МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: как вычислить подходящее время для съемки; можно ли снимать ночью; как дождь помогает на съемках; что такое золотой час; как создать выразительные портреты? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с профессиональными фотографами. Полезными рекомендациями поделятся: Лилия Немыкина, Павел Соколов, Полина Климович, Оксана Воронина, Павел Хмелёв, Андрей Рейс.

Полный обзор и тестовые снимки беззеркальной камеры Nikon Z7

00

Автор: Павел Соколов

Оксана Воронина

«Меня зовут Оксана Воронина, я детский и семейный фотограф. Немного о себе. По образованию я юрист, уже почти два года как фотография стала для меня профессией. Любимой, ответственной, творческой, в чем-то непредсказуемой. Нравится снимать деток и их семьи. Особенно привлекают детские портреты, которых я раньше очень боялась:)

А теперь немного о портретной съемке и ее особенностях:

01

Камера: Nikon D850

Объектив: AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Диафрагма: f/2

Выдержка: 1/640

ISO: 640

Фокусное расстояние: 105 мм

• Выбор героя съемки

Если съемка творческая, я присматриваюсь к потенциальной модели: чем он или она может меня “зацепить”: улыбка, цвет волос или серьезный взгляд, который, к слову, очень нравится ловить в объективе. Бывает, человек просто понравился.

02

Камера: Nikon D610

Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Диафрагма: f/1.8

Выдержка: 1/1250

ISO: 100

Фокусное расстояние: 85 мм

• Выбор места

Как правило, именно место задает тональность, рождает образы, вдохновляет. Если есть время — изучайте окрестности, бывает, даже двор многоэтажки подходит для короткой съемки, остается лишь заметить нужную локацию: большой цветущий куст в соседнем палисаднике, например, мимо которого у меня не получается спокойно пройти, сразу представляю сколько красоты там можно снять! Да, обязательно обращаем внимание на задний план (фон), он будет в кадре!

03

Камера: Nikon D850

Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Диафрагма: f/1.8

Выдержка: 1/500

ISO: 200

Фокусное расстояние: 85 мм

• Одежда и цветовая гамма

Одежде, цветовой гамме и сочетанию цветов в целом, уделяю большое внимание, поскольку это влияет на последующую обработку. Использую принцип цветового круга: в кадре не больше трех цветов, сочетающихся между собой. Одежду подбираю заранее: прошу маму сфотографировать и прислать мне то, что есть, или ищу подходящую по цветам и фактуре под конкретную съемку. Напоминаю родителям, что лак для ногтей и колечки лучше убрать заранее, а то ведь всякое бывает.

04

Камера: Nikon D850

Объектив: AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Диафрагма: f/1.8

Выдержка: 1/1600

ISO: 500

Фокусное расстояние: 105 мм

• Свет

Наверное, самое сложное и интересное одновременно: уметь искать нужный свет. Именно он может изменять черты лица, придавать объем, глубину, скрыть недостатки или, напротив, накинуть пару лет. На уличных съемках стараюсь фотографировать ранним утром либо в закатное время при мягком свете. Люблю контровое освещение, которое великолепно подсвечивает волосы, придает кадру волшебство.

При портретной съемке лицо должно быть хорошо проэкспонировано, если не стоит иной задачи. Полуденный свет слишком яркий, стараюсь избегать съемок в это время. Много полезной информации открыла для себя, просматривая картины великих художников, — они руководствовались правилами передачи светотени.

05

Камера: Nikon D850

Объектив: AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Диафрагма: f/1.8

Выдержка: 1/500

ISO: 200

Фокусное расстояние: 105 мм

• Съемка

Почти финишная прямая! Как правило, это диалог между фотографом и моделью во всех смыслах. В процессе задаю вопросы герою съемки, даю возможность что-то вспомнить, рассказать о себе и, самое любимое, попробовать поиграть! Если снимаю маленького ребенка, выступаю в роли “ловца моментов”, при этом пою песни, рассказываю стихи, часто прибегаю к помощи мам — поем песни и играемся с малышом вместе. Однако надо понимать, что дети чувствуют неискренность, и явная попытка манипулировать ими может дать обратный результат. Полностью срежиссировать детскую съемку, тем более портрет, нельзя. Часто это импровизация. Также приветствую появление в кадре вместе с детьми четвероногих любимцев — получаются интересные кадры! После съемки, с разрешения мамы, дарю вкусняшки или маленькие подарочки, дети довольны!

06

Камера: Nikon D610

Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.2

Выдержка: 1/800

ISO: 200

Фокусное расстояние: 85 мм

Да, детская портретная съемка порой не такая легкая, как кажется, однако не нужно бояться фотографировать и совершать ошибки, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Чем больше снимаешь, тем больше приходит понимание того, что именно нужно сделать, чтобы получить “тот самый” кадр».

Лилия Немыкина

«Мой путь в мир фотографии начался три года назад вместе с первой зеркальной камерой Nikon D5100.Через камеру я смотрела на мир, способность останавливать мгновения приводило меня в неописуемый восторг. Рождение дочери буквально открыло второе дыхание в съемке не только цветочков, но и людей. Долгое время я снимала на мануальные линзы, которые мне дали бесценный опыт в работе с камерой. С пришедшим опытом, возникла необходимость в смене камеры на полнокадровую, дающую больше возможности для съемок. Сейчас я снимаю на Nikon D750, и самым любимым жанром осталась детская фотография, хотя пробовала себя в различных жанрах.

07

Камера: Nikon D5100

Диафрагма: f/2.8

Выдержка: 1/1250

ISO: 100

Фокусное расстояние: 50 мм

Дети отличаются от взрослых: они эмоциональны, любопытны, непосредственны, в них много жизни и любви ко всему живому. Для меня важно, чтобы фотография говорила, цепляла зрителя эмоционально. Очень люблю съемки на природе, где можно максимально раскрыть красоту естественного освещения.

08

Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/400

ISO: 100

Фокусное расстояние: 200 мм

Лучшее время для съемки портрета на улице — это утренние или вечерние часы, когда смягчаются жесткие тени дня, а если дождаться золотого часа, можно получить изумительно прекрасный кадр в контровом свете. В пасмурную погоду я могу снимать в любое время. Не стоит снимать в полдень если на то нет нужды, если же без съемки днем не обойтись, старайтесь поставить человека в тень.

09

Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/3.5

Выдержка: 1/250

ISO: 160

Фокусное расстояние: 200 мм

Очень важно снимать в режиме “М” и обязательно в RAW-формате. Это позволит контролировать съемку, а RAW позволит проявить больше гибкости при первичной обработке кадра.

10

Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/320

ISO: 100

Фокусное расстояние: 135 мм

Локации могут быть различными, главное, чтобы они сочетались с идеей и настроением фотографии. Очень люблю добавлять кадру романтичности с помощью цветущих локаций, туман может придать вашему портрету атмосферу загадочности. На улице избегайте пестрого фона за моделью и объектов, отвлекающих от лица. Не игнорируйте любые погодные условия: капли дождя, снег. Ветер, например добавит фотографии динамичности и выразительности. Обязательно старайтесь сочетать цвета в одежде, избегая хаоса в цветовой гамме. Не ставьте модель к фону, который сливается с одеждой, волосами.

11

Камера: Nikon D5100

Диафрагма: f/2

Выдержка: 1/1250

ISO: 100

Фокусное расстояние: 50 мм

Экспериментируйте со светом поворачивая модель и меняя точку съемки. Экспериментируйте с тенями, рисунок которых сделает ваш портрет выразительным.

12

Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/500

ISO: 100

Фокусное расстояние: 135 мм

Наблюдайте за эмоциями — это главная составляющая хорошего кадра. Нет ничего хуже пустого взгляда, а глаза, как известно, зеркало души. Если с эмоциями модели тяжело, предлагаю ей сосредоточиться и вспомнить какой-нибудь яркий момент из жизни.

Для портретов на улице использую различное фокусное расстояние от 35 до 200 мм. На 35 мм, например, можно получить необычные портреты напоминающие кинокадры.

13

Камера: Nikon D5100

Диафрагма: f/2.8

Выдержка: 1/360

ISO: 125

Фокусное расстояние: 50 мм

Насчет настроек камеры: ISO 100 практически всегда, иногда в зависимости от условий освещения поднимаю до 300, диафрагма открытая или слегка прикрыта. Выдержка не длиннее 1/300 для детских портретов — во избежание смаза (дети очень активны). Фокусируюсь на глазах.

14

Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/1000

ISO: 100

Фокусное расстояние: 200 мм

Кроме технических знаний важна постоянная практика. Снимайте много, анализируйте, сравнивайте, изучайте свет, возможности камеры. В конечном итоге это ваша составляющая успеха в портретной съемке на улице. Чтобы чего-то добиться в мире фотографии, надо быть немного одержимым тем, что ты делаешь».

Павел Соколов:

«Портрет — один из самых распространенных жанров в фотографии. Некоторые считают этот жанр простым: казалось бы, нужен человек и камера. Но мы ведь говорим о хорошей фотографии: с эстетикой, притяжением, смыслом, настроением. Поэтому давайте разберем, из чего будут состоять наши кадры, какие составляющие нам нужны.

• Свет

Как мы знаем, свет на фотографии является ключевым моментом. Многие начинающие фотографы обычно не задумываются о световых условиях на момент съемки: жесткий или мягкий свет, солнце в зените или нет, правильно ли подобрана локация с учетом освещения в данное время, есть ли излишние рефлексы от стен/травы и т.д. Эти вопросы должны возникать у каждого фотографа при съемке с естественным освещением!

Для чего нам важно все это анализировать?

  1. Светом мы можем как подчеркнуть все недостатки лица, так и скрыть их. Делая портрет, мы не хотим испортить внешность человека. Наоборот, чаще всего у нас стоит задача приукрасить его!

2. От того как мы расставим световые/яркостные акценты в кадре будет зависеть, к чему притянется взгляд зрителя. Акцент должен быть на главном объекте съемки, иначе он потеряется. Причем стоит подумать о свете не только на лице, но и вокруг (передний /задний план).

3. С помощью света можно добавить в портрет изюминку. Сейчас мы о том, как светом можно деликатно подчеркнуть линии лица, создать красивый и глубокий объем, интересные блики или ритм. Так человек будет смотреться максимально выразительно.

Поэтому важно подобрать место и время для конкретной съемки. Перед тем как вы проведете съемку, обязательно посмотрите, в какое время на выбранной локации свет поможет вам решить поставленную задачу. А может быть, на этой локации с естественным/солнечным светом ничего хорошего не выйдет и нужно воспользоваться дополнительными источниками освещения?

Обязательно учитывайте, что некоторым типам лица подходит только мягкий свет, а некоторым — еще и жесткий. Но с мягким, рассеянным, светом гораздо проще работать. И если вы не уверены в своих силах, то лучше выбирайте теневую сторону на локации или облачную/пасмурную погоду, чтобы не было грубых перепадов света на лице. Помимо этого, старайтесь не снимать с боковым освещением, когда свет падает в щеку, плечо, иначе вы подчеркнете все недостатки кожи, а тени от глаз, носогубных складок и носа будут максимально сильными!

15

Камера: Nikon D850

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/320

ISO: 200

Фокусное расстояние: 105 мм

• Локация

Со светом немного разобрались! Как вы уже поняли, локация и свет неразделимы. Если есть хорошая локация, но свет нам не подходит или наоборот, значит нам нужно искать пути решения: выбор иной локации, другого времени суток или использование дополнительного освещения. На что стоит обращать внимание при подборе места съемки? Выбранная локация должна сочетаться и гармонировать с моделью и одеждой. Здесь можно задуматься о фактуре (грубая/мягкая), о цвете (насколько цвета фона будут сочетаться с одеждой), о ритме (колонны, повторяющиеся линии), композиционной составляющей (насколько нам удастся вписать модель).

Еще один немаловажный фактор — актуальность места для задачи и стиля съемки!

Я стараюсь выбирать места, где мало людей и есть интересная фактура: камень, металл, дерево, кирпич. Также я предпочитаю графичность в кадре: ритм, линии, что часто хорошо подчеркивается солнечным светом!

16

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/2000

ISO: 200

Фокусное расстояние: 50 мм

• Одежда и аксессуары

Одежда должна сочетаться с моделью, отражать ее характер и быть уместна в кадре. Как я описал выше, look должен сочетаться с фоном на локации по цвету и фактуре.
Вещи могут иметь смежные цвета с фоном, либо наоборот контрастировать (иметь комплиментарные цвета): красный с зеленым, синий с желтым. Не стоит перегружать образ различными аксессуарами. К примеру, в своих съемках я прошу модель снять кольца, серьги, цепочки и прочее. Но бывают случаи, когда украшения необходимы для законченности образа: реклама одежды, фэшн, отображение статуса модели.

17

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/2.8

Выдержка: 1/200

ISO: 1250

Фокусное расстояние: 105 мм

• Композиция и динамика

Композиционные приемы помогут вам сделать кадр визуально интереснее. Я думаю, многие знают про правило третей и активно используют его в своих съемках. Но есть еще и другие способы сделать кадр более привлекательным и нетривиальным. Симметрия практически всегда заставит зрителя задержаться на вашей фотографии. Я часто применяю этот прием в своих снимках.

Геометрия, перспектива, линии, рамки придадут съемке больше графичности, подчеркнут строгую одежду и настроение модели.

К этому разделу я бы отнес еще и понятие точки съемки. Далеко не всегда нужно фотографировать модель с уровня ее глаз. Иногда лучше взять ракурс ниже или выше, чтобы подчеркнуть характер модели, показать величественность или нежность/мягкость. Я чаще всего беру нижнюю точку съемки, в таком случае модель выглядит независимо, а ее характер — более сильным.

Еще один пункт — динамика в кадре. Ветер в волосах, движение человека или объектов на фоне (проезжающие автомобили, движущийся вагон метро) — малая часть приемов для создания динамики на фотографии. Все это оживляет снимок, поэтому экспериментируйте на съемке.

• Эмоции

Стоит уделять внимание настроению, эмоциям в портрете! Помимо всех вышеперечисленных пунктов, можно менять атмосферу снимка за счет мимики и настроения модели в целом. Если вы хотите получить скорее позитивный кадр, помогите модели улыбнуться (расскажите забавную историю или как-то иначе рассмешите ее). Если вы планируете получить серьезный кадр, то и атмосфера должна быть соответствующая. Выводите модель на серьезные темы.

Фотография становится лучше, когда учтены и продуманы каждый из этих пунктов. Должен сложиться пазл.

Теперь давайте разберем несколько моих кадров.

18

Этот кадр был сделан в пасмурную погоду. Как мы видим, свет очень мягкий, но в то же время акцентированный. Я выбрал лаконичную одежду, которая не будет пестрить на фотографии. Эмоция спокойная, ощущается легкая хмурость, которая передается микромимикой. Глаза и фон имеют схожий холодный оттенок, что хорошо контрастирует с рыжими волосами, цветом губ и веснушками.
Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/200

ISO: 250

Фокусное расстояние: 105 мм

19

На этой фотографии видна симметрия (как композиционный прием). При этом волосы окутывают шею, что заставляет зрителя дольше задержаться взглядом на лице модели. Цветовая гамма состоит из двух доминирующих комплиментарных цветов близких к красному и зеленому.

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/6.3

Выдержка: 1/200

ISO: 500

Фокусное расстояние: 105 мм

20

На этом кадре мы наблюдаем классический портрет со светом из окна. Взгляд очень притягательный и выразительный. Ощущение, что парень смотрит прямо нам в душу. Свет в кадре мягкий и акцентированный, так как модель стояла примерно в метре от большого окна. Рисунок на водолазке закольцованный, что опять же препятствует выходу взгляда зрителя из кадра.

Камера: Nikon D850

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/320

ISO: 1000

Фокусное расстояние: 105 мм

21

Яркий пример силуэтной фотографии. Это очень простой и эффективный прием для разбавления кадров в съемке. Суть здесь в том, что доминирующий свет находится за моделью. Это может быть закатное солнце, свет от окна позади модели, свет по обратную сторону арки. Если свет будет падать чуть сверху и сбоку, а за главным объектом будет затемнение, то мы сможем увидеть приятную прорисовку лица, а не просто силуэт.

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/2000

ISO: 200

Фокусное расстояние: 50 мм

22

При естественном освещении может быть ощущение нескольких источников света в кадре. К примеру, на этом портрете хороший объемный светотеневой рисунок на лице, а слева от зрителя мы видим аккуратную прорисовку контура волос, щеки и плеча. Такой эффект получился за счет двух металлических пластин (на переднем плане и сзади от модели). Свет попадает больше с правого края прохода, чем с противоположной стороны. А между пластинами тень (на лице и за моделью), на фоне которой этот эффект заметен. Цвет фона приятно контрастирует с джинсовой курткой и гармонирует с веснушками на лице. Эмоция легкая, а ветер в волосах добавляет динамику.

Камера: Nikon D850

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/250

ISO: 320

Фокусное расстояние: 70 мм

23

Эта фотография — яркий пример динамики, о чем говорит движение модели и направляющие линии дорожки, а также ритм столбиков и окон. Улыбка модели раскрывает позитивный посыл, а контрастирующая цветовая гамма при закатном солнце делает кадр более гармоничным.

Камера: Nikon D850

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/500

ISO: 1250

Фокусное расстояние: 70 мм

24

Следующее фото за счет ракурса и позы модели также показывает хорошую динамику.

Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/400

ISO: 200

Фокусное расстояние: 20 мм

25

Для этого снимка я воспользовался аксессуаром (очками) для работы с глубиной кадра. Получился эффект “портрет в портрете”.

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/400

ISO: 200

Фокусное расстояние: 50 мм

26

Для разбавления переднего плана или создания интересных бликов можно пользоваться стеклом, призмой, зеркалом. Эти эффекты видны на следующих кадрах.

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/200

ISO: 1000

Фокусное расстояние: 50 мм

27

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/4.5

Выдержка: 1/400

ISO: 640

Фокусное расстояние: 105 мм

28

Камера: Nikon D800

Диафрагма: f/4.5

Выдержка: 1/160

ISO: 640

Фокусное расстояние: 105 мм

В заключение хочу сказать вам, что чем больше вы фотографируете, экспериментируете и анализируете полученный результат, тем увереннее вы будете двигаться в правильном направлении! Я желаю вам успехов в этом интересном жанре!»

Полина Климович:

«Самое прекрасное — это показать людям, какими ты их видишь через призму своего объектива. Индивидуальность человека — то, что помогает творить и раскрывать в себе начала. Сегодня поговорим об уличном портрете.

29

Камера: Nikon D7000

Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/8000

ISO: 160

Фокусное расстояние: 31 мм

• Шум, зернистость

Необязательно при съемке с естественным светом уводить ISO на минимум. Порой тот самый шум придает фотографии особую атмосферу, которая раскрывает само фото по иному. Как можно заметить, в моих работах он присутствует не в минимальном количестве.

30

Камера: Nikon D7000

Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/3200

ISO: 100

Фокусное расстояние: 50 мм

• Ветер

Для меня это всегда будет №1 для более живого кадра.

31

Камера: Nikon D7000

Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/3.2

Выдержка: 1/1600

ISO: 100

Фокусное расстояние: 42 мм

• Приоритет диафрагмы

Открытая диафрагма при съемке портрета, в большинстве случаев — это идеальное решение для “замыленного” задника. Отлично походит для более “мягких фотографий”, или, когда вы хотите акцентировать внимание на чем-то конкретном.

• “Коннект”

Каждый человек индивидуален. Перед съемкой я обязательно встречаюсь с человеком заранее, чтобы понять точно чего хочу я, что хотят от меня. Когда в деле все работают на одной волне, тогда есть и результат. Не поленитесь узнать и “расставить” все до мельчайших деталей.

32

Камера: Nikon D7000

Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/2.8

Выдержка: 1/100

ISO: 100

Фокусное расстояние: 32 мм

• Взгляд

Глаза — зеркало души. Это говорят не просто так, поскольку какой бы шедевральной не была ваша работа, один взгляд модели может убить всю композицию, или же наоборот, придать особый смысл.

33

Камера: Nikon D7000

Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/2.8

Выдержка: 1/1250

ISO: 100

Фокусное расстояние: 45 мм

• Мудборд

Без него никуда. Съемка должна быть продумана от и до: настроение, цвета, локация, примерные ракурсы, позирование и прочее».

Андрей Рейс

«Съемка портрета на улице — один из моих любимых жанров в фотографии. В нем я ценю естественность освещения. Солнечный свет часто кажется бытовым и банальным, но в реальности рисунки, объемы и диапазон оттенков, создаваемых солнечным светом, неповторимы. Для получения хорошей, живой фотографии одного света мало. Поэтому есть еще несколько условий, благодаря которым ваши снимки оживут и станут более атмосферными.

• Работа с моделью

Я не стараюсь использовать привычные методы при работе с моделью. Зачастую я, вместо контроля над происходящим, напротив, даю человеку полную свободу действий, работая лишь над установкой доверительных, дружеских отношений с моделью. Это превращает задачу в интересный обоим процесс поиска и просто приятное времяпрепровождение.

34

Камера: Nikon D800

Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/160

Фокусное расстояние: 50 мм

• Правильное освещение

Я стараюсь выбирать подходящее время суток. Для меня это преимущественно вечер. Закатный свет — мой любимый. В такие часы свет оживает, наполняет пространство жизнью и глубиной. Закатный свет более объемный. А угол, под которым находится солнце в вечерние часы, позволяет получить красивый рисунок, избежав плоского кадра и нежелательных жестких теней.

35

Камера: Nikon F75

Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/5.6

Выдержка: 1/125

Фокусное расстояние: 50 мм

• Образ и настроение

В своих задумках я стараюсь отталкиваться от определенной зацепки, на основании которой строится весь кадр. Это может быть локация, одежда, композиция. Не стоит продумывать все до мелочей — момент случайности часто становится решающим. Но какое-то начало, основа Вашей съемки все же должны существовать. Ведь нужно понимать, что хочешь создать, чтобы это созидание стало возможным.

36

Камера: Nikon F75

Объектив: AF NIKKOR 28-80mm f/3.5-5.6G

Диафрагма: f/5.6

Выдержка: 1/90

• Использование внешних факторов

Иногда сильный ветер, дождь или любые другие свойства окружающего пространства могут добавить совершенно потрясающую динамику в кадр. Их не нужно бояться. Следует учиться использовать все, что дано природой, как художественные средства. Пусть они работают на Вас, а не против.

37

Камера: Nikon D800

Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/6.3

Выдержка: 1/160

Фокусное расстояние: 50 мм

• Эксперименты

Старайтесь экспериментировать с ракурсами, оптикой и не бойтесь смелых решений. Интересным становиться новое, а новое не бывает обычным. Выбирайте нестандартные локации, интересные лица, неожиданные сочетания одежды. И никогда не пасуйте перед первоначальной идеей. Ее упрощение убивает ее и делает обычной и предсказуемой. Нет ничего плохого, если какие-то задумки не получатся. Плохо — если Вы не попробуете :)»

38

Камера: Nikon D610

Объектив: AF NIKKOR 28-80mm f/3.5-5.6G

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/125

Павел Хмелёв

«Портрет является одним из самых интересных жанров фотографии. Ведь он иллюстрирует уникальное — человека. В портретной фотосъемке особое внимание необходимо уделять свету: здесь самым доступным и универсальным будет естественное освещение. С его помощью, при наличии идеи и фантазии автора, можно добиться поразительных результатов.

• Связь между освещением и целью съемки

Целеполагание — процесс, лежащий в основе любой деятельности. Таким образом, прежде чем начать снимать, нужно представить у себя в голове желаемый результат, которого вы будете добиваться. Важно отметить, что этот образ может методично разрабатываться на протяжении продолжительного времени, а может возникнуть в вашей голове прямо во время съемки, главное ухватиться за него.

Фотография — вид визуального искусства. Свет — это то, без чего визуализация невозможна. С помощью мягкости, температуры, яркости, контраста мы создаем общую атмосферу кадра. Нагляднее всего это продемонстрировано в кино. В связи с этим, очень полезным для вас будет навык чтения световых схем. В моем арсенале есть одно очень простое, но эффективное упражнение, которое поможет вам научиться анализировать свет. Для этого вам необходимо включить фильм, абсолютно любой. Как только вы видите интересный кадр, поставьте воспроизведение на паузу и, попутно анализируя сюжет, постарайтесь понять, какое эмоциональное воздействие на вас оказывает та или иная сцена. Как только вы дифференцируете эмоцию, которую испытываете, обратите внимание на то, каким образом авторы добились этого эффекта (Сейчас мы не думаем о сюжете, обращаем внимание исключительно на картинку): свет теплый или холодный, направленный или рассеянный, искусственный или естественный и так далее.

39

Фото снято в солнечный день, но во дворе. Рисующий источник света – небо, заполняющий — отражение от белой стены, находящейся перед моделью на расстоянии 3-4 м.

Камера: Nikon D750

Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/500

ISO: 100

Фокусное расстояние: 50 мм

• Свет

Естественный свет бывает очень разным. На сайтах для новичков авторы часто пишут о том, что лучше всего фотографировать в пасмурный день. Очень спорное утверждение. С одной стороны, свет в таких условиях очень мягкий, рассеянный, с ним действительно легко обращаться. В то же время такой метод заведомо ограничивает фотографа в его творческих возможностях. Для создания красивых фотографий необходимо понимать природу света, его особенности. Можно попытаться сделать это путем изучения различных источников, но лучше всего опробовать все на практике и совершить ошибки, но свои! Увидев палящее солнце в безоблачном небе, не нужно бежать сломя голову в тень (если перед вами не стоит задача снять портрет с рассеянным светом). На тех же сайтах людей предостерегают от глубоких теней на лице и резкого контраста. Глупости! Если вы так считаете, пожалуйста, перечитайте пункт о целеполагании. Как только вы поставили себе цель, постарайтесь продумать необходимую вам световую схему и соотнести ее с условиями, в которых вы находитесь (будете находиться). Свет имеет свойство отражаться от различных поверхностей, и это может вам помочь! Отражатель, рассеиватель, флаги — все эти инструменты созданы для того, чтобы вы могли управлять светом. Если ранее вы никогда с ними не сталкивались, советую поскорее изучить принципы работы этих приспособлений.

40

Рисующий источник — солнце (снять через отражатель).

Камера: Nikon D750

Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G

Диафрагма: f/2.8

Выдержка: 1/2000

ISO: 200

Фокусное расстояние: 50 мм

• Портрет — это про человека

Часто начинающие фотографы забывают о том, что при съемке портрета многое зависит от человека в кадре. Ваши снимки будут выглядеть гораздо привлекательнее, если модель (не важно, профессионал это или ваш клиент) будет чувствовать себя комфортно. Для того, чтобы этот комфорт обеспечить, я предлагаю вам несколько советов:

1) Первое впечатление

Первый контакт с моделью происходит на этапе вашей переписки в социальных сетях или же при телефонном разговоре. Вы должны произвести хорошее впечатление на человека. Важно быть вежливым, говорить четко и по делу, попутно ненавязчиво узнать чуть больше о клиенте: его пожелания, ожидания и возможности. В случае с профессиональной моделью необходимо максимально подробно презентовать вашу идею. В этом вам поможет составление мудборда.

2) Мудборд

Мудборд — это небольшая презентация, включающая в себя несколько пунктов: концепция, стиль, макияж, прическа, цвет. При создании мудборда, не стоит увлекаться написанием текста, вы можете делать небольшие заметки, но лучше всего визуализировать его посредством изображений, заранее найденных в интернете. Мудборд отправляется всем специалистам, участвующим в съемке. Так вы: во-первых, визуализируете цель, во-вторых, конкретизируете задачи команды.

3) Комфорт

Если вы настроены на получение хорошего результата, необходимо обеспечить комфортные условия для модели. Перед съемкой я стараюсь познакомиться с человеком, узнать о нем чуть больше. Если вы будете приятным собеседником, модели будет гораздо приятнее работать с вами. В процессе съемки я спрашиваю у модели как она себя чувствует, комфортно ей или нет, не хочет ли она выпить воды. Проявляя заботу, вы также повышаете уровень комфорта и настроение модели.

Если в процессе съемки вы поняли: что-то идет не так — важно не впадать в панику! Не стоит демонстрировать свое недовольство, а особенно вымещать свою злость на модели или других участниках съемки. Ваша задача быстро сориентироваться и приложить все усилия на решение проблемной ситуации. Иногда, курьезы приводят к возникновению нового решения, которое может оказаться куда интереснее чем то, что вы запланировали.

С клиентом важно поддерживать общение на протяжении всей съемки. Комментируйте ваши действия, шутите, делайте комплименты — это все поможет человеку расслабиться. Обязательно следите и за вашей мимикой, и жестами. Я советую вам изучить средства вербальной и невербальной коммуникации, на основе этого знания проанализируйте свое поведение. Поверьте, ваша угрюмая физиономия точно не облегчит задачу.

41

Рисующий источник света — отражатель, направленный на модель под углом 45 градусов. Контровое освещение — солнце

Камера: Nikon D750

Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма: f/5

Выдержка: 1/1000

ISO: 100

Фокусное расстояние: 70 мм

• Постпродакшн

Без постобработки современная цифровая фотография практически не существует. Наверняка вы знаете, что во времена пленочной фотографии любая пленка нуждалась в проявке. В эпоху цифры принцип примерно тот же. Открыв фото в редакторе, не торопитесь накрутить все ползунки. Вспомните, какой результат вы хотели получить, исходя из цели, которую вы определили перед съемкой. Далее проанализириуйте коррективы, которые вносили в процессе. На базе этого и осуществляется процесс обработки снимка.

Изучайте ретушь и цветокоррекцию, это способствует расширению ваших творческих возможностей. Находите новые методы, не бойтесь экспериментировать с цветом. Прежде чем наступит тот момент, когда ретушь фотографии будет занимать минимум времени, а в результате вы будете получать вкусную картинку, пройдет достаточно большой промежуток времени. Необходимо основательно проштудировать теоретическую часть вопроса. Редактор — это всего лишь инструмент, не увлекайтесь копированием чьих-то настроек — это не работает. Ваш кадр, в любом случае — другой. Изучите теорию цветового восприятия и цветовой круг Иттена (лишним точно не будет).

Существует огромное количество методов ретуши. Какой из них выбрать зависит, опять же, от поставленной задачи. Иногда для получения крутых кадров хватает всего лишь лечащей кисти и легкой цветокоррекции в конвертере, но если вы снимаете fashion, без сложных техник по типу частотного разложения и Dodge&Burn вам не обойтись.

Если процесс ретуши не доставляет вам никакого удовольствия, обратитесь к помощи профессионального ретушера. К поиску специалиста стоит подойти очень ответственно, ведь он будет отвечать за финальный результат. Ретушь стоит денег и это необходимо понимать. Не забывайте, что ретушер тоже человек (и член вашей команды). Вряд ли он умеет читать мысли. Перед ретушером важно ставить конкретные задачи.

42

Источник света — небо, затянутое облаками.

Камера: Nikon D750

Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G

Диафрагма: f/5.6

Выдержка: 1/160

ISO: 500

Фокусное расстояние: 50 мм

• Не переставайте учиться

Эта мысль проходила красной нитью через весь текст. Обучение — ключ к успеху. Пользуйтесь всем арсеналом возможностей: мастер-классы, воркшопы, лекции. Не забывайте про интернет, здесь есть ответы на все ваши вопросы, стоит только захотеть и хорошенько поискать. Я советую не зацикливаться на изучении только фотографий других авторов, изучайте мировую художественную культуру в целом — это безумно увлекательно.

Я надеюсь, что мои советы были для вас полезны. Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете написать мне в личные сообщения или же задать их в комментариях, мы с другими авторами постараемся на них ответить».

43

Фото снято поздним вечером. Рисующий источник свет — небо, затянутое облаками. Камера: Nikon D750

Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G

Диафрагма: f/4

Выдержка: 1/125

ISO: 2000

Фокусное расстояние: 50 мм

Источник: https://vk.com/@nikonrussia-magistratura-semka-portreta-na-ulice
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки3 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки3 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки2 года назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки2 мес. назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки5 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки5 лет назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки2 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки3 года назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки1 год назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
Использование галогенного прожектора в качестве источника студийного света

Использование галогенного прожектора в качестве источника студийного света

Техника съемки1 год назад
Фотограф Джессика Кобеисси решила провести эксперимент, применив в качестве основного источника свет...
Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Техника съемки2 мес. назад
Стекло не станет выглядеть лучше, если вы направите свет прямо на него. Прямая подсветка всего лиш...
Видеосъемка на DSLR

Видеосъемка на DSLR

Техника съемки3 года назад
Каждый, кто когда-либо занимался видеосъемкой, мечтал получить «киношную» картинку. Однако, по разны...
Советы по фотосъемке влюбленной пары

Советы по фотосъемке влюбленной пары

Техника съемки5 мес. назад
Обычно я снимаю влюбленные пары, которые имеют слабое представление о том, как должна происходить фо...
8 лучших советов по свадебной фотографии от Линдси Годдар

8 лучших советов по свадебной фотографии от Линдси Годдар

Техника съемки5 мес. назад
Линдси Годдар говорит о себе как о свадебном фотографе-документалисте. Кажется, в этом не кроется ни...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице
Nikon

Комментарии

Отправить