«Фото-Графия»: творим «кистью»!

Фотография – удивительное явление: в ней сам свет является инструментом создания изображений, накладывая за долю секунды свои "мазки" красок разом на всё полотно сенсора или плёнки.
Но что мешает нам растянуть этот процесс по времени и сформировать образ снимаемой сцены по частям, последовательно подсвечивая отдельные фрагменты и оставляя другие в полной темноте при открытом затворе камеры?

С точки зрения физики – ровным счётом ничего:
важно лишь, чтобы приходящие в объектив порции света от каждого участка укладывались в пределы неких экспозиционных параметров (были без значительных недодержек или яркостных пробоев) и гармонично складывали собой итоговую картину.

Световая кисть, автор - Tom Fincher

"Слёт ветеранов" (световая ксить, автор - Tom Fincher)

Вот на этом простом принципе и построена такая увлекательная и художественно-выразительная техника, как "световая кисть".

Фотоаппарат, штатив, фонарик, и личный креативный заряд – это всё, что требуется для её реализации, а значит, поупражняться в данном приёме съёмки может фотограф любого уровня, получая при этом и вполне конкретный опыт работы со светом, и несомненное творческое удовольствие от ощущения себя в качестве настоящего художника!

А раз так, то ближе к делу!

Чтобы прочувствовать технику световой кисти и научиться предвидеть результат, начните с очень простых композиций. Возьмите не более трёх простых предметов обязательно с шершавой и фактурной поверхностью, составьте элементарный лаконичный натюрморт, расположив его на любой неглянцевой поверхности (ткань, мешковина, грубые доски). Если хотите, внесите какие-то мелкие дополняющие атрибуты (зёрна, орехи, сухие листочки и т.п.).

Почему именно с неблестящей поверхностью?  На начальном этапе так будет проще, поскольку при работе световой кистью все гладкие (и особенно – сферические) объекты буду "ловить" каждое положение источника света и множить хаотичные блики, которые всегда смотрятся очень плохо.

1. Установите аппарат на штатив, скомпонуйте кадр в соответствии со своим композиционным замыслом.

*(надеюсь, пока шла подготовительная суета, за окном стемнело, и можно приступать к самому интересному – съёмке!)

2. Поставьте выдержку аппарата на "В", ISO на самое минимальное значение (для большинства аппаратов – 100), диафрагму в зависимости от желаемой глубины резко изображаемого пространства (например, f/8), отключите автофокус и вручную сфокусируйтесь на своей инсталляции.

3. Проверьте, заряжен и исправно ли работает фонарик (он может быть любым:
хорошо, если есть возможность сведения луча в узкий поток – им можно рисовать более выверенные и экспрессивные картины, если нет – ничего страшного: "художественное полотно" получится и в этом случае. Галогеновый или светодиодный? Да на первых порах сойдёт любой: цветовую температуру снимка всегда можно будет скорректировать при постобработке в конверторе).

Теперь сделайте пробу – определите примерное время, в течение которого необходимо держать затвор открытым для прорисовки того или иного участка сцены с нормальной экспозицией (оно будет исчисляться целыми секундами):
возьмите фонарик в руку, выключите все источники света в вашей тёмной комнате, нажмите кнопку спуска на камере (затор откроется и останется в таком положении), осторожно переместитесь к сцене и, включив фонарик,  с расстояния примерно в 1 метр с бокового направления начните произвольно "прописывать" лучом выбранный объект, считая, например, до восьми. Выключите фонарь, вновь нажмите кнопку спуска (затвор закроется) и посмотрите результат на превью камеры. Если есть пробои (а для их визуализации лучше всего активировать режим клиппинга на аппарате), значит, время выдержки уменьшаем, если рисуемый фрагмент глухо невиден – увеличиваем.

Допустим, в итоге получилось,  что некий фрагмент сцены нормально прорабатывается за 6 секунд. Цифра, повторяюсь условная, и у вас будет своя из вашей пробы (к слову, если есть парный радиосинхронизатор или длинный тросик спуска затвора, используйте их, чтобы не бегать каждый раз к кнопке фотоаппарата).

И вот теперь, вооружившись необходимыми параметрическими данными, начинайте мыслить как светописец:

4. Наметьте себе главное направление как бы основного потока – пусть это будет воображаемое окно или софтбокс, который будет рисовать всю сцену (например, слева сверху) – и начинайте "оттуда" работать фонариком, формируя в пространстве соответствующий моделируемому источнику поток.

Отсчитали свой интервал, посмотрели, что вышло на превью, пошли "дописывать" неполучившиеся детали дальше, вновь открыв затвор (только ни в коем случае не сдвиньте штатив, иначе потом не сможете чисто совместить кадры).
А дальше точно также лишь слегка "подбейте" с других направлений глубокие тени, чтобы они не получились проваленными в ноль, и на этом всё.
Важно: не стоит лупить лучами во все стороны, создавая световой бардак, а также светить фронтально "от себя" – получится плоско и очень неинтересно.

Ну, и наконец (это уже п.5), остаётся только загрузить в редактор отснятый материал (в слои) и собрать единый "шедевр", выбирая наиболее удачный фрагменты из кадров и протирая их по маске.

Если новичкам такой подход кажется сложным, можно применить вообще одноходовый вариант:  

помятуя об установленном в пробе примерном времени нормальной экспозиции одного фрагмента, открыть затвор и сделать всего один кадр, просто последовательно освещая значимые для творческого замысла участки сцены (т.е. общее время экспозиции увеличится, но вы не будете бегать к камере и обратно и всё сделаете за один подход и без каких-либо последующих наложений кадров в редакторе). Этот способ, правда, менее предсказуем и не так гибок, но, зато, сколько простора для творчества он оставляет фотохудожнику!

В любом случае, без многих проб и ошибок не обойтись, но в них (а точнее, в их анализе) и заключается основа роста мастерства.

Больше снимайте, дерзайте, ломайте стереотипы, осваивайте новые приёмы, и удачи нам всем в этом замечательном времяпрепровождении!

Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки2 года назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки1 год назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки2 года назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки2 года назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки4 года назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Съемка мужского портрета

Съемка мужского портрета

Техника съемки2 года назад
Этот совет от Nikon посвящен съемкам мужского портрета. Для создания мужского портрета нет особых о...
Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Мобильная фотография: 19 советов для успеха

Техника съемки1 год назад
Лоукостеры и хостелы подарили людям возможность экономно путешествовать на любые расстояния, а Insta...
Спецэффекты для предметной съемки: Победа будет за нами!

Спецэффекты для предметной съемки: Победа будет за нами!

Техника съемки1 год назад
Итак, друзья, делюсь небольшой личной приятностью! На ресурсе PhotoSky не так давно прошёл конкурс "...
Черно-белый взгляд на цветной мир

Черно-белый взгляд на цветной мир

Техника съемки2 года назад
Мир полон парадоксов. В пленочную эпоху советские фотолюбители снимали, в основном, только черно-бел...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки3 года назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Уроки Розова: что такое вспышка? Часть 2

Уроки Розова: что такое вспышка? Часть 2

Техника съемки6 лет назад
Впервые я столкнулся с этим явлением, когда стал снимать со студийными вспышками. Счастливый молодой...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Техника съемки2 года назад
Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми...
Техника Владимира Морозова: вино и блики

Техника Владимира Морозова: вино и блики

Техника съемки2 года назад
Иногда при съемке натюрморта вы можете получить интересный изобразительный эффект, добавив лёгкий ш...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки4 года назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки4 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
«Фото-Графия»: творим «кистью»!
Tom Fincher

Комментарии

Отправить