Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура «Люди угля»

Профессиональный фотограф Максим Мармур 2016-2017 годы провел в угольных шахтах и разрезах России, чтобы вернуться с потрясающим портретом современной угольной промышленности. Амбассадор Nikon рассказывает о масштабном авторском проекте «Люди угля».

Полный обзор и тестовые снимки беззеркальной камеры Nikon Z7

00

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/100, ISO – 320
Фокусное расстояние – 55 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Можно сказать, «Люди угля» сами нашли своего фотографа. В 2016 году Сибирская угольная энергетическая компания пригласила меня проиллюстрировать годовой отчет для инвесторов: рассказать, что сделано, на что идут инвестиции, как развивается компания. Я должен был показать современную, яркую, технологичную, динамично развивающуюся компанию — одну из лучших в мире. Мне предстояло побывать на добывающих, перерабатывающих и транспортных предприятиях СУЭК по всей стране.

И, оказавшись на первом же разрезе, Тугнуйском в Бурятии, я был поражен мощью и величием человека, техникой циклопических размеров, масштабами, географией и размахом компании. Например, представьте ковш экскаватора объемом с трехкомнатную квартиру. И, конечно же, люди: простые люди, машинисты экскаваторов, горные мастера, водители Белазов… Увиденное совершенно шло вразрез с теми мыслями и идеями, которые я думал до поездки. Ничего удивительного, что в этот момент сработали мой журналистский азарт и 30-летний стаж — стало понятно, что параллельно с официальным заказом я буду снимать свою творческую историю.

01

Мультиэкспозиция
Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/400, ISO – 500
Фокусное расстояние – 200 мм
Камера – Nikon D810
Объективы – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR

02

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/250, ISO – 80
Фокусное расстояние – 125 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

За два года я побывал на 28 объектах в девяти регионах страны: Мурманск, Бурятия, Кемерово, Хабаровский край, Забайкалье, Дальний Восток, порт Ванино, Хакасия, Красноярский край. Самая длинная командировка длилась три недели. Это исключительно для повышения продуктивности в работе: Забайкалье, Хабаровский край и Дальний Восток. Из-за разницы во времени в 7-8-9 часов там комфортнее работать, привыкнув ко времени и акклиматизировавшись. На другие объекты обычно отводилось по 7-10 дней.

Творческую часть работы, в отличие от цветной съемки для отчета, я решил делать черно-белой. Потому что цветов в разрезах и шахтах немного: черный уголь, белая сланцевая пыль, серые стальные механизмы, горные комбайны… Чего, конечно, не скажешь о моей буре эмоций.

На первом же разрезе в Бурятии меня так захлестнуло от увиденного, что подхватило и понесло, вычеркнув сон и усталость. Хотелось увидеть все — рассветы и закаты над разрезом, работы на добыче и отсыпку отвалов, работу горно-обогатительной фабрики, подрывников и железнодорожное депо. В общем, объять необъятное и впихнуть невпихуемое. Съемочный день длился по 12-14 часов. И так на каждом новом месте, ведь каждый разрез выглядит по-разному, имеет свой характер, и твоя задача — понять его, подружиться с ним, и тогда он раскроется тебе во всей своей красе.

03

В компании действуют очень строгие меры безопасности. Наш с ассистентом рабочий день начинался так: ежеутренне на каждом разрезе и перед спуском в шахту мы проходили медосмотр, измеряли пульс, давление, дышали в трубочку. После чего строгий доктор выписывал справку «К работе допущен» и, сдав на хранение курительные принадлежности, мы отправлялись в разрез.

Работая над «Людьми угля» я узнал, что 74% территории Российской Федерации находится в зоне вечной мерзлоты, в том числе Забайкалье, которое вообще-то расположено южнее Москвы, и Хабаровский край. Мерзлота накладывает свои особенности. Например, в шахте Северной летом из-за подтаивания в шахте все время идет дождь и приходится откачивать около 5 000 кубических метров воды в час. Проходчики зачастую работают по грудь в воде.

Также в шахте недопустимо наличие синтетической одежды, она электризуется и может вызвать искры. Только хлопок. Это значит: никаких чехлов и сумок для оборудования. Так и идешь вдоль конвейерной ленты под дождем, прикрывая собой оборудование. Примерно через полчаса понимаешь всю тщетность этой затеи и просто идешь к местам работы проходчиков. К слову, все оборудование с честью прошло испытание водой и ничего не отказало.

04

Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/2000, ISO – 100
Фокусное расстояние – 80 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

05

Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/200, ISO – 80
Фокусное расстояние – 125 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Или, например, суперсовременный балкерный терминал неподалеку от города Ванино. Он славится тем, что там всегда плотный туман. И вот ты ловишь красивый кадр, и вдруг из тумана в полнейшей тишине появляется махина стакер-реклаймера. Они электрические и перемещаются совершенно бесшумно. Джордж Лукас, я думаю, позавидовал бы. Добавьте к этому огромные корабли класса Panamax, парящих серых цапель, и картинка сложится.

А в кузбасских шахтах Талдинская-Западная-2 и Котинская другая история: они относятся к категории сверхопасных по метану. Поэтому никакой речи об использовании импульсного света не могло быть. Встал вопрос: как светить. Пришлось в срочном порядке приобрести светодиодные панели.

Шахты в Кузбассе для предотвращения взрывов угольной пыли обрабатываются инертной пылью, и когда мы спускались, как раз шла такая обработка. Представляете себе сахарную пудру? Примерно так и выглядит инертная пыль, распыляется она тоннами с помощью мощнейших вентиляторов. И ты идешь вниз в белом густом облаке, вытягиваешь руку — и ладони не видать. Кругом шум механизмов, вроде светит фонарик, но дорогу приходится нащупывать резиновым сапогом. Поворот — и никого, пытаешься понять, куда же свернули сопровождающие. Кричишь, шум работающего оборудования заглушает крики, и не успевает прийти паника, как тебя нашли. Отлегло.

Шахтеры — Люди с большой буквы. Они привыкли к таким нагрузкам, невозможности дышать полной грудью, угрожающему потрескиванию крепи, темноте и пыли, пыли везде… Теперь я понимаю, почему, как только они садятся в дизель, который везет их наверх к выходу, они тут же засыпают с совершенно детским выражением на лице.

06

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/1250, ISO – 125
Фокусное расстояние – 130 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

07

Диафрагма – f/5
Выдержка – 1/200, ISO – 800
Фокусное расстояние – 58 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

За тридцать лет репортерской работы я не раз убеждался, что 80% успеха зависят от того, как ты подготовился к съемке, к поездке: какое оборудования взял, как оделся. На разрезах мы проводили на воздухе по 12-14 часов, в том числе и в мороз за -30С. Потому все было важно: каждая мелочь и деталь. В первую поездку в Бурятию я отправился без ассистента и с 45 килограммами оборудования. Вернулся, сам похудел на 4,5 кг. В общем, все было и просто и непросто, после всего пережитого мне дорог и нежно любим каждый кадр.

Проект я снимал при помощи камер Nikon D800 и D810. Основными рабочими объективами были AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Эти линзы я вообще с камер не снимал, так как съемка проходила в очень и очень недружелюбных к фототехнике условиях, когда смена линз крайне не рекомендована: пыль, грязь, вода, высокая влажность. Периодически к двум основным объективам добавлялся AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED, постоянно был со мной AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, и несколько раз я выезжал в разрезы с AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR.

Линзами 200-400mm и 500mm я, конечно, снимал со штатива. В остальное время обе камеры «жили» у меня на плечах. Функцию VR я не использую. Камеры у меня всегда работают в режиме следящего автофокуса, кнопкой «On» я только прерываю работу системы, останавливая автофокус, когда мне необходимо. Конечно, пригодилась высокая чувствительность камеры D810, особенно под землей, съемка на ISO 5000-10000 там норма. 

071

Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/8, ISO – 6400
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

08

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/200, ISO – 80
Фокусное расстояние – 122 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Работа проходила в сложнейших условиях, камеры без преувеличения прошли огонь, воду и медные трубы, но ничего у нас не потерялось, не разбилось, не сломалось, не отказало. После проекта я отдавал D800 в сервис на чистку матрицы, и даже пыли внутри камеры не было. Единственная потеря из техники за этот огромный период работы над проектом — вышедший из строя синхронизатор для вспышек Profoto, и то только потому, что мы забыли его в кармане брюк, сдали после смены в раздевалку, а когда спохватились, их уже постирали. Ну, достали, высушили, привели в порядок и работали дальше.

Объекты, на которых я работал, изначально определял заказчик, так что никаких особенных героев для творческой части я специально не выбирал. Это те люди, которые каждый день окружали меня на разрезах и под землей. Это живые, яркие, сильные личности. Они управляют и сотрудничают с машинами — это новый симбиоз человечества и созданной ими техники. Невзирая на суперсовременные технологии и прорывы в развитии горной техники, шахтерский труд по-прежнему очень тяжел, требует ответственности и самоотверженности. Лица людей на добыче угля — лица героев, капитанов, первопроходцев. Никакого кастинга не нужно было.

09

Диафрагма – f/6.3
Выдержка – 1/80, ISO – 50
Фокусное расстояние – 70 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

10

Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/200, ISO – 6400
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

На новом месте, как и в любом коллективе, поначалу рабочие относились ко мне очень настороженно. Но когда приходишь одетый в такую же форму, в такой же каске, с тем же самоспасателем через плечо, спускаешься с ними в шахту, проводишь бок о бок целую смену, естественно, к тебе начинают относиться с уважением. И потом, когда люди видят, что ты работаешь по 12-14 часов в сутки, что встречаешь на разрезах рассвет и провожаешь закат, что у тебя горят глаза, они зажигаются твоим азартом и начинают тебе всячески помогать.

11

Диафрагма – f/5.3
Выдержка – 1/1250, ISO – 160
Фокусное расстояние – 195 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR

12

Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/60, ISO – 1250
Фокусное расстояние – 70 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Обычный городской человек, и, к сожалению, даже СМИ, до сих пор представляют себе шахтера как стахановца, с отбойным молотком и фонариком. Да, эта профессия по прежнему остается одной из самых тяжелых, требующей всемерной физической отдачи и психической концентрации. Но добычу угля несправедливо изображают грязным, нарушающим экологию, производством. За последнее столетие шахтерский труд стал технологичнее, огромные машины заменяют людей на самых сложных участках работ. Шахтеры, я считаю, — братья космонавтов, им также приходится проходить через перегрузки и работать в условиях, запредельных для организма. И также как в космосе, шахтерская профессия требует сегодня образованности и точности выполнения задач.

Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств назвала «Людей угля» фотографической поэмой, посвященной героям профессии. Шахтеры и инженеры, операторы и наладчики технических комплексов, ремонтники, обслуживающий персонал — они ежедневно живут и проживают целые жизни на этом производстве. Надеюсь, мне удалось передать дух шахтерской «героики будней».

13

Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/400, ISO – 1250
Фокусное расстояние – 56 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

14

Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/20, ISO – 4000
Фокусное расстояние – 48 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Угля в наше время добывают в сотни раз больше, чем в «закопченные века». Эти разрезы видно из космоса, днем и ночью там бурлит жизнь. И я думаю, в наше время это сродни освоению новых планет: все — фантастическое, размеры машин, красота их металлических рук-клешней, подъемные мощности, высота колес… Сам дизайн этих механизмов будто срисован с эскизов научно-фантастического кино. Только планета, осваиваемая угольными компаниями, не Марс, не осколок драгоценной породы, летящий со скоростью миллиардов световых лет за пределами нашей галактики, а наша Земля.

Когда я на заре Перестройки начинал журналистскую карьеру, я работал в газете «Вечерний Омск». Там мы очень много снимали индустриальной фотографии. Уже тогда меня интересовала индустрия, человек труда. Мне кажется, сейчас в обществе есть особенный запрос на позитив, так как вокруг льется сплошная пропаганда всепоглощающей ненависти. Этим проектом, этим взглядом на шахтерскую профессию мне хотелось предложить обществу что-то другое, показать человека созидательного труда, со стержнем внутри, показать, что мы способны не только к разрушению и саморазрушению, но и к созиданию, это у нас получается блестяще.

15

Диафрагма – f/5
Выдержка – 1/30, ISO – 500
Фокусное расстояние – 29 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

16

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/200, ISO – 80
Фокусное расстояние – 110 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Первый показ экспозиции «Люди угля» случился в Краснодаре на Международном фестивале фотографии Photovisa-2016. В 2017 году после завершения всех съемок выставка предстала перед зрителями на итальянском фотографическом профессиональном форуме FIOF в Италии и прокатилась по итальянским городам. Позже под названием «Гордость России — шахтеры» с огромным успехом прошла в Москве в ЦДХ. Фотографии пришли посмотреть 50 000 человек. С 2018 года экспозиция из 88 кадров отправилась в турне по угольным регионам России: Кемерово, Абакан, Красноярск, Хабаровск, Владивосток, Мурманск… В сентябре Англия, Пекин, фотофестиваль в китайском Пинъяо, и завершится выставочный марафон в конце 2018 года выставкой и презентацией книги в Москве.

Источник: https://nikonpro.ru/article/industrialnaya-fotografiya-lyudi-uglya-chast-1
Дайдо Морияма: окаменелость света и времени

Дайдо Морияма: окаменелость света и времени

Фотохудожники1 год назад
Известный своими снимками, изображающими крушение традиционных ценностей в послевоенной Японии, япон...
Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Фотохудожники12 лет назад
Творчество легендарного петербургского фотографа Бориса Смелова вызывает интерес у искусствоведов, к...
10 любимых фотографий Сергея Максимишина

10 любимых фотографий Сергея Максимишина

Фотохудожники6 лет назад
Сергей Максимишин учился в Ленинградском политехническом институте на кафедре экспериментальной ядер...
Белла Котак: заколдованные царства и цветочные мечты

Белла Котак: заколдованные царства и цветочные мечты

Фотохудожники1 год назад
Используя текстуры и цвета природного мира, Белла Котак создает очаровательные фотографии с изобилие...
Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

Фотохудожники10 лет назад
На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Август...
Обзор фоторабот Александра Гронского

Обзор фоторабот Александра Гронского

Фотохудожники12 лет назад
Пейзаж как слепок мира Александра Гронского. Родился в 1980 году в Таллине (Эстония). С 2006 года ж...
Поразительная и загадочная: фотография Лилли Уотерс

Поразительная и загадочная: фотография Лилли Уотерс

Фотохудожники1 год назад
Вдохновленная древними мифами, растущим экологическим кризисом и опытом жизни в женском теле среди о...
Вадим Гиппенрейтер — наше все

Вадим Гиппенрейтер — наше все

Фотохудожники12 лет назад
К Вадиму Гиппенрейтеру собиралась словно на первое свидание: волновалась, нервничала, опаздывала. Мы...
Ирвин Пенн - последний классик

Ирвин Пенн - последний классик

Фотохудожники8 лет назад
В Нью-Йорке в возрасте 92 лет умер Ирвин Пенн — легендарный фотограф. XX века, внесший колоссальный ...
Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»

Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»

Фотохудожники12 лет назад
Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живет в...
Фотограф Артем Житенёв: страшный человек — уличный фотограф!

Фотограф Артем Житенёв: страшный человек — уличный фотограф!

Фотохудожники10 лет назад
Артем Житенёв родился в Москве. Фотография окружала его с детства. Отец не расставался с фотокамерой...
Визуальные истории Джулии Фуллертон-Баттен

Визуальные истории Джулии Фуллертон-Баттен

Фотохудожники1 год назад
Джулия Фуллертон-Баттен - фотограф, известная своими кинематографичными визуальными повествованиями,...
Фотограф Анни Лейбовиц: жизнь как фотография

Фотограф Анни Лейбовиц: жизнь как фотография

Фотохудожники12 лет назад
Для современной американской фотографии имя Анни Лейбовиц (Annie Leibovitz) является знаковым. Пожал...
Дикий мир Сергея Горшкова. Часть 1

Дикий мир Сергея Горшкова. Часть 1

Фотохудожники8 лет назад
Сергей Горшков - известный фотограф снимающий Дикую Природу труды которого можно увидеть в журналах ...
Наталья Нейгауз: фотопроект «Антракт».

Наталья Нейгауз: фотопроект «Антракт».

Фотохудожники1 мес. назад
Оторванная от пространства, времени и любого конкретного местоположения, фотограф Наталья Нейгауз за...
Индустриальная фотография. Проект Максима Мармура «Люди угля»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить