«По ту сторону двери…»: проект испанского фотографа Хосе Мануэля Навия

Прошлое играет центральную роль во всех работах испанского фотографа Хосе Мануэля Навия, включая его проект «По ту сторону двери…», который он снял на Leica M11. Его атмосферные изображения рождаются из путешествия, которое Навия совершил в поисках следов своего детства. При этом он понимает и раскрывает понятие «следа» в том смысле, который придал ему философ Вальтер Беньямин: «видимость близости, какой бы далекой ни была вещь, оставившая её позади».

 

007_expo-leica_navia

Вы сказали, что с помощью этого проекта вы стремились исследовать одно из волшебных мест вашего детства...

Память - фундаментальный элемент всей моей работы. Я фотографирую, чтобы попытаться реконструировать прошлое, опираясь на настоящее. Речь идет о том, чтобы отыскать в настоящем ряд людей, пейзажей, визуальных элементов и так далее, а затем создать с помощью них атмосферу, которая заставит наши воспоминания выйти на передний план – как у меня, так и у тех, кто смотрит на мои фотографии.

С вашей точки зрения, что делает определённое место волшебным?

Я думаю, что у всех нас есть места, о которых мы вспоминаем с особенной теплотой; места, где мы были счастливы в детстве. Для меня таким местом является город Хеллин, а также дорога, соединяющая его с Мадридом.  Здесь жила моя бабушка и здесь я беспечно проводил своё время - вскоре после моего рождения и до тех пор, пока мне не исполнилось восемь лет.

Что очаровало вас больше всего?

Повторное знакомство с местами, о которых я почти забыл, и новые ощущения, которые я испытал. Многие из этих мест сохранились более или менее в том виде, в каком я их помнил: по семейным фотографиям или по собственному опыту; в то время как другие изменились до неузнаваемости. Это всего лишь один шаг от памяти к воображению. Как утверждает португальский писатель Антониу Лобо Антунеш: «Воображение - это ферментированная память».

Ваша серия называется «По ту сторону двери…». Почему?

Я взял эту фразу из романа под названием «Девушка с Лейкой» (англ.: «The Girl with the Leica») немецкой писательницы Хелены Янечек. В романе есть момент, когда один из персонажей говорит: «Прошлое нужно тщательно хранить по ту сторону двери; но если оно постучится, нет другого выхода, кроме как впустить его». Я также подумал, что название было очень подходящим, потому что это был проект, спонсируемый Leica; и в романе рассказывается о Герде Таро. Вероятно, она была одной из первых женщин, использовавших фотоаппарат Leica, в 1936 году, во время Гражданской войны в Испании, куда она отправилась в компании Роберта Капы.

Что произошло, когда вы «открыли дверь»?

Что ж, как это часто бывает во время моей работы, как только тема свободно определена и территория очерчена, открываются тысячи возможностей. Реальность начинает представать перед моими глазами, как будто она жаждет быть сфотографированной.

Ваши атмосферные изображения довольно мистичны – что вы надеетесь вызвать у зрителя?

Я считаю, что фотография и искусство в целом должны в первую очередь вызывать в памяти какие-то ассоциации, как вы говорите. И это еще более важно, когда вы работаете, отталкиваясь от чувств, связанных с прошлым; потому что тогда работа фотографа подразумевает не только путешествие в пространстве, но и во времени. Кристиан Болтански, художник-концептуалист, говорил, что настоящая коммуникация устанавливается, когда отправитель и получатель каким-то образом имеют общее прошлое. И, в более общем смысле, мы можем видеть себя многими людьми, которые разделяют определенные фундаментальные элементы прошлого.

Почему вы фотографировали так мало людей?

Меня очень интересовала идея безлюдного пространства. Эта работа в той же или даже большей степени о том, чего здесь больше нет, о тех, кого здесь больше нет; но также и о том, что все еще сохраняется: местах, определенных людях, которые продолжают жить в домах, где они родились, и где жили, когда я ездил в Хеллин в детстве (и которые очень важны для моей работы), и так далее. Тем не менее, если вы внимательно посмотрите на фотографии, я думаю, что человеческое присутствие является чем-то постоянным; речь идет о работе не только с людьми, но и со следами, которые они оставляют после себя. Здесь я сосредотачиваюсь на идеи следов, которую предложил философ Вальтер Беньямин.

Какое оборудование вы использовали для своего проекта?

В эпоху аналоговой фотографии я всегда работал с Leica (M4-P, M6). Моим любимым типом плёнки была Kodachrome; а после того, как она стала недоступной, Ektachrome или Fujichrome. Этот проект был сфотографирован на камеру M11, предоставленную мне компанией Leica. Опыт работы со старым и любимым инструментом был весьма положительным; это означало, что я вернул себе старые ощущения. В основном я использовал объектив 35 мм, иногда 50 мм. Я думаю, что буду продолжать работать с Leica; в частности, с M10-P.

Как бы вы описали свой подход к фотографии?

Я всегда работаю в цвете и в области документального кино. Однако мое понимание документалистики неотделимо от поэзии. Мне очень близко определение, которое когда-то дал нам Уокер Эванс: «Лирический документальный фильм»; или, как однажды Аллен Гинзберг учил Роберта Франка: простое описание чего-либо может быть поэзией.

Пожалуйста, закончите следующее предложение: «Фотография для меня— это…»

средство, с помощью которого можно попытаться понять мир визуально и «говорить» со зрителем через образы. Чудесное ремесло, которое быстро превратилось в образ жизни.

Больше работ Хосе Мануэля Навия вы можете увидеть на Agence Vu >>

Источник: LeicaCameraBlog

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог2 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Дэвид Ниссен: остановить движение

Дэвид Ниссен: остановить движение

Блог1 год назад
Дэвид Ниссен родился в Валансьене, Франция, в 1969 году, изучал фотографию и живопись в Школе изящны...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Забавные хомяки Джулиана Рада

Забавные хомяки Джулиана Рада

Блог2 года назад
Дикие хомяки - это на самом деле интересный объект для съёмки. Фотограф дикой природы Джулиан Рад по...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Правила жизни. Катя Платонова

Правила жизни. Катя Платонова

Блог8 лет назад
Дорогие друзья, мы продолжаем рассказывать о правилах жизни известных фотографов. Cегодня мы предста...
Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Блог2 года назад
После окончания Второй мировой войны сдавшаяся Япония была опустошена. Все крупные города, промышлен...
Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Блог2 мес. назад
Расположенный на северо-западе России, Санкт-Петербург пропитан историей и величием. Но внимание фра...
«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

Блог2 года назад
«Водолаз и русалка» - серия фотографий, вдохновлённая художественными образами водолазов в тяжёлом с...
Уличная фотография Алана Шаллера: свет, тень и абстракция

Уличная фотография Алана Шаллера: свет, тень и абстракция

Блог1 год назад
Алан Шаллер - лондонский фотограф, специализирующийся на черно-белой фотографии. Его работы часто аб...
Цзыцянь Лю: в поисках гармонии с миром природы

Цзыцянь Лю: в поисках гармонии с миром природы

Блог2 мес. назад
Цзыцянь Лю - фотограф из Шанхая, и все ее работы - автопортреты. Она сочетает свое тело, растения и ...
Среди медведиц тоже встречаются натуральные блондинки

Среди медведиц тоже встречаются натуральные блондинки

Блог8 лет назад
Бурые медведи только называются бурыми. В жизни же диапазон окраски их меха от светло-соломенного до...
Использование мокроколлоидного процесса  для съёмки еды

Использование мокроколлоидного процесса для съёмки еды

Блог2 года назад
Австрийский фотограф Маркус Хофштеттер, уже долгое время увлекается созданием фотографий, используя...
Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Блог5 лет назад
Сегодня мы едем на Север, в Троссакс, всё ближе к Высокогорью – местам, воспетым в книгах Вальтера С...
«По ту сторону двери…»: проект испанского фотографа Хосе Мануэля Навия
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить