Фотограф Роман Робрук запечатлел упадок церкви в Италии

Церковные здания были опорой всей Европы на протяжении веков. От причудливых деревенских часовен до роскошных и величественных соборов, «Старый Свет» был домом для сотен церквей. Некоторые из них сохранились в первозданном виде, высоко ценятся как национальное достояние или памятники архитектуры, в то время как другие встречают совершенно иной конец: покинутые и оставленные без должного внимания, они постепенно превращаются в руины.

 Автор: Roman Robroek (web-site)

PreviousNext

Из городских районов в сельскую местность

Италия является прекрасным примером страны, которая, хотя и высоко ценит свою историю, архитектуру, культуру и связь с Церковью как институтом, все же имеет свою долю заброшенных церквей. Большинство из них имели величественную роспись, высокие потолки, чудесные артефакты и другие стилистические элементы, представляя огромное разнообразие архитектурных стилей: от готики до византии и даже барокко.

Некоторые из этих заброшенных церквей известны только небольшим местным общинам. В других же случаях местонахождение и история религиозных сооружений навсегда исчезает из человеческой памяти. Даже такие крупные города, как Неаполь, являются пристанищем для многих бывших церквей, о существовании которых даже никто не подозревает. В историческом центре есть много жилых зданий, которые просто превратились в дома из бывших часовен, поскольку городская экспансия поглотила то, что было там раньше.

Возять, например, историческое здание на улице Виа Нино 22, Палаццо ди Людовико Ди Букс. Нынешние жители даже могут не осознавать, что это помещение когда-то было церковью, и некоторые из его разрушающихся элементов всё еще видны по сей день.  Будь то заброшенный уголок оживленного города или поглощённая растительностью сельская местность, и там и там можно найти много заброшенных или просто забытых церквей, часовен и других религиозных зданий. Все они медленно превращаются в руины и исчезают из коллективной памяти.

Маленький городок Кьянче, в провинции Беневенто в Италии, даже не отмечен на большинстве карт, и в нём едва проживает 50 человек, но здесь есть две церкви, одна из которых заброшена. Этот город прекрасно иллюстрирует нынешнее состояние церквей в большинстве сельских районов Италии. По мере того как секуляризм становится всё более заметным и прогрессирует, многие церкви остаются на задворках. Просто не хватает ресурсов или персонала, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии, что приводит к тому, что все больше и больше этих поместных церквей становятся заброшенными.

PreviousNext

Отсутствие интереса к религии или социально-экономические сдвиги?

Рост секуляризма безусловно связан со снижением посещаемости церквей по всей Италии. Начиная с эпохи иллюминизма прогрессивное мышление и более открытые взгляды на религию стали приемлемыми в качестве общественных взглядов. Внезапно стало возможным выражать сомнения и даже подвергать сомнению ценности христианства как религии или института, не опасаясь оказаться в руках правосудия.

В то же время идея о том, что медленное, но неуклонно прогрессирующее снижение религиозного пыла могло способствовать отсутствию интереса к некоторым поместным церквям, вероятно, не является главной причиной их повсеместного упадка. Гораздо более вероятно, что сработали другие социальные и экономические факторы.

Как я уже говорил, довольно часто можно встретить заброшенные церкви в небольших сельских поселениях и сельской местности. Однако церкви - не единственное, что осталось позади. Медленно, но верно по их пути идут целые деревни. Небольшие общины объединяются в более крупные, поскольку люди покидают малонаселённые фермерские хозяйства, такие как Чианче, в поисках лучших возможностей в крупных городах или за границей.

По мере того, как деревни угасают, возможности трудоустройства уменьшаются, административные ресурсы и бюджеты резко сокращаются, а многие здания выходят из употребления и, в конечном счёте, приходят в упадок. Это затронуло школы, бывшие общественные учреждения и, конечно же церкви. Все эти учреждения просто не могут нормально функционировать, если их некому посещать.

Недавнее исследование, проведенное под руководством Луиджи Бартоломеи из Болонского университета, было специально посвящено феномену заброшенных церквей в Италии. В эссе представлены данные церковной переписи и сравниваются статистические данные в районе Болоньи с различными историческими контекстами и социальными ландшафтами.

Согласно исследованию, отсутствие интереса к Церкви не является основной причиной заброшенной церковной инфраструктуры. Исследование указывает на исход жителей из небольших городских районов в большие города и отсутствие планов Католической церкви инвестировать в церкви или продвигать их в более крупных городских районах. Другими словами, в то время как церкви в сельской местности просто заброшены из-за отъезда людей, церкви в более крупных районах, становятся жертвами сокращения бюджета или отсутствия надлежащего управления или заинтересованности в возрождении конкретной церкви как места скопления общества.

PreviousNext

Почему бывает так сложно отследить заброшенные церкви

Исследование также затрагивает концепцию национальной церковной инфраструктуры, которой очень трудно управлять, учитывая естественную связь между конкретными церквями и их территорией. Исторически сложилось так, что многие церкви были довольно независимыми в своем управлении, даже с точки зрения бюджета. Пожертвования от людей или от богатых местных меценатов всегда были жизненно важным компонентом выживания церкви - о таких пожертвованиях часто сообщалось неверно или вообще умалчивалось, что существенно затрудняло отслеживание финансового состояния конкретной церкви.

Для сравнения: Болонья, которая считается городом среднего размера в центре Италии, является домом для 700 церквей. В Неаполе находится более 1000 церквей, а в Риме, столице Италии, насчитывается 900 церквей. Речь идет о более чем 2600 церквях, и это только в 3 городах Италии. От крошечных исторических часовен до монументальных зданий.

Согласно официальным данным, по всей Италии насчитывается более 20 000 церквей, хотя фактическое число может быть ближе к 65 000. Подтверждено, что по меньшей мере 1000 церквей находятся в заброшенном состоянии, хотя, вероятно, их гораздо больше. Сокращение цифр - хороший способ получить общее представление, но в долгосрочной перспективе это может оказаться бесполезной затеей, поскольку нет единого мнения или каких-либо надежных данных о текущем состоянии заброшенных церковных зданий или бывших церквей, которые сейчас находятся в частной собственности, но всё ещё могут находиться в разрушенном состоянии.

Церковь часто сильно привязана к своей территории. Вещи меняются, и, как мы обсуждали в этой статье, люди, как правило, переезжают на «более зелёные пастбища» (или на самом деле далеко от пастбищ, поскольку многие переселяются в городские районы!).

Многие нынешние заброшенные церкви, которые когда-то были основаны в доиндустриальной Италии, теперь расположены в районах, которые просто отстали от времени. Экономические сдвиги в истории часто были движущей силой для людей, которые переезжали, оставляя старые общины позади и создавая новые. Порой это приводит к заброшенности и упадку прежней инфраструктуры, когда интереса и спроса на неё уже просто нет.

Проще говоря, какой смысл выделять бюджетные средства и делать все возможное для сохранения церкви, если нет общины, которой бы это нравилось? Нет возможности привлечь туристов и, как правило, нет другой подобной деятельности в окрестностях? Печальным последствием урбанизации и массового переезда в большие города является то, что многие небольшие деревни просто перестают существовать, включая и то, что когда-то было их истинным бьющимся сердцем: их церкви.

PreviousNext

Это не просто церкви-призраки, а целые города-призраки

Во многих других европейских странах, таких как Германия, Швеция или Австрия, явление заброшенных церквей часто компенсируется растущей тенденцией преобразования. Это означает, что многие бывшие церкви превращаются во что-то другое: резиденции, концертные залы, даже рестораны, театры или музеи.

Однако, как правило, такой подход довольно сложен в реализации. Не только из-за отсутствия финансовой поддержки таких проектов, но и из-за того, что большинство заброшенных церквей в странах находится в непопулярных районах, где просто нет спроса на строительство новых объектов, и вложение больших денег в спасение и преобразование церкви, не имеет никакого смысла для инвестора или землевладельца.

Многие «города-призраки» в Италии, такие как Балестрино в Лигурии, являются свидетельством этого явления. Город был заброшен с 60-х годов, в том числе и местная церковь, обветшавшая фигура которой стоит на крутом холме, возвышаясь над разрушающимся городом. Это настолько жутко, что кажется почти съёмочной площадкой для фильма.

Еще один пример — Фосса в Аквиле. Этот город, расположенный в районе Аквила в Абруццо, сильно пострадал от землетрясения 2009 года, из-за чего был почти полностью заброшен. Этот город является примером того, что феномен «города-призрака» вполне реален, а также совсем недавно появился в Италии: Фосса была заброшена менее 20-ти лет назад!

Стоит также сказать, что большинство заброшенных церквей - это не просто местные часовни. Напротив, есть много примеров заброшенных церквей в Италии, относящихся к нескольким эпохам. Одна из них - Chiesa Madre di San Nicola (первое изображение в подборке выше), в районе Ламеция, является ярким примером потрясающей церкви, заброшенной, несмотря на многочисленные усилия сообщества, собрать средства для её ремонта и реставрации. Chiesa Faraone Antico (второе изображение в подборке выше) - ещё одна жертва относительно частой сейсмической активности Италии, и это сердце всего борго, которое было полностью разрушено и оставлено общиной.

Сегодня заброшенные церкви в Италии и других странах предлагают уникальный взгляд в прошлое. Возможно, это источник размышлений, поскольку они побуждают нас задуматься о будущем. Если церковь, некогда самая важная гавань в обществе, может превратиться в груду руин, то в чём мы можем быть уверены сегодня? Это следы прошлого многих поколений, и если мы последуем за ними, мы сможем увидеть, откуда растут наши корни и, представить то, к чему мы придём.

Источник: PetaPixel

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог9 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог4 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 год

Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 г...

Блог2 года назад
В 1960 году фотожурналист Ормонд Джильи собрал 43-х женщин, одел их в изысканные красочные наряды и ...
Запечатление городской элегантности: уличная фотография Марка Фернли

Запечатление городской элегантности: уличная фотография Марка Фернли

Блог1 год назад
В Лондоне, где быстрый темп жизни его обитателей создает постоянный хаос, Марк Фернли находит уникал...
Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи

Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи

Блог3 года назад
Однажды документальный фотограф и Z Creator Nikon Елена Чернышова бросила работу и отправилась в тре...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Блог2 года назад
То, что началось как шутка о том, как безопасно проводить фотосессию во время ограничений COVID-19, ...
Три истории о Кологривском Крае. История Третья. Сплав по реке Унжа.

Три истории о Кологривском Крае. История Третья. Сплав по реке Унжа.

Блог9 лет назад
Вот и подходит к концу мой небольшой цикл заметок о Кологривском крае. Но без рассказа о реке Унжа н...
Ганнибал Ренберг делает потрясающие чёрно-белые уличные снимки на смартфон

Ганнибал Ренберг делает потрясающие чёрно-белые уличные снимки на смартфон

Блог3 дн. назад
Ганнибал Ренберг переосмыслил искусство уличной фотографии, запечатлевая суть повседневной жизни на ...
Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Блог8 лет назад
Дорогие мои друзья! В декабре 2016 моя фоторабота одержала победу в начале в национальном этапе, а з...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог3 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой»

Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой»

Блог3 года назад
Сергей Гаврилов фотограф лишь наполовину, поскольку вторая часть его творчества посвящена кино и вид...
Погружаясь в историю: как воссоздание ранних дагеротипных фотографий открыло нам окно в прошлое

Погружаясь в историю: как воссоздание ранних дагеротипных фотографий открыло нам...

Блог3 года назад
В этой статье Элиза Декурси из Исследовательской школы гуманитарных наук и искусств Австралийского н...
И. Дайю: ненастный Токио

И. Дайю: ненастный Токио

Блог6 дн. назад
Фотограф И Дайю мастерски передаёт атмосферу токийских улиц в ненастные дни с помощью минималистично...
Сельская жизнь на южных фермах Аргентины глазами Луиса Альберто Франке

Сельская жизнь на южных фермах Аргентины глазами Луиса Альберто Франке

Блог7 дн. назад
Огромные фермы на юге Аргентины свидетельствуют о богатом сельскохозяйственном наследии страны и жиз...
Фотограф Роман Робрук запечатлел упадок церкви в Италии
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить