Фестиваль «Снега и оленей» в Монголии

Монголия – самобытная и удивительная страна, не сверкающая ослепительным блеском алмазов или манящая запахом нефти, но при этом сохранившая верность древним традициям. Здесь практически везде витает дух Чингисхана. Его не просто помнят, а почитают, любят, исполняют некоторые, дошедшие до наших времен, заветы. Стоит ли говорить, что его портреты вместе с портретами сыновей и последователей висят практически везде.

В феврале мне посчастливилось попасть на проводимый впервые в Монголии фестиваль «Снега и оленей», за что хочется выразить искреннюю благодарность организаторам, как на монгольской, так и на российской стороне. Цель проведения фестиваля - это развитие международных отношений в области туризма, а также привлечение внимания к вопросам сохранения природы и самобытности коренных народов. Организаторы фестиваля проделали огромную работу для придания широкой огласки этому торжеству, были приглашены фотографы из Монголии, России и Внутренней Монголии – территории ныне принадлежащей Китаю.

Сам по себе праздник похож на нашу «масленицу». На него съехалось достаточно много местных жителей. Приезжали кто на чем мог: на машинах, в основном это УАЗик (рашен кар) или другой внедорожник, (увы, но с дорогами в Монголии не просто), на мотоциклах, лошадях, а из близ лежащего селения приходили и пешком.  

Сначала была торжественная  часть, на которой выступали организаторы, спонсоры, представители административных округов и гости из других стран.

Затем под общее ликование был зажжен костер и далее, на расстеленном на снегу ковре, появился шаман…

Глухие удары в бубен, щелканье многочисленных подвесок на его руках и ногах, зычный глас, все это смешивалось в единый гул, сопровождая постепенно набирающий амплитуду, таинственный танец и превращалось в завораживающее зрелище для всех собравшихся вокруг шамана людей. Было крайне сложно пробиться внутрь круга, чтобы сделать хорошие снимки. Ближе к концу первобытного шаманского обряда в круг по очереди выходили женщины несущие в руках блюда с хлебом, монгольским сухим сыром и жидкостью, видимо молоком. Они обходили вокруг костра, бросая в огонь свои подношения духам. Толпа зевак плотно поддерживала обряд не громкими выкриками и жестами. Это было очень удивительное и прекрасное в своей первобытности и в хорошем смысле дикости, зрелище. Вот шаман остановился и позвал из толпы одну из женщин, что бы та прошептала ему на ухо просьбу. Что она говорила, никто не знает, но мы надеемся, что ее желание духи, по просьбе шамана, обязательно исполнят. Уставшего и обессилившего шамана подняли под руки и унесли в его чум, стоявший неподалеку от сцены.

Центр поляны начал редеть, появились кинооператоры и журналисты местного телевидения, которые брали интервью у представителей административных округов, зарубежных гостей и просто у собравшихся на праздник людей.

Началось настоящее народное гулянье. Вокруг стояли юрты, в которых угощали всех кто входил. Такой уж гостеприимный народ монголы – всем кто входит к ним, они предлагают чай, сыр, сахар, творог.

Есть у мужчин интересный обычай – делиться табаком. У каждого из них имеется шитый кисет, в котором лежит табакерка, но не такая, какой мы привыкли ее видеть, а виде небольшой бутылочки в крышке которой есть лопатка. При встрече монголы достают каждый свою табакерку и дают друг другу понюхать табак.

При помощи лопатки, приделанной к крышке, из бутылька извлекается небольшое количество табака, надо отметить, что табак перетерт до состояния порошка, после чего табак вдыхается в нос. Очевидно это не чистый табак, т.к. аромат достаточно приятный, отдающий мятой. К сожалению, полный состав узнать не удалось.

На улице были разведены костры, на которых монголы готовил в огромных чанах чай. Вокруг чана собирались знакомые, друзья и просто проходящие мимо.

Люди присаживались на обычное полено и им давали пиалу с чаем. Рецепт чая тоже не простой и, по всей видимости, целиком  отвечает суровым требованиям жизни кочевника. Чай, как я понял, готовиться на воде, в которую бросают чайный лист, может быть добавлена хвоя лиственницы, молоко, масло и соль или точнее хужир, так монголы называют некий минерал похожий на пищевую соду в смеси с солью.  Чай сам по себе нейтральный по вкусу, но достаточно сытный.

Праздник продолжается. Вокруг расстелены ковры с различными товарами. В основном это изделия из меха, кожи, дерева и кости. Торгуются монголы неплохо. Мне предложили купить рыбу сделанную из рога за 15 000 тугров, на что я сказал, что возьму за 10 000 и монгол сразу согласился. «Наверное, слишком мало скинул» - подумал я, но деваться уже было некуда. 

Не успел я моргнуть глазом, как посреди поляны была натянута сеть для волейбола, и счастливые монголы, включая не только юношей, но и девушек, бодро подобрав полы своих халатов и подоткнув их за пояс, стали играть в волейбол. Это было зрелище похлеще пляжного волейбола. Представьте на вас одет овчинный тулуп (халат), вы в валенках или унтах прыгаете по площадке, засыпанной по щиколотку снегом, пытаясь достать мяч.  

Монгольские олени это отдельная тема для разговора и уж тем более для съемки. Привыкший видеть крупных северных оленей, я сперва опешил и подумал, что монголы привели молодых животных, но нет, это оказались вполне взрослые особи, просто они меньше ростом, как впрочем и кони. Несмотря на свой небольшой рост, скачки на оленях действительно были. Правда, надо отметить, что монгольский олень несет на себе на более 25 кг, поэтому в скачках участвовали дети. Пока олени несли своих юных сидаков к финишу, на другой стороне поляны разгорелись не шуточный страсти.

Там начались соревнования по борьбе. Причем выступали не только мужчины, но и женщины. Со стороны, кажется, что борящиеся достаточно жестко проводят поединок, но как потом нам поведали, борцы относились друг к другу очень бережно ведь их цель была не только победить, но и показать свое уважение  выразить признательность сопернику.

Из проводимых конкурсов были еще перетягивание каната и показ национальной одежды.

Характерной особенностью является то, что монголы носят свою национальною одежду – халат, не только в праздники, но и в повседневной жизни. Пояс, которым подвязывается халат, является для монгольского мужчины не только украшением или знаком отличия, но и оказывает лечебно-профилактическое действие.

Монголы верят в то, что внутренняя энергия находится в животе и туго подвязывая пояс, человек не дает энергии уходить наружу. Это способствует тому, что мужчины (по их словам) надолго сохраняют потенцию и не страдают простатитом. Также у халата, подвязанного поясом, есть и более практическая сторона – часть халата на животе выступает в качестве большого кармана, куда можно положить очень многое.

Сапоги не менее интересны и самобытны как с внешней стороны, так и с практической точки зрения. Сапоги монгола сделаны из кожи, войлока и ткани. Имеют разнообразный узор и цвет голенищ, также у них удлиненные носки, загнутые вверх и немного удлиненная пяточная часть. Как удалось выяснить такая форма носка и пятки позволяет сохранить внутри сапогу воздух, что способствует сохранению тепла. Также в сапогах с загнутым носком гораздо удобнее делать захват ноги соперника при борьбе.

В конце праздника традиционно награждали победителей. Вручали грамоты, наградные доски, подарки и пр. А вечером в клубе была дискотека. Интересное зрелище - монголы танцуют практически под любые мелодии одними и теми же танцевальными движениями, похожими на вальс. Но это не главное, пожалуй, первое, что бросилось в глаза и абсолютная атмосфера доброжелательности и радости. Люди пришли сюда отдохнуть, нет ни малейшего намека на конфликты или неприязненное отношение.

На прощальном ужине монголы приготовили нам Хорхог, это куски баранины, запеченные раскаленными камнями во фляге. Мясо действительно было очень мягким и вкусным. По местному обычаю, камни, извлеченные из фляги, пока они еще не остыли, все участвующие в трапезе берут в руки и перекидывают из одной руки в другую. Зачем это делается, толком никто не ответил, вроде как просто такой обычай. После чего садятся за стол и едят мясо, пьют горячий бульон из фляги, разлитый по мискам.

 Лично мне очень понравилось это небольшое, но достаточно увлекательное и познавательное путешествие по северной части страны великого Чингисхана. Здесь непосредственно из уст местных жителей я узнал о великом завоевателе много нового и интересного, какие мудрые решения и приказы он отдавал своим подданным. Это все история, которая сохранилась по сей день в Монголии. Слушая рассказы, невольно думаешь о том, как же все-таки богата наша собственная история, но насколько же сильно она исковеркана и была перевернута в угоду политической ситуации, а порой и просто ради амбиций и жажды величия отдельной группы власть придержащих.

P.S. Еще раз огромное спасибо Доржи – нашему гиду, идейному вдохновителю, организатору и спонсору фестиваля, а также Наталье и Михаилу, пригласивших меня, на этот удивительно красивый и неповторимый по своей самобытности, праздник.

Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Блог3 года назад
Представляем вам портреты, сделанные Георгием Чернядьевым. Его притягательные кадры с нежными и неиз...
Кто не спрятался - я не виноват!

Кто не спрятался - я не виноват!

Блог3 года назад
У вас есть шесть секунд: как я уже сказал, виноват не буду...
Три истории о Кологривском Крае. История Третья. Сплав по реке Унжа.

Три истории о Кологривском Крае. История Третья. Сплав по реке Унжа.

Блог3 года назад
Вот и подходит к концу мой небольшой цикл заметок о Кологривском крае. Но без рассказа о реке Унжа н...
Обзор международных портфолио-ревю

Обзор международных портфолио-ревю

Блог6 лет назад
Портфолио-ревю. Что такое - кто такой или некоторые ориентиры на карте современной мировой фотографи...
Вот моя деревня...

Вот моя деревня...

Блог3 года назад
Кордон Травяной в Южно-Камчатском федеральном заказнике
Амурская Азбука

Амурская Азбука

Блог3 года назад
“О, западник! - Откуда? ” на первой минуте знакомства раскалывает меня Роман. “Масколяку на гиляку?”...
Ах, Белла

Ах, Белла

Блог2 года назад
Проезжал я на коне по имени Ксерокс по Пушкинской площади, и останавливает меня милиционер по имени ...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог2 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Настоящий девственный лес

Настоящий девственный лес

Блог3 года назад
Мы на территории Хинганского заповедника, в котором эти самые девственные леса и охраняются. Сразу ж...
История свадебной собаки

История свадебной собаки

Блог2 года назад
Кто меня знает близко – думаю,подтвердит, что я очень много говорю, очень большие сообщения пишу, оч...
Три истории о Кологривском Крае. История вторая. Заповедник, которого могло не быть...

Три истории о Кологривском Крае. История вторая. Заповедник, которого могло не б...

Блог3 года назад
Продолжим наше путешествие по Кологривскому краю. Итак, я остался в избушке, с печкой и свечкой, да ...
Неестественное естество

Неестественное естество

Блог1 мес. назад
«А я принципиально не пользуюсь Фотошопом и предпочитаю экологически чистые фотопродукты!» – гордо и...
Горцы. Лида и Майрам

Горцы. Лида и Майрам

Блог3 года назад
северная осетия, даргавсское ущелье. высота 1200. по обочинам - заснеженные горы и покрытая изморозь...
Медвежий сезон завершен. Я дома.

Медвежий сезон завершен. Я дома.

Блог3 года назад
Девять часов на самолете от уже заснеженной Камчатки до Москвы и семь часов на машине от аэропорта Ш...
Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Блог3 года назад
Величественная красота природы Горного Алтая в кадрах Светланы Казиной. Нравятся ли вам фото? Подели...
Фестиваль «Снега и оленей» в Монголии
Владимир Белогорохов

Комментарии

Отправить