Герт Верстрепен: бигуденские рыбаки
Герт Верстрепен родился в 1968 году в Бельгии, где и живет до сих пор. С детства вдохновленный черно-белыми фотографиями, он снимал архитектуру, пейзаж и улицы. Совсем недавно его интерес переключился на документальный жанр: рассказывать историю с помощью фотографии - это задача, за которую он берётся с особым удовольствием. Следуя свои порывам, он отправился в регион Пэи-де-Бигуден, где сопровождал бретонских рыбаков, документируя их тяжёлый труд.
Как вы справлялись с морской болезнью?
Меня не так легко укачать. Во время своей службы в армии я был матросом на борту военного корабля и смог получить некоторый опыт пребывания в море. Я многое повидал, включая сильные штормы. Не побоюсь сказать, что у меня «морские ноги».
Какой была ваша повседневная жизнь на рыбацкой лодке?
Я должен был быть на борту самое позднее в четыре часа утра. По своему опыту я знаю, что для предотвращения морской болезни необходимо хорошо поесть перед отплытием. Каждый раз я быстро завтракал, и ровно в четыре часа мы отправлялись в море. Траулер назывался «Ниагара» и имел в длину 15.5 метров, команда состояла из трех человек: капитана и двух матросов.
Примерно через 45 минут плавания и подготовки рыболовная сеть спускалась на воду. Тогда у нас появлялось некоторое время для отдыха на койках в трюме корабля. Через несколько часов мы собирали первый улов. Оказавшись на борту, рыбу тут же сортировали, а затем чистили на палубе. Как только рыба была очищена, а палуба вымыта из шланга, у моряков появилось время выпить чашечку кофе и что-нибудь поесть. Тем временем капитан искал новые районы для промысла.
Два матроса были очень хорошо подобраны. Работа на борту шла как отлаженный механизм и царила отличная атмосфера. Мы прибывали в порт около пяти часов вечера. Рыбу нужно было немедленно доставить на рыбный рынок, где она продавалась с аукциона, а дальше доставлялась покупателю.
Расскажите немного о регионе Пэи-де-Бигуден.
Пэи-де-Бигуден — известный регион в Бретани, который обязан своим названием традиционному головному убору, который носят местные женщины. Жители Пэи-де-Бигуден гордятся своей культурой, однако рыбацкий промысел постепенно угасает. Лодок становится все меньше и меньше. Найти подходящий персонал непросто, так как молодежь больше не хочет заниматься этой тяжелой работой.
С какими трудностями вы столкнулись во время фотосъёмки?
Работа на рыбацкой лодке всегда сопряжена с опасностью. Когда запускается рыболовная сеть и когда ее вытаскивают, происходит много суеты. Разбросанные цепи и веревки на палубе мешали мне передвигаться по борту и фотографировать. Мне приходилось постоянно сохранять равновесие и в то же время думать о сохранности моего фотоаппарата: морская вода особенно губительна для подобного рода техники. Из-за ограниченных размеров лодки было сложно найти подходящий ракурс. Приходилось все время быть сконцентрированным. Это было очень утомительно, но закончилось на позитивной ноте. Дружба, которую я получил от этих рыбаков, была невероятной.
Вы использовали технику Leica для этого проекта, как она показала себя в этих условиях?
Я брал с собой M9 и M10, которые показали себя очень хорошо. В частности, M10 использовалась в самом начале пути, когда было еще темно. Как только рассветало, я попеременно переключался между двумя камерами. На одной был установлен объектив 35-мм, на другой - 50-мм. Обе камеры имеют свои специфические качества, которые я в полной мере использовал в этом морском путешествии.
Почему вы выбрали чёрно-белый формат?
Я был очарован черно-белыми фотографиями с детства. Цвет сильно отвлекает. Используя монохромную палитру, я хотел максимально правдоподобно передать этот тяжелый труд. Думаю, мне удалось этого достичь. Цветные фотографии придали бы этому репортажу совершенно другое измерение. Люди смотрели бы воспринимали это по-другому.
Все фотографии ©Geert Verstrepen
Комментарии