«Фото-Графия»: творим «кистью»!

Фотография – удивительное явление: в ней сам свет является инструментом создания изображений, накладывая за долю секунды свои "мазки" красок разом на всё полотно сенсора или плёнки.
Но что мешает нам растянуть этот процесс по времени и сформировать образ снимаемой сцены по частям, последовательно подсвечивая отдельные фрагменты и оставляя другие в полной темноте при открытом затворе камеры?

С точки зрения физики – ровным счётом ничего:
важно лишь, чтобы приходящие в объектив порции света от каждого участка укладывались в пределы неких экспозиционных параметров (были без значительных недодержек или яркостных пробоев) и гармонично складывали собой итоговую картину.

Световая кисть, автор - Tom Fincher

"Слёт ветеранов" (световая ксить, автор - Tom Fincher)

Вот на этом простом принципе и построена такая увлекательная и художественно-выразительная техника, как "световая кисть".

Фотоаппарат, штатив, фонарик, и личный креативный заряд – это всё, что требуется для её реализации, а значит, поупражняться в данном приёме съёмки может фотограф любого уровня, получая при этом и вполне конкретный опыт работы со светом, и несомненное творческое удовольствие от ощущения себя в качестве настоящего художника!

А раз так, то ближе к делу!

Чтобы прочувствовать технику световой кисти и научиться предвидеть результат, начните с очень простых композиций. Возьмите не более трёх простых предметов обязательно с шершавой и фактурной поверхностью, составьте элементарный лаконичный натюрморт, расположив его на любой неглянцевой поверхности (ткань, мешковина, грубые доски). Если хотите, внесите какие-то мелкие дополняющие атрибуты (зёрна, орехи, сухие листочки и т.п.).

Почему именно с неблестящей поверхностью?  На начальном этапе так будет проще, поскольку при работе световой кистью все гладкие (и особенно – сферические) объекты буду "ловить" каждое положение источника света и множить хаотичные блики, которые всегда смотрятся очень плохо.

1. Установите аппарат на штатив, скомпонуйте кадр в соответствии со своим композиционным замыслом.

*(надеюсь, пока шла подготовительная суета, за окном стемнело, и можно приступать к самому интересному – съёмке!)

2. Поставьте выдержку аппарата на "В", ISO на самое минимальное значение (для большинства аппаратов – 100), диафрагму в зависимости от желаемой глубины резко изображаемого пространства (например, f/8), отключите автофокус и вручную сфокусируйтесь на своей инсталляции.

3. Проверьте, заряжен и исправно ли работает фонарик (он может быть любым:
хорошо, если есть возможность сведения луча в узкий поток – им можно рисовать более выверенные и экспрессивные картины, если нет – ничего страшного: "художественное полотно" получится и в этом случае. Галогеновый или светодиодный? Да на первых порах сойдёт любой: цветовую температуру снимка всегда можно будет скорректировать при постобработке в конверторе).

Теперь сделайте пробу – определите примерное время, в течение которого необходимо держать затвор открытым для прорисовки того или иного участка сцены с нормальной экспозицией (оно будет исчисляться целыми секундами):
возьмите фонарик в руку, выключите все источники света в вашей тёмной комнате, нажмите кнопку спуска на камере (затор откроется и останется в таком положении), осторожно переместитесь к сцене и, включив фонарик,  с расстояния примерно в 1 метр с бокового направления начните произвольно "прописывать" лучом выбранный объект, считая, например, до восьми. Выключите фонарь, вновь нажмите кнопку спуска (затвор закроется) и посмотрите результат на превью камеры. Если есть пробои (а для их визуализации лучше всего активировать режим клиппинга на аппарате), значит, время выдержки уменьшаем, если рисуемый фрагмент глухо невиден – увеличиваем.

Допустим, в итоге получилось,  что некий фрагмент сцены нормально прорабатывается за 6 секунд. Цифра, повторяюсь условная, и у вас будет своя из вашей пробы (к слову, если есть парный радиосинхронизатор или длинный тросик спуска затвора, используйте их, чтобы не бегать каждый раз к кнопке фотоаппарата).

И вот теперь, вооружившись необходимыми параметрическими данными, начинайте мыслить как светописец:

4. Наметьте себе главное направление как бы основного потока – пусть это будет воображаемое окно или софтбокс, который будет рисовать всю сцену (например, слева сверху) – и начинайте "оттуда" работать фонариком, формируя в пространстве соответствующий моделируемому источнику поток.

Отсчитали свой интервал, посмотрели, что вышло на превью, пошли "дописывать" неполучившиеся детали дальше, вновь открыв затвор (только ни в коем случае не сдвиньте штатив, иначе потом не сможете чисто совместить кадры).
А дальше точно также лишь слегка "подбейте" с других направлений глубокие тени, чтобы они не получились проваленными в ноль, и на этом всё.
Важно: не стоит лупить лучами во все стороны, создавая световой бардак, а также светить фронтально "от себя" – получится плоско и очень неинтересно.

Ну, и наконец (это уже п.5), остаётся только загрузить в редактор отснятый материал (в слои) и собрать единый "шедевр", выбирая наиболее удачный фрагменты из кадров и протирая их по маске.

Если новичкам такой подход кажется сложным, можно применить вообще одноходовый вариант:  

помятуя об установленном в пробе примерном времени нормальной экспозиции одного фрагмента, открыть затвор и сделать всего один кадр, просто последовательно освещая значимые для творческого замысла участки сцены (т.е. общее время экспозиции увеличится, но вы не будете бегать к камере и обратно и всё сделаете за один подход и без каких-либо последующих наложений кадров в редакторе). Этот способ, правда, менее предсказуем и не так гибок, но, зато, сколько простора для творчества он оставляет фотохудожнику!

В любом случае, без многих проб и ошибок не обойтись, но в них (а точнее, в их анализе) и заключается основа роста мастерства.

Больше снимайте, дерзайте, ломайте стереотипы, осваивайте новые приёмы, и удачи нам всем в этом замечательном времяпрепровождении!

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки3 года назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки4 года назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Техника съемки8 лет назад
В предыдущем номере нашего журнала была опубликована первая часть статьи Георгия Розова, посвященная...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки3 года назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Техника съемки3 года назад
Какое оборудование необходимо для создания небольшой предметной фотостудии? В этой статье я расскажу...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки5 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки6 лет назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Техника съемки3 года назад
Если вы хотите, чтобы фон идеально подходил для вашей фотосессии и при этом экономил бюджет – вы мо...
Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

Техника съемки3 года назад
В этой статье опытный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon Дэвид Нотон поделился своими мыслями в о...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки4 года назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки3 года назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки4 года назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки6 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых  пластинах.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых ...

Техника съемки4 года назад
Австрийский фотограф Маркус Хофштеттер (Markus Hofstätter) решил найти способ съемки макроснимков на...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки3 года назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
«Фото-Графия»: творим «кистью»!
Tom Fincher

Комментарии

Отправить