Цифровая камера: об автоматике и автоматизации
Современные камеры достаточно умные. Слишком умные. Непозволительно умные! Современные камеры обучены делать все за фотографа! Разве что композицию не строят. Хотя такие вспомогательные функции, как встроенные в дисплей или электронный видоискатель обозначения третей или же линии золотого сечения, бесспорно, и эту задачу облегчают. Камера сама наводится на резкость, сама определяет выдержку и диафрагму, значение ISO и баланс белого цвета. Только кнопку сама не нажимает, если не учитывать возможность спуска затвора по таймеру. Хорошо это? Конечно! Но только для обывателя-кнопконажимателя, которому совершенно незачем углубляться в художественные и технические аспекты фотографии и которому нужно просто задокументировать определённый момент, и, желательно, в хорошем качестве. То есть – не фотографу. С фотографами же дело обстоит сложнее. Тут, как описано в моей статье о муках выбора, всё зависит от поставленных задач. Я постараюсь разобрать ситуацию с позиции студийного фотографа, а заодно затронуть и некоторые другие аспекты жанров, с которыми я так или иначе знаком.
Текст: Алексей Федюков
Начнём, пожалуй, с моего отношения к автоматике. Я ей не доверяю. То есть, это хорошо, конечно, когда автоматика делает за меня рутинную работу, но контролировать, я считаю, её нужно обязательно. И доверять этой самой автоматике можно только решение тех задач, с которыми она, если и не справится сама, справитесь вы при дальнейшей постобработке.
К примеру, я могу доверить камере самой управлять балансом белого цвета или, если снимаю с естественным или постоянным искусственным освещением, экспозамером в режиме приоритета диафрагмы. В случае если камера ошибётся, я могу эту ошибку исправить в редакторе. Лучше посидеть 10 минут за компьютером, чем потерять кадр совсем, пытаясь в ручном режиме подобрать оптимальные настройки для быстроразвивающегося сюжета.
А, вот, фокусировку и управление диафрагмой я камере не доверю никогда! Тут уж, если случится ошибка – она станет непоправимой. Кадр будет потерян. Вы когда-нибудь пробовали исправить глубину резкости или сделать резким изображение, заведомо снятое вне фокуса? И не пробуйте!
Кроме прочего, мне, как студийному фотографу, вообще большинство автоматизированных функций не нужны. Работа в студии, как правило, вдумчивая и неспешная. Всегда есть время поправить то, что не поправлено и зафиксировать то, что не статично. А автофокус — не только без надобности, но иногда даже вреден (например, при съёмке абстракций и сплошных фактур).
Автоматическая фокусировка – это вообще отдельная большая тема. Мне удавалось снимать небольшие репортажи с мануальным стеклом фокусируясь вручную, но постоянно так работать я, конечно, не смог бы. Фоторепортёрам, анималистам и стрит-фотографам автоматическое управление фокусировкой необходимо, но и здесь существует определённая страховка и контроль. Ни один фоторепортёр, анималист или стрит-фотограф не станет делать один единственный кадр с блокировкой точки фокуса, а снимет серию в режиме следящего.
Кстати, об анималистике. Мне и животных удавалось снимать без следящего автофокуса. Не только улитку, рака или черепаху, но и своего шустрого кота и даже хомяка я снимал с полностью мануальным объективом, одним единственным кадром (я вообще серийной съёмкой не пользуюсь - не приобрёл такой привычки). И опять же: сложно. Постоянно я бы так работать не смог – бесспорно, нужно звать на помощь автоматику. Но только на помощь, а не для выполнения всей работы. Камера не сможет за вас проработать идею, построить композицию, выбрать правильный ракурс и задать нужную атмосферу в кадре. Все это делает фотограф, а автоматизация некоторых процессов позволяет ему сосредоточиться на художественных аспектах.
Научитесь понимать вашу камеру – то, как она себя ведёт в разных условиях, какие функции отрабатывают идеально всегда, какие следует контролировать, а какими управлять вручную. Станьте лучшим другом своей камере, тогда и результат будет радовать и вас и ваших зрителей.
На этом всё. Творческих успехов.
Комментарии