«Фото-Графия»: творим «кистью»!

Фотография – удивительное явление: в ней сам свет является инструментом создания изображений, накладывая за долю секунды свои "мазки" красок разом на всё полотно сенсора или плёнки.
Но что мешает нам растянуть этот процесс по времени и сформировать образ снимаемой сцены по частям, последовательно подсвечивая отдельные фрагменты и оставляя другие в полной темноте при открытом затворе камеры?

С точки зрения физики – ровным счётом ничего:
важно лишь, чтобы приходящие в объектив порции света от каждого участка укладывались в пределы неких экспозиционных параметров (были без значительных недодержек или яркостных пробоев) и гармонично складывали собой итоговую картину.

Световая кисть, автор - Tom Fincher

"Слёт ветеранов" (световая ксить, автор - Tom Fincher)

Вот на этом простом принципе и построена такая увлекательная и художественно-выразительная техника, как "световая кисть".

Фотоаппарат, штатив, фонарик, и личный креативный заряд – это всё, что требуется для её реализации, а значит, поупражняться в данном приёме съёмки может фотограф любого уровня, получая при этом и вполне конкретный опыт работы со светом, и несомненное творческое удовольствие от ощущения себя в качестве настоящего художника!

А раз так, то ближе к делу!

Чтобы прочувствовать технику световой кисти и научиться предвидеть результат, начните с очень простых композиций. Возьмите не более трёх простых предметов обязательно с шершавой и фактурной поверхностью, составьте элементарный лаконичный натюрморт, расположив его на любой неглянцевой поверхности (ткань, мешковина, грубые доски). Если хотите, внесите какие-то мелкие дополняющие атрибуты (зёрна, орехи, сухие листочки и т.п.).

Почему именно с неблестящей поверхностью?  На начальном этапе так будет проще, поскольку при работе световой кистью все гладкие (и особенно – сферические) объекты буду "ловить" каждое положение источника света и множить хаотичные блики, которые всегда смотрятся очень плохо.

1. Установите аппарат на штатив, скомпонуйте кадр в соответствии со своим композиционным замыслом.

*(надеюсь, пока шла подготовительная суета, за окном стемнело, и можно приступать к самому интересному – съёмке!)

2. Поставьте выдержку аппарата на "В", ISO на самое минимальное значение (для большинства аппаратов – 100), диафрагму в зависимости от желаемой глубины резко изображаемого пространства (например, f/8), отключите автофокус и вручную сфокусируйтесь на своей инсталляции.

3. Проверьте, заряжен и исправно ли работает фонарик (он может быть любым:
хорошо, если есть возможность сведения луча в узкий поток – им можно рисовать более выверенные и экспрессивные картины, если нет – ничего страшного: "художественное полотно" получится и в этом случае. Галогеновый или светодиодный? Да на первых порах сойдёт любой: цветовую температуру снимка всегда можно будет скорректировать при постобработке в конверторе).

Теперь сделайте пробу – определите примерное время, в течение которого необходимо держать затвор открытым для прорисовки того или иного участка сцены с нормальной экспозицией (оно будет исчисляться целыми секундами):
возьмите фонарик в руку, выключите все источники света в вашей тёмной комнате, нажмите кнопку спуска на камере (затор откроется и останется в таком положении), осторожно переместитесь к сцене и, включив фонарик,  с расстояния примерно в 1 метр с бокового направления начните произвольно "прописывать" лучом выбранный объект, считая, например, до восьми. Выключите фонарь, вновь нажмите кнопку спуска (затвор закроется) и посмотрите результат на превью камеры. Если есть пробои (а для их визуализации лучше всего активировать режим клиппинга на аппарате), значит, время выдержки уменьшаем, если рисуемый фрагмент глухо невиден – увеличиваем.

Допустим, в итоге получилось,  что некий фрагмент сцены нормально прорабатывается за 6 секунд. Цифра, повторяюсь условная, и у вас будет своя из вашей пробы (к слову, если есть парный радиосинхронизатор или длинный тросик спуска затвора, используйте их, чтобы не бегать каждый раз к кнопке фотоаппарата).

И вот теперь, вооружившись необходимыми параметрическими данными, начинайте мыслить как светописец:

4. Наметьте себе главное направление как бы основного потока – пусть это будет воображаемое окно или софтбокс, который будет рисовать всю сцену (например, слева сверху) – и начинайте "оттуда" работать фонариком, формируя в пространстве соответствующий моделируемому источнику поток.

Отсчитали свой интервал, посмотрели, что вышло на превью, пошли "дописывать" неполучившиеся детали дальше, вновь открыв затвор (только ни в коем случае не сдвиньте штатив, иначе потом не сможете чисто совместить кадры).
А дальше точно также лишь слегка "подбейте" с других направлений глубокие тени, чтобы они не получились проваленными в ноль, и на этом всё.
Важно: не стоит лупить лучами во все стороны, создавая световой бардак, а также светить фронтально "от себя" – получится плоско и очень неинтересно.

Ну, и наконец (это уже п.5), остаётся только загрузить в редактор отснятый материал (в слои) и собрать единый "шедевр", выбирая наиболее удачный фрагменты из кадров и протирая их по маске.

Если новичкам такой подход кажется сложным, можно применить вообще одноходовый вариант:  

помятуя об установленном в пробе примерном времени нормальной экспозиции одного фрагмента, открыть затвор и сделать всего один кадр, просто последовательно освещая значимые для творческого замысла участки сцены (т.е. общее время экспозиции увеличится, но вы не будете бегать к камере и обратно и всё сделаете за один подход и без каких-либо последующих наложений кадров в редакторе). Этот способ, правда, менее предсказуем и не так гибок, но, зато, сколько простора для творчества он оставляет фотохудожнику!

В любом случае, без многих проб и ошибок не обойтись, но в них (а точнее, в их анализе) и заключается основа роста мастерства.

Больше снимайте, дерзайте, ломайте стереотипы, осваивайте новые приёмы, и удачи нам всем в этом замечательном времяпрепровождении!

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки4 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки1 год назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки2 года назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки2 года назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки4 года назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 года назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Законы света: несколько простых советов, как лучше осветить стекло

Техника съемки1 год назад
Стекло не станет выглядеть лучше, если вы направите свет прямо на него. Прямая подсветка всего лиш...
Открываем сезон цветущих садов!

Открываем сезон цветущих садов!

Техника съемки1 год назад
Зима наконец-то отступила, и природа начала радовать нас теплой погодой и нежными цветущими растения...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки3 года назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Эффектный новогодний фон из мишуры.

Эффектный новогодний фон из мишуры.

Техника съемки2 года назад
Если в вашей коробке с новогодними игрушками есть мишура, то вы можете не только украсить ей ёлку, н...
Создание эффекта подводной съёмки

Создание эффекта подводной съёмки

Техника съемки2 года назад
Чтобы сделать фотографии под водой не обязательно иметь специальное снаряжение и выезжать к водоёму....
Взмах песочных крыльев

Взмах песочных крыльев

Техника съемки1 год назад
Как только спортсмен Вячеслав Красильников, профессиональный игрок по пляжному волейболу, присоедини...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 1

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка тумана. Часть 1

Техника съемки1 год назад
Природные явления выглядят на снимках особенно живописно! Например, туманная погода — одна из любимы...
Звездное небо: пять советов по съемке ночного неба

Звездное небо: пять советов по съемке ночного неба

Техника съемки4 года назад
Cозерцание звезд на ночном небосводе дарит нам по-настоящему волшебные мгновения. А теперь, благодар...
Самая большая камера в мире, построенная для съёмки поезда в 1900 году

Самая большая камера в мире, построенная для съёмки поезда в 1900 году

Техника съемки2 года назад
Эта камера была создана для одной единственной цели – съёмки поезда «The Alton Limited», который был...
«Фото-Графия»: творим «кистью»!
Tom Fincher

Комментарии

Отправить