Уильям Хелберн – человек идеи
Уильям Хелберн был американским модным фотографом, чьи работы помогли определить облик модной и рекламной фотографии в 1950-х и 1960-х годах. Хелберн родился в 1924 году на Манхэттене, учился в Лиге студентов-художников и некоторое время работал иллюстратором, но не видел себя в фотографии. Всё изменилось после того, как в 1942 году Хелберн поступил на службу в военно-воздушные силы США, не прошёл лётную школу и вместо этого получил квалификацию фотографа.
Вернувшись в Нью-Йорк и разочаровавшись в неудачной попытке запустить бизнес по аэрофотосъёмке, Кронер отправился на выходные кататься на лыжах, где увидел необычное для 1949 года зрелище — обнажённую женщину на снегу. Этой женщиной оказалась топ-модель Лиза Фонссагривс, позировавшая для тестовых снимков своему мужу-фотографу Фердинанду. Приглашённый в студию Фонссагривса на Манхэттене, Кронер привёл с собой Хелберна, и при поддержке известного фотографа молодые люди купили фотоаппараты, соорудили импровизированную студию и начали фотографировать начинающих моделей, в том числе будущих звёзд Голливуда Грейс Келли и Типпи Хедрен.
Знакомство с другими начинающими фотографами привело Хелберна и Кронера в «Лабораторию дизайна» — еженедельные семинары, которые проводил арт-директор Harper’s Bazaar Алексей Бродович. Они начали посещать занятия Бродовича вместе с современниками, включая Ричарда Аведона, Роберта Фрэнка, Ирвинга Пенна, Милтона Грина. Работая над собой как фотограф, Хелберн стремился «делать что-то по-другому», что вскоре привлекло внимание арт-директора и позволило получить заказ на десять страниц для Bazaar. С этого, по сути, и началась карьера Хелберна.
Хелберн также познакомился и подружился с Эйлин Форд, которая начала создавать то, что вскоре стало самым мощным и влиятельным агентством для моделей в мире. На протяжении десятилетий Форд отправляла Хелберну своих лучших моделей, в том числе Довиму, Джин Патчетт и Барбару Маллен в 1950-х годах и Санни Гриффин и Джин Шримптон в 1960-х. Моделям нравилось сниматься у Хелберна. Его весёлый, обаятельный характер покорил множество сердец, как и его мастерство, сдержанность и непревзойденная способность быстро концептуализировать и создавать уникальные образы.
Санни Гриффин, самая высокооплачиваемая модель в середине 60-х годов, рассказывает: «Он действительно знал, как сделать так, чтобы модель выглядела великолепно. С Биллом мне не нужно было беспокоиться об освещении. Многие фотографы фокусировались на текстуре вельвета, и ваше лицо могло выглядеть ужасно, но их это не особо волновало. И модель должна была быть предельно внимательной. С Биллом я могла самой собой. Я действительно чувствовала, что он меня понимал, он понимал, кто я такая. Я могла общаться с ним просто через объектив, это было весело, возбуждающе, сексуально и деликатно».
Где бы ни лежала рука модели на изображении, кокетливая, юмористическая аура, которую Хелберн создавал, работая со своими моделями, освещала созданные ими образы. Работая не покладая рук, Хелберн создал смелые, часто элегантные фотографии, которые вскоре украсили страницы таких журналов, как Harper’sBazaar, Life, Charm, Town and Country, McCall’s и Esquire. Большинство из них были представлены в полностраничных рекламных объявлениях, которыми пестрели журналы. Начиная с конца 1940-х годов Хелберн снимал некоторые из самых игривых и изобретательных рекламных кампаний XX века, зарождая идеи, работая с такими креативными арт-директорами, как Роберт Гейдж, Джин Федерико, Хельмут Кроне и Джордж Лоис.
Хелберн описывал свою эстетику как «шокирующую», поскольку во многих его работах возвышенное соседствовало с причудливым, представленным в ярких цветах и динамичных композициях. Другие работы отражали элегантность, утончённость его личности и вкуса. Успех означал работу на конкурентов, поэтому Хелберн часто не указывал своё имя в работах.
Талант Уильяма Хелберна создавать поразительные, неожиданные снимки помог сформировать образ Америки в 50-х и 60-х годах. Его работы воплощали в себе гламур и утончённость Манхэттена и юношеский дух послевоенного времени. Его любимые улицы Нью-Йорка были дополнением к его студии в таких классических снимках, как «Довима под Эль, Диор создаёт космополитичную драму» (1955), «Барбара Маллен в красном каноэ» (1957) и «Верхняя часть автобуса, Довима и Джин Пэтчетт для Harper’s Bazaar» (1958). Ослепительное воображение Хелберна отражает оптимизм и возможности того времени.
Когда в 1970-х годах журнальная реклама уступила место телевизионной, Хелберн постепенно переключился на кино и видео и начал снимать рекламные ролики, продолжая создавать модные и рекламные фотографии. За 30 лет Хелберн получил более 46 профессиональных наград. Он также участвовал в гонках на «Феррари» в Нассау, Себринге, Уоткинс-Гленне и Гаване, как за команду «Феррари», так и самостоятельно, хотя его команды никогда не занимали первые места. «Я не был быстрым гонщиком, - сказал Хелберн. - Я был быстрым фотографом-водителем». Уильям Хелберн умер в Коннектикуте в 2022 году в возрасте 96 лет.
Комментарии