Тест зеркального фотоаппарата Nikon D90
Современные любительские зеркальные камеры по качеству файла и набору функциональных возможностей почти вплотную приблизились к флагманам. Ожидая поступления в редакцию фотокамеры, мы предполагали, что несмотря на принадлежность к любительскому классу, Nikon D90 не будет простым апгрейдом D80, а скорее всего станет носителем революционных решений, великолепно проявивших себя в D3, D700 и D300. Так ли это? Спросим у Александра Касперовича, приверженца продукции Nikon, с нетерпением ожидавшего новую камеру для творческих испытаний.
Зеркальный фотоаппарат Nikon D90
Технические характеристики
Матрица: CMOS (система очистки от пыли)
Размер: DX (23,6×15,8 мм)
Разрешение: 12,3 Мпикс. (4288x2848)
Кроп-фактор: 1,5х
Формат записи: NEF (RAW), JPEG
Светочувствительность: 200-3200 ISO (расширение 100-6400 ISO)
Видеосъемка: AVI, 640×424, 24 кадра/с; 320×216, 24 кадра/с; 1280×720, 24 кадра/с
Видоискатель: пентапризма, матовый экран типа В BriteView II
Площадь покрытия кадра: 96%
Дисплей: цветной TFT ЖК-дисплей, 3 дюйма 920 000 точек
Скорость съемки: до 4,5 кадра/с, в серии до 78 кадров JPEG, до 13 кадров RAW
Карты памяти: SD/SDHC
Вес: 620 г
Цена: $1050
Так уж случилось, что в своей фотографической практике мне доводилось работать аппаратурой разных уважаемых фирм. Но Nikon всегда стояла особняком.
Еще с пленочных времен продукция этой компании вызывала абсолютно у всех фотографов, даже отдающих предпочтение другим производителям, бесспорно оправданное уважение, недаром у многих из нас дома на стеллажах, на самом почетном месте стоят упакованные в специальные прозрачные хранилища наши старые верные друзья: поистине неубиваемые Nikon FM2 или F3, навевающие ностальгические воспоминания о пройденных огнях и водах и сами по себе являющиеся непререкаемыми образцами надежности.
Продолжая славные традиции, Nikon и сейчас уделяет огромное внимание удобству, качеству и прежде всего надежности своих изделий. В этом каждый из нас, работающий с аппаратурой этой прославленной фирмы, имел честь убедиться. Касается все это и камер любительских, и чем выше класс камеры, тем больше у нее в арсенале именно профессиональных функций.
С одной из них, а именно новым аппаратом Nikon D90, мы с вами и познакомимся. Я, как, вероятно, и вы все, жду от него приятных неожиданностей, которых были лишены камеры предыдущего поколения именно этой категории.
Приятные неожиданности
Итак, первые мои впечатления от новой камеры были вполне предполагаемыми: многие органы управления, меню да и сама эргономика камеры очень напоминают мне славный D300 (ну, может, корпус чуть компактнее).
Естественно, традиционное для любительских камер размещение кнопок и рычажков на задней и верхней панелях аппарата отличается от такового у профессиональных моделей, но структура меню практически идентична. Предлагаю для начала выяснить преемственность управления и найти какие-либо новые функции.
Заднюю панель занимает огромный 3-дюймовый монитор великолепной яркости, отображающий 100% кадра. Слева от него кнопки просмотра, ISO, увеличения и уменьшения масштаба снимка, кнопка баланса белого (в этом и состоит единственное отличие от D300: там на месте кнопки WB кнопка OK). На данной же камере кнопка ОК находится в середине джойстика, расположенного справа от монитора.
Также справа находятся кнопка Live View, рычажок блокировки выбора зоны фокусировки, кнопка Info и мультиселектор. По сложившейся традиции слева от видоискателя — кнопка удаления снимков, справа — кнопки блокировки фокуса и выбора функции, а также главный диск управления.
Верхняя панель: слева — диск выбора режимов, справа — панель управления, кнопки режима спуска, режима автофокусировки, поправки экспозиции, замера экспозиции, кнопка спуска и рычажок выключателя питания. Естественно, башмак для внешней вспышки, встроенная вспышка и, справа от видоискателя, регулятор диоптрийной настройки.
На передней панели: переключатель режимов фокусировки, кнопка отсоединения объектива, кнопка Fn, а также кнопка предварительного просмотра глубины резкости (очень нужная, на мой взгляд) и кнопка брекетинга.
Как я уже упоминал, меню D90 практически идентично меню D300, что лично я расценил как показатель серьезности намерений фирмы и продуманную преемственность от старших моделей. Нельзя не упомянуть и такой важнейший для каждого аппарата фактор, как количество гарантированных срабатываний затвора. Для нашей камеры он равен 100 тыс. срабатываний — заявка серьезная и сразу определяет сферу использования модели. Так что делайте первые выводы!
Естественно, в D90 присутствует очиститель сенсора от пыли — эта функция стала уже довольно обычной, а также новый для зеркальных камер режим видеосъемки, и достаточно качественный, между прочим, но режим автофокуса в нем не работает — резкость придется наводить вручную. Конечно, это не самая важная особенность нового аппарата, просто интересная функция.
Обратим внимание на наиболее важные качественные изменения по сравнению с аппаратом той же категории — D80. Увеличение разрешения матрицы до 12,3 мегапикселя требует значительного улучшения работы системы шумоподавления. Для всех современных аппаратов возможность съемки на высоких значениях светочувствительности является уже привычным делом, и здесь любительские камеры просто вынуждены догонять флагманские модели.
Дело в том, что получение качественный снимков при работе без внешних вспышек, с использованием только имеющегося на «площадке» света приобретает все более важное значение. Многие подготовленные фотолюбители, а также, к примеру, студенты факультета журналистики МГУ, где автор имеет честь преподавать, не всегда обладают полнокадровыми профессиональными камерами последнего поколения, но обожают снимать без «блицев».
Смогут ли они работать на высоких чувствительностях ISO, применяя бюджетные камеры? Помогут ли им сделать высококачественную съемку в любых условиях новейшие разработки компании Nikon? На эти вопросы я и попытаюсь ответить в ходе тестирования новой камеры Nikon D90.
Итак, мы начинаем
Сразу хочу заметить, что в испытаниях будет задействован один-единственный объектив — AF-S DX Nikkor 18-105 mm f/3.5-5.6G ED VR. Этот новый оптический инструмент был получен в московском представительстве Nikon вместе с камерой (предполагается, что она будет комплектоваться им в «китовом» варианте). От этого интерес к тестам только возрос: работу отличной профессиональной оптики мы с вами изучили вдоль и поперек, и можно обратить свой взор на новые бюджетные разработки.
Ведь не все смогут сразу же обзавестись парком профессиональных объективов от Nikon, а хорошая, предсказуемая работа даже недорогой оптики очень важна. В указанном объективе присутствует оптический стабилизатор изображения, что непременно поможет при съемках в неблагоприятных световых условиях.
И вообще впечатление от нового объектива довольно приятное (для никоновских объективов даже традиционное): качественная сборка, никаких люфтов, ход колец бесшумный и плавный. И лишь одно мне совершенно непонятно: почему байонетное крепление изготовлено из пластмассы? С целью удешевления?
Ну, не намного он стал бы дороже, если бы имел прочный металлический байонет. Одним словом, вопрос. Но я думаю, эту досадную техническую неувязку мы с вами благополучно переживем — главное, чтобы сбылось все, что мы с таким нетерпением от новой камеры ожидаем. Итак, прошу всех в студию!
Почему-то все мои тесты новой аппаратуры начинаются со студии. Поверьте, это совершеннейшая случайность! Тем не менее, это не так уж и плохо: можно сразу проверить точность установки баланса белого, увидеть работу оптики при съемке модельных и портретных сессий, оценить скорость и точность автофокусировки и т.д., а также провести тестовую съемку на высоких чувствительностях при недостаточном освещении, чтобы оценить эффективность системы шумоподавления.
На фото 1 запечатлен процесс работы стилиста с моделью. В комнате светят лампы накаливания небольшой мощности. Чувствительность 1600 ISO, стабилизатор включен. Визуально отличить полученный результат от снимков, сделанных для сравнения камерой D300, не могу: шумы на вполне приемлемом уровне, несмотря на множество темных участков изображения. Откровенно говоря, я был готов к такому отличному результату, так что D90 порадовала меня прямо с первого кадра.
Абсолютно точно зная цветовую температуру импульсных приборов, которыми укомплектована студия, выставляю ее на испытываемой камере. И здесь без неожиданностей — все точно, никаких цветовых отклонений. Так что я с воодушевлением начинаю первые тесты нового аппарата (фото 2, 3). Фокусируется камера очень быстро, «китовый» объектив ведет себя достойнейшим образом: хорошие резкость, детализация и контраст.
Ну, может, немного жестковат рисунок, но для оптики «на каждый день» это неплохо (можете в этом убедиться, взглянув на фото 4 и 5). Удобство работы с новой камерой превосходное, впечатление такое, что я уже много раз держал ее в руках: все линии, видоискатель, звук затвора очень напоминают D300, только вес камеры прямо-таки никакой, ну очень легкая («фотографиням» это должно понравиться!).
Так что для студийной работы аппарат подходит без всяких оговорок, заявляю об этом с полной ответственностью, так как студийная съемка — основной вид моей фотографической практики.
Прогулка по весеннему городу
Продолжая так отлично начавшиеся испытания, отправляюсь на московскую площадь Европы — место для тестов, на мой взгляд, удачное: здесь и реконструированный Киевский вокзал, очень интересный с дизайнерской точки зрения мост через Москву-реку и хорошие общие планы. Неравномерность освещения реки и светлых зданий, включая.
Дом правительства, как нельзя лучше подходят для оценки широты динамического диапазона матрицы, точности и корректности экспозамера, а также контурной резкости и детализации изображения, полученного при помощи тестируемого объектива.
Световой день уже несколько часов как прошел свою активную фазу: солнце невысоко, и время от времени его скрывают легкие, полупрозрачные облака. Это поможет оценить деликатность проработки освещенных и теневых участков снимаемых объектов, точнее, правильность воспроизведения их камерой.
По первым снимкам, сделанным на разных фокусных расстояниях (фото 6, 7, 8), вы можете оценить динамический диапазон Nikon D90: в светлых и темных участках изображения все детали сохранены, «выбитых» и «провальных» мест не наблюдается. Отмечаю точную и уверенную работу системы экспозамера. Выбран 3D-цветовой матричный замер, так как, по моему мнению, он наиболее правильно отображает действительность при работе в автоматической программе и режиме Р.
Поднимаюсь на мост через Москву-реку и, проходя по нему, отмечаю множество контрастных деталей, которые к тому же по-разному освещены: обилие стекла, которым закрыт мост, дает всевозможные отражения. Делаю несколько кадров (фото 9) и с удовлетворением отмечаю и здесь прекрасную и ровную работу экспонометрии.
Перейдя на другую сторону, снимаю общий план с видом на реку и Белый Дом. Освещение неравномерное, по планам даже разбитое, но и здесь новый Nikon не подвел: глядя на фотографию убеждаюсь в почти полной световой сбалансированности. Еще раз отмечаю великолепную резкость и хорошую геометрию объектива 18-105 мм, что от недорогой оптики, прямо скажем, не всегда ожидаемо (фото 10).
Примерно с этой же точки снимаю мост почти в контровом свете: нужно проверить проработку в затененных участках изображения. Все детали сохранены, контраст на хорошем, сбалансированном уровне (фото 11). Для визуальной проверки разрешающей способности объектива и оценки резкости в центре и по краям снимаю фрагмент фермы моста — и здесь также никаких нареканий (фото 12).
Удивительные открытия
Проверяем новый аппарат в режиме следящей автофокусировки и непрерывной съемки. Заявленная скорость у D90 — 4,5 кадра в секунду, что само по себе очень неплохо. Честно говоря, никаких иллюзий, учитывая заявленный класс нового аппарата, я не питал: почти все любительские камеры, даже при применении высококлассных объективов, дают при следящей фокусировке ощутимые сбои, а при непрерывной работе затвора и подавно.
Даже флагманские модели разных производителей в большей или меньшей степени страдают от этого технического недуга. Снимаю подряд три разных серии по пять кадров. По ощущениям, скорость непрерывной съемки действительно порядка 5 кадров в секунду.
Сразу просматриваю отснятый материал. О, чудо! Абсолютно на всех кадрах движущиеся объекты в безупречной резкости! Такие результаты нечасто встречаются и при съемке более совершенными аппаратами и объективами (фото 13, 14). Снимаю еще три серии — результат тот же. Совершенно удивительный и неожиданный итог! Так что испытания следящего фокуса и непрерывной съемки, а также качество объектива в этом режиме оцениваем на пять с плюсом!
Переполненный впечатлениями, спускаюсь в метро. По пути делаю последний кадр в полутемном подземном переходе на чувствительности 1600 ISO, еще раз проверяя камеру на шумы в сложных световых условиях.
Баланс белого был установлен автоматически, и несмотря на то, что освещались витрины люминесцентными лампами, результат вполне приемлемый (шумов это также касается). Еще раз убеждаемся в отличной работе камеры в режиме автовыбора баланса белого и делаем вывод, что чувствительность 1600 ISO для Nikon D90 является абсолютно рабочей, без каких-либо качественных ограничений (фото 15).
Приятные итоги
Подводим итоги наших испытаний. Мое субъективное мнение таково: в заявленном классе камера заслуживает отличной оценки по всем параметрам и должна уверенно занять свое место в кофре не только подготовленных фотографов, но и в качестве второй камеры (а в студии, может, и первой!) профессионалов, в том числе, учитывая безупречную работу в скоростном режиме и сверхточную следящую фокусировку, и фоторепортеров. Не могу назвать ее любительской: в моем понимании «любительские» вещи — это скорее просто дорогие игрушки, не более того.
А Nikon D90 к таковым ну никак не относится. И понятие «полупрофессиональная» тоже нехорошее. Ведь мы же не говорим: повар, портной, летчик, фотограф — «полупрофессионал»… Скорее эта камера для фотографов серьезных и подготовленных, а уж профессионал он или нет, не так уж и важно. Конечно, пластмассовый легкий корпус уступает по надежности «броне», к примеру, D3, но ведь и задачи у D90 немного другие.
Так что попробуйте новый аппарат, и я уверен, что на многих из вас он произведет такое же неотразимое впечатление, как и на меня! Удачных снимков и успехов вам, коллеги!
Редакция благодарит московское представительство Nikon за предоставленную для проведения испытаний аппаратуру.
Все съемки произведены в формате JPEG высокого разрешения.
Тесты в картинках
Кликнув по картинке, вы можете посмотреть увеличенное изображение. Выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии.
Фото 1. Освещение — настенные бра со слабыми лампами накаливания, автобаланс белого достаточно точно передал световые условия, шумы в изображении минимальны (f/4,0, 1/20 с, ISO 1600, фокусное расстояние 26 мм).
Фото 2. Основное условие — точно передать фактуру трикотажа. Объектив 18-105 мм блестяще справился с этой задачей (f/9, 1/125 с, ISO 200, фокусное расстояние 50 мм).
Фото 3. Аналогичный сюжет — детали, фактура, цвет в тенях и в светах безупречны (f/9, 1/125 с, ISO 200, фокусное расстояние 52 мм).
Фото 4. Крупный план. Прекрасная раскладка светотени и ненавязчивая передача структуры кожи лица (f/9, 1/125 с, ISO 200, фокусное расстояние 105 мм).
Фото 5. Резкость объектива просто удивляет, при увеличении видны малейшие подробности, неразличимые невооруженным глазом (f/9, 1/125 с, ISO 200, фокусное расстояние 105 мм).
Фото 6. Достаточно жесткое боковое освещение, тем не менее никаких провалов в тенях и в светах не наблюдается (f /10, 1/400 с, ISO 200, фокусное расстояние 50 мм).
Фото 7. Тот же объект, снятый с более близкой дистанции (f/10, 1/400 с, ISO 200, фокусное расстояние 50 мм).
Фото 8. Архитектурный фрагмент. Обычно в таких сюжетах излишне высветляется небо и теряются детали в тени. В данном случае тональность снимка близка к идеалу (f/8, 1/1000 с, ISO 400, фокусное расстояние 85 мм).
Фото 9. Предельно четкая картинка, особенно впечатляет изображение за стеклом (f/9, 1/320 с, ISO 200, фокусное расстояние 21 мм).
Фото 10. Городской пейзаж с дальним планом. Никаких претензий к качеству изображения. Общая тональность, контраст и передача деталей просто великолепны (f/9, 1/320 с, ISO 200, фокусное расстояние 48 мм).
Фото 11. Детализация изображения просто отличная, а ведь диафрагма почти полностью открыта (f/5,3, 1/400 с, ISO 200, фокусное расстояние 70 мм).
Фото 12. Точность наводки на резкость при открытой диафрагме на длинном фокусе безупречна (f/5,6, 1/100 с, ISO 200, фокусное расстояние 90 мм).
Фото 13. Снимок из серии, проверка следящего автофокуса (f/7,1, 1/800 с, ISO 400, фокусное расстояние 105 мм).
Фото 14. Еще один сюжет, снятый со следящим автофокусом (f/7,1, 1/800 с, ISO 400, фокусное расстояние 105 мм).
Фото 15. Сложное освещение и очень высокая чувствительность не помешали получить хорошее изображение. Шумы практически отсутствуют даже в тенях (f/5,6, 1/100 с, ISO 1600, фокусное расстояние 85 мм).
Комментарии