«По ту сторону двери…»: проект испанского фотографа Хосе Мануэля Навия

Прошлое играет центральную роль во всех работах испанского фотографа Хосе Мануэля Навия, включая его проект «По ту сторону двери…», который он снял на Leica M11. Его атмосферные изображения рождаются из путешествия, которое Навия совершил в поисках следов своего детства. При этом он понимает и раскрывает понятие «следа» в том смысле, который придал ему философ Вальтер Беньямин: «видимость близости, какой бы далекой ни была вещь, оставившая её позади».

 

007_expo-leica_navia

Вы сказали, что с помощью этого проекта вы стремились исследовать одно из волшебных мест вашего детства...

Память - фундаментальный элемент всей моей работы. Я фотографирую, чтобы попытаться реконструировать прошлое, опираясь на настоящее. Речь идет о том, чтобы отыскать в настоящем ряд людей, пейзажей, визуальных элементов и так далее, а затем создать с помощью них атмосферу, которая заставит наши воспоминания выйти на передний план – как у меня, так и у тех, кто смотрит на мои фотографии.

С вашей точки зрения, что делает определённое место волшебным?

Я думаю, что у всех нас есть места, о которых мы вспоминаем с особенной теплотой; места, где мы были счастливы в детстве. Для меня таким местом является город Хеллин, а также дорога, соединяющая его с Мадридом.  Здесь жила моя бабушка и здесь я беспечно проводил своё время - вскоре после моего рождения и до тех пор, пока мне не исполнилось восемь лет.

Что очаровало вас больше всего?

Повторное знакомство с местами, о которых я почти забыл, и новые ощущения, которые я испытал. Многие из этих мест сохранились более или менее в том виде, в каком я их помнил: по семейным фотографиям или по собственному опыту; в то время как другие изменились до неузнаваемости. Это всего лишь один шаг от памяти к воображению. Как утверждает португальский писатель Антониу Лобо Антунеш: «Воображение - это ферментированная память».

Ваша серия называется «По ту сторону двери…». Почему?

Я взял эту фразу из романа под названием «Девушка с Лейкой» (англ.: «The Girl with the Leica») немецкой писательницы Хелены Янечек. В романе есть момент, когда один из персонажей говорит: «Прошлое нужно тщательно хранить по ту сторону двери; но если оно постучится, нет другого выхода, кроме как впустить его». Я также подумал, что название было очень подходящим, потому что это был проект, спонсируемый Leica; и в романе рассказывается о Герде Таро. Вероятно, она была одной из первых женщин, использовавших фотоаппарат Leica, в 1936 году, во время Гражданской войны в Испании, куда она отправилась в компании Роберта Капы.

Что произошло, когда вы «открыли дверь»?

Что ж, как это часто бывает во время моей работы, как только тема свободно определена и территория очерчена, открываются тысячи возможностей. Реальность начинает представать перед моими глазами, как будто она жаждет быть сфотографированной.

Ваши атмосферные изображения довольно мистичны – что вы надеетесь вызвать у зрителя?

Я считаю, что фотография и искусство в целом должны в первую очередь вызывать в памяти какие-то ассоциации, как вы говорите. И это еще более важно, когда вы работаете, отталкиваясь от чувств, связанных с прошлым; потому что тогда работа фотографа подразумевает не только путешествие в пространстве, но и во времени. Кристиан Болтански, художник-концептуалист, говорил, что настоящая коммуникация устанавливается, когда отправитель и получатель каким-то образом имеют общее прошлое. И, в более общем смысле, мы можем видеть себя многими людьми, которые разделяют определенные фундаментальные элементы прошлого.

Почему вы фотографировали так мало людей?

Меня очень интересовала идея безлюдного пространства. Эта работа в той же или даже большей степени о том, чего здесь больше нет, о тех, кого здесь больше нет; но также и о том, что все еще сохраняется: местах, определенных людях, которые продолжают жить в домах, где они родились, и где жили, когда я ездил в Хеллин в детстве (и которые очень важны для моей работы), и так далее. Тем не менее, если вы внимательно посмотрите на фотографии, я думаю, что человеческое присутствие является чем-то постоянным; речь идет о работе не только с людьми, но и со следами, которые они оставляют после себя. Здесь я сосредотачиваюсь на идеи следов, которую предложил философ Вальтер Беньямин.

Какое оборудование вы использовали для своего проекта?

В эпоху аналоговой фотографии я всегда работал с Leica (M4-P, M6). Моим любимым типом плёнки была Kodachrome; а после того, как она стала недоступной, Ektachrome или Fujichrome. Этот проект был сфотографирован на камеру M11, предоставленную мне компанией Leica. Опыт работы со старым и любимым инструментом был весьма положительным; это означало, что я вернул себе старые ощущения. В основном я использовал объектив 35 мм, иногда 50 мм. Я думаю, что буду продолжать работать с Leica; в частности, с M10-P.

Как бы вы описали свой подход к фотографии?

Я всегда работаю в цвете и в области документального кино. Однако мое понимание документалистики неотделимо от поэзии. Мне очень близко определение, которое когда-то дал нам Уокер Эванс: «Лирический документальный фильм»; или, как однажды Аллен Гинзберг учил Роберта Франка: простое описание чего-либо может быть поэзией.

Пожалуйста, закончите следующее предложение: «Фотография для меня— это…»

средство, с помощью которого можно попытаться понять мир визуально и «говорить» со зрителем через образы. Чудесное ремесло, которое быстро превратилось в образ жизни.

Больше работ Хосе Мануэля Навия вы можете увидеть на Agence Vu >>

Источник: LeicaCameraBlog

Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог6 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
5 Кадров на камеру Leica M6 и объектив Voigtlander 35 мм f/1.4

5 Кадров на камеру Leica M6 и объектив Voigtlander 35 мм f/1.4

Блог1 год назад
Прежде всего, я хочу сказать, что до M6 я никогда не снимал на камеры Leica, если не считать того да...
Фотография лебедей, созданная с помощью техники светографики

Фотография лебедей, созданная с помощью техники светографики

Блог1 год назад
Финский фотограф Ханну Хухтамо (Hannu Huhtamo) занимается светографикой с 2008 года. Его световая ж...
Превратите ваши фотографии в литофаны

Превратите ваши фотографии в литофаны

Блог1 год назад
Если вы хотите добавить новое измерение к своим фотографиям, тогда литофан – то, что вам нужно. Испо...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог1 год назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
 Этапы становления, через которые проходит каждый уличный фотограф

Этапы становления, через которые проходит каждый уличный фотограф

Блог1 год назад
Эта статья в ироничной форме описывает степень прогресса в жанре уличной фотографии - восемь этапов...
Я | ФОТОГРАФ. Кристина Короткова

Я | ФОТОГРАФ. Кристина Короткова

Блог6 лет назад
Кристина Короткова — фотограф, руководитель фотостудии и фотошколы «Фокус», преподаватель, автор мно...
5 кадров на камеру Leicaflex и объектив Curtagon 35 мм F4

5 кадров на камеру Leicaflex и объектив Curtagon 35 мм F4

Блог1 год назад
Объективы с функцией сдвига – одни из моих любимых. Этим летом я пополнил свой арсенал старым Curtag...
История самой дорогой фотографии NFT, когда либо проданной

История самой дорогой фотографии NFT, когда либо проданной

Блог5 мес. назад
Фотограф Джастин Аверсано точно помнит момент, когда к нему пришла идея проекта «Twin Flames». Это б...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог4 мес. назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
5 кадров на плёнку Ferrania P30

5 кадров на плёнку Ferrania P30

Блог1 год назад
Некоторое время назад я получил электронное письмо от магазина Film Photography Project, в котором м...
Повреждённая огнем Leica M4 и объектив  Summicron проданы на аукционе за 2000 долларов.

Повреждённая огнем Leica M4 и объектив Summicron проданы на аукционе за 2000 до...

Блог1 год назад
Можно подумать, что фотокамера и объектив, поврежденные в результате пожара, абсолютно бесполезны. ...
Фотограф Алекси Коски создал крупноформатную камеру с автофокусом

Фотограф Алекси Коски создал крупноформатную камеру с автофокусом

Блог4 мес. назад
Фотограф Алекси Коски создал то, что он называет первой в мире камерой 4x5 дюйма, оснащенной системо...
Фотография мертва. Да здравствует фотограф!

Фотография мертва. Да здравствует фотограф!

Блог5 мес. назад
Я, возможно как и многие другие, постигал азы фотографии у всемирно известного мастера О. П. Шарма. ...
Продуманные вырезки из бумаги от Paperboyo превращают архитектуру и достопримечательности в забавные сцены

Продуманные вырезки из бумаги от Paperboyo превращают архитектуру и достопримеча...

Блог1 год назад
Фотограф Рич Маккор (Rich McCor, он же paperboyo) собрал более полумиллиона подписчиков в Instagram,...
«По ту сторону двери…»: проект испанского фотографа Хосе Мануэля Навия
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить