«Фото-Графия»: творим «кистью»!

Фотография – удивительное явление: в ней сам свет является инструментом создания изображений, накладывая за долю секунды свои "мазки" красок разом на всё полотно сенсора или плёнки.
Но что мешает нам растянуть этот процесс по времени и сформировать образ снимаемой сцены по частям, последовательно подсвечивая отдельные фрагменты и оставляя другие в полной темноте при открытом затворе камеры?

С точки зрения физики – ровным счётом ничего:
важно лишь, чтобы приходящие в объектив порции света от каждого участка укладывались в пределы неких экспозиционных параметров (были без значительных недодержек или яркостных пробоев) и гармонично складывали собой итоговую картину.

Световая кисть, автор - Tom Fincher

"Слёт ветеранов" (световая ксить, автор - Tom Fincher)

Вот на этом простом принципе и построена такая увлекательная и художественно-выразительная техника, как "световая кисть".

Фотоаппарат, штатив, фонарик, и личный креативный заряд – это всё, что требуется для её реализации, а значит, поупражняться в данном приёме съёмки может фотограф любого уровня, получая при этом и вполне конкретный опыт работы со светом, и несомненное творческое удовольствие от ощущения себя в качестве настоящего художника!

А раз так, то ближе к делу!

Чтобы прочувствовать технику световой кисти и научиться предвидеть результат, начните с очень простых композиций. Возьмите не более трёх простых предметов обязательно с шершавой и фактурной поверхностью, составьте элементарный лаконичный натюрморт, расположив его на любой неглянцевой поверхности (ткань, мешковина, грубые доски). Если хотите, внесите какие-то мелкие дополняющие атрибуты (зёрна, орехи, сухие листочки и т.п.).

Почему именно с неблестящей поверхностью?  На начальном этапе так будет проще, поскольку при работе световой кистью все гладкие (и особенно – сферические) объекты буду "ловить" каждое положение источника света и множить хаотичные блики, которые всегда смотрятся очень плохо.

1. Установите аппарат на штатив, скомпонуйте кадр в соответствии со своим композиционным замыслом.

*(надеюсь, пока шла подготовительная суета, за окном стемнело, и можно приступать к самому интересному – съёмке!)

2. Поставьте выдержку аппарата на "В", ISO на самое минимальное значение (для большинства аппаратов – 100), диафрагму в зависимости от желаемой глубины резко изображаемого пространства (например, f/8), отключите автофокус и вручную сфокусируйтесь на своей инсталляции.

3. Проверьте, заряжен и исправно ли работает фонарик (он может быть любым:
хорошо, если есть возможность сведения луча в узкий поток – им можно рисовать более выверенные и экспрессивные картины, если нет – ничего страшного: "художественное полотно" получится и в этом случае. Галогеновый или светодиодный? Да на первых порах сойдёт любой: цветовую температуру снимка всегда можно будет скорректировать при постобработке в конверторе).

Теперь сделайте пробу – определите примерное время, в течение которого необходимо держать затвор открытым для прорисовки того или иного участка сцены с нормальной экспозицией (оно будет исчисляться целыми секундами):
возьмите фонарик в руку, выключите все источники света в вашей тёмной комнате, нажмите кнопку спуска на камере (затор откроется и останется в таком положении), осторожно переместитесь к сцене и, включив фонарик,  с расстояния примерно в 1 метр с бокового направления начните произвольно "прописывать" лучом выбранный объект, считая, например, до восьми. Выключите фонарь, вновь нажмите кнопку спуска (затвор закроется) и посмотрите результат на превью камеры. Если есть пробои (а для их визуализации лучше всего активировать режим клиппинга на аппарате), значит, время выдержки уменьшаем, если рисуемый фрагмент глухо невиден – увеличиваем.

Допустим, в итоге получилось,  что некий фрагмент сцены нормально прорабатывается за 6 секунд. Цифра, повторяюсь условная, и у вас будет своя из вашей пробы (к слову, если есть парный радиосинхронизатор или длинный тросик спуска затвора, используйте их, чтобы не бегать каждый раз к кнопке фотоаппарата).

И вот теперь, вооружившись необходимыми параметрическими данными, начинайте мыслить как светописец:

4. Наметьте себе главное направление как бы основного потока – пусть это будет воображаемое окно или софтбокс, который будет рисовать всю сцену (например, слева сверху) – и начинайте "оттуда" работать фонариком, формируя в пространстве соответствующий моделируемому источнику поток.

Отсчитали свой интервал, посмотрели, что вышло на превью, пошли "дописывать" неполучившиеся детали дальше, вновь открыв затвор (только ни в коем случае не сдвиньте штатив, иначе потом не сможете чисто совместить кадры).
А дальше точно также лишь слегка "подбейте" с других направлений глубокие тени, чтобы они не получились проваленными в ноль, и на этом всё.
Важно: не стоит лупить лучами во все стороны, создавая световой бардак, а также светить фронтально "от себя" – получится плоско и очень неинтересно.

Ну, и наконец (это уже п.5), остаётся только загрузить в редактор отснятый материал (в слои) и собрать единый "шедевр", выбирая наиболее удачный фрагменты из кадров и протирая их по маске.

Если новичкам такой подход кажется сложным, можно применить вообще одноходовый вариант:  

помятуя об установленном в пробе примерном времени нормальной экспозиции одного фрагмента, открыть затвор и сделать всего один кадр, просто последовательно освещая значимые для творческого замысла участки сцены (т.е. общее время экспозиции увеличится, но вы не будете бегать к камере и обратно и всё сделаете за один подход и без каких-либо последующих наложений кадров в редакторе). Этот способ, правда, менее предсказуем и не так гибок, но, зато, сколько простора для творчества он оставляет фотохудожнику!

В любом случае, без многих проб и ошибок не обойтись, но в них (а точнее, в их анализе) и заключается основа роста мастерства.

Больше снимайте, дерзайте, ломайте стереотипы, осваивайте новые приёмы, и удачи нам всем в этом замечательном времяпрепровождении!

Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки8 лет назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки9 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Фотографирование стекла: управление контрастом

Фотографирование стекла: управление контрастом

Техника съемки3 года назад
Освещение стеклянных объектов неразрывно связано с контролем контраста. У вас всегда должна быть воз...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки6 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Техника съемки6 лет назад
Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки8 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Техника съемки6 лет назад
В этой статье опытный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon Дэвид Нотон поделился своими мыслями в о...
Фотосъемка всплесков воды - это просто!

Фотосъемка всплесков воды - это просто!

Техника съемки6 лет назад
Как увлекательно замораживать предметы в движении! Высокоскоростная фотография и вода составляют иде...
Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Советы по фуд-фотографии от Марии Юнг

Техника съемки6 лет назад
Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что я достойный кулинар и ужасный пекарь. Мне требуется много...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки6 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Как создать эффект парящей еды на фотографии

Как создать эффект парящей еды на фотографии

Техника съемки7 лет назад
Фотографии парящей еды выглядят довольно эффектно и, на первый, взгляд кажутся сложными в исполнении...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2

Техника съемки11 лет назад
В кадре может быть как один объект, важный для восприятия, так и несколько. Объекты могут взаимодейс...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Техника съемки11 лет назад
Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитерат...
8 лучших советов по свадебной фотографии от Линдси Годдар

8 лучших советов по свадебной фотографии от Линдси Годдар

Техника съемки6 лет назад
Линдси Годдар говорит о себе как о свадебном фотографе-документалисте. Кажется, в этом не кроется ни...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки6 лет назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
«Фото-Графия»: творим «кистью»!
Tom Fincher

Комментарии

Отправить