Цифровая камера: об автоматике и автоматизации

Современные камеры достаточно умные. Слишком умные. Непозволительно умные! Современные камеры обучены делать все за фотографа! Разве что композицию не строят. Хотя такие вспомогательные функции, как встроенные в дисплей или электронный видоискатель обозначения третей или же линии золотого сечения, бесспорно, и эту задачу облегчают. Камера сама наводится на резкость, сама определяет выдержку и диафрагму, значение ISO и баланс белого цвета. Только кнопку сама не нажимает, если не учитывать возможность спуска затвора по таймеру. Хорошо это? Конечно! Но только для обывателя-кнопконажимателя, которому совершенно незачем углубляться в художественные и технические аспекты фотографии и которому нужно просто задокументировать определённый момент, и, желательно, в хорошем качестве. То есть – не фотографу. С фотографами же дело обстоит сложнее. Тут, как описано в моей статье о муках выбора, всё зависит от поставленных задач. Я постараюсь разобрать ситуацию с позиции студийного фотографа, а заодно затронуть и некоторые другие  аспекты жанров, с которыми я так или иначе знаком.  

Текст: Алексей Федюков

Начнём, пожалуй, с моего отношения к автоматике. Я ей не доверяю. То есть, это хорошо, конечно, когда автоматика делает за меня рутинную работу, но контролировать, я считаю, её нужно обязательно. И доверять этой самой автоматике можно только решение тех задач, с которыми она, если и не справится сама, справитесь вы при дальнейшей постобработке.

К примеру, я могу доверить камере самой управлять балансом белого цвета или, если снимаю с естественным или постоянным искусственным освещением, экспозамером в режиме приоритета диафрагмы. В случае если камера ошибётся, я могу эту ошибку исправить в редакторе. Лучше посидеть 10 минут за компьютером, чем потерять кадр совсем, пытаясь в ручном режиме подобрать оптимальные настройки для быстроразвивающегося сюжета.

А, вот, фокусировку и управление диафрагмой я камере не доверю никогда! Тут уж, если случится ошибка – она станет непоправимой. Кадр будет потерян. Вы когда-нибудь пробовали исправить глубину резкости или сделать резким изображение, заведомо снятое вне фокуса? И не пробуйте! 
Кроме прочего, мне, как студийному фотографу, вообще большинство автоматизированных функций не нужны. Работа в студии, как правило, вдумчивая и неспешная. Всегда есть время поправить то, что не поправлено и зафиксировать то, что не статично. А автофокус — не только без надобности, но иногда даже вреден (например, при съёмке абстракций и сплошных фактур). 

Автоматическая фокусировка – это вообще отдельная большая тема. Мне удавалось снимать небольшие репортажи с мануальным стеклом фокусируясь вручную, но постоянно так работать я, конечно, не смог бы. Фоторепортёрам, анималистам и стрит-фотографам автоматическое управление фокусировкой необходимо, но и здесь существует определённая страховка и контроль. Ни один фоторепортёр, анималист или стрит-фотограф не станет делать один единственный кадр с блокировкой точки фокуса, а  снимет серию в режиме следящего. 

Кстати, об анималистике. Мне и животных удавалось снимать без следящего автофокуса. Не только улиткурака или черепаху, но и своего шустрого кота и даже хомяка я снимал с полностью мануальным объективом, одним единственным кадром (я вообще серийной съёмкой не пользуюсь - не приобрёл такой привычки). И опять же: сложно. Постоянно я бы так работать не смог – бесспорно, нужно звать на помощь автоматику. Но только на помощь, а не для выполнения всей работы. Камера не сможет за вас проработать идею, построить композицию, выбрать правильный ракурс и задать нужную атмосферу в кадре. Все это делает фотограф, а автоматизация некоторых процессов позволяет ему сосредоточиться на художественных аспектах.  

Научитесь понимать вашу камеру – то, как она себя ведёт в разных условиях, какие функции отрабатывают идеально всегда, какие следует контролировать, а какими управлять вручную. Станьте лучшим другом своей камере, тогда и результат будет радовать и вас и ваших зрителей.

На этом всё. Творческих успехов.

Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки7 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Техника съемки7 лет назад
Какое оборудование необходимо для создания небольшой предметной фотостудии? В этой статье я расскажу...
Уроки Розова: что может ваша камера?

Уроки Розова: что может ваша камера?

Техника съемки11 лет назад
Современная цифровая камера — настоящая кладовая знаний. Кто ими овладел, тот и фотограф. Ну, или по...
Единство и борьба противоположностей, или как нарисовать движение смешанным светом

Единство и борьба противоположностей, или как нарисовать движение смешанным свет...

Техника съемки7 лет назад
Недавно я выполнял работу для одного заказчика, после чего решил описать все технические детали этой...
Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Техника съемки7 лет назад
В этой статье опытный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon Дэвид Нотон поделился своими мыслями в о...
Уроки Розова: что такое вспышка? Часть 2

Уроки Розова: что такое вспышка? Часть 2

Техника съемки11 лет назад
Впервые я столкнулся с этим явлением, когда стал снимать со студийными вспышками. Счастливый молодой...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2

Техника съемки11 лет назад
Сколько раз, находясь в красивом месте, вы моментально доставали фотоаппарат и, расстреляв всю «обой...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 2

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 2

Техника съемки7 лет назад
Природные явления выглядят на снимках особенно живописно! Например, туманная погода — одна из любимы...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки10 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки10 лет назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Техника съемки6 лет назад
Лоукостеры и хостелы подарили людям возможность экономно путешествовать на любые расстояния, а Insta...
Фотосъемка всплесков воды - это просто!

Фотосъемка всплесков воды - это просто!

Техника съемки7 лет назад
Как увлекательно замораживать предметы в движении! Высокоскоростная фотография и вода составляют иде...
«Фото-Графия»: творим «кистью»!

«Фото-Графия»: творим «кистью»!

Техника съемки6 лет назад
Фотография – удивительное явление: в ней сам свет является инструментом создания изображений, наклад...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки7 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Абстрактная фотография

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Абстрактная фотография

Техника съемки7 лет назад
В основе абстрактной фотографии лежит восприятие не деталей и объектов, как в обычном изображении, а...
Цифровая камера: об автоматике и автоматизации
Алексей Федюков

Комментарии

Отправить