магия плёнки

Блог1 год назад
Джо Грир считает аналоговую фотографию очень естественным творческим процессом. Для съёмки он исполь...
Мартен Ротс: мир через абстрактную фотографию

Мартен Ротс: мир через абстрактную фотографию

Блог1 год назад
Маартен Ротс - голландский фотограф с опытом работы в области графического дизайна и изобразительног...
«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

Блог2 года назад
«Водолаз и русалка» - серия фотографий, вдохновлённая художественными образами водолазов в тяжёлом с...
Три истории о Кологривском Крае. История первая
Андриан Колотилин

Комментарии

Отправить