Сергей Пономарев: от Мурманска до Чечни с беззеркальной системой Nikon

Pro фотограф Nikon фотожурналист Сергей Пономарев рассказал о своем опыте работы с беззеркальной системой Nikon. Какова роль техники в работе фотожурналиста и что для него особенно важно в камере, в чем преимущества беззеркальной системы для работы в жанре репортажа, каким должен быть универсальный комплект фотографа — об этом читайте в материале.

00

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/8
  • Выдержка: 1/1250
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 36 мм

Сергей снимал репортажи о военных конфликтах на Ближнем Востоке, а также о кризисе мигрантов в Европе. С 2003 по 2012 год он работал в одном из крупнейших международных информационных агентств Associated Press. С 2012 года фотограф сотрудничал с The New York Times, а также с другими изданиями, в том числе: Paris Match, Volkskrant, Stern, Figaro Magazine. В 2016 году Сергей, работая с командой The New York Times, получил Пулитцеровскую премию за освещение Европейского миграционного кризиса 2015 года. Фотографии, снятые в рамках этого проекта, также заняли первое место на конкурсе World Press Photo в категории «Общие новости».

В фотожурналистике важно, чтобы технику можно было оперативно включить и выключить Бывает, что во время съемки репортажа каждая минута на счету, поэтому камера должна включаться и срабатывать мгновенно. За 20 лет в профессии я успел поработать с совершенно разными камерами. В какой-то момент я начал снимать на Nikon и привык к технике этого бренда. 

Когда-то я работал в агентстве, и у меня был полный парк оптики другого производителя, но я ушел на фриланс, оставив все в той компании, и решил, что нужно начать с чистого листа.  Однажды я выиграл комплект техники Nikon на фотоконкурсе в Вильнюссе, и с тех пор у меня остался объектив AF-S NIKKOR 24-70 mm f/2.8G ED. К нему я и купил самую современную на тот момент камеру Nikon D810. 

Почему именно Nikon? Отчасти на мой выбор техники повлияла эргономичность камер. Кнопка включения на фотоаппарате находится рядом с кнопкой спуска — это удобно: включил камеру и сразу начал снимать. В длительных командировках, когда у тебя нет возможности подключиться к сети и зарядить аккумулятор, можно быстро, держа камеру в руках, включать и выключать ее, и таким образом экономить заряд батареи.

01

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/4.5
  • Выдержка: 1/1000
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 34 мм

Мое любимое фокусное расстояние — 35 мм. Фотограф Роберт Капа говорил, что если твои снимки недостаточно хороши, значит ты недостаточно близко. Но я нашел свое комфортное расстояние, с которого готов снимать происходящее. 

Я работаю, в основном, в диапазоне 24-70 мм, но самый мой любимый отрезок — 35 мм. На такой дистанции мои объекты съемок достаточно комфортно себя чувствуют, когда я рядом, и мне на этом расстоянии удобно общаться с ними. 

Это фото семьи из Чечни. Я зашел к ним в гости и просидел на их кухне минут 15-20. Когда они привыкли ко мне и перестали замечать, я начал снимать. Фокус был настроен на женщину, которая играет с ребенком. Но стоит обратить внимание на интересную проработку деталей при открытой диафрагме и эффект боке, который виден на лицах детей. У них мягкая, но очень приятная нерезкость, где читаются детали и настроения лиц.

02

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/125
  • ISO: 2000
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Фотожурналист проводит очень много времени со своими героями, поэтому ему нужно с ними сжиться, срастись.  Я не вожу с собой огромное количество техники: хожу с одной-двумя камерами и с установленным на них объективами: AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED, AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G или AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. И моя любовь к минимализму помогает мне быть незаметным. Естественно сначала все видят, что рядом есть фотограф, но, спустя какое-то время, если он не сильно привлекает к себе внимание, не сильно мешает, то люди в конце концов готовы к нему привыкнуть и впустить в свою жизнь.

У меня, отчасти благодаря камере, есть способность мимикрировать и становиться незаметным для своих героев и продолжать их снимать в естественной среде.  Как пример — этот кадр из Чечни. Дети катаются на качелях перед мечетью и комплексом «Грозный-Сити». Как обычно, я работаю незаметно, минималистично. Постоял, подождал, когда ко мне привыкнут, а потом подошел поближе и снял такой момент, когда ребята общаются с девчонками и флиртуют.

03

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/6.3
  • Выдержка: 1/400
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Путешествие из Мурманска в Чечню

Недавно вместе с командой The New York Times мы решили проехать от самых северных до самых южных регионов России, пообщаться с людьми, посмотреть, как и чем они живут. Если сравнить Россию, распространяющуюся от запада до востока и от севера до юга, то можно заметить, что у жителей западной и восточной России язык и диалект почти не меняется, а вот если взять север и юг, то диалект, на котором говорят в Мурманске либо в Карелии сильно отличается от языка, на котором говорят на Кавказе, в Чечне и в Дагестане. 

Мы подумали, что точно также может отличаться и жизнь россиян. Мы начали с Мурманска, садились на ночные поезда, проезжали ночь на поезде, высаживались, проводили пару ночей в новом городе и опять садились на поезд. Дальше были Соловки, затем Валдай, Воронеж, Ростов-на-Дону и Грозный в Чечне — семь городов, семь разных срезов России. Очень заставочный кадр получился про Соловки. Раньше на берегу стояла одна лодка, теперь поставили две. Вот детишки играют в ней и отчасти напоминают мне известный кадр из «Титаника».

04

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/10
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 29 мм

В путешествие от Мурманска до Чечни я взял с собой Nikon Z 7,  NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S и NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S. Звук затвора принципиален в репортажной съемке, и чем он тише, тем меньше тебя будут замечать, тем меньше он будет раздражать твоих героев. Поэтому моя основная камера — тихая Nikon D810.  В камере Nikon Z 7, которую я брал в путешествие с севера на юг России, я попробовал бесшумный режим. Он мне, конечно же, очень помог, когда приходилось снимать в закрытых помещениях, где звук затвора очень слышен, например в мечети во время молитвы, либо в школе.

Среди других достоинствах беззеркальной системы - высокая светочувствительность и широкий динамический диапазон. Создавая это фото (ниже), я не хотел, чтобы были засветы, поэтому я настраивал экспозицию по окнам. Все тени вытянулись уже при постобработке и детализация в этом кадре оказалась очень хорошая.

05

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/500
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Мне очень понравилось качество картинки Z 7 даже при высоком ISO. Я снимал крестный ход на Соловках поздно ночью: немного тусклого света от лампы соседнего фотографа, амбиентный свет от остатков заката и немножко света из окон — темнота. Этот кадр я делал, пятясь назад по неровной брусчатке, почти вприпрыжку, а монахи шли достаточно быстро, поэтому я выбрал максимально короткую выдержку, чтобы избежать шевеленки. При ISO 6400 и выдержке в 1/100 секунды кадр получился очень хорошим. Несмотря на то, что шумы убирались в фоторедакторе, картинка изменилась не так критично. В зеркальных камерах я выше ISO 2200-3200 никогда не шагал, потому что сразу видел, как будет теряться качество.

06

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/100
  • ISO: 6400
  • Фокусное расстояние: 32 мм

Следующий кадр сделан в Чечне. Здесь интересная контрастная и достаточно четкая проработка в ярких и темных местах, очень хороший динамический диапазон, который позволяет сделать из картинки все, что тебе нужно. Мы видим скудное освещение открытой кухни, но при этом можем прочесть все детали на лицах женщин и детей, которые находятся в тени. Когда я смотрел на это глазами, я видел просто темные силуэты. Я не знал, какая у героев мимика. И только посмотрев снимки на компьютере, я смог разглядеть и выбрал нужный мне кадр.  

07

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/3.2
  • Выдержка: 1/125
  • ISO: 2500
  • Фокусное расстояние: 32 мм

Мне также было очень удобно пользоваться экранчиком, который выдвигается. С D810 такой опции у меня не было. Выдвижной экран позволяет снимать не только с уровня глаз, но и с нижней точки.  Я редко когда снимал с нижнего ракурса, а теперь получилось, и очень хорошо: люди примерно в одной фазе, их ноги перпендикулярны руке Ленина, и так сложился ритм в этом кадре.

08

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/640
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 30 мм

Достаточно удобно было передвигаться с этой камерой. Она компактная, а мы много ездили, поэтому старались брать по минимуму вещей для того, чтобы можно было оперативно пересаживаться из поезда в такси. Где-то нужно было много идти. Nikon Z 7 я просто кидал в сумку-шоппер, и был совершенно незаметен. Мне было удобно, так как фоторюкзак и те сумки, которые обычно приходится носить привлекают внимание — сразу видно, что ты фотограф.

На рынок в Ростове-на-Дону я специально пошел утром, чтобы поймать интересный свет, пробивающийся через окна. Ко мне пару раз подходили охранники и очень мило спрашивали, кто я и зачем снимаю. А я объяснял, что пришел специально под этот свет. Они ответили: «Да у нас тут очень красиво». Работал без проблем, единственное, что попросили, не фотографировать людей без масок.

09

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/800
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 36 мм

Автофокус у камер Nikon давно стал еще лучше. Он не заставляет обращать на себя внимание: просто есть и работает. Скорость съемки меня не интересует, потому что я не снимаю сериями. Спортивных съемок у меня не было. А все остальные параметры  Nikon Z 7 по сравнению с ее зеркальными моделями были приемлемыми. Все те стандарты, которые есть у зеркальных систем, есть и в беззеркальной.

В финале материала — снимок, который мне нравится больше всех — оммаж фотографии Андреаса Гурски «99 центов». Нем отдел рынка, где люди торгуют всеми видами мяса, и ритм: полоски, товары, неотличимые от людей, и люди, неотличимые от продукции, все они одинаково красно-белые. 

10

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
  • Диафрагма: f/2.8
  • Выдержка: 1/160
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 28 мм

Источник: NikonPro

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика1 год назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика1 год назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Советы по фотосъемке с эффектом боке: руководство для начинающих

Практика2 года назад
Термин «боке» в японском означает «размытие» и используется для описания того, как выглядит часть из...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика1 год назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика2 года назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика1 год назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Практика6 лет назад
Больше всего Сергей любит фотографировать медведей. Он один из немногих фотографов, кому удалось под...
Грани времени семейного альбома

Грани времени семейного альбома

Практика9 лет назад
Однажды мне приснился сон: я, маленькая девочка, бегу по огромному зеленому полю. Ярко светит солнце...
Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…

Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как н...

Практика9 лет назад
Долгими зимними вечерами, когда за окном холодно и быстро темнеет, отчего на душе фотолюбителя стано...
Карточная игра: как фотографу получить все козыри?

Карточная игра: как фотографу получить все козыри?

Практика4 года назад
Потерять съемку, а следом за ней репутацию - страшно. Всем. С годами я избавился от паранойи, что ка...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2:  как создать черно-белый снимок из цифрового файла?

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2: как создать черно-белый снимо...

Практика9 лет назад
Итак, вы решили попробовать черно-белую фотографию «на вкус». Это правильное решение. Только так худ...
Новый взгляд на знакомые места

Новый взгляд на знакомые места

Практика7 лет назад
Оцените подборку снимков от фотографов Canon за этот месяц. На каждом снимке запечатлен уникальный и...
Фотосъёмка абстрактных портретов

Фотосъёмка абстрактных портретов

Практика1 год назад
В истории искусства человека успели выразить через множество абстрактных образов — от кубизма Пикасс...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика1 год назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Практика9 лет назад
Почти все традиционные жанры живописи в момент появления фотографии стали и ее традиционными жанрами...
Сергей Пономарев: от Мурманска до Чечни с беззеркальной системой Nikon
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить