Синекдоха: сущность фотографии
Я пытался осилить Цезаря на уроке латыни в 10—м классе, когда впервые услышал термин «синекдоха» (пусть он и греческого происхождения) - это фигура речи, в которой часть чего-либо используется для описания целого (т.е. называется только часть, а целое подразумевается). Современным примером синекдохи может служить слово «тряпка» для обозначения одежды: «найди эти новые тряпки, которые я ношу». Или «сапоги на земле», когда речь идёт о солдатах, или «у неё классные диски», когда заходит разговор о машине. Хотя синекдоха, безусловно, является литературным приёмом, я всегда чувствовал, что её применение гораздо шире.
Автор: Michael Rubin (web-site, Instagram)
©Michael Rubin, башня Койт 3:15 (2015) — синекдоха знаменитого памятника.
Визуальная синекдоха
Мир вокруг нас богат визуальными данными, а фотография - это лишь прямоугольник, который мы используем, чтобы выхватить небольшой кусочек визуального пространства. Мы не показываем всё, мы показываем только то, что можем уместить в кадр. И мы ожидаем, что этот маленький кадр будет представлять собой нечто большее, чем просто фрагмент. В этом плане способность фотографии разрезать визуальное пространство позволяет действительно создать нечто поэтичное.
Вот фотография Адама Сэвиджа, держащего в руках свою удивительную копию Мальтийского сокола. Это достойный снимок на iPhone, стандартный вид репортажного портрета, однако слишком типичный и слишком очевидный. Чтобы получить более интересный портрет, мне не обязательно было снимать его лицо, хорошо освещенное, ясно передающее всё происходящее. Я просто мог бы сфотографировать его руки, из-за которых немного выглядывает статуэтка. Или профиль. Или тень. Это и есть визуальная синекдоха. Это не обязательно должен быть большой очевидный фрагмент, это может быть только часть, которую я использую для представления целого.
Адам Сэвидж и Мальтийский сокол (©Michael Rubin, 2008).
Конечно, это не является огромным открытием. Я был знаком с классическими фотографиями, такими как автопортрет Альмы Лавенсон (только её руки вокруг камеры), и даже портрет Пита Мондриана Кертеса, где изображены только его трубка и очки. Ниже представлены другие мои портреты, которые более поэтичны, как визуальная синекдоха. Таким образом, фотографии могут изображать наши предполагаемые объекты непосредственно, но они также могут быть синекдохами и изображать их более косвенно.
Монтажёр фильмов Кейт Сэнфорд (©Michael Rubin, 2015)
Художник Гронк (©Michael Rubin, 2015)
Временная синекдоха
Фотографии также отсекают крошечную долю секунды от бесконечного континуума, которым является время. Я могу использовать только 125-ю долю секунды, чтобы дать представление обо всём временном отрезке и описать все эти жизненные моменты — вечеринки, встречу друзей или мой обычный вечер.
Это работает и в более широком масштабе. Когда я в отпуске мне не нужно фотографировать всё, что я вижу, каждый день. Я не журналист, освещающий это событие. Это не моя работа. Я живу своей собственной жизнью. Мне не нужно быть прикованным к камере и переживать всё через этот фильтр.
Я могу сделать только несколько фотографий за один день, и они могут дать полное представление обо всём отпуске — несколько долей секунды, в которых умещаются две недели в Париже. Если вы захотите увидеть, как прошла моя поездка, вам не придётся просматривать кучу фотографий. Я отбираю 20… или даже всего 3…, публикую их в Instagram или вклеиваю в альбом. Они могут рассказать всю историю.
Временная синекдоха моей дочери, 2019г. После нескольких месяцев совместных тренировок настал момент её водительского экзамена. Мне понадобилося всего лишь один снимок, чтобы запечатлеть тот период нашей с ней жизни.
Так фотографии становятся культовыми. Подумайте обо всех великих репортажных фотографиях, которые, возможно, начинались как документирование какого-то момента.Например,флаг, поднятый на Иводзиме Джо Розенталя — изображение, которое впоследствии стало представлять что-то типично патриотическое, своего рода синекдоху.
Раньше я считал, что редакторская работа включает в себя поиск некой квинтэссенции среди множества снимков. Я пришел к убеждению, что любая фотография может хорошо передать суть человека или события, но именно процесс отбора - это то, что делает изображение культовым. Например, быть на обложке журнала Life или быть показанным в музее. Есть много правильных ответов, но вы выбираете один, и это может поднять фотографию на новый уровень.
Синекдоха — это сущность фотографии; фотографы постоянно выбирают кусочки пространства и времени, чтобы описать свой опыт. Это определяющий атрибут художественной формы. И как только вы полностью усвоите эту концепцию, она сделает ваши снимки более изобретательными и поэтичными. Попытайтесь!
Комментарии