Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощь!

Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода вполне счастливы по этому поводу, потому что раньше обходились лишь «полукровкой»: макрообъективом  Fujinon XF 1:260 mm f/2.4 R Macro, выпущенным еще в далеком 2012 году. Почему «полукровкой»? Все очень просто: масштаб увеличения этой макролинзы всего лишь 1:2 (один к двум!), что выглядело довольно странно для топовой серии беззеркальных камер Fuji.

Текст и видео: Алексей Сорокин, пейзажный фотограф,

Предметное фото: Сергей Разин.

 

Получив новый макрик, с камеры мы его не снимали больше месяца, и готовы сразу же доложить об основных впечатлениях. Долгожданный макрообъектив на деле оказался не только превосходным стеклом для предметной съемки, но и отличным портретником: на открытой диафрагме f2.8 получается весьма приличное боке, а на самом портрете отчетливо видны мельчайшие детали. Для брутального лица с жесткой щетиной – в самый раз! Кроме того, умение полноценного макрика Fuji ловить автофокусом объекты и делать картинку предельно четкой и контрастной – выше похвал! С эмоциями, пожалуй, на этом закончим и приступим к изложению неопровержимых доказательств наших впечатлений.

Есть мнение, что 80 мм ( матрица APS-C) - это нестандартное фокусное расстояние для жанра макро, потому что классикой считаются 90мм и 100-105мм. Однако даже фокусные 80 мм дают достаточно пространства до объекта съемки, что позволяет зря не тревожить муравья или божью коровку, попавших в кадр крупным планом. А уж в студии, с нормальным импульсным или постоянным светом с таким макро вообще не будет никаких проблем.

Кстати, напомню, на кропнутом формате  APS-C реальное фокусное расстояние объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 составляет 120мм. Если и этого окажется мало, то можно докупить телеконвертеры XF 1.4XTC (добавит еще 112 мм при f4 или - 171 мм при f4 в 35 мм эквиваленте) или XF 2XTC WR (даст прибавку 160 мм при f5.6 или - 244 мм при f 5.6 в 35 мм эквиваленте).

А теперь о главном. Чтобы собрать доказательства в ту или иную сторону о качестве нового объектива Fuji, проведем тестирование по следующим направлениям: качество сборки, работа стабилизатора, скорость и точность автофокуса, резкость, наличие хроматических аберраций, сила виньетки и работа в контровом свете, а также мягкость боке. Вот тогда любой пользователь может вынести свой вердикт в отношении заявленных характеристиках объектива. А затем мы покажем свою галерею, отснятую на новую макролинзу.

 

Качество сборки

Объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 имеет отличный металлический влагозащищенный корпус. Исходя из диаграммы производителя, объектив имеет множество уплотнительных колец, защищающих от попадания пыли и влаги внутрь конструкции.

Тем не менее, нужно понимать, даже такому герметичному объекту не стоит показывать красоты всего подводного мира. Ключевое слово – «водонепроницаемый» относится не к озеру или морю, а к небольшому дождику или туману, в этом случае «ноги не промокнут» и внутренние линзы останутся абсолютно сухими. Для макрообъектива хотя бы такая степень герметичности очень важна, поскольку часто жучков-паучков приходится снимать рано утром, пробираясь по росе... А еще иногда случаются осадки с неба и даже - снежная зима.

Задний байонет, разумеется, металлический и с прекрасным чернением по кругу его внутренней части, что минимизирует отражения и лишние блики. На камеру байонет прикручивается в меру податливо и в меру жестко, после характерного щелчка объектив не люфтит, держится, как припаянный. Тут уж будьте уверены, Fuji не подведет – качество линзы, как всегда, на высоте!

Сбоку легко увидеть два переключателя: включение/отключение стабилизатора и управление дистанцией фокусировки. Можно выбирать три диапазона фокусировки: полный, макро (0,25-0,5 мм), усеченный (0,5 мм до бесконечности). Такой подход к фокусировке оптимизирует скорость наведения на резкость в разных ситуациях. Например, снимая портрет, имеет смысл отключить «забегание» фокуса в зону макро: здесь скорость автофокуса заметно ниже, чем в стандартном диапазоне. Мы отчетливо убедились, что в портретной съемке диапазон «макро» лучше отрезать: камера гораздо быстрее начинает реагировать на движения модели. 

 

На корпусе объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 установлено два кольца: одно широкое – для ручной корректировки фокуса, другое - узкое, расположенное возле байонета и предназначенное для регулирования диафрагмы с шагом 1/3 ступени. Вращая кольцо диафрагмы, четко слышно приглушенные дискретные щелчки, а вот плавных промежуточных значений в диафрагме нет.

Фокусное кольцо не только большое и хваткое, но и в меру упругое. Крутится оно плавно, без титанических усилий, что очень важно для макрообъектива. Время реакции автофокуса меняется в зависимости от выбранного диапазона и скорости вращения кольца. В этом есть и плюсы и минусы. Минус заключается в том, что нет единой скорости, под которую можно подстроиться и привыкнуть. С другой стороны, объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 понимает, насколько сильно нужно изменить фокус и, когда это надо, и прокручивает внушительные дистанции за мгновение.

Очень важно, что при наведении на фокус внешние части корпуса не выезжают, а потому они не будут пугать разных зверушек-пичужек растущим черным «носом» и «стеклянным глазом».

Однако нам не понравился один важный момент. Сразу бросается в глаза полное отсутствие в объективе контрольных шкал: как дистанции фокусировки, так и гиперфокала. Для серьезной макроработы «в поле» это может быть критичным минусом, потому что мгновенный взгляд на шкалы позволит быстро скорректировать настройки и сэкономить бесценные секунды.

Диаметр внутренней резьбы объектива довольно популярный - 62мм, что делает покупку фильтров беспроблемной и не очень накладной.

Диафрагма в новом объективе Fuji - девятилепестковая, закрывающаяся до f/22. Оптическая схема состоит из 16 элементов в 12 группах, включая один асферический элемент, один Super ED и три ED.

Передняя линза покрыта специальным флуриновым слоем. Если объяснять физическую суть, то скажу так: жидкость подобное покрытие не может намочить в принципе, а если по-простому, то так: любые капли влаги будут скатываться с линзы при малейшем наклоне, как роса с капустного листа. В общем, удалять пыль, убирать капли воды и даже жировые пятнышки с объектива довольно просто.

Стабилизатор

В объективе Fujifilm XF 80mm f/2.8 R установлен отличный стабилизатор, который по нашим прикидкам позволяет снимать с рук на выдержке 1/20-1/30, а при определенной сноровке и поправкой на брак – аж до 1/6. Производитель заявляет, что эффективность стабилизатора равна 5 ступеням. На практике, пожалуй, мы сумели добиться эффекта «четкий антисмаз» вплоть до 4 ступеней, хотя и не исключаем, что отдельные умельцы могут «прыгнуть и дальше». Словом, работа стабилизатора реально порадует многих фотографов, особенно при фотосъемке со слабым освещением.

Оцените сами по этому видеоролику:

Встроенный стабилизатор объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R имеет явно «мужской характер» - в работе он «жесткий», чем очень похож на объективы Tamron. Новый макрообъектив не сглаживает движение камеры, делая его плавным, а старается любой ценой удерживать картинку на своем месте. Такой подход к стабилизации значительно повышает эффективность при сильных, но не больших по амплитуде колебаниях – например, в случае, если вы оказались с камерой на телеге, трясущейся по брусчатке. Обратная сторона медали – такой принцип работы автофокуса мало пригоден для видеосъемки, потому что картинка начинает постоянно дергаться, что отчетливо видно на тестовом видеоролике.

Автофокус

Скорость автофокуса на редкость быстрая для такого объектива. Полный диапазон фокусировки он пробегает меньше чем за секунду. Причем, скорость фокуса почти не зависит от условий освещения. Даже в сумерках с фокусом нет проблем. Даже в портретной съемке с переключением диапазона фокусировки можно особо не заморачиваться: лучше, конечно, снимая людей, макро сегмент отцепить, но, если забыли, - ничего страшного, можете и не вспомнить, что забыли… А вот при макросъемки весь остальной диапазон наведения лучше сразу отключить - на макро дистанциях автофокус убегать на бесконечность и обратно не должен...

Кстати, автофокус работает почти бесшумно. Даже самые пугливые jumping spider (прыгающие пауки), которые устремляются на автора снимка от малейшего шороха, вряд ли на этот раз будут подняты по тревоге...

В живую скорость автофокуса на обычных и макро дистанциях можно оценить по этим видео:

При небольших перепадах дистанции фокусировка быстра и стабильная. Неоднородные по плану объекты (объемные ветки ели) не всегда наводятся по самым близким к объективу иголкам. Но это уже вопрос скорее к камере, а не к объективу.

Обратите внимание, мы попытались умышленно прицелиться в неконтрастный объект – снег. Камера в паре с объективом очень быстро поняли, что шансов навестись на резкость нет, и  перестали мучиться…

В целом же автофокус, хотя и не такой молниеносный, как на спортивных линзах, зато он оказался стабильным и весьма цепким.

Настоящие фанаты макро всегда фокусируются вручную, но, тем не менее, автофокус объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R на макро дистанциях тоже наводится отлично. Макроведы, автофокус вам в помощь! Это вполне рабочий инструмент для макросъемки. Мы специально устроили объективу еще и такую проверку: резко переводили его «взгляд» с макрообъекта на бесконечность к уходящему горизонту. Автофокус вслед за камерой мгновенно устремлялся в указанную даль на горизонте. Столь быструю реакцию автофокуса обеспечивает встроенный мотор, который одинаково шустро «гоняет» линзы в макро диапазоне и на удлиненной дистанции.

 

Наведение на резкость

Иногда лучше смотреть, чем говорить. Мы сделали несколько тестовых снимков, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько четко снимает полноценный макрообъектив Fuji. Приведенные ниже кадры сняты на разных диафрагмах, что, очевидно, заметно влияет на качество и скорость наведения. 

    

    

Тест фокуса с диафрагмой от f2.8 до f11 (слева направо)

 

Как видим, резюме получается таким: забудьте о проблеме с резкостью, если вы снимаете объективом Fujifilm XF 80mm f/2.8 R! Начиная с максимально открытой диафрагмы f/2.8, резкость в центре остается бритвенной. По краям четкость тоже прекрасная, причем, тоже начиная с открытой диафрагмы f/2.8. При меньшей диафрагме резкость по краям не увеличивается – ей расти попросту некуда! А пик четкости, как и положено, достигается на значении f/5.6. На отметке f/8 уже заметно проступает дифракция. При основательно закрытой «дырке» на f/11 резкость в центре заметно размывается, уже не такая острая, как на f/2.8, но остается вполне рабочей.

Хроматические аберрации

В RAW файлы, снятые на объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8, «зашивается» профиль коррекции. Мы не стали с ним бороться, а вот подавление аберрации и профиль объектива при конвертации отключили.

    

Тест на хроматические аберрации с диафрагмой от f2.8 до f11 (слева направо)

 

Как видим, никаких существенных аберраций даже на f/2.8 не наблюдается. Правда, заметен небольшой оттенок, но он убирается кликом «remove chromatical aberration» в Лайтруме. На диафрагмах f/4 и f/5.6 проблемы с аберрациями отсутствуют. В общем сплошная скукотища – ну, в самом деле, разоблачить совсем нечего…

Виньетирование

На открытой диафрагме f/2.8 заметна небольшая виньетка, которая правится профилем объектива в программе-конвертере. А, начиная с диафрагмы f/5.6, о проблеме виньетирования можно вообще забыть.

    

Виньетка на диафрагме f2,8, f4, f 5,6

Контровой свет и кома

Для проведения следующего теста нам пригодится мощный фонарик. Проверять будем, как поведет себя объектив Fuji XF 80mm f/2.8 R при ярком контровом свете.

Вот результаты для диафрагмы f/2.8

В целом, результат неплох. Зайцев объектив не словил, хотя работал без бленды. Небольшой эффект засветки проявился только в центральной части, зато результат по краям получился идеальным.

На диафрагме f/5.6 ситуация в центре стала немного лучше.

А вот на диафрагме f/11 уже появились «лучи» и засветка в центре становится более интенсивной

Итак, что же мы, посветив фонариком, в итоге выяснили? Просветление и оптическая конструкция объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R прекрасно справляется с зайцами и работа в контровом свете для него совершенно не проблема, особенно хорошие результаты получаются на диафрагме f/5,6.

Боке

Поскольку Fujifilm XF 80mm f/2.8 R - это два в одном: снимать с его помощью можно в жанре макро и в портретном жанре, то мы проверили, каким получается боке на разных диафрагмах. Как и ожидалось, самое мягкое и глубокое размытие фона получается на открытой диафрагме f2.8. И на двух последующих ее значениях боке остается довольно привлекательным для портретной съемки, особенно под открытом небом с большой глубиной обзора.

диафрагма f/2,8
диафрагма f/4
диафрагма f/5.6

Как видим, размытие получается достаточно плавным и приятным. Нет резких, обрывчатых переходов от четкого изображения в зону размытия.

 

                                                                                                                                                                                                                     Диафрагма f/2,8 и f/4

                                                                                                                                                                                                                  Диафрагма f/5,6 и f/8

Даже со сложными сценариями боке: с тонкими веточками и повторяющимися текстурами, с рисунком на заборе объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 R справляется  вполне достойно

Галерея

 

Тест Fuji 80mm Предметы журнал ФотоТехника

Тест Макрика 80mm 1Тест Макрика 80mm 2Тест Макрика 80mm 3Тест Макрика 80mm 4Fit 500_9.3 (2)Fuji-5 web 2Philips_9.2_webScarlett_0_DSF2374_FinalHoover-36Philips-10Panasonic-7StarWind-12Tefal-12Tefal-10СВЧ-Candy14.2_webСВЧ-Candy-20webСВЧ-Candy-21webполомойка-2

Посмотреть весь альбом


Тест Fuji 80mm Портреты журнал ФотоТехника

Web_Настенка-2Катя-МамаНастенка-8_2 (3)2 Настенка 3Анютик_SCarlett_1Леша-6webЯрослав-56чбКоляна-2webWeb_Катя

Посмотреть весь альбом


 

Выводы

Создание такой специфичной и дорогой линзы, без сомнения, был немалым риском для Fuji по нескольким причинам:

Во-первых, беззеркальная X система весьма специфична, и не факт, что подобный объектив сразу найдет массовый спрос. Для профессиональных предметных фотографов размер и вес камеры особого значения не имеют, поэтому им переходить на дорогие беззеркалки можно и не торопится. Для тех, кто снимает в «поле» насекомых, выбор беззеркальной системы тоже вопрос спорный: по цене беззеркального комплекта с топовым макриком можно купить полнокадровую зеркалку и подобным макрообъектив, и еще на вспышку останется…

Во-вторых, выпуск довольно непростого объектива - это испытание для инженеров, для репутации компании в целом. Серьезная линза по немалой цене предполагает полное отсутствие изъянов и компромиссов в надежности конструкции и качестве изображения. Каждая инженерная ошибка будет неудачей, малейший изъян расценят, как предательство.

А что же получается в сухом остатке? Первый риск - с массовым спросом, окончательно проявится лишь со временем. Пока тенденции на рынке развиваются явно в пользу Fuji. Но до сегмента беззеркальных камер пока не дошли «титаны зеркального мира» - Nikon и Canon. А что будет, когда дойдут? 

А вот с качеством нового объектива инженеры Fuji, на наш взгляд, не подкачали. Да, на выходе получилось довольной тяжелое и дорогое стекло, но отличного качества, в котором очень сложно найти реальный изъян.

Макрообъектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 R – это не игрушка, это настоящий рабочий инструмент, который покупается один раз и который будет много лет давать стабильный результат высокого качества. Так что, заметка для тех, кто уже снимает на камеры Fuji серии X: новый макрообъектив смело берите, не пожалеете!

 

Плюсы

Надежный корпус и влагозащита

Потрясающая резкость даже на открытой диафрагме

Практически нет аберраций

Быстрый, точный и почти бесшумный автофокус

Эффективный стабилизатор

 

Минусы

Не хватает шкалы фокусировки и гиперфокала

Высокая цена

Виньетка могла бы быть меньше

Технические характеристики

 

Полное название

Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro

Производитель

Fujifilm

Дата анонса

07.09.2017

Байонет

FUJIFILM X

Тип объектива

портретный

Фокусное расстояние

постоянное

Минимальное фокусное расстояние, мм

80

Диафрагма при мин. фокусном расстоянии

02.8

Минимальная дистанция фокусировки (м)

0.25

Ручной фокус

да

Макросъемка

да

Максимальный угол обзора (градусы)

20

Максимальное значение диафрагмы

22

Число лепестков диафрагмы

9

Число элементов

16

Число групп

12

Число асферических элементов

1

Число низкодисперсных элементов

4

Диаметр объектива (мм)

80

Диаметры светофильтра

62

Длина (мм)

130

Вес, кг

0.7

 

Тест Nikon D750: рыжий лис Патрикей хитро улыбнулся на камеру

Тест Nikon D750: рыжий лис Патрикей хитро улыбнулся на камеру

Тесты4 года назад
Ведущие производители фототехники всегда стремились создать универсальную зеркальную фотокамеру, иде...
Чья «дюймовочка» лучше снимает? Сравнительный тест фотокамер Canon, Panasonic и Sony с матрицами в 1 дюйм

Чья «дюймовочка» лучше снимает? Сравнительный тест фотокамер Canon, Panasonic и ...

Тесты4 года назад
В тесте речь пойдёт о четырех фотокамерах со светочувствительной матрицей размером 1 дюйм с разрешен...
Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nik...

Тесты1 год назад
Любите ли вы фокусное 85 мм так, как люблю его я, или вы просто еще не «научились его готовить»? Объ...
Фотографический тест: «Зеркальные» объективы с незеркальной камерой

Фотографический тест: «Зеркальные» объективы с незеркальной камерой

Тесты6 лет назад
В мае прошлого года компания Sony, известная своими нестандартными решениями в проектировании качест...
Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS 70D

Обзор и тест объектива Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM на фотоаппарате Canon EOS ...

Тесты2 года назад
Новейшая история объективов Sigma началась в сентябре 2012 года, когда рынку представили первые моде...
Тест и особенности Nikon D7500

Тест и особенности Nikon D7500

Тесты1 год назад
Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменал...
Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тест Nikon D500: вторая камера становится главной?

Тесты2 года назад
И что же, новое – хорошо забытое старое? В эру победившего полного кадра Nikon анонсирует D500 - кро...
Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 2

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 2

Тесты2 года назад
Обратите внимание, на небо, оно стало зернистым, а изображение - размытым. В общем, качество картинк...
Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 1

Смартфон Le Eco Pro 3: слоу-моушн видео 1

Тесты2 года назад
Смартфон Le Pro3 позволяет снимать слоу-моушн видео прям в камере. Разрешение при этом переходит в р...
Тест компактного фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-GF2

Тест компактного фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-GF2

Тесты7 лет назад
Фототехника в наши дни развивается настолько стремительно и непредсказуемо, что описывать камеры обы...
Nikon D5500: работа автофокуса в условиях динамичной съемки

Nikon D5500: работа автофокуса в условиях динамичной съемки

Тесты3 года назад
Если вы снимаете динамичную сцену, автофокус начинает цепляться за объект, временами промахиваясь. ...
Смартфон Le Eco Pro 3: ночная съемка 1

Смартфон Le Eco Pro 3: ночная съемка 1

Тесты2 года назад
Снимать на смартфон в 4К в ночное время не самая лучшая идея, тем более с таким меняющимся освещение...
Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К

Снимаем видео на Nikon D500: Автофокус и 4К

Тесты2 года назад
Съемка в режиме 4K. В Nikon D500 сняты все ограничения на съемку видео повышенной четкости. Вы может...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D Mark II

Тесты7 лет назад
Своими впечатлениями о полноформатной 21,1-мегапиксельной фотокамере EOS 5D Mark II делится наш эксп...
Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 6D: при съемке с большим перепадом контраста камера показала себя отлично, прорабатывая свет и тени

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 6D: при съемке с большим перепадом контр...

Тесты5 лет назад
Компания Canon имеет большой опыт в создании камер с размером сенсора 24×36 мм. Прежде всего хочется...
Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощь!
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить