По Карелии с Антоном Юшко
Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. За 35 лет работы фотограф и спелеолог Антон Юшко сфотографировал полторы сотни пещер по всему миру. Последние годы его особенно интересуют пещеры, расположенные в районе Северного Приладожья. Туда он и отправился для проекта Nikon.
— Как получилось, что спелеология и фотография увлекли вас в равной степени?
—Я родился и вырос в Крыму. Классе в пятом увлекся фотографией. Начал ходить в городской фотоклуб. Чуть позже увлёкся спелеологией. И со временем, чтобы как-то выделиться на общем фоне любителей фотографии, начал фотографировать пещеры, которых в окрестностях Ялты множество. После школы я поступил на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Но и во время учебы мне удалось продолжить путешествовать. При училище был организован туристический клуб «Пламя», в который я немедленно вступил, а потом еще и создал единственную в Вооруженных Силах СССР спелеосекцию. За годы учебы эта спелеосекция реализовала несколько экспедиций: в лабиринтные пещеры Западной Украины и карстовые системы Кавказа в районе Бзыбского хребта. Так что туризм, особенно экстремальные спелеопутешествия и фотография, у меня с детства шли рядом.
— В перестройку мне пришлось оставить военную карьеру. Я работал в различных СМИ, успешно занимался маркетингом и рекламой. Параллельно, для души, я организовывал экспедиционные проекты Русского географического общества. А в последнее время мне удалось совместить профессию и увлечение. Сегодня я работаю на стыке территориального брендинга и туризма: создаю образы территорий и разрабатываю новые маршруты, в том числе подземные. Фотоаппарат опять стал одним из моих главных инструментов.
— Вы любите фототехнику Nikon. Почему?
—Это, наверное, не столько любовь, сколько разумный выбор, который я сделал в результате проб и ошибок. Думаю, я перепробовал продукты практически всех ведущих производителей фототехники. Остановился на Nikon, потому что продукты этой марки надежные. Когда мне нужно было решать вопрос сменной оптики и работы в экстремальных условиях, я пришел к Nikon.
— Какие задачи вы ставили перед собой во время поездки в Карелию для проекта Nikon?
—Оговаривая общие параметры проекта, мы решили, что не будем уходить далеко от цивилизации. Мы выбрали хорошо знакомый мне район Северного Приладожья, около 300 км от Санкт-Петербурга. Это уникальное место, заброшенный мраморный карьер в посёлке Рускеала, где со времен Екатерины II добывался камень для архитектурных доминант Санкт-Петербурга. В частности, мрамором из этого карьера облицованы Исаакиевский собор, Мраморный портал Инженерного замка. Кстати, жители Санкт-Петербурга в последнее время активно стали туда ездить, во многом, благодаря «вирусному» распространению в соцсетях красивых рускеальских фотографий. Я один из тех фотографов, кто запускал и модерировал этот процесс.
—В рамках нашего с Nikon проекта мы посетили несколько мест, большая часть из которых мне хорошо известна. Но было в нашем маршруте и одно такое место, где я никогда не был, — пещера рядом с поселком Хийденсельга. Теперь я очень хочу вернуться туда еще раз, но не столько с фотографической, сколько с экологической миссией. Несмотря на свою компактность, эта пещера вполне может стать новой притягательной точкой в туристическом маршруте по Северному Приладожью. Мне хотелось бы привести ее в соответствие туристическим стандартам и передать под патронаж местным предпринимателям, чтобы они поддерживали ее пригодном для туристической эксплуатации состоянии.
— Вы посетили множество пещер. Какие из них вы в первую очередь рекомендовали бы туристам и фотографам-любителям?
— Сейчас Крым для россиян является одним из самых привлекательных направлений, поэтому я смело могу рекомендовать оборудованные и приспособленные для посещения туристами пещеры Крыма. Кроме этого, Саблинские пещеры под Петербургом — достаточно интересныйспелеомузей с особой эстетикой. Именно в оборудованных подземных объектах неподготовленный фотограф-любитель может сделать первые безопасные шаги во мраке, впервые почувствовать дух подземного мира. А вот если после этого «зов бездны» прозвучит по-настоящему сильно, то вторые и третьи шаги в темноту стоит совершить с надёжными спутниками из спелеоклубов в пещерах далёких от цивилизации.
— А Вы сами куда планируете съездить в ближайшем будущем?
— Очень хочу встретиться с коллегами, с фотографами, которые снимают подземный мир, на Международном Спелеологическом конгрессе в Австралии в 2017 году. На австралийском континенте тоже есть интересные пещеры. Например, фильм «Санктум» снимался в одной из австралийских пещер.
Кстати, в Австралию я и мои коллеги собираемся поехать именно с докладом о карельских подземных маршрутах, о тайнах и красотах рускеальских мраморных штолен. А начинались эти исследования именно с научных фотосессий, проведённых в экстремальных условиях с техникой Nikon.
Но вообще, в силу возраста, а мне уже 47 лет, я постепенно снижаю свою спортивную активность. Пещеры теперь завораживают меня своей научной глубиной. Сейчас я больше увлечен сбором материалов для путеводителя об оборудованных пещерах России. Фотографии, художественные и технические, – это базовый экспедиционный материал. Без них ни один научный отчёт не создать. Я ведь, помимо прочего, секретарь Спелеокомиссии Русского географического общества, так что развитие спелеологического туризма — моя непосредственная задача.
Комментарии