Цифровая камера: об автоматике и автоматизации

Современные камеры достаточно умные. Слишком умные. Непозволительно умные! Современные камеры обучены делать все за фотографа! Разве что композицию не строят. Хотя такие вспомогательные функции, как встроенные в дисплей или электронный видоискатель обозначения третей или же линии золотого сечения, бесспорно, и эту задачу облегчают. Камера сама наводится на резкость, сама определяет выдержку и диафрагму, значение ISO и баланс белого цвета. Только кнопку сама не нажимает, если не учитывать возможность спуска затвора по таймеру. Хорошо это? Конечно! Но только для обывателя-кнопконажимателя, которому совершенно незачем углубляться в художественные и технические аспекты фотографии и которому нужно просто задокументировать определённый момент, и, желательно, в хорошем качестве. То есть – не фотографу. С фотографами же дело обстоит сложнее. Тут, как описано в моей статье о муках выбора, всё зависит от поставленных задач. Я постараюсь разобрать ситуацию с позиции студийного фотографа, а заодно затронуть и некоторые другие  аспекты жанров, с которыми я так или иначе знаком.  

Текст: Алексей Федюков

Начнём, пожалуй, с моего отношения к автоматике. Я ей не доверяю. То есть, это хорошо, конечно, когда автоматика делает за меня рутинную работу, но контролировать, я считаю, её нужно обязательно. И доверять этой самой автоматике можно только решение тех задач, с которыми она, если и не справится сама, справитесь вы при дальнейшей постобработке.

К примеру, я могу доверить камере самой управлять балансом белого цвета или, если снимаю с естественным или постоянным искусственным освещением, экспозамером в режиме приоритета диафрагмы. В случае если камера ошибётся, я могу эту ошибку исправить в редакторе. Лучше посидеть 10 минут за компьютером, чем потерять кадр совсем, пытаясь в ручном режиме подобрать оптимальные настройки для быстроразвивающегося сюжета.

А, вот, фокусировку и управление диафрагмой я камере не доверю никогда! Тут уж, если случится ошибка – она станет непоправимой. Кадр будет потерян. Вы когда-нибудь пробовали исправить глубину резкости или сделать резким изображение, заведомо снятое вне фокуса? И не пробуйте! 
Кроме прочего, мне, как студийному фотографу, вообще большинство автоматизированных функций не нужны. Работа в студии, как правило, вдумчивая и неспешная. Всегда есть время поправить то, что не поправлено и зафиксировать то, что не статично. А автофокус — не только без надобности, но иногда даже вреден (например, при съёмке абстракций и сплошных фактур). 

Автоматическая фокусировка – это вообще отдельная большая тема. Мне удавалось снимать небольшие репортажи с мануальным стеклом фокусируясь вручную, но постоянно так работать я, конечно, не смог бы. Фоторепортёрам, анималистам и стрит-фотографам автоматическое управление фокусировкой необходимо, но и здесь существует определённая страховка и контроль. Ни один фоторепортёр, анималист или стрит-фотограф не станет делать один единственный кадр с блокировкой точки фокуса, а  снимет серию в режиме следящего. 

Кстати, об анималистике. Мне и животных удавалось снимать без следящего автофокуса. Не только улиткурака или черепаху, но и своего шустрого кота и даже хомяка я снимал с полностью мануальным объективом, одним единственным кадром (я вообще серийной съёмкой не пользуюсь - не приобрёл такой привычки). И опять же: сложно. Постоянно я бы так работать не смог – бесспорно, нужно звать на помощь автоматику. Но только на помощь, а не для выполнения всей работы. Камера не сможет за вас проработать идею, построить композицию, выбрать правильный ракурс и задать нужную атмосферу в кадре. Все это делает фотограф, а автоматизация некоторых процессов позволяет ему сосредоточиться на художественных аспектах.  

Научитесь понимать вашу камеру – то, как она себя ведёт в разных условиях, какие функции отрабатывают идеально всегда, какие следует контролировать, а какими управлять вручную. Станьте лучшим другом своей камере, тогда и результат будет радовать и вас и ваших зрителей.

На этом всё. Творческих успехов.

Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки9 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Техника съемки6 лет назад
Стекло не станет выглядеть лучше, если вы направите свет прямо на него. Прямая подсветка всего лиш...
Пять приемов фотосъемки концертов

Пять приемов фотосъемки концертов

Техника съемки8 лет назад
Cъемки, обработка фотографий и проведение мастер-классов занимают почти все время. У моего соавтора ...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки6 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Видеосъемка на DSLR

Видеосъемка на DSLR

Техника съемки9 лет назад
Каждый, кто когда-либо занимался видеосъемкой, мечтал получить «киношную» картинку. Однако, по разны...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки6 лет назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки7 лет назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки8 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки7 лет назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка молнии

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка молнии

Техника съемки6 лет назад
Поразительная. Эффектная. Яркая. Сегодня речь пойдет о съемке молнии — одном из самых красивых приро...
Человек в кадре.

Человек в кадре.

Техника съемки8 лет назад
Джонни Хаглунд (Johnny Haglund) − норвежский фотограф, которого всегда привлекали дикие, удаленные о...
«Фото-Графия»: творим «кистью»!

«Фото-Графия»: творим «кистью»!

Техника съемки5 лет назад
Фотография – удивительное явление: в ней сам свет является инструментом создания изображений, наклад...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Полярное сияние

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Полярное сияние

Техника съемки5 лет назад
Полярное сияние, или северное сияние, или южное сияние, или аврора — потрясающее по красоте, захваты...
Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Техника съемки5 лет назад
Лоукостеры и хостелы подарили людям возможность экономно путешествовать на любые расстояния, а Insta...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки7 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Цифровая камера: об автоматике и автоматизации
Алексей Федюков

Комментарии

Отправить