Критический разбор фотографий от Елены Шумиловой. Тема - «Детские и семейные фотографии».
Даже опытному фотографу бывает полезно выслушать критические замечания по поводу своих работ. Только так может продолжаться творческий рост. Причем следует заметить, что эта критика отнюдь не означает выявление только недостатков. Важно дать именно объективную оценку, отметить и плюсы, и минусы авторской работы. В этом материале собраны работы, разбор которых провела профессионал Sony Alpha Елена Шумилова. Тема - «Детские и семейные фотографии».
Автор - @anastasia_gritsay
Изучив работы, которые прислал автор для критических замечаний, я сразу отметила несколько. Фотографии сразу привлекают внимание, они просто замечательные, и сразу же хочется открыть одну из них
Работа 1 (фотография в начале статьи)
Итак, рассмотрим первый снимок . Замечательный кадр: очень красиво снято дерево, хорошая глубина резкости, правильно выбрана поза для девочки.
Какие есть слабые места? Я бы не стала надевать на девочку белые колготки, потому что они очень сильно притягивают к себе внимание и нарушают баланс кадра по массе, смещая его (баланс) вниз. В качестве одного из решений могу посоветовать откадрировать снимок. Полагаю, что основное внимание в этом кадре должно быть направлено на лицо девочки и на дерево. Важны эмоции главной героини и то, что у нее находится в руках. Ноги здесь не так принципиальны ни по композиции, ни по смыслу. На мой взгляд, снимок можно откадрировать примерно в районе нижней ветки.
Чтобы срез не выглядел очень резким, нужно сделать следующее. В этой работе довольно сильно переэкспонировано белое, потому что автор, по всей видимости, старался белое сделать белым. Однако следует заметить, что белое никогда не бывает белым. Белая одежда, белые детали — все должно иметь полутона. А здесь эти полутона подстерты, переэкспонированы. Поэтому не стоит бояться понизить экспозицию. Тогда переходы между белым и зеленым будут смотреться более гармоничными. Не будет резкого перескока, уйдет ощущение отрезанности. А в целом фотография замечательная.
Работа 2
Следующая фотография, видимо, из этой же серии, и она, кстати, лучше кадрирована. Мне она очень нравится. Смущают только очевидно искусственные блики, добавленные скорее всего в программе Adobe Photoshop. Они делают работу немного простоватой.
Работа 3
Эта работа мне нравится своей детализацией и красивой глубиной резкости. Также посмотрите, какой замечательный свет, какой красивый ракурс света выбран. Видимо, это подсветка лампой, хотя, может быть, и естественный закат. Тут сложно понять. И если это имитация заката, то очень точно и красиво выполненная.
Что касается кадрирования, то, может быть, следовало бы чуть дальше отойти и немного больше показать волосы и красивые элементы свечения на волосах.
Наверное, этого хочется еще и по той причине, что, из-за небольшой глубины резкости, детализация на лице небольшая, в то время как зритель желает получить чуть больше деталей для считывания.
Тем не менее работа красивая, замечательная и очень классная по своей задумке.
Очень красивая композиция, и очень красивый эмоциональный посыл. Удачно поймана поза. И вообще запоминающееся фото. Знаете, есть очень много красивых фотографий, которые никогда не запоминаешь - они такие же, как и все остальные. Смотришь, вроде интересные детали, даже имеются необычные ракурсы, но в этих работах отсутствует настроение - они не трогают. А вот эта фотография действительно трогает, несмотря на то, что в каких-то моментах она, возможно, неидеальна. В чем же ее неидеальность?
Признаюсь, вопрос спорный. Очевидно, что присутствует нерезкость, хотя это может считаться движением. Вызывает сомнения освещение. Смотрите, как тень отрезает ногу. Но мне все равно нравится эта работа. Знаете, здесь тот случай, когда, несмотря на многие нарушения правил, фотография заключает в себе огромный смысл, содержит цельность и стиль автора.
К сожалению, других работ автора у нас нет, поэтому мы не можем быть уверены, что они выдержаны в едином стиле. Но в этой фотографии отчетливо чувствуется отношение автора, его душа. Пожалуй, это самое главное.
Мне очень нравится композиция, фактура неба; как травинки на переднем плане пересекают это небо; нравится дерево и даже гаражи на заднем плане. Все очень-очень красиво смотрится. Не побоюсь даже сказать, что это - конкурсное фото.
Теперь проанализируем результаты цветокоррекции. Мне, наверное, не близок ни один из трех представленных вариантов. Полагаю, что можно было сделать лучше. Именно цветокоррекцию. Само фото - удивительно хорошее, и его сложно испортить. Оно хорошо смотрится и черно-белое, и с зерном. Но мой любимый вариант этот (см. выше).
Тем не менее хочется, чтобы желтый цвет был менее насыщенным и чуть другого оттенка - не зеленил. Если уменьшить желтизну в желтом, то получится больше охра, которая, на мой взгляд, в этом сюжете будет выглядеть более органично. В том числе и потому, что охра присутствует в изображении девочки, и хочется ее (охры) продолжения. Цвет неба, пожалуй, мог быть немного глубже в верхней части и по краям кадра, но это вопрос исключительно авторский.
Это все, что касается обработки изображения, а сам снимок сделан очень профессионально. Пожалуй, он является моим фаворитом среди всех рассмотренных в этом обзоре.
Работа 1
Данная работа мне представляется наиболее интересной, и прежде всего своей композицией. В принципе, здесь имеется хорошая сюжетная задумка, грамотно подобраны цвета. Какие есть недоработки?
Чрезмерная ретушь лица, выглаживание кожи — все это съело объем и текстуру кожи. И хотя лично я не люблю ретушь, но никогда не выступаю категорично против нее. Мне нравится, когда ретушь на лице сделана аккуратно и в меру. Здесь наблюдается явный перебор.
Второй вопрос к кадрированию. Очень хорошо понимаю, что ситуация была сложная. Музыкальный инструмент, девочка, собака, листы бумаги с нотами - все это нужно было как-то аккуратно откадрировать. Однако результат, увы, получился далеким от идеала.
В таких ситуациях на помощь приходит виньетирование. Если бы автор создал виньетку, то, пожалуй, не совсем четкое кадрирование могло бы отойти на второй план и не привлекать внимание зрителей. А вообще композиция интересная.
Работа 2
Другая фотография. Мне она нравится по эмоциям и по свету на лице. Обратите внимание, как замечательно свет играет в глазах. Очень хорошо, что автор придерживается умеренной цветовой гаммы. Однако присутствуют небольшие излишки ретуши, хотя в гораздо меньшей степени, по сравнению с предыдущей работой. Если оставить чуть больше фактуры кожи, тем более при таком крупноплановом портрете, то, пожалуй, результат стал бы лучше. Вообще могу посоветовать автору относиться более внимательно к ретуши лица. Тем более что сейчас мода на естественность и сохранение фактуры кожи.
Задумка интересная. Причем, несмотря на то, что мальчика видно плохо, мы можем прочитать его удивление, любопытство, заинтересованность. Так же хорошо передана замечательная фактура дождя, которая создает настроение. Какие недоработки?
Фотография получилась плосковатой, ей не хватает объема. Причем этого объема не хватило как в исходнике, так и в ретуши. К сожалению, автор не предпринял никаких действий, чтобы усилить этот объем. А чтобы усилить его, нужно было, в первую очередь, убрать контраст с красного - с красной куртки, затемнить углы и, может быть, сделать более глубокой синеву (или серость) неба. В общем следовало как-то развести планы.
Наконец, совершенно не видно лицо мальчика. Может быть, это соответствует задумке автора, но мне такое решение совсем не зашло.
Работа 1
Этот портрет — красивый и, самое главное, эмоциональный. Очень хорошо, что видны морщинки вокруг глаз. Интересно выбран ракурс — то, что нос молодого человека находится на уровни брови девушки. Но хочется, чтобы автор находился бы чуть дальше от своих героев.
Во-вторых, при подобных кадрированиях следует стремиться к затенению углов, чтобы не возникали четкие срезы. Именно из-за этого разваливается композиция. В одних углах — совсем черное, а в других — совсем белое. Если прищурить глаза и представить это изображение как композицию из линий, то они начинают очень сильно разлетаться друг от друга.
Световое решение, к сожалению, выбрано не лучшее, и автору следует изучить этот вопрос более досконально. Смотрите, скулы не выделены, объема лица не чувствуется, и при этом под глазами лежит сильная тень. Со светом всегда нужно работать очень внимательно.
Работа 2
На следующей работе изображен маленький ребенок. Милое фото — все замечательно. Но вот свет очень жесткий. Посмотрите, какие черные тени присутствуют при довольно выбеленных поверхностях. Мне кажется, что если бы автор избежал черных теней на плече девушки, то фотография стала бы гораздо приятнее.
Если это не удалось сделать во время съемки, то можно было пробовать применить виньетирование на этапе постобработки — приглушить тени. Подобным моментам следует обязательно уделять внимание, поскольку такие тени очень сильно отвлекают внимание зрителя, создают дополнительную грязь на фотографии и однозначно мешают ее (фотографии) восприятию.
Цвета интересные, композиция продуманная. Однако я, признаюсь, не являюсь большим любителем фотографий, сделанных в подобной стилистике. Когда фотография как открытка — это не мое. А в целом работа сделана грамотно, фактуры подобраны правильно. Но я, к сожалению, не вижу смысла в этом изображении.
В моем понимании военная форма и ордена связаны во многом с драматизмом. Поэтому для меня подобные сюжеты означают, в первую очередь, драматическое настроение. И здесь мне представляется неуместной лукавая улыбка мальчика, который, по всей видимости, смотрит на кого-то из взрослых, кто дает ему указания. Такая сюжетная линия кажется неуместной в подобной работе.
Работа 1
К сожалению, фотография слабовата по композиции, по свету и цвету. Здесь нет сочетания ни между линиями, ни между цветами. Также автору следует ответить, по крайней мере, для себя на следующие вопросы. Где именно линия горизонта режет голову? Как именно считывается силуэт ребенка?
Автор фотографирует ребенка сзади, следовательно, он делает ставку на силуэт - лицо не показывается. При этом мы не видим целиком правую руку - она обрезана в локте. Нет правой ноги - обрезана в колене. Так нельзя.
Если бы ребенок оказался развернут к нам, то все внимание было бы приковано к его лицу — глазам. И на нюансы, связанные с неудачной позой (руки и ноги), зритель, возможно, внимания не обратил бы. Когда же вы не показываете лицо, то очень сильно привлекаете внимание зрителя к подобным неудачным деталям.
Работа 2
На следующей фотографии хорошо показан масштаб, и это самое главное в сюжете: насколько мала ручка у младенца, по сравнению с рукой взрослого человека. Очень красивый жест, очень нежное взаимодействие между взрослым и ребенком. Вообще любая силуэтная фотография будет выглядеть сильной. И еще мне нравится кадрирование.
Однако изображение подпортил очень черный фон. Казалось бы, почему я вижу в этом недостаток? Например, в работах Рембрандта тоже присутствует черный фон. Но там другой свет — соответствующий черному фону.
Черный фон — это всегда очень красиво, но в этом случае свет нужно делать драматичным. В изображении должны присутствовать тени от предметов. Каждый предмет следует освещать так, чтобы его тени были глубокими.
В рассматриваемой фотографии тени на ручках мелкие. Свет крайне рассеянный и до конца не считывается. Такое ощущение, что использовался софт-бокс или другой источник слабого рассеянного света, который не создает тени. И при наличии плоского света автор уводит задний фон в черноту. Эти две вещи нельзя совмещать.
Работа 3
В то же время меня очень воодушевляет, как автор работает с мелкими деталями, с какой любовью он снимает ножки и ручки младенцев. Это, конечно, очень радует. Например, вот эта работа (выше)
Работа 1
В представленной работе присутствует много движения и эмоций, что сразу привлекает внимание зрителей. Красиво развеваются волосы на ветру, интересная улыбка. Что можно было сделать лучше?
Во-первых, очень переэкспонированое небо, в результате чего оно полностью лишено объема и фактуры. Это следовало бы изменить. Аналогичная ситуация с одеждой - она тоже лишена объема и стала слишком светлой. Такие снимки нужно затенять, чтобы сделать их более интересными.
Цвет лица и рук изначально, видимо, был темнее. Однако на этапе постобработки автор попытался сделать его светлее, и в результате лицо и руки лишились необходимого объема.
Сами цвета в обработке красивые. Мне очень нравится и приглушенный зеленый, и его сочетание с рыжим цветом. Также хороша фактура шляпы и одежды. Все подобрано очень красиво. Стиль фото мне импонирует.
Работа 2
Следующая работа - красивая по композиции, но, к сожалению, безэмоциональная и немного плоская, потому что здесь нет разделения по объему и по тональной перспективе. Что я имею в виду?
На первом плане должно быть темнее и контрастнее - так воспринимают действительность наши глаза. Все, что на дальнем плане, должно быть светлее и с потерей контраста. С дальним планом в изображении все в порядке, а вот с передним нет. И еще раз отмечу, что кадр получился безэмоциональный. Это его портит.
Работа 3
В присланной серии присутствует несколько портретных работ с девочкой, и выше приведена одна из них. Фотография эмоциональная, образ интересный. Но вот белая фактура стены на заднем плане, вернее ее (стены) полное отсутствие просто убивает снимок. Фактически это фотография на паспорт. Несмотря на эмоции, несмотря на замечательную красоту девочки, все равно получается фото на паспорт. Поэтому с такой фактурой работать не рекомендуется.
Работа 4
В этой работе красивый цвет, хорошая поза героини. Здесь все замечательно. Однако, на мой взгляд, цвет травы слишком искусственный, его чрезмерно подконтрастировали. При этом следует учесть, что в одежде девочки нет элементов, которые поддерживают траву по цвету. Поэтому не вижу необходимости делать поле таким ярким.
Автору удалось поймать шикарный закатный свет в его лучшем проявлении. Он низкий, достаточно рассеянный и хорошо отредактирован на этапе постобработки. Цвета получились потрясающие. Даже не знаю, что можно было бы сделать лучше.
И если придираться к фотографии, то хотелось бы получить больше движения и эмоциональности. Столб в левой части снимка немного отвлекает, хотя и это мелочь, поскольку я не сразу обратила на него внимание. Настолько красивые одуванчики и свет, который изящно ложится на платье!
Кстати, обратите внимание, как хорошо подобрано платье — цвет и фактура ткани. Да и все цвета на фотографии настолько красивые, что даже столб не способен отвлечь на себя внимание зрителей.
И вот еще какой интересный момент. В самом начале я отметила, что поза девочки слишком статичная и безэмоциональная. И знаете что?.. А столб поддерживает и статику, и безэмоциональность, и все настроение снимка! Он создает ритм, и этим ритмом подчеркивается абсолютно ровная атмосфера. Если бы не было столба и ритма, то изображение воспринималось бы живее. Возможно, это и была задумка автора.
Если так, что все замечательно. Но мне, как зрителю, все равно хочется почувствовать, что главная героиня вдыхает воздух и любуется закатом. Настроение любого человека при таком закате должно быть расслабленное.
Несмотря на мои комментарии, в заключение подчеркну, что фотография сильная, замечательная, красиво снята и грамотно обработана. Все супер. К такому результату можно только стремиться.
Работа 2
Все очень красиво, но также присутствует ощущение излишней статичности, неподвижности позы.
Работа 3
Казалось бы, вот фотография с подвижностью. Что же здесь не нравится? Не все так просто. Это действительно сложный момент - поймать нужное движение, чтобы оно оказалось красивым. Для меня это всегда главнейший вопрос - из тысячи отснятых работ выбрать ту, где движение будет смотреться действительно красиво. И признаюсь, не в каждой съемке это удается выполнить на сто процентов. В рассматриваемой работе присутствует некоторая неловкость движения, не совсем красиво, неидеально расположены ноги, руки, пальцы. Плюс отвлекает надпись на майке.
Работа 4
Другая фотография. Казалось бы, тоже есть движение. Но нет... Когда уходит человечек, нам нужно очень корректно, очень грамотно показать его ножки. Следует выбирать такие кадры, где нога в воздухе не зависла, а уже шагнула, но при этом вторая поднялась. Это смотрится красиво, и нелепости нет. А на этом снимке не хватило ручки и ножки.
Работа 5
Вообще все работы автора хорошие. И уж если критиковать, то я бы, в первую очередь, критиковала позы. Все остальное настолько чудесно, что даже... не над чем работать. Автор замечательно снимает, умеет выбирать нужные ракурсы, просто потрясающе работает со светом, добавляет фактуру в виде пыли, выполняет шикарную цветокоррекцию и проч.
Вот, кстати, очень красивая фотография (выше). Пожалуй, она даже лучшая в представленной серии. Я бы только посоветовала посильнее понизить экспозицию на луне, чтобы выявить ее детали. Вокруг все черное, а луна выделяется светлым пятном. Кстати, здесь и поза у девочки хорошая.
Работа 6
Эта фотография очень интересная. Она бы шикарно смотрелась в серии, но отдельно - нет, потому что не хватает информации и настроения. То ли тени нужно было сделать подлиннее, то ли позы выбрать более изящные. Наверное, дело все-таки в позах.
Поверьте мне, что при абсолютно равных вводных данных (красивый свет и дымка) снимки, где позы чуть лучше (за счет волос, рук или ног), сразу оказываются на голову выше остальных.
Подводя итог проведенному обзору фоторабот, хочу отметить, что мне было очень приятно обнаружить интересные авторские решения. Очень воодушевляет, что фотографы действительно стремятся к оригинальной стилистике. От отдельных недостатков можно избавиться — это вопрос только времени. Важно, чтобы присутствовал уверенный авторский стиль, узнаваемость, что, собственно, и делает фотографа если не знаменитым, то отличительным от своих коллег по профессиональному цеху.
***
Все, кто желает принять участие в подобных обзорах, могут прислать свои снимки в социальных сетях в группах Sony Alpha Russia с хештегом #разборОтSony.
Комментарии