Критический разбор фотографий от Сергея Гаврилова. Тема - «Чёрно-белая фотография».
С приходом цифровых технологий работа с цветом стала проще и гораздо интереснее. Однако многих все так же привлекает черно-белая фотография. В этом материале профессионал Sony Alpha Сергей Гаврилов анализирует работы и дает свои рекомендации, как получать наиболее интересные и грамотные черно-белые фотоизображения.
Работа 1.Автор: Денис Аксенов, @aksenov_dennis
Хороший черно-белый портрет с очень интересным освещением. По техническому исполнению выполнен грамотно - нет вылетов по экспозиции. Красиво реализована композиция в виде треугольника, и одновременно отчетливо присутствует ощущение движения. Очень здорово работает ткань и волосы. Под действием ветра они развиваются, и возникает драма. Здорово, что в нижней части снимка проходит в нерезкости земля. Это темное пространство обозначает контекст. Источником освещения выступает солнце, расположенное за спиной девушки. Оно создает хороший мягкий рассеянный свет на лице, а также эффектно подсвечивает ткань. Даже не буду предполагать, как эта работа выглядит в цвете, потому что желания увидеть ее цветной у меня не возникает.
Работа 2.Автор: Диана Кулигина, @divo_kuligina
Портрет красивой гламурной девушки. Изображение получилось очень эффектным. Пестрый фон (а он, несомненно, пестрый) размыт в нужной степени. В то же время его информативности вполне хватает для создания контекста. Несмотря на наличие большого количества деталей на фоне, они не слишком отвлекают внимание от главной героини. Отлично реализовано решение, основанное на контрасте белой блузки и черного пиджака, светлой кожи и темных волос. Кадрирование по кончикам пальцев мне не кажется критичным. Мощные части конструкции моста выступают в роли силовых элементов композиции изображения. Эти диагонали создают ощущение движения. Но главное, что у меня не возникает желания перевести изображение в цвет.
Работа 3.Автор: Ирина Агафонова, @agafonova_foto
Интересная жанровая работа. Отчетливо реализован один из принципиальных фотографических подходов — подсматривание. Безусловно, мы не говорим о чем-то противозаконном, скорее об отстраненности автора от сюжета, от происходящего, когда он выступает в роли независимого и невольного наблюдателя. Оптимальным инструментом в такого рода съемках выступает длиннофокусный объектив, и здесь использован именно такой. Красиво получился силуэт дерева, который пересекается с силуэтом рыбака. Поскольку силуэты неполные и присутствуют проблески солнца, мы можем видеть, что находится в руке у рыбака, какая фактура у дерева. На переднем плане удачно расположены в нерезкости листья и ветви. Фотографу повезло, что удочка параллельна дереву. Получится отличный контраст: фактурная кора дерева и тонкая, резкая, почти звенящая, удочка. Сам рыбак как часть природы — он такой же плотный и кряжистый.
Работа 4.Автор: Евгений Тимофеев, @juliet_tango_photo
На мой взгляд, эта работа более выигрышно смотрелась бы в цвете, то есть ее перевод в черно-белое представление я не вижу оправданным. Снимок сделан на закате, мы почти ощущаем тепло лучей заходящего солнца, и хочется увидеть именно желто-оранжевые цвета, а этого как раз нет. Может быть, автор хотел показать графический рисунок блузки в полоску, однако уверенного тонального решения не получилось - присутствует мягкость, поэтому странно видеть черно-белое изображение. Я бы предпочел цвет. Вообще нужно понимать, что фотографы часто переводят свои работы в черно-белое, когда не справляются с цветом, когда цвет на изображении выступает в качестве деструктивного элемента (одна из частых причин - ошибка в установках балансе белого). А здесь судя по объектам съемки (пейзаж, джинсы, рубашка), вряд ли были несочетаемые и деструктивные цвета.
Работа 5.Автор: Евгений Тимофеев, @juliet_tango_photo
Перевод этой работы в черно-белое представление более оправдан. Оставлять цвет особого смысла я не вижу. Здесь автору удалось создать очень хороший контраст между черными волосами модели и окружающим пространством в серо-белых тонах. И если само изображение стремится к светлой тональности, то волосы создают визуальный контраст между темными и серыми тонами. С точки зрения формальной композиции можно сделать замечание по поводу кадрирования по локтю. Однако, с одной стороны, лично я не стал бы к этому придираться, а с другой, именно такая нестандартная компоновка кадра создает ощущение легкой подсмотренности, как будто кадр сделан случайно, что он непостановочный. Наконец, воротник водолазки напоминает маску, за которой модель старается скрыть свои эмоции. То, что автор не боится нешаблонного кадрирования, вдохновляет. Любой уход от стандартной картинки интересен для зрителей. Только все эксперименты следует выполнять на основе фундаментальных знаний о композиции.
Работа 6.Автор: Алексей Андреев, @almandreev
Классический портрет с жестким светом на лице. Скорее всего снимок сделан на улице, и в качестве освещения использован свет от заходящего солнца или от накамерной вспышки, потому что ощущается именно жесткий точечный источник. Хороший взгляд, хорошо представлено лицо. Может быть, при обработке на компьютере стоило приподнять тональность, сделать яркость чуть больше, чтобы кожа была светлее, а не такая серая, как сейчас. Тем более хорошо видно, что перед съемкой визажист сделал макияж, то есть над фотографией тщательно поработали, она не является случайной, проходной. Наконец, можно придраться к грубоватой тени от носа (слева), к тому же она немного задевает глаз. Тень уходит не в складку над губой, а вглубь лица, по щеке - это не по правилам. В то же время лично меня это не смущает, и я бы не стал придираться.
Работа 7.Автор: Алексей Андреев, @almandreev
В работе реализовано интересное драматичное освещение, которое сразу привлекает зрителей. Узкий луч света, направленный по диагонали, освещает часть лица модели. Радует, что при наличии такого сильного акцента присутствует общий заполняющий свет, и в результате мы можем видеть остатки силуэта с красивой линией тонкой длинной шеи. Это визуально увеличивает, или даже вытягивает, картинку. Правда, для меня не очень очевидно, что нужно было оставлять так много пространства перед лицом модели, поскольку мы не видим ее взгляда. По моему мнению, следовало бы направить луч через кадр таким образом, чтобы он освещал глаза. Так более логично, но автор, видимо, решил, что его решение будет более таинственным. В цветном варианте я не вижу это изображение, поэтому дилеммы не возникает. Фотография напоминает кадр из фильма в стилистике нуар, где изображена главная героиня — женщина-вамп, из-за которой случаются преступления и разбиваются сердца. В любом случае работа со светом, которая проделана автором, интересна и заслуживает похвалы.
Работа 8.Автор: Анна Рябцева, @annarabtsava
Данную работу хочу отметить в подборке как лучшую. Она — победитель этого мини-конкурса. Прежде всего следует сказать про хорошую технику работы со светом. Автор умело обращается с тональностью, у него идеально выбран контраст изображения, когда сохраняются детали и в темных, и в ярких областях, и само изображение остается контрастным — видна разница между черным и белым. Жизнерадостная динамичная модель, бегущая по тропинке, выглядит органично. Видно, что она хорошо чувствует себя перед объективом фотоаппарата. Меня не смущает, что фигура в расфокусе и резкость наведена на травинки на переднем плане. Главное, что изображение создает ощущение молодости и динамики. Здесь больше про настроение и эмоции, а не про резкость на лице и глазах. Композиционным центром, который сразу привлекает внимание, является копна волос в ярком контровом свете на фоне темного леса. Скорее всего это освещение от закатного солнца. Работа напоминает фотографии прибалтийских мастеров 1970-х годов, сделанные на средний формат (на пленку). Искренние эмоции существуют вне времени и пространства. Это воодушевляет.
***
Все, кто желает принять участие в подобных обзорах, могут прислать свои снимки в социальных сетях в группах Sony Alpha Russia с хештегом #разборОтSony.
Комментарии