Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи

Однажды документальный фотограф и Z Creator Nikon Елена Чернышова бросила работу и отправилась в трехлетние путешествие по Евразии с камерой Nikon D90, намериваясь исполнить свою мечту - стать профессиональным фотографом. Это был первый шаг её длинного пути к цели. В 2009-м Елена стала победительницей конкурса Nikon International Contest в номинации «Европейский молодой талант», а уже в 2011-м получила грант на создание своего первого проекта о повседневной жизни жителей Норильска — индустриального центра в 400 километрах к северу от полярного круга в Сибири. С работой «Полярные Дни — Полярные Ночи» Елена выиграла множество престижных европейских и международных наград, в том числе World Press Photo 2014.

00

Сейчас Елена исследует различные социальные группы и культурные общины, как на них отражаются изменение политических, экономических и природных условий, и то, как люди к ним адаптируются. Ее снимки публикуются в National Geographic, GEO, STERN, Le Figaro, 6 Mois, Le Monde, WSJ, Internazionale, Days Japan и других изданиях. Также фотограф регулярно участвует в международных фестивалях и выставках, а ее работы находятся в частных коллекциях по всему миру. В этом материале Елена Чернышова рассказывает о том, как она решила отказаться от профессии архитектора и исполнить свою мечту — стать профессиональным фотографом.

Путь к мечте

Мечта — это маяк, указывающий верное направление на жизненном пути. Она появляется у нас не просто так. Если вы сильно о чем-то мечтаете, это значит, что у вас есть потенциал для осуществления желаемого. Возможно, это именно то, в чем вы сможете проявить себя лучше всего в жизни.

В 18 лет я с увлечением разглядывала журналы с красивыми фотографиями: National Geographic, Geo и другие. Захватывающие истории, невероятные путешествия были рассказаны через яркие, живые изображения, которые будоражили воображение. Я восхищалась этим визуальным языком. «Какая прекрасная работа — путешествовать, общаться с людьми, постоянно узнавать что-то новое и создавать красивые образы. Вот бы мне так!», — вдохновенно шептало сердце. «Вряд ли это возможно…», — спускал меня с неба на землю рациональный ум. 

Серьезный интерес к фотографии возник во время учебы. Я училась в МАрхИ на кафедре промышленной архитектуры. Уже на втором курсе у меня появилось  сильное желание — стать фотографом. Я даже обдумывала возможность поступления во ВГИК на операторский факультет. Но мне это показалось нереальным, и я отложила свою мечту

Тогда мне казалось, что фотография навсегда останется в моей жизни любимым увлечением, но не более того. Я запрещала себе даже думать о такой профессии.А ведь именно искренняя мечта побуждает нас к движению в верном направлении. К ней обязательно нужно прослушиваться и делать все возможное для ее достижения. Как? Нужно решиться и взять ответственность за свою жизнь, идти на риск, преодолевать обстоятельства и искать решения задач. 

01

  • Камера: Nikon D90
  • Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
  • Диафрагма: f/10
  • Выдержка: 1/125
  • ISO: 126
  • Фокусное расстояние: 18 мм

02

  • Камера: Nikon D90
  • Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
  • Диафрагма: f/3.5
  • Выдержка: 1/40
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 18 мм

От Франции до Владивостока и обратно

На последних курсах учебы в институте я присоединилась к группе единомышленников из Франции, которые хотели совершить путешествие на велосипедах по Евразии. Эта идея казалась мне одновременно безумной и магнетически привлекательной. Два года мы продумывали маршрут, искали спонсоров, решали организационные вопросы. Я уже отработала пару лет в архитектурном бюро, когда, наконец нам удалось отправиться в путешествие из Тулузы во Владивосток и обратно. Поездка длилась 1004 дня, мы проехали 26 стран и около 30 000 километров. 

Эта поездка — невероятный культурный опыт, небывалые впечатления от общения с людьми, от посещения знаковых природных объектов и памятников архитектуры, а также от прочих испытаний во время такого долгого пути. Во время путешествия я много снимала. Мой друг шутил, что из-за этого мы пробыли в пути на год дольше запланированного. Найти ракурс, дождаться хорошего света и поймать правильный момент — на это нужно время. Фотографы меня поддержат. Мой интерес в съемке сместился на повседневную жизнь людей: быт, культурные особенности, взаимодействие с окружающей средой. 

В пути мне посчастливилось встретить профессиональных фотографов, чье видение поразило меня до глубины души и открыло новые грани понимания фотографии как визуального языка, поэзии.

04

  • Камера: Nikon D90
  • Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
  • Диафрагма: f/8
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 320
  • Фокусное расстояние: 18 мм

03

  • Камера: Nikon D90
  • Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
  • Диафрагма: f/5.6
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 800
  • Фокусное расстояние: 18 мм

Французская деревня 

После завершения путешествия я в серьез задумалась о том, чтобы стать документальным фотографом. Я решила попробовать и направила на это все свои силы. Именно в тот момент мечта превратилась в намерение. Это уже было не витание в грезах, а построение плана и принятие ответственности по его выполнению. А еще это был риск: выйти за пределы привычного и отлаженного механизма повседневности в сферу полной неопределенности, где не было никаких гарантий. 

Победа на международном конкурсе Nikon в 2009 году в категории «Молодые таланты» меня сильно поддержала. Она придала мне уверенность в правильном выборе, зарядила мотивацией.

В путешествии я снимала одиночные красивые снимки, не задумываясь об истории, цельном проекте. Пришло время перейти на новый этап. Я начала снимать историю про французскую деревню, в которой я тогда жила. Меня вдохновили мудрые слова фотографа Эми Виталь. В своем интервью она сказала, что интересные сюжеты нужно искать в своем окружении, по соседству, для этого не обязательно далеко ездить.  Оказалось, что в обычном поселении таится много интересного. Нужно было только приглядеться и постучать в двери. 

Я познакомилась с обществом охотников, занимавшихся регуляцией численности косуль и кабанов. Побывала на ферме по разведению гусей для национального блюда из гусиной печени — фуа-гра. Посетила многие спортивные и танцевальные секции. Снимала сельские праздники. Побывала в огромных яблоневых садах разрушенного монастыря. Наблюдала за ежедневной жизнью людей. Это было настоящим социологическим исследованием. 

Профильного образования в сфере фотографии и журналистики у меня не было, поэтому я на личном опыте училась выстраивать сюжеты, договариваться с людьми о съемках, вписываться в пространство, не привлекая к себе внимание. Эта работа нигде не публиковалась, но сделанные снимки вошли в мое портфолио, благодаря которому я смогла выиграть грант на свой первый большой проект.  

05

  • Камера: Nikon D700
  • Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/160
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 31 мм

06

  • Камера: Nikon D700
  • Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR 
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 1600
  • Фокусное расстояние: 27 мм

Грант 

Существуют разные формы поддержки фотографов в реализации их долгосрочных проектов: международные и национальные гранты.  Я подавала заявку на грант, поддерживающий молодых фотографов до 30 лет. В заявке нужно было предоставить полное описание фотопроекта, который планировала снимать, а также приложить существующие работы, демонстрирующие уровень фотосъемки и умение формировать сюжет.  Я понимала, что если не получу этот грант, то вернусь в архитектуру и буду фотографировать только для себя, в удовольствие.  

Для получения гранта нужно было пройти два этапа. В отборочный тур попали пять кандидатов. Мы должны были защитить свой проект перед жюри из 12 человек. У всех кандидатов были интересные истории. Когда вечером, в день защиты, раздался звонок и председатель жюри сообщил, что выбрали мой проект, я прыгала от счастья. Это казалось просто невероятным и открывало фантастическую возможность погрузиться в работу над первым серьезным документальным проектом — реализовать самую заветную мечту. 

07

  • Камера: Nikon D700
  • Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR 
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 1600
  • Фокусное расстояние: 35 мм

08

  • Камера: Nikon D700
  • Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR 
  • Диафрагма: f/8
  • Выдержка: 1/500
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 56 мм

Норильск 

История про Норильск возникла неслучайно.  Моя мама в юности жила за полярным кругом в небольшом чукотском поселке. В детстве я слышала много историй про морозы, северное сияние, глубокие сугробы, полярную ночь. Воображение рисовало волшебный далекий край, в котором я мечтала очутиться. Так слились воедино две мечты  — Север и фотография. 

Свой первый проект я хотела посвятить исследованию жизни в северных широтах.  Норильск — один из крупнейших городов за полярным кругом с экстремальным климатом, тяжелой историей, промышленностью мировой значимости.  Из города нет дорог в другие регионы России — это островок жизни в океане снега и вечной мерзлоты. Мне казалось невероятным, что такой огромный город существует в столь суровых условиях: девять месяцев зимы, среднегодовая температура −10°С, двухметровые сугробы, полярная ночь, погружающая жизнь в темноту на два месяца, полярный день с золотистыми ночами, свет которых  — мечта для любого фотографа.  

В Норильске очень суровый климат, усугубляемый сильным ветром. Архитекторы создали городское пространство, предназначенное для защиты от ветра. Здания образуют закрытые дворы. Чтобы люди не обходили большую группу зданий, были предусмотрены узкие проходы между зданиями.

Мне было интересно, как люди адаптируются к таким условиям жизни. Каждую особенность жизни города я стремилась показать в фотографиях. Мне важно было не просто снять поверхностные иллюстративные кадры, но окунуться глубже, прожить этот опыт, прочувствовать. Работа над проектом длилась год, в городе я жила восемь месяцев. Я много времени проводила с разными людьми, следуя их повседневной жизни. И снимала, снимала, снимала.  

Во время метелей видимость снижается. Чтобы решить эту проблему ориентации, номера зданий часто отображаются большими цифрами высотой от 3 до 6 метров. Это помогает людям хорошо расположиться по соседству и как можно быстрее найти нужное здание.

В зимнее время каждое путешествие сопряжено с опасностью. Рабочие места находятся в радиусе 20-30 км, путь лежит через тундру. Во время метелей общественный транспорт образует настоящие процессии из 15-30 автобусов, которые доставляют рабочих на рабочие места и в город. Если один автобус сломается, пассажиров эвакуируют в другой автобус. Эти автобусные составы отправляются только 3 раза в день.

Эта история была опубликована в лучших мировых журналах, и в самом желанном  — National Geographic. Проект участвовал в фестивалях, получил престижную премию World Press Photo в 2014 году. О моей работе узнали многие редакторы и кураторы, появились первые заказы, началось регулярное сотрудничество с журналами National Geographic, GEO, Stern, le Figaro, Terra Mater и другими.   

09

  • Камера: Nikon D810
  • Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
  • Диафрагма: f/4
  • Выдержка: 1/125
  • ISO: 4000
  • Фокусное расстояние: 16 мм

10

  • Камера: Nikon D800
  • Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/80
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 22 мм

Как мечта стала реальностью

За 10 лет работы документальным фотографом мне посчастливилось пройти на ледоколе по Северному морскому пути, побывать в золотом руднике на Чукотке, прокатиться на оленьих упряжках с ненцами и на полярном экспрессе по ямальской тундре, полетать на вертолете с врачами санавиации по отдаленным районам Красноярского Края, пожить со староверами в тайге, побывать у подножья Мутновского вулкана на Камчатке на геотермальной электростанции, а главное, пообщаться с удивительными людьми в разных уголках нашей страны и мира. 

На разных этапах своей карьеры я использовала разные модели камер Nikon: D90, D700, D800 и D810 и объективы: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR,  AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR, AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G, AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II.

12

  • Камера: Nikon D810
  • Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
  • Диафрагма: f/7.1
  • Выдержка: 1.6
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 16 мм

11

  • Камера: Nikon D800
  • Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
  • Диафрагма: f/ 2.8
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 1600
  • Фокусное расстояние: 62 мм

Почему именно Nikon? 

Как я уже писала, меня очень поддержала победа в конкурсе. Многие фотографы, чьи фото мне нравились, использовали Nikon. Меня привлекали яркие, сочные краски, живые цвета, контраст. Честно говоря, я даже не сравнивала с другими моделями.  

Когда я снимала историю про Норильск, часть гранта я потратила на приобретение Nikon D700 и очень была довольна этой камерой. Она перенесла сильные морозы до − 45℃, мощнейшие ветра, снежные штормы. Я уже не выдерживала, а камера каким-то чудом все еще снимала. 

До поездки я спрашивала знакомых фотографов, сможет ли камера снимать при − 30℃, но мне никто не мог ответить на этот вопрос. Так что я проверила это сама. Хоть производитель и не рекомендует пользоваться фотоаппаратом при отрицательных температурах, эта камера успешно делала снимки.

При морозе камера быстро начинает показывать, что батарея садится. Поэтому у меня с собой было несколько батарей, которые я грела во внутреннем кармане, в этот момент ставила новую батарею, потом меняла. Я могла весь день снимать, используя три аккумулятора, и у меня хватало заряда. На удивление, электроника тоже справлялась, просто медленнее срабатывала. Но при такой температуре и сам человек реагирует с задержкой! Так что я была очень удивлена.

Nikon D800 ко мне попала, когда мы с другими фотографами снимали для Nikon Европа. Несколько дней мы работали в Афинах. Придумывали сюжеты, тестировали новинки, а потом показывали результаты журналистам, делились своим опытом и проводили для них мастер-класс. После работы нам эти камеры подарили, и я до сих пор ею пользуюсь. 

Nikon D800 и D810 очень износостойкие. Люблю в этих зеркалках их качество. Я часто выезжаю туда, где нет электричества, нет возможности подзарядить батарейку. Мне хватало заряда на 1-2 недели, потому что камера очень экономно использовала ресурсы. Для фотографов, которые снимают в путешествиях, —  это отличная характеристика.

Мои камеры прошли и морозы, и дождь, и жару, и жуткую пыль, и пески. И ни разу такого не случалось, чтобы техника вышла из строя в самый неподходящий момент. Камера — это продолжение рук и глаз фотографа. Это такой инструмент, которому доверяешь на 100%. Я несколько раз тестировала фотоаппараты другой фирмы, и они не ложилось ни в руку, ни по качеству меня не устроили, ни по скорости работы.  Поэтому Nikon был всегда со мной. Знаю, что эта система не подведет, и будет четкая реализация задуманного: всегда знаешь, какие настройки установить, чтобы воплотить намерения. 

14

  • Камера: Nikon D800
  • Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/80
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 22 мм

13

  • Камера: Nikon D800
  • Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR 
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/500
  • ISO: 79
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Так как же вдохновляющую нас мечту перевести в четкое конкретное намерение? 

Берем на себя ответственность за достижение цели. Наша жизнь — результат наших усилий и деятельности, а не давления внешних обстоятельств. Составляем четкий план, фокусируемся на всех возможностях и ищем открытые двери.   Пусть мечта всегда будет как маяк, ведущий нас сквозь туман трудностей и сложностей, а творческую энергию вдохновения используем для поиска решений всех поставленных задач. Если бы кто-нибудь подошел ко мне 20 лет назад и сказал, что все это ждет меня впереди, я бы просто не поверила. 

Поэтому — дерзайте! Всё в ваших руках. 

Источник: NikonPro

Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Меган Доэрти: под кайфом от меланхолии

Блогвчера
Подростковые годы часто отмечены фантазиями: мечтами о будущем и о той жизни, которой ты мог бы жить...
Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Эрин Грабовски: о жизни среди тьмы

Блог11 ч. назад
«Я бы определенно назвала “фотошоп” тем местом, где я больше всего напрягаю свои творческие мускулы,...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог2 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Бен Томас: фотопроект  «Chroma»

Бен Томас: фотопроект «Chroma»

Блог9 дн. назад
Австралийский фотограф Бен Томас фокусируется на городских пространствах. Ранее он экспериментировал...
Эрик Огден: скрытое присутствие

Эрик Огден: скрытое присутствие

Блог9 дн. назад
Фотограф из Мичигана Эрик Огден черпает вдохновение в пейзажах и жителях своего родного Среднего Зап...
Алиса в зазеркалье

Алиса в зазеркалье

Блог8 лет назад
У зеркала нет памяти... Можно пофантазировать, будто оно помнит все наши лица, но, как и мы, не в со...
Габриэле Кроппи: метафизика городского пейзажа

Габриэле Кроппи: метафизика городского пейзажа

Блог11 дн. назад
Спокойными и могущественными кажутся мегаполисы, свободные от суеты и постоянного шума. Работы Габри...
5 кадров на Nikon 35TI с плёнкой Ferrania Orto

5 кадров на Nikon 35TI с плёнкой Ferrania Orto

Блог5 дн. назад
Фотограф - это особый тип социального существа, который в поисках идеальной экспозиции придерживаетс...
Мой путь в фотографию: новый день – это ещё одна возможность, чтобы всё изменить

Мой путь в фотографию: новый день – это ещё одна возможность, чтобы всё изменить

Блог3 года назад
Шел 2019 год, я только что был принят в олимпийскую программу США по тяжелой атлетике и получил мест...
Один час грозы в одной фотографии

Один час грозы в одной фотографии

Блог1 год назад
Турецкий астрофотограф Угур Икизлер часто обращает свой объектив к звездам, галактикам и небесным яв...
Джейсон Персофф ищет идеально сформированные снежинки для своей серии фотографий

Джейсон Персофф ищет идеально сформированные снежинки для своей серии фотографий

Блог1 год назад
Фотограф Джейсон Персофф потратил шесть лет на создание волшебных фотографий снежинок. Он ищет самы...
Вдохновения много не бывает

Вдохновения много не бывает

Блог2 года назад
Для творческого человека играет важную роль вдохновение. Это такое состояние, когда хочется творить,...
Z Creator Nikon Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографи
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить